Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории icon

Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории



НазваниеРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
страница1/2
Дата конвертации04.12.2012
Размер475.86 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новосельское


Рассмотрено на заседании ШМО естественных наук.

Руководитель ШМО:

__________/Приезжева Т.В./

ФИО

Протокол № ___ от «__»_____2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:_______/БрюхановаН.Н./
ФИО

«__»____________2012г.


«Утверждено»
Директор школы с. Новосельское:
__________/Погодин А.В./
ФИО

Приказ № ___ от «__»_2012_г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии


учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал. категории
___________________________________________________________________

Ф.И.О., категория

9класс
____________________________________________________________

Класс и т.п.


Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012г.


^ 2012- 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72c.//, отражающей содержа­ние Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 70 часов – 2 часа в неделю.

Лабораторные работы – 7, экскурсии – 3.



^ Цель программыразвивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.


^ Задачи курса:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

индивидуальная (консультации);

групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с некоторыми предметами, изучаемыми в 9 класссе: устанавливаются межпредметные связи при изучении физических свойств неорганических соединений соединений, при изучении строения атома – с физикой; при изучении вопросов применения неорганических соединений и их физиологического действия на организм – с биологией; при решении расчетных задач – с математикой. На втором году обучения (9 класс) введение дополнительных химических понятий чередуется с рассмотрением строения и свойств неорганических веществ. В специальном разделе кратко рассматриваются элементы органической химии и биохимии в объеме, предусмотренном обязательным минимумом.При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

- лекции с использованием презентаций по теме или материалов CD-дисков по неорганической химии;

- домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение расчетных задач разной сложности по индивидуальным карточкам).

Система контроля по курсу 9 класса включает защиту практических работ, проведение самостоятельных работ и контрольных работ Итоговую контрольную работу. Для отработки навыков составления формул неорганических веществ, названия веществ по систематической номенклатуре, а также составлении уравнений химических реакций с участием неорганических веществ применяются дидактические карточки, которые также могут использоваться для оперативного контроля



Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. – М.: Вентана-Граф, 2006.







Учебно-тематический план






Название темы

Кол-во часов

Лабораторные
работы

Экскурсии

1

Введение в основы общей биологии

3




1

2

Основы учения о клетке

10

1




3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

1




4

Основы учения о наследственности и изменчивости.

11

2




5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

5







6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

5




1

7

Учение об эволюции.

9

1




8

Происхождение человека (антропогенез)

5







9

Основы экологии

11

2

1

10

Заключение

4










Итого:

70

7

3

















Календарно-тематическое планирование по биологии

9 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

ИКТ

Элементы содержания

Дом.задание

Дата

План.

Факт.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (3 часа)

1

Биология - наука о живом мире.


1




Биология – наука о живой приро­де. Становление био-логии как науки. Роль биоло-гии в практиче­ской деятель-ности людей.


§1.







2

Общие свойства живых организмов.


1




Отличительные особенности жи­вых организмов от неживых тел. Обмен веществ, процессы син­теза и распада.

Особенности развития живых организмов.

§2







3

Многообразие форм живых орга­низмов.


1

Виртуальная экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»

Уровни организации живой при­роды. Многообразие жи-вых организ­мов. Краткая характеристика естест­венной системы классификации живых организмов. Царства жи­вой природы.

§3







ТЕМА 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ 0 КЛЕТКЕ (10 часов)

4

Цитология – наука о клетке. Многооб­разие клеток.



1




Клетка – основная структур-ная и функциональная единица орга­низмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказаельство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

§4







5

Химический состав клетки.


1




Особенности химического соста­ва живых организмов. Микро­элементы и макроэлементы. Неорганические вещества, их роль в организме. Органические вещества, их роль в организме.

§5







6

Органические ве­щества клетки.


1




Органиче­ские вещества, их роль в орга­низме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нук­леиновые кислоты, их структура и функции.

§6







7

Строение клетки.



1

^ Строение клетки.

Презентация.

Строение клетки. Цитоплаз-ма. Строение и функции ядра. Клет­ки бактерий. Прокариоты, эука­риоты. Вирусы – неклеточные фор­мы.

Презентация

§7







8

Изучение клеток растений и живот­ных.

Изучение клеток бактерий.


1

Выполнение лабо­раторной работы №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток».

Особенности строения расти­тельной, животной, бактериаль­ной клеток.



§8







9

Обмен веществ и энергии в клетке.



1




Обмен веществ и превраще-ние энергии – признак живых орга­низмов, основа жизнедеятельно­сти клетки. Ассимиляция и дис­симиляция – про-тивоположные процессы.


§9







10

Биосинтез белков в живой клетке.


1


Учебное электронное издание
^ Биосинтез белков в живой клетке.


Свойства генетического кода. Механизмы транскрипции и трансляции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной ин­формации вклетке (биосинтез белков).













11

Биосинтез углево­дов – фотосинтез.


1




Питание. Различия организ-мов по способу питания. Фотосинтез. Значение фото-синтеза. Космиче­ская роль зеленых растений.













12

Обеспечение клет­ки энергией.


1




Дыхание. Обеспечение клет-ки энергией в процессе ды-хания. Биологическое окис-ление. Результаты преобразования энергии.














13


Зачет «Основы

учения о клетке».

1

Вопросы «Проверьте себя» по теме «Основы учения о клетке». Повт. §4-1

Эл. тесты










ТЕМА 3.

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (5 часа)




14

Типы размножения

организмов.


1

Презентация «^ Типы размножения организмов»


Половое и бесполое размн-ожение. Бесполое размноже-ние – древнейший способ размноже­ния. Виды бесполого размноже­ния. Виды веге-тативного размноже­ния.


§13










15

Деление клетки.

Митоз.


1

Выполнение лабо­раторной работы №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и зна-чение митоза. Деление клетки прокариот.

Лабор. практикум

§14










16

Образование поло-

вых клеток. Мейоз.


1

Учебное электронное издание
^ Образование поло-

вых клеток. Мейоз.


Половое размножение расте-ний и животных, его биоло-гическое значение. Половые клетки. Оплодотворение, его биологиче­ское значение.

Лабор. практикум

§15










17

Индивидуальное

развитие организ-

ма – онтогенез.


1




Рост и развитие организмов. Он­тогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра).

§16










18

Зачет «Размноже-

ние и индивиду-

альное развитие

организмов».


1

Вопросы «Проверьте себя» по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».


Повт. §13-16










ТЕМА 4. ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (11 часов)




19-20

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.


2




Наследственность и изменчи­вость – свойства организмов. Генетика – наука о законномерно­стях наследственности и измен­чивости. Моногибридное скрещивание.



§17-18










21

Генетические опыты Г.Менделя.


1

Учебное электронное издание


^ Генетические опыты Г.Менделя.


Использование Г. Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещи­вание. Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Неполное доминиро­вание. Анализирующее скрещивание.

Лабор. практикум

§19










22

Дигибридное скрещивание.


1

Выполнение лабо­раторной работы №3

«Решение генетических задач».

Закон независимого наследо-ва­ния. Условия проявления закона независимого насле-дова­ния. Соотношение гено-типов и фено­типов при про-явлении закона независимого наследования.

Лабор. практикум


§20










23

Сцепленное наследование.


1




Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосо­мах. Линейное расположение генов. Закон Т. Моргана. Условие выполнения закона Т. Моргана. Сцепленное наследование.

§21










24

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.


1




Генотип – система взаимо-дейст­вующих генов. Взаимо-действие генов и их мно­жественное действие. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия.

§22










25-26

Наследование при­знаков, сцеплен­ных с полом.


2

Учебное электронное издание

^ Наследование при­знаков, сцеплен­ных с полом.



На­следование признаков у челове­ка. Закон сцепленного наследова­ния. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Лаб.практ.

§23, 26










27

Наследственная изменчивость.


1




Основные формы изменчи-вости.

Виды мутаций по степени изме­нения генотипа. Синдром Дауна – геномная мута­ция человека. Виды мутагенов. Выведение новых сортов растений.

§24










28

Другие типы изменчивости.


1

Выполнение лабо­раторной работы №4 «Выявление ге-нотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сор-тов), произрастающих в неодинаковых условиях».

Зависимость проявления действия генов от условий неш­ней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной измен-чивости.

§25










29

Зачет «Основы наследственности и изменчивости».


1

Повт. §17-25










Тема 5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов)




30

Генетические ос­новы селекции ор­ганизмов


1




Наследственность и изменчи­вость – основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Учение Н.И. Вавилова о центрах.

§27, 29










31

Особенности селекции растений.


1




Применение знаний о наследст­венности и изменчивости, искус­ственном отборе при выведении новых сортов. Основные методы селекции растений. Презентация

§28










32

Особенности се­лекции животных.


1




Применение знаний о наследст­венности и изменчивости, искус­ственном отборе при выведении новых пород. Основные методы селекции животных. Виды искусственно­го отбора. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Презентация

§30










33

Основные направ­ления селекции микроорганизмов.

.

1

Презентация «Основные
направления селекции микроорганизмов»

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение се­лекции микроор-ганизмов для развития сель-скохозяйственного произ-водства, медицинской, мик-робиологической и других отраслей промышленности.

Презентация

§31










34

Контрольная работа №1

Урок контроля знаний уча­щихся.

1

Контрольная работа по теме «^ Основы наследственности и изменчивости» Тест №1.










ТЕМА 6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (5 часов)




35

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.



1




Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.

Химический, предбиологи-ческий, биологический и социальный этапы развития живой материи.

§32










36

Современная тео­рия возникновения жизни на Земле.

Комбинированный урок.

1

Современная тео­рия возникновения жизни на Земле.Презентация.


Проблема доказательства со­временной гипотезы происхож­дения жизни.


§33











37

Значение фото­синтеза и биологи­ческого круговоро­та веществ в развитии жизни.

Комбинированный урок.

1




Этапы развития жизни. Начальные этапы биологи-ческой эволюции. Филогене-тические связи в живой при-роде. Происхождение эукариотической клетки.


§34










38-39

Этапы развития жизни на Земле.
Экскурсия «История живой природы местного региона»


2




Изменение животного и рас-ти­тельного мира в катархее, про­терозое, палеозое, мезозое, кай­нозое. Усложнение растений и живот­ных в про-цессе эволюции.

Презентация

§35










ТЕМА 7. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (9 часов)













§35

40

Идея развития ор­ганического мира в биологии.

Урок изучения и закреп­ления новых знаний.


1




Предпосылки учения Ч. Дарв-на. Учение Ч. Дарвина об искусст­венном отборе для объяснения эволюции жи-вых организмов. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.


§36










41

Основные положе­ния эволюционной теории Ч. Дарвина.

Комбинированный урок.


1




Наследственная изменчивость и борьба за существование – дви­жущие силы эволюции. Формы борьбы за существование. Естественный отбор – движущая сила эволюции.


§37










42

Современные предсталения об эволюции органи­ческого мира.

Комбинированный урок.

1




Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популя-ционном принципе.

§38










43

Вид, его структура и особенности.

Комбинированный урок.


1

Учебное электронное издание

Вид, его структура и особенности.


Критерии вида. Популяцион-ная структура вида. Эколо-гические и генетические характеристики популяции. Популяция – элементарная эво­люционная единица.

§39










44

Процесс образова­ния видов – видо­образование.

Комбинированный урок.

1




Географическое и экологи-ческое видообразование. Изолирующие механизмы. Виды изоляций.

§40










45

Понятие о микро­эволюции и макро­эволюции.

Комбинированный урок.


1




Главные направления эволю-ци­онного процесса: биологи-ческий прогресс и биологи-ческий рег­ресс.



§41










46

Основные направ­ления эволюции.

Комбинированный урок.

1




Главные направления эволю­ции: ароморфоз, идиоадапта-ция, дегенерация. Пути дос-тижения биологического прогресса.



§42










47

Основные закономерности биологической эволюции.

Комбинированный урок.


1

Выполнение лабо­раторной работы №5 «Изучение изменчивости у организмов».

Биологическая эволюция. Основные особенности эволюции. Приспособлен-ность видов к среде обитания.

§43










48

Зачет «Учение об эволюции».

Урок контроля и оценки знаний

1

Вопросы «Проверьте себя» по теме «Учение об эволюции». Повт. §36-43










ТЕМА 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) (5 часов)




49

Место и особенно­сти человека в сис­теме органического мира.

Комбинированный урок.

1




Место и роль человека в сис-теме органического мира, его сходство с животными и отличие от них.



§44










50

Доказательства эво-люционного происхождения че­ловека.

Комбинированный урок

1




Доказательства эволюцион-ного происхождения человека от жи­вотных, его сходство с животны­ми.

Презентация

§45










51

Этапы эволюции вида Человек ра­зумный.

Комбинированный урок.


1




Движущие силы и этапы эволю­ции человека. Социаль-ная и природная среда, адап-тация к ней человека. Биоло-гическая природа и соци­аль-ная сущность человека.

§46, 47










52

Человеческие ра­сы, их родство и происхождение.

Комбинированный урок.

1

Учебное электронное издание
Человеческие ра­сы, их родство и происхождение

Человеческие расы, их родс-тво и происхождение. Человек как единый биологический вид. Влияние человека на природу земли.


§48, 49










53

Зачет «Происхож­дение человека. Антропогенез».

Урок контроля и оценки знаний

1

Вопросы «Проверьте себя» по теме «Происхождение человека. Антропогенез». Повт. §44-49










ТЕМА 9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов)




54

Среды жизни на Земле и экологиче­ские факторы воз­действия на орга­низмы.

Урок изучения и закреп­ления новых знаний.

1

Презентация. Среды жизни на Земле и экологиче­ские факторы воз­действия на орга­низмы

Экология – наука о взаимо-связях организмов и окружа-ющей сре­ды. Среда – источ-ник веществ, энергии и ин-формации. Абиоти­ческие факторы среды. Биоти­ческие факторы. Взаимодейст­вие факторов среды.презентация

§50










55

Закономерности действия факторов среды на организ­мы.

Комбинированный урок.

1




Экологические факторы. Основные закономерности действия факторов среды на ор­ганизмы.

§51










56

Приспособлен­ность организмов к влия-нию факторов среды.

Комбинированный урок.


1

Выполнение лабо­раторной работы №6 «Приспособленность организмов к среде оби-тания».

Приспособления организмов к различным экологическим фак­торам.

Лабор. практикум



§52







57

Биотические связи в природе.

Комбинированный урок.


1




Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничест­во, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистемах. Функциональ-ные группы орга­низмов в биоценозе. Вирт. экскурсия

§53







59

Популяции как фор-ма существо­вания видов в при­роде.

Комбинированный урок.

1




Популяция – элемент экосис-те­мы. Основные характерис-тики популяции: плотность, возрас­тная и половая струк-тура.Презентация

§54







60

Функционирование популяции и дина­ми-ка её численности в природе.

Комбинированный

1




Популяция – элемент экосис-те­мы. Основные характерис-тики популяции: рождае-мость, выжи­ваемость, чис-ленность, функ­ционирование в природе.

§55







61

Биоценоз как со­общество живых организмов в при­роде.

Комбинированный урок.


1




Экосистемная организация жи­вой природы. Естествен-ные и искусственные экосис-темы. Структура экосистем. Классификация назем­ных экосистем. Свойства экосис-темы. Видовое разнообразие – признак устойчивости эко-систем. Факто­ры, определяющие видовое раз­нообразие.

§56







62

Биогеоцинозы, экосистемы и биосфера.

Комбинированный урок.


1

Круговорот веществ и превра­щения энергии в экосистемеПрезентация

Круговорот веществ и превра­щения энергии в экосисеме. Трофиче­ский уровень. Направления потока вещества в пищевой сети. Презентация










63

Развитие и смена биогеоценозов.

Комбинированный урок.

1




Факторы существования рав-но­весной системы в сообщес-тве. Первичная и вторичная сукцес­сии. Продолжитель-ность и значение экологичес-кой сукцессии. Агроэкосис-темы.











64

Основные законы устойчивости жи­вой природы.

Комбинированный урок.


1




Экологические закономер-ности: цикличность, отрица-тельная обратная связь, био-логическое разнообразие видов.










65

Рациональное использование при­роды и её охрана.

Урок комплексного применения ЗУН.


1

Выполнение лабо­раторной работы №7 «Оценка качества окружающей среды».

Последствия хозяйственной дея­тельности человека в эко-исте­мах. Влияние человека на раститель­ный и животный мир. Сохранение биологичес-кого раз­нообразия. Класси-фикация природных ре­сурсов.


.







66

Контрольная работа №2

Урок контроля знаний уча­щихся.
Экскурсия «Лес и водоём как природные экосистемы»

2




Контрольная работа по темам «Учение об эволюции. Происхождение человека. Основы экологии».

Тест







ОБОБЩЕНИЕ (4 часа)

67

Становление со­временной теории эволюции.

Урок обобщения и сис-тематизации зна­ний.

1




Теория Ч. Дарвина о происхож­дении видов путем естественно­го отбора. Современная теория эволюции. Движущие силы эволюции. Основные направления эволю­ции.

Пути достижения биологическо­го прогресса. Вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и эволюции.

Повторить ма­териал учебника о строении и функциони-ровании клетки.







68

Клетка - структур­ная и функцио­нальная единица живого.

Урок обобщения, систематизации зна­ний.


1




Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразова­ние энергии в клет-ке.

Эл. тесты













69

Закономерности нас-ледственности, изменчивости.

Урок обобщения, систематизации зна­ний.


1




Закономерности наследования признаков, открытые

Г. Менде­лем. Закономерности изменчивости. Прикладное значение генетики.

Эл. тесты













70

Взаимодействие организма и среды обитания.

Урок обобщения, систематизации зна­ний.


.

1

Биосфера, ее структура и функ­ции. Биосфера и человек. Презентация



Биосфера, ее структура и функ­ции. Биосфера и человек. Презентация


















Содержание тем учебного курса



1. Введение в основы общей биологии (3 ч)

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Особенность региональной флоры и фауны.

Экскурсия 1: Биологическое разнообразие вокруг нас.


^ 2. Основы учения о клетке (10 ч.)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.

Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа:

  1. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.


^ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

Лабораторные работы:

  1. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

.

^ 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

Лабораторные работы:

1.. Решение генетических задач.

2.. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.


^ 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Среднего Урала.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.


^ 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Памятники природы Среднего Урала (ботанические, геологические).

Экскурсия 2. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).


^ 7. Учение об эволюции (9ч)

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

^ 8. Происхождение человека (антропогенез) (5ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Основные способы взаимодействия человека с природной средой Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.


^ 9. Основы экологии (11ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Среднего Урала, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Свердловской области.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Среднего Урала экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Урала при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Урала. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.

Обобщение(4ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.


  1   2



Похожие:

Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по химии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по природоведению учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы по природоведению для 5-го...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория
Человек и его здо­ровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе: Программы. – М.:...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconУчитель химии и биологии первой категории

Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconАвтор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович

Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconАвтор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов