Рабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории icon

Рабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории



НазваниеРабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории
Дата конвертации04.12.2012
Размер360.31 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа с. Новосельское


Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМО

учителей естественных наук Зам. дир. по УВР: Директор МБОУ-СОШ

Руководитель: _________ _______________ с. Новосельское:

Т.В. Приезжева Н.Н. Брюханова _________А.В. Погодин

Протокол №1 ____ _______2012 г. Приказ №_____ от ____ _______2012 г. от _____ ______2012 г.


Рабочая программа

по географии

в 8 классе

Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории


^ Принято на заседании

педагогического совета школы.

Протокол №___ от ____ _______2012 г.


2012-2013 уч. год


Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

  • образовательной программы МБОУ-СОШ с.
    Новосельское

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.

^ Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.

^ Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

^ Количество часов:

Всего 70 часов; в неделю 2 час.

Оценочных практических работ – 8.

П/Р№1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран».

^ П/Р№2 «Определение поясного времени для разных пунктов России».

П/Р№3 «Объяснение зависимости располо расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

П/Р№4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны».

П/Р№5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды». П/Р№6 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

^ П/Р№7 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования».

П/Р№8 «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа географических и тематических карт».


Номенклатура

Тема «Географическое положение России»: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнева, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское мо­ре-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские; полу­остров Камчатка, Ямал; Пенжинская губа.

^ Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность. Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плоскогорье. Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье. Горная Шория. Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров. Южная Сибирь.Месторождения солей; Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири. 

^ Тема «Климат»: Оймякон.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»: реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур.Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал.Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское. Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.

^ Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»: заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора. 

Учебно-тематический план



Тема

Кол-во часов

Практическая работа

1.

Введение

7

2

2.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

5

1

3.

Климат и климатические ресурсы.


7

3

4.

Внутренние воды и водные ресурсы

4

1

5.

Почвы и почвенные ресурсы

4




6.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

4




7.

Природное районирование

7

1

8.

Природа регионов России

18




9.

География Саратовской области

10




10.

Человек и природа

4







Итого:

70

8



Календарно-тематическое планирование



^ Тема урока

Кол-во часов

ИКТ

Практическая работа

Домашнее

задание

Дата План

Дата

Факт


1.

Введение.

Что изучает курс географии России.

7

1








С.3-4







2.

Географическое положение России.

1

*

П/Р№1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран».


§1







3.

Моря, омывающие Россию


1

*




§2







4.

Россия на карте часовых поясов.

1




^ П/Р№2 «Определение поясного времени для разных пунктов России».

§3







5.

Освоение и изучение территории России.


1







§4, стр.25-29







6.

Открытия нового времени.


1







§4, стр.29-31







7.

Обобщение и закрепление знаний.

1







Индивидуальные задания









8.

Особенности природы и природные ресурсы.


Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.


Особенности рельефа России.



5


1



*






§5







9.

Геологическое строение территории России.


1







§6







10.

Минеральные ресурсы России.

1




^ П/Р№3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».


§7







11.

Развитие форм рельефа.


1

*




§8







12.

Итоговое занятие по теме «Рельеф России». Контроль знаний.

1







Стр.55-56, задание 5,6








13.

^ Климат и климатические ресурсы.

От чего зависит климат нашей страны.

7

1








§9, стр.57-59







14.

Циркуляция воздушных масс.


1







§9, стр.59-62







15.

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.


1

*




§9, стр.62-63







16.

Закономерности распределения основных элементов климата.


1




П/Р№4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны».

§10,стр.63.68







17

Типы климатов России.

1

*

П/Р№5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».

§10, стр.68-71







18.

Зависимость человека от климата.

1




^ П/Р№6 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

§11







19.

Итоговое занятие по теме «Климат России». Контроль знаний.

1







Индивидуальные задания








20.

^ Внутренние воды и водные ресурсы.

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

4

1


*




§12








21.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1




^ П/Р№7 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования».


§13







22.

Водные ресурсы.

1

*




§14







23.

Итоговое занятие по теме «Внутренние воды и водные ресурсы». Контроль знаний.

1







Индивидуальные задания.








24.

^ Почвы и почвенные ресурсы.

Образование почв и их разнообразие.

4

1







§15







25.

Закономерности распространения почв.

1

*




§16







26.

Почвенные ресурсы.

1







§17







27.

Итоговое занятие по теме «Почвы и почвенные ресурсы».

1







Индивидуальные задания.









28.

^ Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Растительный и животный мир России.

4


1



*






§18







29.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

1







§19







30.

Природно-ресурсный потенциал России.

1







§20







31.

Обобщение и знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России». Контроль знаний.

1







Индивидуальные задания.









32.

Природные комплексы России.

Природное районирование.

Разнообразие природных комплексов России.


7

1









§21







33.

Моря как природные комплексы.

1

*




§22







34.

Природные зоны России.

1







§23







35.

Разнообразие лесов России.

1

*




§24







36.

Безлесные зоны на юге России.

1







§25







37.

Высотная поясность.

1

*




§26







38.

Итоговое занятие по теме «Природное районирование». Контроль знаний.

1




^ П/Р№8 «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа географических и тематических карт».


Индивидуальные задания.








39.

^ Природа регионов России.

Русская (Восточно-Европейская) равнина.


18

1








§27







40.

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

1

*




§28







41.

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

1







§29







42.

Кавказ – самые высокие горы России.

1







§30







43.

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

*




§31







44.

Урал-«каменный пояс Русской земли».

1







§32







45.

Своеобразие природы Урала.

1

*




§33







46.

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1







§34







47.

Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

1

*




§35







48.

Природные ресурсы Западно - Сибирской равнины и условия их освоения.

1







§36







49.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1







§37.







50.

Природные районы Восточной Сибири.

1







§38







51.

Жемчужина Сибири – Байкал.

1

*




§39







52.

Природные ресурсы Восточной Сибири, освоение их человеком.

1







§40







53.

Дальний Восток – край контрастов.

1

*




§41







54.

Природные комплексы Дальнего Востока, природные уникумы.

1







§42







55.

Природные комплексы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1







§43







56.

Обобщение знаний по теме «Природа регионов России». Контроль знаний.

1







Индивидуальные задания.









57.

^ География Саратовской области.

Природа Саратовской области.


Географическое положение

10


1







Учебное пособие «География Саратовской области»

Стр.10-12







58.

Геологическое строение

1







Стр.12-15







59.

Рельеф

1







Стр. 15-20







60.

Полезные ископаемые

1







Стр. 20-22







61.

Климат

1







Стр.22-28







62.

Внутренние воды

1







Стр. 28-33







63.

Почвы

1







Стр. 33-35







64.

Растительность

1







Стр. 35-42







65.

Животный мир

1







Стр.42-46







66.

Природные зоны

1







Стр.-46-48








67.

^ Человек и природа.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

4

1








§44







68.

Воздействие человека на природу.

1

*




§45







69.

Рациональное природопользование.

1







§46







70.

Экологическая ситуация.

1







§47









^ Содержание тем учебного курса

Тема. Введение

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Источники географической информации Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса.

Уметь использовать различные источники географической информации Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ.

^ Тема. Рельеф России

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.

Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.

^ Тема. Климат и климатические ресурсы

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия.

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пе6ременных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.


^ Тема . Внутренние воды и водные ресурсы

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ.

^ Тема. Почва и почвенные ресурсы

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения.

Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.

^ Тема. Растительность и животный мир

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.

Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека.

^ Тема 8. Природное районирование

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.

^ Тема. Природа регионов России

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Природные регионы России. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения.

Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека


^ Тема . Человек и природа

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.

Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

.


^ Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



Перечень учебно-методического обеспечения

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

  4. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

  5. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

  6. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

  7. Интернет-ресурсы.


Список дополнительной литературы

1.Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс – М.:

«ВАКО», 2005; 2. Баринова И.И. География России. 8-9кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.: ил. 4. Интернет – ресурсы.



Похожие:

Рабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории iconРабочая программа по географии в 6 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории
Новосельское: Н. Н. Брюханова Т. В. Приезжева 2012 г А. В. Погодин
Рабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории iconРабочая программа по географии в 9 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории
Протокол №1 2012 г. Приказ № от 2012 г от 2012 г
Рабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории iconРабочая программа по географии в 11 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории
Протокол №1 2012 г. Приказ № от 2012 г от 2012 г
Рабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории iconРабочая программа по географии в 10 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории
Протокол №1 2012 г. Приказ № от 2012 г от 2012 г
Рабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории iconРабочая программа по географии в 7 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории
Протокол №1 2012 г. Приказ № от 2012 г от 2012 г
Рабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории iconРабочая программа по искусству в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны Принято на заседании
Протокол №1 2012г. Приказ № от 2012 г от 2012 г
Рабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории iconРабочая программа по начальному курсу географии 6 класса Учителя географии моу сош с. Таволожка Петровского района Саратовской области
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний ( в форме представлений ), которые будут использованы в...
Рабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории iconРабочая программа по математике в 5 классе, Петрунина Ивана Николаевича, учителя I квалификационной категории
Рабочая программа по курсу математики в 5-м классе составлена для умк виленкина Н. Я., Жохова В. И., Чеснокова А. С., Шварцбурда...
Рабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории iconРабочая программа по обществознанию в 10 классе Шурубцовой Елены Ивановны, учителя I квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по географии в 8 классе Пискаревой Валентины Анатольевны, учителя географии I квалификационной категории iconРабочая программа по истории России в 10 классе Шурубцовой Елены Ивановны, учителя I квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов