Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании icon

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании



НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
Дата конвертации05.12.2012
Размер182.17 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Новосельское



«Рассмотрено»

Руководитель МО гуманитарного цикла

________Л.А. Горина

Протокол №___ от «___» августа 2012 г.


«Согласовано»


Зам. дир. по УВР

__________ Н.Н. Брюханова

от «____» августа 2012 г.


«Утверждено»


Директор школы

__________ А.В. Погодин

Приказ № ____ от «___» августа 2012 г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

в 5 классе

Шумариной Надежды Алексеевны


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № ___

от ______________2012 г.


2012-2013


Пояснительная записка


Рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ и образовательной программы МБОУ-СОШ с.Новосельское. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час. Плановых контрольных тестов -3.

Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.


Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.

В содержании уроков входит составление декоративной композиции традиционных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.


Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.


Задачи:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрителъно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;




  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна;




  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах декоративно-прикладного искусства, дизайна;




  • овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);




  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.



^ Учебно-тематическое планирование

по изобразительному искусству



№ п/п

Название курса, тема

Кол-во часов

ИКТ

Домашнее задание

Дата проведения/план

Дата проведения/факт

^ Древние корни народного искусства (8 часов)

1.

Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве.

1


Библиотека электронных наглядных пособий.

Подбор иллюстративного материала «Народное жилище. Изба»

07.09.12




2.

Убранство русской избы

1




Подбор иллюстративного материала «Интерьер народного жилища»

14.09.12




3.

Внутренний мир русской избы.

1




Подготовка сообщений о предметах народного быта

21.09.12




4.

Конструкция и декор предметов народного быта.

1




Подбор материала по теме «Русская народная вышивка»

28.09.12




5.

Русская народная вышивка.

1




Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме

05.10.12




6.

Народный праздничный костюм

1




Подготовка сообщений о народных праздничных обрядах

12.10.12




7.

Народные праздничные обряды

1




Выполнить тестовое задание

19.10.12




8.

Обобщение по теме «Древние корни народного искусства»

1




Подбор иллюстративного и наглядного материала о глиняной народной игрушке

26.10.12




Связь времен в народном искусстве (9 часов)

9.

Древние образы в современных народных игрушках.

1


Видеофильм «Сказки из глины и дерева»

Подготовка сообщений о глиняной народной игрушке







10.

Цветовой строй и основные элементы росписи глиняных игрушек

1




Подбор иллюстраций по теме «Искусство Гжели»







11.

Искусство Гжели

1




Подбор иллюстраций потеме «Городецкая роспись»







12.

Городецкая роспись

1




Подбор иллюстраций потеме «Хохломская роспись»







13.

Хохлома

1

Мультфильм «Хохлома»

Подбор иллюстраций по теме «Роспись по металлу. Жостово»







14.

Жостово. Роспись по металлу

1

Видеофильм «России яркие букеты»

Подбор иллюстраций по теме «Роспись по лубу и дереву»







15.

Щепа. Роспись по лубу и дереву.

1




Подбор иллюстраций по теме «Теснение и резьба по бересте»







16.

Теснение и резьба по бересте

1




Выполнить тест







17.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1




Подготовка сообщений о роли украшений в жизни человека







^ Декор – человек, общество, время (10 часов)

18.

Зачем людям украшения

1

Библиотека электронных наглядных пособий.

Подбор иллюстративного материала о декора

тивном искусстве Древнего Египта







19.

Декор и положение человека в обществе

1




Подготовка сообщений о декоративном искусстве

Древнего Китая







20.

Одежда «говорит» о человеке.

1




Подбор иллюстраций о декоративно-прикладном искусстве Западной Европы







21.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 в. (эпоха борокко)

1

Библиотека электронных наглядных пособий.

Подбор иллюстративного материала о гербах







22.

О чем рассказывают гербы

1




Подбор иллюстративного материала о современных эмблемах







23.

Что такое эмблемы

1




Подготовить сообщения об искусстве Древнего Египта







24.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1




Подбор иллюстративного материала с древнеегипетскими украшениями







25.

Древнеегипетские украшения

1




Выполнить тест







26.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1




Подбор иллюстративного материала о декоративно-прикладном искусстве разных времен








27.

Итоговая игра-викторина

1




Подбор иллюстративного материала о современном декоративном искусстве










^ Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

28.

Современное выставочное искусство

1


Библиотека электронных наглядных пособий.

Подготовка сообщений о материалах и техниках современного декоративно-прикладного искусства







29.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства

1




Подбор иллюстративного материала о различных видах панно







30.

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (эскиз панно)

1




Подбор материала для изготовления собственного панно








31.

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (оформление панно)

1




Подбор иллюстраций «Игрушка из мочала»







32.

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (игрушка из мочала)

1





Подбор иллюстраций по теме «Витраж»







33.

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (витраж)

1




Подбор иллюстраций по теме «Народные декоративные вазы»







34.

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

1




Подбор иллюстраций по теме «Декоративная кукла»







35.

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (декоративная кукла)

1















^ Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).

^ Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово)

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.


^ В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).


Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.


^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35часов


Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

^ Тема 1:

«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)

Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Значение декора в жизни людей. Декор русского жилища (избы). Символический язык декора. Символика русского народа. Духовное и материальное. Архитектура северных деревень.

Декор в предметах народного быта. Орнамент как основа декоративного украшения. Символы и принципы композиционного построения.

^ Тема 2:

«Связь времен в народном искусстве» (9 ч)


Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства.

Народные промыслы. Истоки и современное развитие народных промыслов России.

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.


^ Тема 3:

«Декор – человек, общество, время» (10 ч)

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.


Ознакомление с гербами и эмблемами Саратовской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.


^ Тема 4:

«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)

 Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).


^ Перечень учебно-методического обеспечения.

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )

  • Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004

  • Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М.

  • Неменского.- М.: Просвещение, 2004


Список литературы (основной и дополнительной):

1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

2. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 классы» / Под ред. Неменского Б.М. – М., 2010 г/.

3. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2005

4. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

5. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

8.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

9.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

10. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

11.Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

19. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

20. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

25. Библиотека электронных наглядных пособий. Мировая художественная культура. МОРФ, 2003

26. История искусства. МОРФ, 2003



Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ и образовательной программы мбоу-сош с. Новосельское. Федеральный...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании
Протокол №1 2012 г. Приказ № от 2012 г от 2012 г
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании iconШумариной Надежды Алексеевны по искусству в 9 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 пояснительная записка рабочая программа
Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ и образовательной программы...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании iconРабочая программа по технологии в 7 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
«Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Программа по направлению «Технология» для неделимого 7-го класса сельской...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании iconРабочая программа по технологии в 6 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
Рф «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 г., обязательным минимумом содержания основного общего образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании iconРабочая программа по технологии в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
Рф «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 г., обязательным минимумом содержания основного общего образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании iconРабочая программа по истории в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
Тематическое планирование опирается на Стандарт основного общего образования по истории, Федеральную примерную программу по истории...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании iconРабочая программа по технологии 11 класс Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
Примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии для базового уровня, с учетом федерального компонента государственного...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании iconРабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании iconРабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы