Нормы деловой речи. Нормы деловой речи icon

Нормы деловой речи. Нормы деловой речи



НазваниеНормы деловой речи. Нормы деловой речи
Дата конвертации14.12.2012
Размер445 b.
ТипДокументы


НОРМЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ.

  • НОРМЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ.


Цель.

  • Цель нашего проекта – это узнать что такое деловой стиль, какие он имеет разновидности, выявить особенности устной и письменной формы деловой речи.



  • Деловой стиль - наиболее замкнутый из всех функциональных стилей.

  • Главной его черты – точность, лаконичность, конкретность, употребление слова только в прямом значении. Это связано с тем, что основная функция делового общения и деловых документов – информация о бесспорных фактах.







Для делового стиля характерны:

  • Для делового стиля характерны:

  • - нейтральный тон изложения

  • -точность и ясность изложения;

  • -лаконичность (краткость) текста;

  • -использование языковых формул;

  • -использование терминов;

  • -применение лексических и графических сокращений;

  • -преобладание простых распространенных предложений;

  • -употребление сложных рубрицированных перечислений.



Речевой штамп – вид стилистической погрешности, связанный с неоправданным использованием элементов делового или стершихся образных выражений публицистического стиля в рамках других функциональных стилей.

  • Речевой штамп – вид стилистической погрешности, связанный с неоправданным использованием элементов делового или стершихся образных выражений публицистического стиля в рамках других функциональных стилей.



^ К речевым штампам официально-делового стиля относятся: расщепление сказуемого (замена глагола глагольно-именным сочетанием), отыменные предлоги, универсальные слова, отглагольные имена существительные.

  • К речевым штампам официально-делового стиля относятся: расщепление сказуемого (замена глагола глагольно-именным сочетанием), отыменные предлоги, универсальные слова, отглагольные имена существительные.

  • К речевым штампам публицистического стиля относятся: слова и выражения, употребленные в переносном значении, слова-спутники, отдельные экспрессивные словообразовательные модели.


jpg" alt="">

Для офицально-делового стиля характерно использование :

  • Для офицально-делового стиля характерно использование :

  • слов-наименований лиц по действию, состоянию (квартиросъемщик, вкладчик).

  • собирательных существительных: выборы, дети, родители;

  • слов, называющих лица по их профессии, социальному статусу, отношению к различным, сферам трудовой деятельности: граждане, служащие;

  • слов-названий документов (объявление, доверенности, договор), сложносокращенных слов (Минфин, технадзор), канцеляризмов (поручитель, нижеподписавшийся), устойчивых сочетаний слов: доводить до сведения, принимая во внимание;





Лексические нормы деловой речи.

  • Слово деловой речи должно употребляться с учетом его лексического значения и стилистической принадлежности.



Основные лексические группы делового стиля:

  • названия деловых бумаг - заявление, инструкция, объяснительная (докладная) записка, справка, ходатайство.

  • название документов – паспорт, диплом, устав.

  • деловая и производственно-техническая терминология – снабжение, спецодежда, осмотр.

  • номенклатурные наименования (названия различных учреждений, должностных лиц): генеральная дирекция, министерство, инспектор.



Паронимы- близкие по звучанию, но отличающиеся по значению слова: командированный – командировочный, гарантийный – гарантированный, эффектный – эффективный, экономный – экономичный, страховщик – страхователь.

  • Паронимы- близкие по звучанию, но отличающиеся по значению слова: командированный – командировочный, гарантийный – гарантированный, эффектный – эффективный, экономный – экономичный, страховщик – страхователь.

  • Плеоназм – вид речевой избыточности, которая обусловлена совпадением значений слов: совместное сотрудничество (сотрудничество – совместное решение проблем), свободная вакансия (вакансия – свободная, никем не занятая должность).

  • Тавтология - вид речевой избыточности: повторение однокоренных слов или близких по значению слов в одном предложении или речевом фрагменте.



^ В основе устной деловой речи – нейтральная лексика, часть которой представлена словами с указательным значением (здесь, вон, вот, туда) и глаголами со значением действия (сдать, отнести, менять, продать, показать) и говорения: сказать, говорить, отвечать, спрашивать.

  • В основе устной деловой речи – нейтральная лексика, часть которой представлена словами с указательным значением (здесь, вон, вот, туда) и глаголами со значением действия (сдать, отнести, менять, продать, показать) и говорения: сказать, говорить, отвечать, спрашивать.



В устной речи активно используются незнаменательная лексика:

  • В устной речи активно используются незнаменательная лексика:

  • частицы и междометия: э-э, мм, гм, ну, вот, даже, только; водные слова: должно быть, может быть, по всей вероятности, несомненно;

  • неразложимые выражения: вроде того, по сути дела, на самом деле.



Фразеология деловой речи.

  • Для деловой речи характерно использование образной фразеологии, а также стилистически нейтральных выражений, имеющих значение оценки: оставлять лучшего; называть вещи своими именами; находиться на уровне.



^ Грамматические особенности письменной деловой речи.

  • Деловая речь должна соответствовать качествам, обуславливающим эффективность делового общения. Одно из них- грамотность. Это не только знание правил словоупотребления, грамматической сочетаемости, но и разграничение сфер использования языка. Нарушения грамматических норм литературного языка считаются речевыми ошибками.



^ Грамматические особенности устной деловой речи.

  • В устной деловой речи иногда употребляются ошибочные грамматические формы, например делов (мн.ч., род. п. ) вместо дел. Использование предложной формы закреплено за словосочетаниями : дело о поджоге, справка о доходах, отчет о командировке, сведение о регистрации. В остальных случаях существительные имеют форму родительного падежа без предлога: программа погашения кредита, реклама стройматериалов, факт дачи взятки.



При использовании глаголов допускается стилистические ошибки, связанные:

  • с выбором вида, времени глагола и причастия: В книге описываются события, имеющие место…( вместо имевшие)

  • с употреблением возвратных глаголов. Форма на – ся обычно используется в научных и деловых текстах, если нужно подчеркнуть само действие, а не субъект: В данной статье рассматриваются следующие проблемы…



^ Синтаксис письменной деловой речи.

  • Важную роль в документах играет четкость синтаксической организации текстов: правильный порядок слов, согласование подлежащего со сказуемым, определения с определяемым словом, структура простого и сложного предложений.



^ Трудности в согласовании наблюдаются в случаях, если определения:

  • относится к сочетанию личного имени и приложения врач Иванова, доцент Петрова, тогда оно согласуется с ближайшим существительным: известный адвокат Иванова;

  • относится к сочетанию существительного с числительным, тогда она ставится в форме именительного падежа со словами женского рода (три знакомые сотрудницы) и в форме родительного падежа, если относятся к словам мужского рода: три известных бизнесмена.



Рубрикация.

  • Рубрикация сложного предложения в тексте осуществляется при помощи сигнального тире или цифрового обозначения. Выбор того или иного варианта нумерации зависит от содержания текста, его объема. В некоторых случаях используются арабские цифры или буквы. Тексты сложной организации требуют обозначения частей различными средствами.



Более крупные рубрики (часть, раздел, глава, параграф ) обозначаются римскими или арабскими цифрами и именуются:

  • Более крупные рубрики (часть, раздел, глава, параграф ) обозначаются римскими или арабскими цифрами и именуются:

  • 1. Общие положения.

  • 2. Квалификационные требования и необходимый уровень знаний.

  • 3. Обязанность.

  • 4. Права.

  • 5. Ответственность.



Фонетические нормы деловой речи.

  • Нормы письменной деловой речи описаны и изучены достаточно хорошо, нормы постановки ударения в слове .Недавно вошедшее в русский язык слово маркетинг, более соответствующий законам фонетики русского языка.



^ Фонационные средства устной деловой речи.

  • Под интонацией понимаются все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом и не требуют концентрации нашего внимания не содержании сказанного.Это интонация, мелодия речи, наличие и длительность пауз, громкость голоса, ритм речи и др.



^ Подводим итоги.

  • Мы узнали, что деловой стиль речи имеет несколько разновидностей: официально-деловой, канцелярско - деловой, юридический, дипломатический. Этот стиль наиболее замкнутый из всех функциональных стилей.

  • Отличительная черта делового стиля- стандартизация деловой речи .

  • В деловом стиле , в основном, используется письменная форма речи, но в дипломатии и в судопроизводстве возможна и устная форма речи.

  • Для деловой речи чрезвычайно важно соответствовать качествам, обусловливающим эффективность делового общения. Одно из них – грамотность.






Похожие:

Нормы деловой речи. Нормы деловой речи iconВержбицкая Светлана Вержбицкая Светлана
Овладеть знаниями об официально-деловом стиле, рассмотреть нормы деловой речи, научиться выявлять характерные черты и распространенные...
Нормы деловой речи. Нормы деловой речи iconИсследовательская работа по элективному курсу «Деловой русский язык» Работу подготовили учащиеся 10 класса «б» моу сош №1 Деловой стиль Деловой стиль
Автобиография составляется от первого лица и начинается словами: Я, фамилия, имя, отчество, родился
Нормы деловой речи. Нормы деловой речи iconЖанры деловой речи. Гипотеза
Мы предполагаем, что деловая речь один из самых массовых видов взаимодействия людей в обществе
Нормы деловой речи. Нормы деловой речи iconРусский язык и культуры речи домашние работы домашняя работа 2 Акцентологические нормы русского языка Задание 1
Задание Сверяясь с орфоэпическим словарём, расставьте ударения в следующих словах. Обращайте внимание на пометы, сопровождающие слова....
Нормы деловой речи. Нормы деловой речи iconЭлективный курс 10 класс. Тема: Официально-деловой стиль Дата проведения: 22. 02 2007 Ход занятия. Выступление учителя по теме
Официально-деловой стиль включает в себя различные документы: от государственных актов до деловой переписки
Нормы деловой речи. Нормы деловой речи iconПрочитай три текста
К какому стилю речи можно отнести каждый текст: (разговорный, учебно-научный, научный, художественный, деловой)? Докажи свою мысль...
Нормы деловой речи. Нормы деловой речи iconПояснительная записка. Цели и задачи курса. Цель курса: Цели предпрофильного обучения школьников по курсу делового русского языка в общеобразовательном учебном заведении состоят в следующем
Раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в раз­ных функциональных стилях (прежде всего, в официально деловой...
Нормы деловой речи. Нормы деловой речи iconЭлективный курс 10 класс. Тема: Формы деловой коммуникации. Деловая беседа по телефону. Дата проведения: 10. 2006 год. Цель: рассмотреть формы деловой коммуникации
Учитель: Телефонные разговоры — одна из важнейших форм коммуникаций. Не только руководители, но и многие сотрудники затрачивают на...
Нормы деловой речи. Нормы деловой речи iconЭлективный курс для учащихся 9, 10, 11 классов Культура речи и её воспитание Автор курса: Голомидова М. Л., учитель русского языка и литературы пояснительная записка
Курс «Культура речи и воспитания» предназначен для учащихся 9, 10, 11 классов, чтобы углубить знания русскому языку и литературе,...
Нормы деловой речи. Нормы деловой речи iconИмена существительные отвечают на вопросы кто? что?
Имя существительное самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи имя существительное....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов