Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория icon

Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория



НазваниеРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория
Дата конвертации04.12.2012
Размер371.55 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новосельское


Рассмотренона заседании ШМОестественных.

Руководитель ШМО:

__________/Приезжева Т.В./

ФИО

Протокол № ___ от «__»_____2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:_______/Брюханова Н.Н. /
ФИО

«__»____________2012г.


«Утверждено»
Директор школы с. Новосельское:
__________/Погодин А.В./
ФИО

Приказ № ___ от «__»_2012_г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии


учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал. категория
________________________________________________________________________

Ф.И.О., категория

8класс
____________________________________________________________

Класс и т.п.


Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012г.


^ 2012- 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы школы с учётом Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здо­ровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005 г. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 70 асов – 2 часа в неделю.

Лабораторные работы – 5, практических работ - 4, контрольных работ-2.^ Цели курса:

*Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

*Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

*Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.

Задачи:
*Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.

*Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.

*Раскрыть роль человека в природе.


*Продолжить формировать представление о единстве живой природы.



Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последо­вательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анато-мии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организ-ма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемствен-ностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипред-метных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпус-кников», ко­торые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбини­рованных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Последовательность тем обусловлена логикой разви­тия основных анатомических, физиологических и гиги­енических понятий о человеке и способствует форми­рованию научного мировоззрения и развитию глу­бокого понимания сущности человека как живого

организма.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу введены све­дения по экологии человека, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зави­симости процессов жизнедеятельности и здоровья лю­дей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические работы ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и разви­тие умений по уходу за ним. Изучению состояния свое­го организма и его здоровья служит ряд опытов и само­наблюдений.

Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знания о человеке и отношения к человеку как личности.

Биологическое понятие о жизни, ее характерные чер­ты: способность к размножению, рост и развитие, раз­дражимость, подвижность, питание, движение, обмен веществ и энергетический обмен, историческое разви­тие. Человек как личность. Общий обзор организма че­ловека.

Понятие о здоровье, о здоровом образе жизни. Охра­на здоровья, восстановление трудоспособности. Поня­тие о реабилитации. Ценность и невосполнимость чело­веческой жизни,

Анатомия, физиология, гигиена, медицина, экология и другие науки в изучении строения, жизнедеятельнос­ти и здоровья человека.

^ Формы контроля на уроке.

1.Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки.

2.Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа.

3.Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование.

4.Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль.

5.Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практические исследования.


^ Методы проведения уроков: беседа, лабораторная работа, практическая работа, рассказ, экскурсия, презентация, лекция, проблемное изложение материала и т.д.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

^ Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений. – М.:Вентана-Граф, 2007.










^ Содержание тем учебного курса


Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 6 часов.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

^ Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.


^ Тема 3. "Кровь. Кровообращение"- 9 часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях


^ Тема 4. "Дыхание" - 5 часов.

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.


^ Тема 5. "Пищеварение" - 7 часов.

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

^ Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 3часа.

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.


В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать


^ Тема 7. "Выделение. Кожа". –2часа

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание

^ Тема 8. "Эндокринная систем и нервная системы»- 7 часов

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.


Требования к уровню подготовки учащихся


^ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • место и роль человека в системе органического мира;

  • сходства и отличия человека от животных;

  • уровни организации организма человека;

  • процессы жизнедеятельности организма человека;

  • взаимосвязь строения и функций органов человека;

  • особенности второй сигнальной системы;

  • особенности обмена веществ, причины нарушений и их последствия;

  • предотвращение болезней ЗОЖ;

  • основные меры профилактики здоровья человека.


^ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:


  • находить органы человека; -

  • распознавать системы органов на таблицах, рисунках; -

  • проводить простые биологические исследования: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);

  • определять нормы рационального питания;

  • анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, как факторов риска на здоровье.

  • составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам,

  • находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.











Учебно - тематический план





Тема

Кол-во часов

В том числе

Лаб.р.

Прак.р.

1

Введение.

1







2

Общий обзор организма человека.

5

1




3

Опорно-двигательная система.

8

1

1

4

Кровь и кровообращение.

9

1




5

Дыхание.

5

1




6

Пищеварение.

7

1




7

Выделение.

2







8

Кожа.

4




1

9

Эндокринная и нервная системы.

7







10

Органы чувств.Анализаторы.

6




1

11

Поведение и психика.

6




1

12

Индивидуальное развитие организма.

5







13

Итоговый контроль.

3










Итого:

70

5

4







Учебно-методическое обеспечение


  • Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.

  • Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.

  • Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 – 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) – СПб.: Паритет, 2006г.

  • Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

  • Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;

  • Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;

  • Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


^ . MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:

  • «Анатомия в картинках», 2005;

  • «Анатомия в игровой форме», 2005г.,

  • «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»,

  • «Уроки биологии в 8 классе».

  • «Анатомический атлас», 2005

«Биологический энциклопедический словарь






Список основной и дополнительной литературы



Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. ^ М.: Вентана-Граф, 2005;

2) Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с;

дополнительной литературы для учителя:

1) Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио­логии и гигиене человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160с: ил.;

2) Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 96с: ил.;

3) Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. М.: Про­свещение, 1997. – 240с: ил.;

4) Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006. – 144с.

5) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Человек. – М.: Дрофа, 2004. – 224с;

для учащихся:

1) Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. ^ М.: Дрофа, 2005. –96с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках тре­бований Государственного стандарта по биологии.

^ MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

^ Электронный атлас для школьника. Анатомия. 8-9 классы. «ЧеРо», 2004

Уроки биологии. Человек и его здоровье. 8 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2005

Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ

http://bio.1september.ru – газета «Биология» – приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


Календарно-тематическое планирование по биологии

8 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

^ ИКТ

Лаб.работы .Практ. работы


Элементы содержания

Дом. задание

Дата

План.

Факт.

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Биологическая и соци­альная природа чело­века. Науки об организ­ме человека.




1




Биологическая природа и социальная сущность чело­века. Природная среда, со­циальная среда, биосоци­альная природа человека. Науки о человеке. Методы изу­чения организма человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Введение, §1







ТЕМА 1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (5 часов)

2

Общий обзор организма человека. Место чело­века в живой природе.




1




Место и роль человека в системе органического ми­ра, его сходство с животны­ми и отличие от них.



§2







3

Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность.


1




Презентация «Строение животной клетки»


Клеточное строение орга­низма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма их зна­чение. Рост и развитие, воз­будимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Работа с СД



§3







4

Ткани животных и че­ловека.


1


Лабораторная работа№1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соедините-льных и мышечных тканей»

Ткани животных и человека. Нейрон. Межклеточное вещество.



§4







5

Органы, системы орга­нов, организм. Нервная и гуморальная регуляция.


1




Строение и процессы жиз­недеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс. Рецепторы. Нервная регуля­ция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Органы. Системы органов.

§5







6

Зачет «Общий обзор организма человека».


1

Элект. тестирование

Строение и процессы жиз­недеятельности организма человека.












Тема2. Опорно-двигательная система (8часов)

7

Скелет. Строение, со­став и соединение кос­тей.

.


1

Лабораторная работа №2 «Исследование свойств нормальной, жжёной и декальцинированной костей»

Опора и движение. Строе­ние и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы. Строение кости. Соединения костей. Строение сус­тава


§6







8

Скелет головы и скелет туловища.


1

Практическая работа №1 «Определение нарушений осанки и плоскостопия»

Скелет голо­вы. Скелет туловища. Позвоночник и его отделы. Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

§7







9

Скелет конечностей.


1




Скелет поясов. Скелет верхней конечности. Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

§8







10

Первая помощь при растяжении связок, вы­вихах суставов и пере­ломах костей.


1

Учебное электронное издание. Первая помощь при растяжении связок, вы­вихах суставов и пере­ломах костей.


Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опор­но-двигательной системы.

Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Работа с СД



§9







11

Мышцы человека. Работа мышц.


1




Обзор основных мышц человека. Мышцы ту­ловища и конечностей. Ды­хательные мышцы. Сухо­жилия. Функции двигатель­ной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного со­кращения. Регуляция мы­шечных движений.

§10, §11







12

Нарушение осанки и плоскостопие.


1

Учебное электронное издание.
Нарушение осанки и плоскостопие.


Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение пра­вильной осанки. Плоскосто­пие. Коррекция. Предупреж­дение плоскостопия и ис­кривления позвоночника.

Работа с СД



§12 Проверить правиль­ность осанки , на­личие плоскостопия, гибкость позвоночника







13

Развитие опорно-двигательной системы.


1




Со­блюдение правил здорового образа жизни. Развитие

опорно-двигательной систе­мы. Факторы риска – гиподина­мия.

§13







14

Зачет «Опорно-двигательная система».

.

1

^ Задания «Проверьте себя» к теме «Опорно-двигательная система».

Повт. §6-13







ТЕМА3. КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ (10часов)

15

Внутренняя среда. Зна­чение крови и её со­став.


1

Лабораторная работа №3 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Внутренняя среда организ­ма. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови. Свертывание крови.

Лабор. практикум



§14







16

Иммунитет.


1

Учебное электронное издание.
Иммунитет.


Иммунитет. Иммунная сис­тема человека. Антигены и ан­титела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Ле­чебные сыворотки. Класси­фикация иммунитета

Лабор.практикум

§15







17

Тканевая совмести­мость и переливание крови.


1




Группы крови. Переливание крови. Групповая совмести­мость крови, групповая со­вместимость тканей. Резус-фактор.


§16







18

Строение и работа сердца.


1




Кровеносная система. Серд­це и кровеносные сосуды. Строение и функции сердца.



§17







19

Круги кровообраще-ния.


1

Учебное электронное издание.

Круги кровообращения.


Транспорт веществ. Крове­носные сосуды. Большой и малый круги кро­вообращения. Значение кровообращения.



§17







20

Движение лимфы.


1




Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические ка­пилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоуз­лов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лим­фатической систем.


§18







21

Движение крови по со­судам. Регуляция рабо­ты сердца и кровенос­ных сосудов.


1




Кровеносная система. При­чины движения крови по со­судам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Пульс. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуля­ция работы сердца и сосу­дов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регу­ляция.

§19, 20







22

Предупрежде-ние забо­леваний сердца и сосу­дов. Первая помощь при кровотечениях.


1




Сердечно-сосудистые забо­левания, причины и преду­преждение. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска –гиподинамия.

Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

§21







23-24

Зачет «Кровь и крово­обращение».
Тестирование по теме «Кровообраще -ние»


2

Задания «Проверьте себя» к теме «Кровь и кровообращение». Повт. §14-21







ТЕМА 4. ДЫХАНИЕ (6 часов)

25

Значение дыхания. Ор­ганы дыхания. Строение легких.


1




Дыхание. Система органов дыхания. Строение легких. Связь с кровенос­ной систе-мой.


§22







26

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движе­ния. Регуляция дыха­ния.


1

Учебное электронное издание.

Газообмен в легких и тканях.

Обмен газов в легких и тка­нях. Механизм вдоха и вы­доха. Дыхательные движе­ния. Нейрогуморальная ре­гуляция дыхания.


§23, 24, 25








27-28

Гигиена дыхания.Первая помощь при поражении органов дыхания.


2

Лабораторная работа №4 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого вохдуха. Изготовление самодельной модели Дондерса.»

Заболевания органов дыха­ния и их профилактика. Соблюдение сани­тарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. .

§26







29

Контроль знаний по теме «Дыхание».

.

1

Задания «Проверьте себя» к теме «Дыхание». Повт. §22-27







30

Контрольная работа №1

Урок контроля знаний уча­щихся.

1

Контрольная работа по темам «Кровь и кровообращение. Дыхание». Повт. §14-27







ТЕМА 5. ПИЩЕВАРЕНИЕ (7 часов)

31

Значение и состав пи­щи.


1

Презентация «Значение и состав пищи»

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как био­логическая основа жизни.

§28







32

Органы пищеварения.


1




Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеваре­ния: пищеварительный и пищеварительные железы.

§29







33

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.


1

Лабораторная работа №5 «Действие ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки»

Строение и функции пище­варительной системы. Пи­щеварительные железы. Пищеварение в ротовой по­лости. Роль ферментов в пищеварении. Пищевари­тельные ферменты ротовой полости. Нейрогуморальная регуля­ция пищеварения.

§30, 31 (до пищеварения в желудке).







34

Пищеварение в желуд­ке. Регуляция пищеваре­ния.


1




Пищеварение в желудке. Пищеварительные фермен­ты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищева­рения.



§31, §32







35

Пищеварение в кишеч­нике. Всасывание пита­тельных веществ.


1




Переваривание пищи в две-

надцатиперстной кишке Всасывание пита­тельных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

§33







36

Гигиена питания. Про­филактика заболеваний органов пище-варения.


1

Учебное электронное издание.
Про­филактика заболеваний органов пищеварения.


Соблю­дение санитарно-гигиенических норм и пра­вил здорового образа жизни. Вредные и полезные при­вычки, их влияние на со­стояние здоровья. Профи­лактика пищевых отравле­ний, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппен­дицита.


§34







37

Контроль знаний по те­ме «Пищеварение»


1

Задания «Проверьте себя» к теме «Пищеварение».







ТЕМА 6. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3 часа)

38

Обменные процессы в организме.


.

1




Обмен веществ и превра­щения энергии как необхо­димое условие жизнедея­тельности организма. Пла­стический и энергетический обмен

§35







39

Нормы питания. Обмен белков, жиров, углево­дов.

.

1




Обмен и роль белков, угле­водов, жиров. Водно-солевой обмен. Определе­ние норм питания. Соблю­дение санитарно-гигиенических норм и пра­вил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влия­ние на состоя

§36

§36









40

Витамины.


1

Презентация «Витамины»

Витамины, их роль в орга­низме, содержание в пище. Суточная потребность орга­низма в витаминах. Гипо- и

гипервитаминозы А, В1, С, D. Проявления авитаминозов и их пре­дупреждение.

§37







ТЕМА 7. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа)

41

Строение и работа по­чек.


1




Выделение. Мочевыделительная система. Роль орга­нов мочевыделения, их зна­чение. Строение и функции почек. Нефрон - функцио­нальная единица почки. Удаление мочи из организ­ма.


§38







42

Предупреждение забо­леваний почек. Питье­вой режим.



1




Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболева­ний почек. Фактор риска: пере­охлаждение. Вредные и по­лезные привычки, их влия-

ние на состояние здоровья.

§39







ТЕМА 8. КОЖА (4 часа)

43

Кожа. Значение и строение кожи.


1

Практическая работа №2 «Определение
жирности кожи с помощью бумажной
салфетки»

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функ­ции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

§40







44

Роль кожи в теплорегуляции


1




Теплообразование, тепло­отдача и терморегуляция организма. Роль кожи в тер­морегуляции. Факто­ры риска: стрессы, переох­лаждение.










45

Нарушение кожных по­кровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.


1

Учебное электронное издание.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.


Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обмо­рожениях и профилактика ранений. Нарушения кожных покровов и их причины.











46

Контроль знаний по те­мам «Обмен веществ. Выделение. Кожа».

.

1










Тема 9.Эндокринная и нервная системы.( 7 часов)

47

Железы внешней, внут­ренней и смешанной секреции.


1




Эндокринная система. Же­лезы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.



§43







48

Роль гормонов в обме­не веществ, росте и развитии организма.


1




Гормоны. Гормоны гипофиза. Гормоны щито­видной железы. Гормоны поджелудоч­ной железы. Гормоны надпочечни­ков. Болезни, свя­занные с гипофункцией и

гиперфункцией желез. Регу­ляция деятельности желез.

§44










49

Значение и строение нервной системы.


1

Презентация « Значение и строение нервной системы»

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы. Рефлекторный принцип дея­тельности нервной системы.



§45







50

Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция.


1




Соматическая и вегетатив­ная нервная система. Функ­ция автономного отдела. Симпатический и парасим­патический подотделы. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем.


§46, §47







51

Строение и функции спинного мозга.


1




Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и про­водниковая функция спинно­го мозга. Нарушения деят-ельности нервной системы и их пре­дупреждение.

§48







52

Отделы головного моз­га, их значение.


1




Головной мозг, строение и функции. Серое и белое ве­щество головного мозга. Продолговатый мозг. Сред­ний мозг. Мозжечок. Проме­жуточный мозг. Большие по­лушария головного мозга, доли. Аналитико-син-тетическая функ­ция коры больших полуша­рий.

§49







53

Контроль знаний по те­мам «Эндокринная и нервная системы».


1

§50,§54 Элек. тестирование







Тема 10.Органы чувств.Анализаторы.(6часов)

54

Значение органов чувств и анализато-ров. Органы осязания, обо­няния, вкуса и их ана­лизаторы.


1




Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализа­торы. Рецепторы, проводя­щие пути, чувствительные зоны коры больших полуша­рий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы

§50,§54







55

Орган зрения и зри­тельный анализатор. Заболевания и повреж­дения глаз.


1

Практическая работа №3 «Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого
пятна»

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализа­торы. Рецепторы, проводя­щие пути, чувствительные зоны коры больших полуша­рий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы.

§51, 52







56

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.


1

Учебное электронное издание.
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.


Орган зрения. Зрительный нерв. Зритель­ный анализатор.

Нарушения зрения, их про­филактика. Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зре­ния.

§53







57

Контроль знаний по те­ме «Органы чувств и анализаторы».


1










Тема 11.Поведение и психика..(6часов)

58

Закономер-ности рабо­ты головного мозга.

.

1




Рефлекторный характер деятельности нервной сис­темы. Безусловные и услов­ные рефлексы, их биологи- ческое значение.

§55, 56







58

Врожденные и приоб­ретенные формы пове­дения.


1

Презентация «Врожденные и приоб­ретенные формы пове­дения.»


Врожденные формы пове­дения. Приобретенные фор-мы поведения. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение че­ловека.

§57







59

Биологические ритмы. Сон и его значение.


1




Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.



§58







60

Особенности высшей нервной деятельности человека. Поз-наватель­ные процессы.

.


1

Практическая работа №4 «Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений»

Биологическая Природа и социальная сущность чело­века. Познавательная дея­тельность мозга. Речь. Роль трудо­вой деятельности в появле­нии речи и осознанных дей­ствий. Мышление. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

§59







61

Воля и эмоции. Внима­ние.


1




Особенности психики чело­века. Эмоции. Физиологи-ческая основа эмоций.Воля. Вни­мание.Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания вни­мания.

§61







ТЕМА 12. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (5 часов + 3часа на итоговый контроль)

62

Половая система чело­века.


1




Мочеполовая система. Жен­ская половая система. Раз­витие яйцеклетки. Мужская половая сис­тема. Образова-ние сперма­тозоидов. Гигие­на половых органов.

§63







63

Наследственные и вро­жденные заболевания. Болезни, пере-дающие­ся половым путем.


1

Презентация «Наследственные и вро­жденные заболевания. Болезни, пере-дающие­ся половым путем».


Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и пре­дупреждение. Роль генети­ческих знаний в планирова­нии семьи. Инфекции, пере-дающиеся половым путем.

§64







64

Внутриутробное разви­тие организма. Разви­тие после рождения.


1




Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образова­ние зародыша и плода. Роль генетических знаний в пла­нировании семьи.

§65







65

О вреде наркогенных веществ.

Презентация


1




Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.

§66







66

Личность и её особен­ности.


1




Психологические особенно­сти личности: темперамент, характер, интересы, склон­ности, способности. Роль обу­чения и воспитания в разви­тии психики и поведе-ния человека.

§67







67-68


69-70

Контрольная работа №2

Урок контроля знаний уча­щихся.

Итоговое тестирование.

2


2

Контрольная работа по темам «Нервная система – Поведение и психика». Тест
















Похожие:

Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория iconРабочая программа по химии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
«Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005....
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория iconРабочая программа по природоведению учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы по природоведению для 5-го...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория iconРабочая программа по математике в 3 классе Сиротиной Татьяны Юрьевны, учителя начальных классов
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория iconРабочая программа по русскому языку в 3 классе Сиротиной Татьяны Юрьевны, учителя начальных классов
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория iconРабочая программа по литературному чтению в 3 классе Сиротиной Татьяны Юрьевны, учителя начальных классов
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов