Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании icon

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании



НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании
Дата конвертации05.12.2012
Размер359.49 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа с. Новосельское


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла Зам. дир. по УВР: Директор МОУ-СОШ

Руководитель: _________ _______________ с. Новосельское:

Л.А. Горина Н.Н. Брюханова ______ А.В. Погодин

Протокол №1 ____ _______2012 г. Приказ №____ от ____ ________2012 г. от ___ ________2012 г.


Рабочая программа

по изобразительному искусству

7 класс

Шумариной Надежды Алексеевны


Принято на заседании

педагогического совета школы.

Протокол №___ от ____ _______2012 г.


2012-2013 уч. год


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по Изобразительному искусству для 7 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству, программы «Изобразительное искусство и художественный труд», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, разработанной коллективом авторов под руководством Б.Н. Неменского (М: Просвещение, 2007), на основе образовательной программы МБОУ-СОШ с. Новосельское.

Цели и задачи программы:

• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" Б.Н.
Неменского является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжени­ем учебного материала VI класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, по­следовательного приобретения навыков и умений. Изменения язы­ка изображения в истории искусства рассматриваются как выра­жение изменений ценностного понимания и видения мира.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного ис­кусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, со­ставляющими золотой фонд мирового и отечественного искусст­ва. Здесь важно показать культуростроительную роль искусства, роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, место искусства в развитии особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о жизни народов мира. Определенное место в программе отведено знакомству с про­блемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Принцип «от жизни — через искусство — к жизни» способству­ет развитию творческой наблюдательности за окружающей реаль­ностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей, поднимает содержательное значение каждого момента в жизни че­ловека, вводит его собственное бытие в контексты культуры.

Проблема «слово и изображение» затрагивается через знаком­ство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается через библейские темы в изобразитель­ном искусстве.

Методы обучения: ролевые игры, метод наглядности, проблемно-поисковый метод, метод широких ассоциаций, метод сравнений, метод художественного уподобления, личностно-ориентированный подход.

Кол-во часов: в год-35, в неделю – 1.


^ Учебно-тематический план





Тема

Количество часов

1.

Изображение фигуры человека и образ человека


8

2.

Поэзия повседневности


8

3.

Великие темы жизни


12

4.

Реальность жизни и художественный образ


7




Итого

35



^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 



п/п

Наименование разделов и тем

К/ч

ИКТ

Элемент содержания

Домашнее задание

Дата

План

Дата факт

1-8

I ЧЕТВЕРТЬ. Изображение фигуры человека и образ человека

8

 

Художественно-практическая работа по овладению первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека. Изучение истории искусства и развитие навыков восприятия











1

Введение. Изображение фигуры человека в истории искусства

1

Презентация «Изображение фигуры человека в истории искусства» (античные изображения фигуры человека в росписи ваз и в скульптуре: Мирон. Дискобол; Поликлет. Дорифор, фрагменты фризовых изображений)


Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека

Подбор иллюстраций

06.09




2.

Пропорции и строение фигуры человека

1

Презентация «Красота фигуры человека»

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека и их индивидуальная изменчивость



Подбор иллюстраций

13.09




3.

Схемы движений фигуры человека

1

-

Схемы движений фигуры человека

Подбор иллюстраций

20.09




4

Изображение фигуры человека в истории скульптуры

1

Презентация «Скульптурные работы» (Мирона, Поликлета, Донатело, Микеланджело, О. Родена, В. Мухиной)

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микуланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX - начала XX века.

Подбор иллюстраций

27.09




5

Лепка фигуры человека

1

Презентация «Этапы лепки фигуры человека»

Выразительность пропорций и движений

Подбор иллюстраций

4.10




6

Набросок как вид рисунка

1

Презентация «Зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве»

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали

Выучить определения терминов

11.10




7

Набросок фигуры человека с натуры

1




Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека

Выучить определения терминов

18.10




8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

1

Презентация «Красота человека в европейском и русском искусстве» 

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый – понимание красоты человека в античном искусстве; второй – духовная красота в искусстве средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа,. Потеря высоких идеалов человечества в европейском искусстве конца XX века.

Подбор иллюстраций

25.10




II.

^ II ЧЕТВЕРТЬ

Поэзия повседневности

8




Развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование навыков композиционного мышления учащихся










9.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1

Презентация «Повседневная жизнь в искусстве разных народов»

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии и восточной миниатюре.

Выучить стихи







10.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

1

Презентация «Тематические картины» (сцены крестьянской жизни в картинах Л. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века)

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства.

Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.

Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.

Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников


Выучить определение терминов







11.

Сюжет и содержание в картине

1

Презентация «Сюжет и тема в картине» (Ян Вермер. Служанка с кувшином молока; А. Пластов. Ужин трактористов; З. Серебрякова. Крестьяне)

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

Выучить определение терминов







12.

Работа над композицией «Сюжет из моей жизни»

1




Композиция с простым сюжетом из своей жизни

Повторить определения терминов







13.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

1

Презентация «Жизнь города и села» (Произведения российских художников ХХ века: Л. Сойфертис, а. Кокорина, О. Верейский, Ю. Пименова, А. Дейнеки и др.)

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни.

Наблюдение за жизнью людей на улице







14.

Жизнь людей на моей улице

1




Развитие способности быть наблюдательным



Поисковая работа «Мое село в прошлом»







15.

Жизнь в моем селе в прошлом веке

1

Презентация «Жизнь города и села много лет назад» (Б. Кустодиев «Российские типажи»; П. Федотов. Зарисовки жизни города; работы А. Рябушкина, А. Васнецова и др.)


Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе

Подбор иллюстраций







16.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

1

Презентация «Праздник в изобразительном искусстве» (произведения К. Сомова, А. Бенуа, Б. Кустодиева, М. Врубеля и

др.)

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.



Подбор иллюстраций







III

^ III ЧЕТВЕРТЬ

Великие темы жизни

12




Получение творческого опыта в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции и поиски способа ее выражения










17.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Презентация «Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох» (примеры монументальных фресок, мозаика; исторические и мифологические картины)

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века

Выучить термины, подготовить сообщения







18.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1

Презентация «Картина в русском искусстве» (К. Брюллов. Последний день Помпеи; А. Иванов. Явление Христа народу; В. Суриков. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни; И. Репин. Бурлаки на Волге; И. Крамской. Христос в пустыне4 М. Нестеров. Видение отроку Варфаламею)

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление.

Подготовить сообщения о живописцах







19.

Великие русские живописцы XIX века

1

Презентация «Картина в русском искусстве» (К. Брюллов. Последний день Помпеи; А. Иванов. Явление Христа народу; В. Суриков. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни; И. Репин. Бурлаки на Волге; И. Крамской. Христос в пустыне; М. Нестеров. Видение отроку Варфаламею)

Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.

Повторить термины по теме







20.

Тема, сюжет и содержание картины

1

Презентация «Сюжет и тема в картине» (Ян Вермер. Служанка с кувшином молока; А. Пластов. Ужин трактористов.

Понятия темы, сюжета и содержания тематической картины

Выучить термины







21.

Этапы создания картины

1




Этапы создания картины: эскизы – поиски композиций; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурального материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения..

Сбор материала для картины







22.

Подготовительный рисунок

1




Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ

Сбор материала для композиции







23.

Процесс живописного исполнения произведения

1




Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве

Подготовка сообщений







24.

Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков

1

Презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» (иконы «владимирская Богоматерь», «Ангел Златые Власы»; А. Рублев. Троица; Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде; Дионисий. Спас в силах и др.)

Особенности Византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.

Подбор иллюстраций







25.

Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве

1

Презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» (Леонардо да Винчи. Благовещение, Тайная встреча; Рафаэль. Сиктанская мадонна; Микелланджело. Страшный суд; Г. Доре. Гравюры к Библии)

Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве

Подготовка сообщений







26.

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

Презентация «Памятник» (И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому (Москва); С. Орлов. Памятник Юрию Долгорукому (Москва); А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину (Москва); Н. Андреев. Памятник Н.В.Гоголю (Млсква); Е. Вучетич. Воин-освободитель в Трептов-парке (Берлин); В. Мухина. Рабочий и колхозница (Москва); момориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны в Волгограде, Санкт-Петербурге)

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы

Подбор иллюстраций







27.

Проект памятника

1




Этапы работы над созданием памятника

Подготовка сообщений







28.

Место и роль картины в искусстве ХХ века

1

Презентация «Картина в искусстве ХХ века» (М. Шагал, П. Пикассо; П. Пикассо. Герника; работы К. Кольвиц, Р. Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Серия панно «Хиросима»; В. Попков, Д. Жилинский, И. Обросов, Б. Неменский)

Множество направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм (П. Пикассо. Герника; работы К. Кольвиц, Р. Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Серия панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюррреализм Сальвадора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.

Трагические темы в искусстве середины века.

Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников.

Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.

Множественность изобразительных языков в российском искусстве второй половины ХХ века (В. Попков, Д. Жилинский, И. Обросов, Б. Неменский и др.)


Подбор книжных иллюстраций







IV

IV четверть. Реальность жизни и художественный образ

7

 

^ Обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни










29.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

1




Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.

Видимая сторона реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.



Сбор иллюстративного материала







30.

Выполнение иллюстрации к литературному произведению

1




Выбор литературного произведения и ряда интересных эпизодов из него

Подготовка сообщений







31.

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

Презентация «Картина в русском искусстве» (К. Брюллов. Последний день Помпеи; А. Иванов. Явление Христа народу; В. Суриков. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни; И. Репин. Бурлаки на Волге; И. Крамской. Христос в пустыне; М. Нестеров. Видение отроку Варфаламею)

Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала ХХ века.

Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание.

Декоративное значение произведений искусства и декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства

Повторить этапы анализа произведений изобразительного искусства







32.

Зрительские умения и их значение для человека

1

Презентация «Картина в искусстве ХХ века» (М. Шагал, П. Пикассо; П. Пикассо. Герника; работы К. Кольвиц, Р. Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Серия панно «Хиросима»; В. Попков, Д. Жилинский, И. Обросов, Б. Неменский

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ»

Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета4 уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства – звенья культурной цепи.

Выучить термины







33.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

1

Презентация «Стиль и направление в изобразительном искусстве»

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное восприятие мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.

Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений ХХ века.

Знать отличительные особенности стилей, подготовка сообщений







34.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1

Презентация «Великие художники в истории искусства»

Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Великие художники в истории искусства и их произведения

Подготовить сообщения







35.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

1

Презентация «Музеи мира» (Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт - Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью–Йорке).

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт - Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью–Йорке.

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи).

Роль художественного музея в национальной и мировой культуре, высочайшая ценность музейных собраний и естественная потребность людей в общении с искусством.












^ Содержание тем учебного курса


Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека. Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека и их индивидуальная изменчивость. Схемы движений фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микуланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX - начала XX века. Выразительность пропорций и движений. Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека. Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый – понимание красоты человека в античном искусстве; второй – духовная красота в искусстве средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа,. Потеря высоких идеалов человечества в европейском искусстве конца XX века.

^ Поэзия повседневности

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии и восточной миниатюре. Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства.

Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.

Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.

Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников. Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом. Композиция с простым сюжетом из своей жизни. Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным. Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.

^ Великие темы жизни

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ.

Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Понятия темы, сюжета и содержания тематической картины. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиций; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурального материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Особенности Византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы. Этапы работы над созданием памятника. Множество направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм (П. Пикассо. Герника; работы К. Кольвиц, Р. Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Серия панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюррреализм Сальвадора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. Трагические темы в искусстве середины века.

Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.

^ Реальность жизни и художественный образ


Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.

Видимая сторона реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги. Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала ХХ века.

Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание.

Декоративное значение произведений искусства и декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства. Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ»

Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета4 уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства – звенья культурной цепи. Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное восприятие мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений ХХ века. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Великие художники в истории искусства и их произведения. Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт - Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью–Йорке. Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи).

Роль художественного музея в национальной и мировой культуре, высочайшая ценность музейных собраний и естественная потребность людей в общении с искусством.

^ Требования к уровню подготовленности обучающихся

должны знать:


- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее зна­чении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразитель­ном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жа­нрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каж­дого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произве­дения, о композиционном построении произведения, о роли фор­мата, о выразительном значении размера произведения, о соотно­шении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его ме­тафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении зна­чительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусст­ва в понимании вечных тем жизни, в создании культурного кон­текста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразитель­ного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобрази­тельного искусства на исторические и библейские темы в евро­пейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX сто­летий.


Должны иметь представление:

- об историческом художественном процессе, о содержатель­ных изменениях картины мира и способах ее выражения, о су­ществовании стилей и направлений в искусстве, о роли творчес­кой индивидуальности художника;

- о сложном, противоречивом и насыщенном художественны­ми событиями пути российского и мирового изобразительного ис­кусства в XX веке.


В процессе практической работы учащиеся должны:

- получить первичные навыки изображения пропорций и дви­жений фигуры человека с натуры и по представлению;

- научиться владеть материалами живописи, графики и леп­ки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образно­го видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чут­кость и активность восприятия реальности;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательно­го материала, формирование авторской позиции по выбранной те­ме и поиски способа ее выражения;

- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Перечень учебно - методической обеспечения

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.

2. Бялик, В. Пейзаж. – М.: Белый город, 2004. – 47 с.: ил. – ISBN 7793-0394-0.

3. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. – СПб.: Лита, 2000. – 848 с.: ил.

4. Воронова, О. П. Искусство скульптуры. – М.: Знание, 1981. – 112 с.

5. Дмитриева, Я. А. Краткая история искусств. – Вып. 2. – М.: Искусство, 1991. – 318 с.: ил. – ISBN 5-210-00246-2.

6. История искусства зарубежных стран. – Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. – М.: Искусство, 1964. – 672 с.: ил.

7. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 336 с.: ил.

8. Перепелкина, Г. П. Искусство смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.

9. Панорама искусств 12: сборник статей / сост. М. Зиновьев. – М.: Советский художник, 1989. – 416 с.: ил. – ISBN 5-269-00261-2.

10. Ракитин, В. И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972. – 128 с.: ил. – (Серия «Народный университет». Факультет литературы и искусства).

11. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве. – М.: Просвещение, 1979. – 183 с.: ил.

12. Интернет-ресурсы


Список дополнительной литературы

1. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с. – ISBN 5-09-000956-2.

2. Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М.: Филологич. об-во «Слово», центр гуманит. наук при факте журналистики МГУ им. М. В. Ло-моносова, ТКО «ACT», 1996. – 610 с. – ISBN 5-88196-838-7.

3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Изд. 2-е. – Л.: Детская литература, 1973. – 160 с.: ил.

4. Художественная галерея: журнал. – 2004. – № 14. – ISBN 0-7489-7465-2 (серия); ISBN 0-7489-7476-8.

5. Щипанов, А. С. Юным любителям кисти и резца. – М.: Просвещение, 1981. – 416 с.: ил.





Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании iconРабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ и образовательной программы мбоу-сош с. Новосельское. Федеральный...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ и образовательной программы мбоу-сош с. Новосельское. Федеральный...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании iconРабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании iconРабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании iconШумариной Надежды Алексеевны по искусству в 9 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 пояснительная записка рабочая программа
Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ и образовательной программы...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании iconРабочая программа по технологии в 7 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
«Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Программа по направлению «Технология» для неделимого 7-го класса сельской...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании iconРабочая программа по технологии в 6 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
Рф «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 г., обязательным минимумом содержания основного общего образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании iconРабочая программа по технологии в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
Рф «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 г., обязательным минимумом содержания основного общего образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании iconРабочая программа по технологии 11 класс Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
Примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии для базового уровня, с учетом федерального компонента государственного...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании iconРабочая программа по истории в 5 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
Тематическое планирование опирается на Стандарт основного общего образования по истории, Федеральную примерную программу по истории...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов