Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории icon

Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории



НазваниеРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Дата конвертации04.12.2012
Размер269.04 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новосельское


Рассмотрено на заседании ШМО естественных наук.

Руководитель ШМО:

__________/Приезжева Т.В./

ФИО

Протокол № ___ от «__»_____2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:_______/Брюханова Н.Н./
ФИО

«__»____________2012г.


«Утверждено»
Директор школы с. Новосельское:
__________/Погодин А.В./
ФИО

Приказ № ___ от «__»_2012_г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии


учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал. категории
_______________________________________________________

Ф.И.О., категория

11 класс
____________________________________________________________

Класс и т.п.


Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012г.


2012- 2013 учебный год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа составлена с учётом образовательной программы школы на основе федерального ком­понента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов. общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

^ Цель программыразвивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем ввиду сложнейшей экологической ситуации в стране программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них эколо­гической культуры.


^ Задачи программы:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
^ Формы контроля на уроке.

1.Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки.

2.Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа.

3.Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование.

4.Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль.

5.Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практические исследования.


^ Методы проведения уроков: беседа, лабораторная работа, практическая работа, рассказ, экскурсия, презентация, лекция, проблемное изложение материала и т.д.


^ Количество учебных часов –35 часов (1часа в неделю)

Из них:

Лабораторных работ –7.

Учебник

Биология .Общая биология: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень под. Ред.Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица Рос.акад. наук,Рос.акад.образования ,издательство «Просвещение»;-7-еизд.-М.: Просвещение,2008.304с.:ил-(Академический школьный учебник)



Учебно-тематический план




Тема

Кол-во
часов

В том числе

Лабораторных
работ

Экскурсии

1

Раздел. .Эволюция.(20ч)
Развитие эволюционных идей.



3


1





2

Механизмы эволюционного процесса.

7

2




3

Возникновение жизни на Земле.

1







4

Развитие жизни на Земле.

4







5

Происхождение человека.

5







6



Раздел .Основы экологии ( 11 ч)
Экосистемы.

7

4




7

Биосфера. .Охрана биосферы.

2







8

Влияние деятельно-сти человека на биосферу.

2




2

9

Обобщение.

4










ИТОГО:

35

7

2



^ Календарно - тематическое планирование




№п/п

Наименование разделов и тем


Кол-во часов

ИКТ

Элементы содержания

Лабораторные и практические работы

Дата

План.

Факт.

I

Раздел..Эволюция. (20 ч) Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

3
















1

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов.

1




История эволюционных идей. ^ Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. ^ Синтетическая теория эволюции.

Результаты эволюции.

формирование современной естественнонаучной картины мира.











2

Доказательства эволюции

1










3

Вид. Критерии вида. Популяция.

1




Л.Р.№ 1

« Описание особей вида по морфологическому критерию»







II

^ Механизмы эволюционного процесса

7













4

Роль изменчивости в эволюционном процессе

1

Презнтация
Роль изменчивости в эволюционном процессе

Л.Р. № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»







5

Естественный отбор- направляющий фактор эволюции

1













6

Формы естественного отбора в популяциях

1













7

Дрейф генов, изоляция- факторы эволюции

1













8

Приспособленность – результат действия факторов эволюции Видообразование

1




Л.Р.№3 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»







9

Основные направления эволюционного процесса

1













10

Обобщение по теме: «Эволюция».
Тестирование.

1


































III

^ Возникновение жизни на земле

1
















11

Развитие представлений о возникновении жизни .Современные взгляды на возникновение жизни

1

Презент.

Гипотезы происхождения жизни.


Гипотезы происхождения жизни.

Отличительные признаки живого.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез
в формировании современной естественнонаучной картины мира,
научного мировоззрения; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов, используя биологические теории, за­коны и правила;































IV

^ Развитие жизни на Земле

4













12

Развитие жизни в криптозое, раннем палеозое ( кембрий, ордовик, силур)

1













13

Развитие жизни в позднем палеозое ( девон, карбон, пермь)

1













14

Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое .

1













15

Многообразие органического мира. Классификация организмов.

1

Диск.

Многообразие органического мира. Классификация организмов.










V

^ Происхождение человека

5
















16

Доказательства происхождения человека от животных

1




Место человека в живой природе. Систематич.еское положение вида. человека. Стадии эволюции человека. Родословная человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Движущие силы антропогенеза; Развитие членораздельной речи. Ведущая роль законов обществ в социальном прогрессе человечества.












17

Эволюция человека.

1













18

Первые люди. Современные люди

1













19


20

Человеческие расы. Несостоятельность расизма


. Обобщение « Происхождение человека»

1


1

Презентация.
Человеческие расы. Несостоятельность расизма











V

Раздел .Основы экологии.(11часов) Экосистемы.

7
















21

Предмет экологии

1




Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.










22

Взаимодействие популяций разных видов.

1













23

Сообщества. Экосистемы

1

Диск Сообщества. Экосистемы .

Л.Р.№4 « Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности»







24

Поток энергии и цепи питания

1




Л.Р.№5 « Составление схем передачи веществ и энергии»







25

Свойства экосистем. Смена экосистем

1




Причины устойчивости и смены экосистем. Естественные и искусственные экосистемы окрестности школы . Биологическое разнообразие живого мира

Анализ антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в эко­системах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности

Л.Р.№6 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях







26

Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека

1




Л.Р.№7 « Решение экологических задач»








27

Обобщение по теме: «Основы экологии».Тестирование.

1













VI

^ Биосфера. Охрана биосферы

2
















28

Состав и функции биосферы. Круговорот химических элементов

1

Презентация. Состав и функции биосферы. Круговорот химических элементов .

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере.

^ Эволюция биосферы.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.











29

Биохимические процессы в биосфере

1













VII

^ Влияние деятельности человека на биосферу

2













30

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда

1












31

32

33

34

35

Обобщение по теме: « Биосфера. Деятельность человека»
Экскурсия. Изменчивость организмов.
Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.
Обобщение «Влияние деятельности человека на биосферу»

Зачёт.

1

1


1

1

1















^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне уча­щиеся должны

понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточ­ная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Мен­деля, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественно­го отбора, формирования приспособленности, образова­ния видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

знать:

биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и измен­чивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

уметь:

решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отно­шения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытую­щие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.


^ Содержание тем учебного курса

Раздел .ЭВОЛЮЦИЯ

(20 ч)

. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции

Возникновение и развитие эволюционных представ­лений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Син­тетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема^ . Механизмы эволюционного процесса

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эво­люционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспо­собленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема Развитие жизни на Земле

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Кар­ла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема. Происхождение человека

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представи­тели рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Демонстрации

Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстри­рующие: критерии вида (на примере разных пород одно­го вида животных); движущие силы эволюции; возник­новение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволю­цию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и жи­вотных).

Лабораторные и практические работы

  1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).

  2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).

  3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Раздел V ^ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

(11 ч)

Тема. Экосистемы)

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Эко­системы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема. Биосфера. Охрана биосферы

Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Био­геохимические процессы в биосфере.

Тема. Влияние деятельности человека на биосферу

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Демонстрации

Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, кон­куренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; кругово­рот веществ и превращения энергии в экосистеме; строе­ние экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; кру­говорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окру­жающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».

Лабораторные и практические работы

  1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

  2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

  3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

  1. Исследование изменений в экосистемах на биоло­гических моделях (аквариум).

  1. Решение экологических задач.

  1. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).

7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических

проблем и путей их решения

Примерные темы экскурсий

  1. Способы размножения растений в природе (окрестности школы).

  2. Изменчивость организмов (окрестности школы).

  3. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

  4. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, пле­менная ферма или сельскохозяйственная выставка).



^ Список основной и дополнительной литературы

  1. Биология .Общая биология: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень под. Ред.Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица Рос.акад. наук,Рос.акад.образования ,издательство «Просвещение»;-7-еизд.-М.: Просвещение,2008.304с.:ил-(Академический школьный учебник)

  2. Афонькин С. Знай свои гены. – М.: А.В.К., 2001.

  3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

  4. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

  5. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.

  6. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.

  7. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.

  8. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.

  9. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.

  10. Дроздецкая В.С. Медицинская генетика. – СПб: Санкт-Петербургский базовый акушерский колледж, 2001.

  11. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.

  12. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.

  13. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

  14. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

  15. Ишкина И.Ф. Биология. 10 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.




Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Биология .Общая биология: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень под. Ред.Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица Рос.акад. наук,Рос.акад.образования ,издательство «Просвещение»;-7-еизд.-М.: Просвещение,2008.304с.:ил-(Академический школьный учебник)

  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.

  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  5. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.

  6. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.

  7. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.



Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.



Похожие:

Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по химии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
«Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005....
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по природоведению учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы по природоведению для 5-го...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория
Человек и его здо­ровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе: Программы. – М.:...
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconУчитель химии и биологии первой категории

Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconАвтор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович

Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории iconАвтор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов