Учитель Кропотова В. Ф icon

Учитель Кропотова В. Ф



НазваниеУчитель Кропотова В. Ф
Дата конвертации18.10.2012
Размер264.81 Kb.
ТипДокументы



Формирование гуманитарной культуры как

средство коррекции познавательной деятельности учащихся


Учитель Кропотова В.Ф.


Не борись с тьмой.

Чтобы победить тьму, надо зажечь свет.

Ю. Азаров


Начало XXI века — одно из сложных времен в истории нашей Родины.

Идет утрата нравственных ценностей, нарастает растлевающее влияние об­разцов зарубежной массовой культуры, навязываются через средства массовой информации модели поведения, чуждые российскому складу ума и души. Су­ществует серьезный духовный кризис. Ощущение внутренней пустоты, песси­мизма, неуверенности в завтрашнем дне волнует нас, педагогов, работающих с детьми, жизненный путь которых в силу проблем со здоровьем будет особенно трудным.

В условиях обучения детей в спецшколе—интернате III-IV вида учитель решает и коррекционные задачи: формирование социально-нравственного по­ведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым жизненным условиям; развитие личностных компонентов познавательной деятельности; формирование гибкости мышления; развитие умений принимать и использо­вать информацию из разных источников в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности; индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального развития личности; охрана и укрепление соматиче­ского и психосоматического здоровья учащихся; создание благоприятной соци­альной среды, в которой обучается и воспитывается ученик.

Одно из следствий духовных недугов общества - несформированность ценностного смысла, духовно-нравственного стержня личности ребенка, пред­ставлений о значении образования в жизни, о необходимости личной ответст­венности за свои поступки. В образовании обязательна нравственная состав­ляющая, о чем еще И.Кант сказал: «Человек должен воспитываться для добра». Однако современным детям трудно стать кантовским «мыслящим субъектом» без помощи старших. Важна социализация детей в широком смысле этого сло­ва. И именно этим я занимаюсь на своих уроках через изучение художествен­ной литературы, языка, произведений изобразительного искусства, экскурсии.

Усвоив частицу мирового национального наследия в школе, детям легче освоить противоречия современного мира и найти свое место в нем на основе ценностей созидания. У них зачастую нет мотивации, интереса к обучению, не сформированы мыслительные механизмы, связанные как с творчеством, так и с восприятием информации. Но самое драматичное, на мой взгляд, - отсутствие у детей представлений о ценностях, лежащих в основании мировой культуры.

Социализация учащихся предполагает приобщение их к знаниям и освое­ние культурных образцов, ценностных идеалов культурного наследия. Эти за­дачи, на мой взгляд, помогает решить культурологическая модель образования, основанная на аксиологическом подходе к просвещению и воспитанию.
В этом случае мы формирует созидательную личность с помощью осмысления, эсте­тического переживания детьми ценностей прошлых эпох и современности. Именно в этом контексте особую значимость приобретает личностно ориентиро­ванный подход к образованию.

Работа проводится по ряду направлений. Одно из них - анализ художест­венных произведений в культурологическом аспекте. На уроках выявляется не только культурно-исторический контекст создания произведения, но и опреде­ляется круг «важных» вопросов, на которые оно пытается дать ответ. Стрем­люсь с учащимися говорить о произведении сквозь призму современности. По-

2

степенно в сотворчестве с детьми приходим к выводу, что классика всегда ак­туальна, в ней «наше все» - и прошлое, и современное, и будущее.

На уроках и во внеклассной работе стараюсь помочь детям с плохим зре­нием обрести зрение «нравственное», как фундамент, который поможет им удержаться в мире жизненных стихий и гроз.

Среди высших ценностей, присущих россиянам, особое место занимает духовность. А истинное понимание духовности дает нам великая русская лите­ратура.

Русский язык, русская проза и поэзия могли заставить человека переос­мыслить всю свою жизнь, самого себя, просветить ум, чувство и сердце. Но где взять такую точку опоры в преподавании предмета, которая помогла бы нашим мало читающим детям привить интерес к чтению или прослушиванию «гово­рящих» книг, сделать уроки словесности жизненно важными?

Это должно быть что-то серьезное: иметь ценности, относящиеся к выс­шим понятиям, традициям отечественной и общечеловеческой культуры. Ведь именно традиции несли в себе силу, помогавшую одолеть и преодолеть земные тяготы, подводили к исправлению собственных ошибок. Для учащихся нашей школы это особенно актуальная проблема, т.к. многие из них страдают неадек­ватной формой поведения, имеют недостатки в познавательной и волевой сфе­рах, физическом состоянии.

Отечественная классическая литература обращает внимание на такие ду­ховно-нравственные качества россиян, как жить в гармонии с природой, в «ла­ду» с собой и другими людьми, открытость, доверчивость, гостеприимство, что в общем-то ведет к здоровому образу жизни, оставляет надежду на избавление от той или иной дурной привычки, которых, к сожалению, у наших учащихся много.

Эмоциональный заряд, полученный детьми от общения с литературой, со словом в тексте художественного произведения значителен, хотя это и не все­гда сразу заметно. И пусть заложенные в тексте произведения идеи здорового образа жизни, нравственных общечеловеческих ценностей преподносятся не всегда напрямую, скрытая сила воздействия художественной литературы вели­ка, т.к. живо раскрывает различные нравственные проблемы и показывает пути их преодоления.

Еще один из аспектов работы посвящен нашему великому, могучему и прекрасному русскому языку, в котором изначально не было слов, способных ввергнуть человека в краску стыда. Такой работой мы пытаемся дать бой жар­гону, ненормативной лексике, которыми очень часто пестрит речь учащихся.

Актуальность темы определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гра­жданского образования и воспитания. Это получает подтверждение в практике работы нашей школы III-IV вида, в которой широко развиваются предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.

Те задачи, которые трудно решить только в процессе изучения литературы, могут быть реализованы, если создать единую систему работы по приобщению к культуре на уроках русского языка, на уроках словесности, когда ученик по-


3

гружается в создаваемую нами с помощью текстов языковую среду как в среду естественную.

Основное средство создания развивающей среды на уроке — это текст про­изведения. Именно текст развивает чувство языка, творческую память, приоб­щает к культуре, способствует духовному становлению личности.

На своих уроках я иногда использую тексты культуроведческой направ­ленности. Они, вступая в смысловые отношения, как бы «перекликаются» друг с другом, создавая единое пространство, в котором все взаимосвязано, как свя­заны друг с другом поэзия и проза, литература и музыка, поэзия и музыка, и живопись... Эти взаимосвязи, взаимовлияния особенно ярко проявляются в русской культуре.

Культурологический подход осуществляю путем включения в обучение речи «национально-культурного компонента», приобщение к культуре в широ­ком смысле этого слова.

В многозначности слов культура, культурный ученики убеждаются обра­тившись к словарям, составив словосочетания с этими словами.

В неразрывности проблемы духовности, нравственности и культуры убеж­даемся при знакомстве со статьей Б. Лакшина «Берега культуры» (название ме­тафорическое: в сознании возникает образ потока, мощной реки, символизи­рующей особенности русской культуры).

1. Даю задание прочитать отрывок (или читаю его сама) из статьи В. Лак­шина «Берега культуры» (1993 г.).

^ Как вы понимаете смысл ее названия?

Есть великий девиз, известный со времен древних и особенно любимый Львом Толстым: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Я не пророк5, чтобы рисовать ситуацию, в какую мы попадем вследствие6 эволюции нашей политической жизни... Но точно убежден:7 пока живо человечество, пока жив народ, пока живы лю­ди на этой земле — какая-то часть из них, и не самая плохая, будет интересоваться6 литературой и искусством. Поэтому, пока есть силы, пока есть возможности, пока что-то еще можно придумать, надо делать свое дело, как минимум просвещать6 лю­дей, а там пусть будет, что будет.

Меня, наверное, можно назвать и оптимистом, хотя это не значит, что я фа­тально5 верю1 в добрый исход...

Говорят, ученые3 в текущем году отметили дальнейшее истончение озонового слоя над Землей. Над нашей частью планеты особенно наглядно истаивает и без того тонкий озоновый слой культуры. Перераспределяется национальное богатство, провозглашается приоритет власти денег перед нравственными регуляторами, лю­быми видами духовной власти.

...Пессимистический взгляд на вещи заранее парализует возможность достиже­ния результата; оптимистический же взгляд дает возможность двоякого исхода: или победы, или поражения. Поэтому я действительно оптимист. По другому древнему изречению, три загадки волнуют человека. Какое самое важное время? Какой самый важный человек? И какое самое важное дело? Ответ такой: самое важное время — это твое настоящее, самый важный человек — это тот, с кем ты имеешь дело сей­час, а самое важное дело — делать добро. Вот и все.

Если каждый будет делать, что должно, верный заветам совести и долгу про­фессии, рано или поздно душа народа неизбежно оживет, разморозится и, как след­ствие, пойдет на подъем культура.4

4

  1. Определите тему, основные мысли текста. Как вы относитесь к позиции автора?

  2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

  3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между пред­ложениями, между абзацами?

  4. Объясните значение слов эволюция, ситуация, девиз, изречение, приори­тет.

  5. В каких значениях употребляется в тексте многозначное слово культу­ра?

  6. Какие слова употребляются в переносном значении?

  7. Какие антонимы используются в тексте? Какова их роль?

  8. Составьте схему последнего предложения.

  9. Объясните орфограммы и пунктограммы.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Сильному учащемуся, интересующемуся проблемами культуры, можно предложить прочитать (или прослушать) отрывок из публицистического вы­ступления Антуана де Сент-Экзюпери.

Задание: выберите из текста материал для словарного диктанта, объясните орфограммы.

... Чего не хватает нам?

Казалось, чтобы возвеличить нас, достаточно нас одеть, накормить, удовлетво­рить все наши потребности. И понемногу из нас лепили узкого специалиста, лишен­ного3 всякой внутренней жизни. Вы мне возразите: «Нас учат, просвещают, больше чем когда-либо обогащают всеми завоеваниями разума». Но до чего жалкое пред­ставление о культуре духа у того, кто полагает6, будто она зиждется на знании фор­мул, на запоминании достигнутых результатов. Самый посредственный5 ученик по­литехнической школы знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль, Ньютон. Но никогда6 ему в голову не придет такой поворот мысли, что приходили в голову Декарту, Паскалю и Ньютону, ибо у тех сначала2 воспитывали душу... Ньютон — это прежде всего человек. Он стал зеркалом5 Вселенной: слушал, как говорят на одном языке зрелое яблоко, падающее в саду , и звезды июльской2 ночью. Для него наука была жизнью.

И вот мы с удивлением обнаруживаем, что нас обогащают какие-то загадочные обстоятельства. Мы можем дышать только тогда, когда связаны с другими общей, и притом надличной, целью. Сыновья века комфорта5, мы испытываем несказанное блаженство, делясь в пустыне последними крошками. Тем из нас, кто познал вели­кую радость взаимной выручки в Сахаре, все другие наслаждения кажутся пресны­ми.

Тут нечему удивляться.

(Сент-Экзюпери).

  1. Определите тему, основные мысли текста.

  2. Какие особенности служат доказательством того, что это текст публицисти­ческого стиля?

  3. Чтобы подготовить культуроведческий комментарий к тексту, обратитесь к словарям (прежде всего энциклопедическим), справочникам. Сделайте запи­си: Антуан де Сент-Экзюпери это ...; Декарт это...; Паскаль это ...; Ньютон это....

5

  1. Какова стилистическая окраска слов зиждиться, ибо? Подберите к ним си­нонимы — стилистически нейтральные слова.

  2. Что такое, по вашему мнению, внутренняя жизнь, культура духа?

  3. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении?

  4. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

  5. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

  6. Составьте схему сложного предложения с несколькими придаточными.




  1. Произведите разные виды разбора.

  2. Подготовьтесь к выразительному чтению текста

3. Прочитайте (или вначале вслух читаю сама) отрывок из публикации Е. Носова под названием «Умение жить с другими». Выпишите глаголы, опреде­лите тип спряжения, объясните орфограммы.

Культура личности — это синоним просвещенности2. Ведь образованный чело­век — это еще не значит культурный5. Образованный человек — это человек, полу­чивший определенную сумму знаний, и только. Но он может быть и хамом, и кем угодно... А просвещенный человек? Он, как правило, и образованный... Просвещен­ный человек опирается не на сумму полученных знаний, а на сумму этических норм. Он себе не позволяет каких-то дурных поступков, потому что у него есть жизненные принципы. Это и есть культура личности, когда человек не может отказаться от эти­ческих норм, которые3 он исповедует. (Е. Носов).

  1. Определите тему, основные мысли текста.

  2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

  3. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является текст? Докажите.

  4. Объясните, что такое этика, этические нормы.




  1. Запишите ряд словосочетаний со словом культура. Докажите, что культура - слово многозначное.

  2. Используя материал текста, докажите, что синонимы образованный, просвещенный — это, как отмечал ученый-филолог А. А. Реформатский, очень часто то же, да не то же». Приведите прим таких синонимов.

  3. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

  4. Составьте схему последнего предложения.

  5. Произведите разные виды разбора.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

4. Читаю учащимся текст вслух сама и потом раздаю листочки с ответами Виктора Астафьева на вопрос «Внутренняя культура. Что вы вкладываете в это понятие?». Выберите из текста материал для словарного диктанта. Объясните орфограммы и пунктограммы. Составьте схемы сложных предложений (коли­чество заданий можно варьировать в зависимости от особенностей учащихся класса, но тексты должны быть на каждого).

6

Внутренняя культура — это прежде все порядочность человека. Можно иметь высочайшее образование, а дома быть полнейшим негодяем. И можно быть совер­шенно неграмотным человеком (а я знавал таких в деревне), но быть человеком ог­ромной внутренней культуры, огромнейшего такта, чистоты и порядочности.

Вот в деревне моей родной есть такая фамилия — Соколовские. Деревня пре­терпела множество изменений, половины ее просто не стало, половина перестрои­лась, а дом Соколовских как стоял, так и стоит, кажется, даже внешне он не изме­нился. И когда я бываю деревне, мне хочется войти в этот дом, хотя там живут уже другие люди и, может быть, я их озадачу своим приходом.4 А вот в детстве я бывал несколько раз у Соколовских. И меня всегда поражало, что в нашей шумной, буйной деревне, в которой3 было много крайностей, много всякого народа пе­строго, стоял дом, где всегда чистота, обстоятельность, всегда опрятны были ребя­тишки, никогда мать с отцом или дед с бабкой не ругались... Думаю, что большая культура заключается в естественности поведения в любых обстоятельствах.

  1. Определите основную мысль текста.

  2. Какие особенности разговорного стиля мы можем проиллюстрировать примерами из текста (это отрывок из выступления Астафьева в Концертной студии Останкино в 1979 году)?

  3. В каких значениях употребляются в тексте слова культура, фамилия, дом, такт?

Этот текст, на мой взгляд, универсален. Его можно использовать для ком­плексного анализа.

Тексты культуроведческой направленности создают условия для работы по обогащению словарного запаса учащихся лексикой определенных тематиче­ских групп: культура, искусство, язык и речь, слово, нравственность, духов­ность. Учащиеся учатся работать с лингвистическими словарями, постепенно накапливают опыт использования слов (норм их сочетаемости, уместного упот­ребления) в процессе работы с целенаправленно отобранными текстами.

Работа над подобными текстами помогает учителю искусственно создать речевую среду, довести ее развивающий потенциал (в зависимости от уровня класса) до оптимального.

Когда формулируются задания к текстам, надо помнить, что зрительная на­грузка на наших детей должна быть ограниченной, они быстро устают. Потому вместо сочинений письменных я предлагаю сочинения устные. Но даю воз­можность выбора учащимся в соответствии с его возможностями и интересами (учитываю любознательность, интерес к познанию).

Большое внимание в процессе преподавания литературы уделяю осущест­влению межпредметных связей (с историей, музыкой, рисованием, пением, краеведением). Таким образом дети приобщаются к прекрасному, а прекрасное в жизни учащихся способствует отказу от дурных пристрастий и к гармонии с самим собой и окружающим миром (с друзьями, одноклассниками, учителями, воспитателями). Это благотворно влияет на детей и способствует их нравствен­ному развитию, что очень важно, ибо человек нравственный - человек счастли­вый.

Формы общения с учащимися - искренние, добрые, активные, эмоцио­нально-насыщенные (уроки; беседы; индивидуальные занятия: открытые уроки,

7

массовые мероприятия, рассчитанные на формирование здорового в нравствен­ном отношении образа жизни; неблагополучные дети — в центре внимания; встречи с интересными людьми; знакомство с лучшими книгами).

Главными направлениями в работе, помимо формирования интереса к язы­ку и литературе, считаю пробуждение интереса к другому человеку как лично­сти, развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих поступках и про­анализировать их; развитие форм и навыков личностного общения в классе, способов взаимопонимания; развитие моральных качеств; форм сочувствия и сопереживания другим людям.

Значительное место в моей работе занимают внеклассные мероприятия, которые планирую совместно с учителем краеведения Скачковой В.П. и воспи­тателем 6 «А» класса Даниловой С.Н.

По результатам работы можно сделать определенные выводы:

  • большинство учащихся 6 «А» класса и Бочаров С. (8 «В» класс) развили желание действовать в социуме сообразно полученным на уроках русского языка и литературы знаниям в реальных жизненных ситуациях;

  • в стадии развития волевые качества учеников, способность к критиче­скому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

  • учащиеся ознакомлены с примерами нравственной позиции других лю­дей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;

  • воспитан интерес к самим себе, желание самосовершенствоваться;

  • формируется позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умение слушать и слышать, осознавать и делать выводы;

  • учащиеся открыты для общения, дружелюбно настроены на контакт с людьми;

  • активно участвую во всех проводимых в школе мероприятиях и занима­ют в них призовые места;

- побеждают в школьных конкурсах на лучшего чтеца и проводимых
олимпиадах по русскому языку и литературы;

  • отличаются разносторонними интересами;

  • у них развита память в соответствии с индивидуальными возможностя­ми;

  • при работе над сочинениями обращаются к тому, что «память бережно хранит».

Это и является доказательством приобщения учащихся к культуре, их гу­манитарного развития.

8

Литература

  1. Брюханова О.В. О культурологическом подходе к образованию и воспи­танию школьников // Литература в школе. - 2007. - № 11.

  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи : учеб. пособие. - М. : Рус. яз., 1980.

  3. «Живое слово разбудит уснувшую душу...» : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 12-13 мая 2006 г. Липецк. - Липецк, 2007.

  4. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре // Русский язык в школе. — 2003. - № 5.

  5. Соколова В.В. Культура речи и культура общения : учебник. - М. : Про­свещение, 1995.

  6. Тюрморезова С.А. Возвращение к духовным истокам // Литература в школе. - 2006. - № 2.

  7. Формовская Н.И. Речевой этикет и культура общения : учеб. пособие. -М. : Высш. шк., 1989.

9



Похожие:

Учитель Кропотова В. Ф icon«Дистанционное управление радиоуправляемым автомобилем с клавиатуры компьютера»
Пигалицын Лев Васильевич Учитель высшей категории, Народный учитель РФ учитель физики моу сош №2
Учитель Кропотова В. Ф iconРмо учителей физики
Домашние задания и их роль в обучении физике (Ковалева Т. Т., учитель Новотроевской сош; Рожнова Л. И., учитель Козловской оош; Кавешников...
Учитель Кропотова В. Ф iconПротокол №3 родительского собрания родителей выпускников 11 классов
Амбалиа С. А. учитель биологии и химии, Михайлова Г. А. учитель физики, Шеховцова Н. В. учитель истории и обществознания, Чупахина...
Учитель Кропотова В. Ф iconСправка по итогам проверки соблюдения тб в кабинетах физики, химии, информатики
Согласно плану вшк была проведена проверка соблюдения техники безопасности на уроках физики (учитель Шиляпова Е. В.), химии (учитель...
Учитель Кропотова В. Ф iconМоу «сош №33» п. Яйва Эссе «Что значит быть современным учителем» Подготовила учитель начальных классов Петина С. А
Что такое современный учитель – об этом сейчас говорят везде и на всех уровнях. Я хочу выразить свое мнение об учителе, но начать...
Учитель Кропотова В. Ф iconПлан учебно воспитательной работы муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 имени Героя России гвардии майора С. Г. Таранца муниципального образования Славянский район на 2010 2011 учебный год
В этом плане показательны уроки по обж (учитель Градусов А. А.), истории (учитель Филипьева В. А.), математике (учитель Васюк Л....
Учитель Кропотова В. Ф iconПорядок проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России …»
Всероссийского конкурса «Учитель года России» (далее – финал конкурса) подготовлен в соответствии с Положением о Всероссийском конкурсе...
Учитель Кропотова В. Ф iconIii. Участники соревнований. Учащиеся 9-11 классов. Состав каждой команды 6 человек. IV. Место и сроки проведения
Главный судья соревнований: учитель физической культуры Жорник А. И; председатель жюри: директор школы Рухленко Н. М.; члены жюри:...
Учитель Кропотова В. Ф iconСправка по итогам проверки документации по от и тб в кабинетах физики, химии, информатики и спортивных залах
Согласно плану вшк была проведена проверка ведения документации по охране труда и техники безопасности на уроках физики (учитель...
Учитель Кропотова В. Ф iconВасилий Иванович Суриков 1848-1916 «Взятие снежного городка» 1891г пояснительная записка урок
Учитель Марина Владимировна Абакумова, учитель русского языка и литературы первой категории
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов