План реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф icon

План реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф



НазваниеПлан реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф
Дата конвертации18.10.2012
Размер102.14 Kb.
ТипДокументы


План

реализации учебно-воспитательных

модулей «Русской школы»

в преподавании литературы в

СКО школе-интернате III-IV вида г.Липецка


учителя высшей

квалификационной

категории

Кропотовой В.Ф.


г.Липецк, 2009

За основу планирования работы по литературе в разрезе темы «Русская душа. Из истории русской души» взят материал из брошюры кафедры-мастерской «Русской школы» (серия «Русская новая школа») И.Ф.Гончарова, доктора педагогических наук, профессора.

Санкт-Петербург, Царское Село, 1994.


^ Приоритетная цель преподавания литературы: развитие интеллекта русского человека, его мыслительного потенциала, парадоксального мышления, русского ума.


Сопутствующие цели русской школы:

  1. Содействовать созиданию нравственного мира личности, особенно совести, чести, доброты, трудолюбия – в их православном проявлении; восстановление «прерванного движения к русскому единству» (А.С.Пушкин) в рамках семьи, рода, этноса; достижение «объятия всей Руси цепью духовного единства» (А.С.Пушкин).




  1. Воспитывать художественное и эстетическое отношение к миру.




  1. Формировать одухотворенное отношение к труду как средству жизни и духовно исцеляющему фактору. Важнейшее из важного – воспитание потребности в самоотдаче с наслаждением, всесторонне обдуманное поведение во всех сферах жизни.


Задачи русского воспитания и образования:


  1. Беречь богоносные качества нашего народа.

  2. Укоренить святые, но пока еще слабые свойства нашей этнической природы.

  3. Преодолеть исторически сложившиеся недостатки, пороки.

  4. Найти и пробудить качества, находящиеся «подземно» в русской душе.


^ Педагогическая необходимость:

вызвать у учащихся жажду познания русского человека и человека вообще, познания по личному опыту общения, по литературе, по устным рассказам, по разнообразным источникам информации.


^ Подход при рассмотрении русских как народа

литературный, художественный.


Из истории русской души.



Тема урока




^ Устное народное творчество

Сказки

Сивка-бурка.

Журавль и Цапля.

Умный мужик.


Духовность – родовая печать русского человека.

Духовность. Неуспокоенность, вечные, неутомимые поиски смысла жизни. Нравственные искания. Предрасположенность к вечной неземной красоте. Аскетизм. Удовлетворенность достатком. Отсутствие избыточного стремления к материальному благополучию и жизненному прагматизму. Устремленность к внутренней духовной жизни. Жажда земной прибыли и земного благоустройства. Страх перед богатством, равнодушие к богатству, нестяжательность. Уход от быта. Призванность к высшей жизни. Пламенное искание абсолютной божественной правды… «Бесконечное искание невидимого града Китежа, спасения для всего мира». (Н.А.Бердяев).

Ощущение ответственности за судьбу мира, за всех и за вся.

Былины.

Три поездки Ильи Муромца.

^ География отечества и русская душа.

Геополитические влияния, определившие особенности русской души: безмерность русских пространств, отсутствие внутри России высоких гор.

^ Широта русской души.

Широта натуры, души, ее вольность и легкость, внутренний простор, духовная свобода, осязание неизведанных, небывалых возможностей. Творческое владение свободой – свободой любви и свободой веры. Подоснова широты – повышенная эмоциональность.

^ Народные песни

«Ах, кабы на цветы не морозы…»

По улице Мостовой.

Пословицы-загадки.

Широта русской души.

Широта натуры, души, ее вольность и легкость, внутренний простор, духовная свобода, осязание неизведанных, небывалых возможностей. Творческое владение свободой – свободой любви и свободой веры. Подоснова широты – повышенная эмоциональность.

Душевность.

Душевность. Мягкость. Русская ласка. Печаль о горе и страданиях своего народа и всего мира.

^ Широта русской души.

Русская эстетика. Чувство красоты человека, современности и истории, природы, космоса. Эстетика одежды, жилища, украшений. Утонченная духовная культура.

Одаренность.

Русский ум: острый, быстрый, ясный, прозорливый, глубокий, предметный, очевидный, с печатью «веселого лукавства» (А.С.Пушкин). Высокая и разносторонняя одаренность. Лидерство русских в ряде областей человеческих познаний.

^ Живое слово в мирском общении. Возвышенное, благородное.

Из произведений русской литературы XIX века

А.С.Пушкин

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном, о могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и его прекрасной царевне Лебеди.

Зимний вечер.

У Лукоморья

Странничество.

Поиски правды.

Непредсказуемость индивидуального и коллективного поведения русских, особенно в кризисные моменты.

^ Духовность – родовая печать русского человека.

(см.выше)

Искренность. Приветливость, добродушие и радушие, способность к искреннему общению, открытость, простота обхождения, ласковость, широкое и разумное гостеприимство, бескорыстие, легкость и певучесть души, отсутствие чопорности, натянутости.


^ Искренность. Духовность – родовая печать русского человека.


М.Ю.Лермонтов

Бородино

Религиозность русского народа. Религиозность как вера в священное и высшее. Просветленное видение мира. Церковная и мирская религиозность. Стихийная религиозность.

^ Чувство Родины. Обостренное чувство почвенности, Родины. Любовь к величию и силе России, вера в великую государственную и мировую миссию страны. Неотлучность от Родины. Недолюбливание космополитов.

Героизм. Высший героизм.

Державность. Державность – рыцарственное и жертвенное служение Отечеству, христианское подвижничество по созданию державы, принесение себя в жертву Родине.

Сознание ответственности каждым за все, ответственности личности за душевно-нравственное, духовное здоровье общества и крепость государства. Риск и движение напролом, невзирая ни на что («русский медведь») при создании государства. Государственное самосознание народа. Державный дух русского патриотизма. Инстинкт самосохранения в роковые моменты истории.


^ Способность соборования.

Чувство локтя, спайка, взаимное понимание, взаимовыручка, соединенность, солидарность, братство, общинность, коллективность, расположенность к общему делу, умение встать неодолимой дружиной, способность жизнь «за други своя отдать». Идеал: равенство, братство. Братство во Христе. Легкость жизни в коллективе.


И.А.Крылов

^ Кукушка и Петух

Волк и Журавль

Слон и Моська

Простодушие. Простодушие. Невладение «двойным дном». Открытость. Неспособность к изворотливости.

(Тут же: беспечность, благодушие).

^ Небуржуазность русской души.

Национальное бескорыстие. Подоснова бескорыстия – русское православие, небуржуазность нации.

Н.А.Некрасов

^ Несжатая полоса


Генерал Топтыгин

Жизнь сердца.

Эмоциональность. Яркая, глубокая, отзывчивая жизнь сердца.

Доброта

Доброта живая, непосредственная, соединенная со спокойной, лишенной озабоченности мудростью. Сострадание к нуждающимся.

^ Специфика русского трудолюбия. Упорное трудолюбие. Совестливый труд по долгу. Способность переносить повышенные нагрузки. Усиленная работоспособность. Умение работать за десятерых.

^ Мечта русского. Приверженность идее всеобщей справедливости, когда всем всего поровну. Мечта русского – равенство.


Л.Н.Толстой


^ Кавказский пленник.

Русская семья: традиции и современность. Роль семьи. Состояние общества и семейное воспитание. Первоскрепы семьи. Детство – счастливейшее время жизни. Духовная любовь.

Вольнолюбие. Внутренняя, органическая, религиозная свобода. Боязнь закрепощения духа. Дух вольности, бунтарства, мятежность, непокорность.

Жизнеспособность. Жизнеспособность. Могучая сила воли. Самообладание. Крепкая власть над собой при достижении манящей цели.

^ Русская деловитость. Деловитость, практичность. Хозяйственная воля, проявляемая в созидании, делах. Трезвость духовно-практического склада. Созидательность.


А.П.Чехов

Хамелеон.

Русская эстетика. Чувство красоты человека. Свобода от забот о земном устройстве.

Простодушие. Невладение «двойным дном». Открытость. Неспособность к изворотливости.

^ Мечта русского. Приверженность идее всеобщей справедливости.

В.Г.Короленко

Дети подземелья

Жизнеспособность. Могучая сила воли. Самообладание. Крепкая власть над собой при достижении манящей цели.

^ Детство – счастливейшее время жизни.

Самая верная основа достойной и счастливой семейной жизни. Жизнь человека в семье – причина духовного падения и духовного возвышения близких ему по родству людей.

^ Из произведений русской литературы XX века




М.Горький

Детство (отрывок)


В людях

Одаренность. Русский ум: острый, быстрый, ясный, прозорливый, глубокий, предметный, очевидный, с печатью «веселого лукавства» (А.С.Пушкин). Высокая и разносторонняя одаренность. Лидерство русских в ряде областей человеческого познания.

Жизнеспособность. Могучая сила воли. Самообладание. Крепкая власть над собой.

^ Традиции как проявление семейной культуры.

Жизнеспособность (см. выше).

Смирение и покаяние. Смирение. Самокритика.

Специфика русского ума. Гуманитарный уклон русских. Умение создавать свою великую культуру и распахнутость, открытость по отношению к другим культурам.

М.В. Исаковский

Детство


Ветер


Весна

Чувство Родины. Обостренное чувство почвенности, Родины. Любовь к величию и силе России, вера в великую государственную и мировую миссию страны. Неотлучность от Родины.

^ Жизнь сердца. Эмоциональность. Яркая и глубокая отзывчивость сердца. Русская страсть: чистая, значительная, победная.

Широта русской души. Широта натуры души, ее вольность и легкость, внутренний простор, духовная свобода, осязание неизведанных небывалых возможностей. Творческое владение свободой – свободой любви, свободой веры. Подоснова широты – повышенная эмоциональность.

^ География Отечества и русская душа. Геополитические влияния, определившие особенности русской души: безмерность русских пространств, отсутствие внутри России высоких гор.

^ Русская эстетика. Чувство красоты человека, современности и истории, природы, космоса. Утонченная духовная культура.

К.Г. Паустовский

^ Последний черт

Русская эстетика. Чувство красоты человека, природы, космоса. Утонченная духовность.

Великодушие. Великодушие, милосердие – умение забывать обиды, прощать (как высшее проявление нравственной любви).

М.М. Зощенко

^ Последний черт

География Отечества и русская душа. Геополитические влияния, определившие особенности русской души: безмерность русских пространств. Отсутствие внутри России высоких гор.

^ Широта русской души. Широта натуры, ее вольность и легкость, внутренний простор, духовная свобода, осязание неизведанных, небывалых возможностей. Творческое владение свободой – свободой любви и свободой веры. Подоснова широты – повышенная эмоциональность.

К.М.Симонов

^ Сын артиллериста

Чувство Родины. Обостренное чувство почвенности, Родины. Любовь к величию и силе России, вера в великую государственную и мировую миссию России. Неотлучность от Родины. Недолюбливание космополитов.

Героизм. Высший героизм.

Сострадательность. Сострадание, сочувствие бедному, слабому, больному, угнетенному.

В.П.Катаев

Флаг

^ Свобода от национализма. Национальная широта.Жажда преодоления национальной ограниченности, вражда к национализму, стремление к межнациональному единству, уважение чужой самобытности, отсутствие расовых предрассудков, умение ладить со всеми народами, отсутствие колониальных замашек, свобода от национализма, универсализм.

^ Чувство Родины.

Широта русской души.

Н.И.Рыленков

Деревья


«Весна без вещуньи-кукушки..».

«Все в тающей дымке…»



Цельность. Цельность. Гармония чувств, ума и воли.

Широта русской души. Вольность, легкость, внутренний простор, духовная свобода. Творческое владение свободой.

^ Чувство Родины. Обостренное чувство почвенности, Родины. Любовь к величию и силе России, вера в великую государственную и мировую миссию страны. Неотлучность от Родины. Недолюбливание космополитов.

Ю.И. Коваль

^ Капитан Клюквин.

Картофельная собака

Доброта. Доброта живая, непосредственная, соединенная со спокойной, лишенной вечной озабоченности мудростью. Житейская отзывчивость. Сострадание к нуждающимся.

Ю.Я.Яковлев

Багульник

Широта русской души.

^ Чувство Родины. Жизнь сердца.

Р.П.Погодин

Время говорит – пора.

Державность. Державность: рыцарственное и жертвенное служение Отечеству, христианское подвижничество по созданию державы, сознание ответственности каждым за всех, ответственности личности за душевно-нравственное, духовное здоровье общества.

А.Г.Алексин

Двадцать девятое февраля.

Душевность. Широта русской души.

Доброта.

К.Я. Ваншенкин

Мальчишка.

Снежки.

Доброта. Душевность.





Похожие:

План реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф iconПлан реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в 7 классе (цензовый вариант) в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя Кропотовой В. Ф. на 2008-2009 учебный год
Приоритетная цель преподавания литературы: развитие интеллекта русского человека, его мыслительного потенциала, парадоксального мышления,...
План реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф iconВ ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка большое внимание уделяется художественно-эстетическому воспитанию детей с нарушением зрения

План реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф iconДанилова С. Н. воспитатель высшей квалификационной категории ско школы-интерната III-IV вида
Исцеление природой, как форма семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии
План реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф iconСко школа-интернат III-IV вида г. Липецка Конспект открытого урока по литературе в 6А классе учителя Кропотовой В. Ф. Тема урока: «Культура русской семьи»
Формировать у шестиклассников навыки культуры чтения, умения через слово в тексте художественного произведения осмыслить культуру...
План реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф iconДанилова С. Н. воспитатель высшей квалификационной категории ско школы-интерната III-IV вида
Народные праздники как один из источников развития духовно-нравственного потенциала личности, (из опыта работы)
План реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф iconВ. П. Скачкова Региональная культура 6 класс Пособие для учителя ско школа-интернат 3-4 вида Липецк
Ско школы-интерната 3-4 вида города Липецка с детьми, имеющими зрительную патологию
План реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф iconТема проекта: «Русские богатыри»
Исследователи ученики 3а и 3б классов ско школы-интерната 3-4 вида города Липецка
План реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф iconПронина Наталья Валерьевна учитель-логопед высшей квалификационной категории
Духовно-нравственное воспитание учащихся со зрительной депривацией посредством использования полисенсорного воздействия этнокультурного...
План реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф iconЕфимова Е. В. воспитатель высшей категории ско школы-интерната iii-ivвида
А что делать если ребёнок сирота? Наблюдения за двадцать лет работы показали, что очень редко выпускники – сироты создают крепкие...
План реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф iconКвн «Что за прелесть эти сказки!» В моу сош №5 28 сентября 2010 года в 5а классе прошёл квн «Что за прелесть эти сказки!» Квн провела Быстрова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Квн провела Быстрова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов