Рассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано» icon

Рассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано»



НазваниеРассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано»
Дата конвертации04.12.2012
Размер389.05 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новосельское


Рассмотрено на заседании ШМО естественных наук.

Руководитель ШМО:

__________/Приезжева Т.В./

ФИО

Протокол № ___ от «__»_____2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:_______/БрюхановаН.Н../
ФИО

«__»____________2012г.


«Утверждено»
Директор школы с. Новосельское:
__________/Погодин А.В./
ФИО

Приказ № ___ от «__»_2012_г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по химии


учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал. категории
_______________________________________________________

Ф.И.О., категория

10 класс
____________________________________________________________

Класс и т.п.


Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012г.


^ 2012- 2013 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основе:

Федерального компонента образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии.

Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии.

^ Программы «Курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений (авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2005 Цель курса.

Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью человека и окружающей среде.

Задачи курса:

*Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.

*Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.

Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.
Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

  • материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

  • познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

  • объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

  • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

  • законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;

  • наука и практика взаимосвязаны: требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

  • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.



Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Программа базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.

Курс рассчитан на 1 ч в неделю.

Программа:

  • позволяет сохранить достаточно целостный системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет в советской и российской школе;

  • представляет курс, освобожденный от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;

  • включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;

• полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Габриелян О.С. Химия 10 класс Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

методического пособия для учителя:

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 78с.


КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ( текущий, рубежный, итоговый) осуществляется следующими образом


^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

1. Стартовая контрольная работа

  1. Текущий контроль (контрольные работы) .Итоговая контрольная работа.

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.


^ Количество учебных часов –35ч (1час в неделю)

Из них:

контрольных работ –3; практических работ –2


Для реализации данной учебной программы используются следующие методы и формы поставленных задач: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.


^ Количество учебных часов –35ч (1час в неделю)

Из них:

контрольных работ –3; практических работ –2


Учебно – тематический план




Тема

Количество часов

В том числе










лабораторных и практических работ


контрольных работ




Введение

1






1

1.

Теория строения органических соединений.

2







2.

Углеводороды и их природные источники.


7




1

3.

Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе.


9




1

4.

Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе.


6

1

1

5.

Биологически активные органические соединения.


2







6.

Искусственные и синтетические органические соединения.


4

1







Итого

35


2

3+1



Календарно - тематическое планирование курса

п/ п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

ИКТ

Элементы содержания

Оборудование Демонстрации
Лаб.работы

Домаш- нее задание

Дата

План.

Факт.


1(1)


1(2)

Стартовая контрольная работа за курс 9 класса «Органическая химия».


^ Тема . «Введение». 1 час.

Введение .Предмет органической химии.

1


1






Витализм, органическая химия.



Образцы органических веществ.



С.5 – 12,§1, № 3, 5









2(3)

Тема 1. «Теория строения органических соединений».2 часа.

Валентность. Основные положения теории химического строения органических соединений.


1





Валентность, химическое строение, формулы молекулярные и структурные.




Д1.Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.





С. 13 – 21, § 2, № 1,2.








3(4)

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.

1




Гомологи и изомеры.




№ 3, 4, 8, 11,§2.









1(5)


Тема 2. «Углеводороды и их природные источники» 7 часов.

Природный газ. Алканы.



1



Презентация.



Алканы, или предельные углеводороды, международная номенклатура ИЮПАК, реакция дегидрирования.

Природный газ



Д2.Горение метана.

Д3.Отношение метана к раствору перманганата калия и бромной воде.

Л1. Определение элементарного состава органических соединений.

Л2.Изготовление моделей молекул алканов.



С. 23 – 31, §3,№ 2,7,8







2(6)

Алкены.

1

Презен-тация.

Алкены, реакция дегидратации, мономер, полимер, структурное звено, реакция полимеризации, кратная связь.

Д4.Получение этилена реакцией дегидратации этанола.

Д5.Горение этилена.

Д6.Отношение этилена к раствору перманганата кал

С.33 –41, §4, № 2,3.







3(7)

Алкадиены и каучуки.

1




Алкадиены(диеновые углеводороды), натуральный каучук, синтетический каучук, резина, эбонит.

Д7. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность( видео)

С.42 – 46,§5, № 2,6.







4(8)

Алкины.

1

Презентация.

Алкины, ацетилен, реакция Кучерова, поливинилхлорид.

Д7.Получение ацетилена карбидным способом.

Д8.Горение ацетилена.

Д9.Отношение ацетилена к раствору перманганата калия и бромной воде. Л.4.Получение и свойства ацетилена.


С.47 – 51, §6, № 1,2,5.







5(9)

Бензол.

1

Диск.
Бензол.
Аромат.
углево-дороды.

Бензол.

Д10.Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.

С.52 – 54,§7, № 1, 2.








5(10)

Нефть.

1




Нефть, ректификация, бензин, лигроин, керосин, газойль, мазут, крекинг, октановое число.

Д11.Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Л3.Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.


С.55 –61, § 8, № 1,6.







7(11)

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды и их природные источники».

1


















1(12)

^ Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе. 9 часов.

Спирты.



1



Презент-ация.



Функциональная группа, одноатомные и многоатомные спирты, простые эфиры.



Л6.Свойства этилового спирта.

Л7.Свойства глицерина.


Д12.Окисление спирта в альдегид.

Д13.Качественная реакция на многоатомные спирты.




С.63 –73, §9, № 12, 13.







2(13)

Каменный уголь. Фенол.

1




Кокс, фенол, фенолформальдегид-ная смола.

Д14.Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».

Д15.Растворимость фенола в воде при обычных условиях и при нагревании.

Д16. Качественная реакция на фенол.

С. 74 – 79, §10, №2,3







3(14)

Альдегиды и кетоны.

1




Карбонильная группа, альдегиды, формальдегид, кетоны, ацетон.

Д17.Реакция «серебряного зеркала» альдегидов.

Д18.Окисление альдегидов в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Л8.Свойства формальдегида

С.80 –83, § 11, № 1,2,6.







4(15)

Карбоновые кислоты.

1

Презен-тация.

Карбоксильная группа, карбоновые кислоты.

Л9.Свойства уксусной кислоты.


С.84 –90,§12, №1,5.







5(16)

Сложные эфиры. Жиры. Мыла.

1

Диск

Реакция этерификации, сложные эфиры, жиры, мыла, синтетические моющие средства.

Д19.Получение уксусно – этилового и уксусно – изоамилового эфиров.

Д20.Коллекция эфирных масел.Л10.Свойства жиров.

Л11.Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.


С.92 – 99, §13, № 1,4,7.







6(17)

Углеводы. Глюкоза.


1

Диск

Углеводы, моносахариды, фруктоза, реакция «серебряного зеркала».



Д21.Реакция «серебряного зеркала» глюкозы.

Д22.Окисление глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Л12.Свойства глюкозы.



С.100 –108, § 14, № 3. 9(в).







7(18)

Углеводы. Ди – и полисахариды

1




Дисахариды, полисахариды, крахмал, целлюлоза.

^ Д23. Качественная реакция на крахмал. Л13.Свойства крахмала.

С.110 – 115, §15, № 1,3,5.







8(19)

Обобщение изученного материала.

1










§9 – 15







9(20)

Контрольная работа №3 по теме «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе»

1





















1(21)

^ Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе. 6 часов.


Амины.




1






Амины, метиламин, анилин.



Д24.Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

Д25.Реакция анилина с бромной водой.




С.116 – 121, §16, № 1,3,5.







2(22)

Аминокислоты.

1

Диск

Аминокислоты.

Д26.Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.Л.14.Свойства белков.



С.122 – 128, §17. № 1,4.







3(23)

Белки.

1

Диск

Пептидная связь.

Д27.Растворение и осаждение белков.

Д28.Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая.

Д29.Горение птичьего пера и шерстяной нити.

С.128 –133, §17, № 6,10.







4(24)

Нуклеиновые кислоты.

1




ДНК, РНК, нуклеотиды и полинуклеотиды, биотехнология и генная инженерия.


Д30.Модель молекулы ДНК.

С.135 – 141, § 18, № 1,2,3,4,6.







5(25).

Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений».

1



















6(26).

Контрольная работа №4 по теме «Азотсодержащие соединения и их роль в живой природе».

1





















1(27)

Тема 5. Биологически активные органические соединения. 4 часа.


Ферменты.



1






Ферменты ( энзимы).



Д31.Разложение перекиси водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля.

Д32.Коллекция СМС, содержащих энзимы.

Д33.Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.




С.142 – 147, § 19, № 1,2,3,8.







2(28)

Витамины.

1

Презент-ация.

Витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

Д34.Иллюстроация с фотографиями животных с различными авитаминозами.

Д35.Коллекция витаминных препаратов.

Д36.Испытание среды аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.

С.148 – 152, § 20, № 1,2,3,5.







3(29)

Гормоны.

1




Гормоны.

Д37.Испытание аптечного препарата инсулина на белок.

С.153 – 154,§ 20, № 7.







4(30)

Лекарства.

1




Лекарства, химиотерапия и фармакология.

Д38.Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

С.155 – 160, § 20, № 6.10,11.









1(31)

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения. 2+2 часа.

Искусственные полимеры.



1






Искусственные полимеры, пластмассы, целлулоид, волокно.



Л15.Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон.


Д39.Коллекция пластмасс и изделий из них.

Д40.Коллекция искусственных волокон и изделий из них.

Д41.Распознавание волокон по отношению к нагреванию.



С.162 – 165, §21, № 1,3,5.







2(32)

Синтетические полимеры.

1




Синтетические полимеры, полиэтилен, полипропилен, синтетические волокна, каучуки.


Д42.Коллекция синтетических волокон и изделий из них. Л16.Ознакомление с коллекцией каучуков.


С.166 – 172, § 22, № 1,3,7.







(33)

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон».

1



















(34)

(35)

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.
Тестирование.

1
1





















Содержание тем учебного курса в10классе
Введение (1+1 ч)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Тема ^ 1

Теория строения органических соединений

(2 ч)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.


Тема 2

^ Углеводороды и их природные источники

(7ч)

Природный газ.Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучук и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводородаи гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинил хлорид и его применение.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Определение элементного состава органических соединений. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Тема 3

Кислородсодержащие соединении

и их нахождение в живой природе (9ч)

Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ^ полисахарид.

Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.


Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альде прямая соединительная линия 1гид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и аце-тальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты. 6. Свойства крахмала. 7. Свойства глюкозы. 8. Свойства этилового спирта. 9. Свойства глицерина. 10. Свойства формальдегида. 11. Свойства уксусной кислоты. 12. Свойства жиров. 13. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

Тема4

Азотсодержащие соединения

и их нахождение в живой природе (6 ч)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе

свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол -»- этилен - этиленгликоль -- этиленгликолят меди (II); этанол -этаналь - этановая кислота.

^ Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Тема 5

^ Биологически активные органические соединения (2ч)

Ферменты.Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция CMC, содержащих энзимы. Испытание среды раствора CMC индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

Тема 6

Искусственные и синтетические

органические соединения (4ч)

Искусственныеполимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетическиеполимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

^ Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа 2. Распознавание пластмасс и волокон.

Требования к уровню подготовки учащихся



Тема 1. «Введение» Учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие химические понятия : валентность, углеродный скелет, изомерия, гомология, основные теории химии: строения органических соединений.

уметь

  • определять валентность и степень окисления химических элементов

объяснять

  • зависимость свойств веществ от их состава и строения.

иметь опыт

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.


^ Межпредметные связи: неорганическая химия: валентность.


Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Химические формулы и модели молекул в органической химии.


Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.


Тема 2. «Углеводороды»

Учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол.

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

  • Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

  • Характеризовать основные классы углеводородов, их строение и химические свойства.

  • Выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводородов.

иметь опыт

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Безопасного обращения с горячими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.


^ Межпредметные связи: география: месторождения природного газа и нефти в мире и Российской Федерации, физика: разделение жидкостей методом перегонки.


П р и р о д н ы й г а з. А л к а н ы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов( на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.


Алкены. Этилен, его получение ( дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции ( обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен. Его свойства и применение. Применение этилена на основе его свойств.


А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена –1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.


Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение


^ Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.


Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств.


Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.


Лабораторные опыты.

  1. Изготовление моделей молекул углеводородов.

  2. Определение элементарного состава органических соединений.

  3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

  4. Получение и свойства ацетилена.

  5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».


Тема 3. «Кислородсодержащие соединения»

Учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие вещества и материалы: этанол, жиры, мыла, глюкозу, крахмал, сахарозу, клетчатку.

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

  • определять принадлежность вещества к классам кислородсодержащих органических веществ.




  • характеризовать основные классы кислородсодержащих органических веществ, их строение и свойства.

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию кислородсодержащих органических веществ.

иметь опыт

  • определять возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.


^ Межпредметные связи: биология: Углеводы(глюкоза, крахмал, клетчатка), жиры. Каменный уголь.физика: кокс, коксохимическое производство.


Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Углеводы, их классификация: моносахариды(глюкоза), дисахариды(сахароза), полисахариды(крахмал и целюллоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое).применение глюкозы на основе её свойств.


Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основении его свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.


^ Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.


^ Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств.


Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.


^ Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.


^ Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз(омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.


Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегилов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно – этилового и уксусно – изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал


Лабораторные опыты.


  1. Свойства крахмала.

  2. Свойства глюкозы.

  3. Свойства этилового спирта.

  4. Свойства глицерина.

  5. Свойства формальдегида.

  6. Свойства уксусной кислоты.

  7. Свойства жиров.

  8. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка



Тема 4. «Азотсодержащие соединения»


учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие вещества: анилин, аминокислоты, белки.

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

  • определять принадлежность веществ к классам азотсодержащих соединений.

  • Характеризовать основные классы азотсодержащих соединений, их строение и химические свойства.


^ Межпредметные связи.биология: аминокислоты, пептидная связь, белки, структуры белков, функции белков. Нуклеиновые кислоты РНК и ДНК.Биотехнология и генная инженерия.


Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое соединение. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений : взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом( реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.


^ Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетках из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.


Демонстрации.

Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков : ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нитки. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол → этилен → этиленгликоль → этиленгликолят меди (II). Этанол → этаналь → этановая кислота.


Лабораторные опыты.

  1. Свойства белков.



Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений.

Тема 5. «Биологически активные органические соединения»


учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие вещества: ферменты, гормоны, витамины, лекарства.

уметь

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников : научно – популярных изданий, компьютерной базы данных.

иметь опыт

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе и в быту.


^ Межпредметные связи.Биология: Ферменты, гормоны, витамины, лекарства.


Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и в народном хозяйстве.


Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами : авитаминозы, гипо – и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.


Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.


Лекарства. Лекарственная химия : от ятрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.


Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.


Тема 6. «Искусственные и синтетические органические соединения»


учащиеся должны знать/ понимать

  • искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы.

уметь

  • называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию пластмасс и волокон.

иметь опыт

  • безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.

^ Межпредметные связи.Технология: пластмассы, волокна(натуральные, искусственные, синтетические).


Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна(ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.


^ Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.


Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.


^ Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.


Практическая работа №2 распознавание пластмасс и волокон


Список основной и дополнительной литературы.



  1. Габриелян О.С. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Текст)/ О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2009 г.

  2. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области (Текст). – Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Химия 10 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея и др.; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана.-М.:ВАКО, 2006. – 320с. – (В помощь школьному учителю).

  4. Примерная программа основного общего образования по химии, программы курса химии 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян, 2006) и государственного образовательного стандарта.

  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Химия 8-11 кл./Сост. Н.И.Габрусева, С.В.Суматохин. – 2-е изд., доп. – М.:дрофа, 2001. – 288 с.

6.Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Химия/авт. – сост. А.С.Корощенко, М.Г.Спастина.-М.:АСТ: Астрель, 2009 -187, (5) с.- (Федеральный институт педагогических изданий).

7.ГИА – 2009 : Экзамен в форме:Химия: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/авт.-сост. Д.Ю.Добротин, А.А.Каверина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 46, (2) с. – (Федеральный институт педагогических измерений).

8. Диск СD-ROM учебное электронное издание «Химия» (8-11 класс) «Виртуальная лаборатория»

9. Химическая посуда.

10. Химические реактивы.

11. Микроскопы.

И т.д. Смотри паспорт кабинета химии (все указано).


Перечень учебно-методического обеспечения



  1. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа (в 2005 г.).

  2. Габриелян О. С, Лысова Г. Г. Химия.11 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа,2002—2004.

  3. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. — М.:Дрофа, 2004.

  4. Габриелян О. С, Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Настольная книга учителя. Химия.11 кл.: В 2 ч. — М.: Дрофа, 2003—2004.

  5. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. — М.: Дрофа, 2003.

  6. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. —М.: Дрофа, 2003.

  7. Химия. 10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия.10»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2004.

  8. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2004.

  1. Габриелян О. С, Решетов П. В., Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к единому государственному экзамену. — М.: Дрофа,2003—2004.




  1. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. — М.: Дрофа,2005.

  2. Габриелян О. С, Ватлина А. П. Химический эксперимент в средней школе. 10 кл. —М.: Дрофа (выйдет в свет в 2005 г.).

  3. Габриелян О. С. Методические рекомендации по использованию учебников О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина «Химия. 10» и О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11» при изучении химии на базовом и профильном уровне. — М.: Дрофа, 2004.



Похожие:

Рассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано» iconРассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано»
Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии
Рассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано» iconРассмотрено на заседании шмо естественных наук Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано»
Федерального компонента образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии
Рассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано» iconРабочая программа по технологии в 8 классе учителя Погодина Алексея Владимировича
Рассмотрено на заседании шмо согласовано : Зам директора поувр утверждаю : Директор школы
Рассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано» iconПлан работы шмо учителей биологии, валеологии, химии, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности 2010-2011 учебный год
Рассмотрено на заседании мс «Утверждаю» Протокол № от сентября 2010г. Директор моу «сош №5»
Рассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
Цель деятельности: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Рассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
Содействие обучающимся в познании своих личностных особенностей, способностей, возможностей через проведение диагностических методик,...
Рассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
Планирование составлено на основе региональной программы «Основы здорового образа жизни», составители: О. П. Аккузина, Ю. И. Буланый,...
Рассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
Планирование составлено на основе программы элективного ориентационного курса Чистяковой С. Н. «Слагаемые профиля выбора обучения...
Рассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребёнку семьёй или формируются в процессе...
Рассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано» iconАнализ методической работы шмо учителей русского языка и литературы в 2010-2011 учебном год
В истёкшем учебном году в работе шмо учителей русского языка и литературы принимало участие 8 человек. Хочется отметить добросовестную...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов