Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании icon

Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании



НазваниеРабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
страница1/6
Дата конвертации05.12.2012
Размер1.25 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Новосельское


Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»

на заседании ШМО

начальных классов

Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ-СОШ

_______/Сиротина Т.Ю./ по УВР МБОУ-СОШ с. Новосельское

_________/Погодин А.В.

Протокол №____ от _______/Брюханова Н.Н../ Приказ №_____от

«___»_________2012г. «___»___________2012г. «___»_________2012г.


Рабочая программа

по литературному чтению

в 1 классе

Федотовой Галины Николаевны

учителя начальных классов


Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №__от

«__»__________2012г.


^ 2012 -2013 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ-СОШ с.Новосельское..

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в сис­теме начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их спо­собностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться ли­тературной речью. Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных уме­ний в курсе литературного чтения обеспечивают возможность изучения других предметов в начальной школе и успешность обучения в основной школе.

^ Общая характеристика учебного предмета

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концеп­туальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говоре­ния, чтения и письма);

  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности и универсальных умений;

  • содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцирован­ное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению.
В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с кни­гой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются чита­тельские умения, решаются задачи эмоционального и литературного разви­тия, а также нравственно-этического воспитания.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

  • сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениям;

  • работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным про­изведением как с искусством слова, учитывая специфику его структуры и жанро­вые особенности;

  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;

  • сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

  • различение художественных и научно-познавательных произведений;

  • формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой дея­тельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духов­ного мира ученика.

^ Основная цель курса литературного чтения - помочь ребенку стать читате­лем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской лите­ратуры, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать худо­жественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — под­робно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты не­обходимы для формирования правильной читательской деятельности. Чтобы ре­бенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности.

Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;

  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;

  • постоянно работать над овладением каждым учеником умениями чи­тать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакоми­тельным, изучающим, поисковым и просмотровым);

  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в про­цессе чтения, учить работать в парах и группах;

  • формировать литературоведческие представления и понятия в про­цессе изучения литературного произведения;

  • расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особен­ностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формиро­вания универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и пред­метных). Читательское пространство в нашей программе обеспечивается тремя пластами доступной литературы: произведения для изучения на уроке (в учебни­ке), произведения для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), произ­ведения и книги для самостоятельного чтения в рубрике «Книжная полка» в кон­це каждого изучаемого раздела или нескольких разделов.

^ Место литературного чтения в учебном плане

На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еже­недельно. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрирован­ным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня

готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются ча­сы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо - 4 часа и 1 час на ли­тературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную об­ласть « Филология».

На изучение литературного чтения в1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю),

из них 64 часа на I полугодие ( 48 ч литературного чтения + 16 ч литературного слушания);

68 часов - на II полугодие (51 ч литературное чтение + 17 ч литературное слушание)


^ Ценностные ориентиры содержания

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент все­го последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает фор­мирование универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.

^ Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценност­но-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных и межличностных отношениях. В курсе литературного чтения формируются следующие личност­ные универсальные учебные действия:

• понимание роли чтения для решения познавательных и коммуника-тивных задач;

• познание героического прошлого своей страны и народа на образцах

доступных литературных произведений;

• духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и мо-

рально-этических ценностей на примерах поступков героев литера­турных произведений;

• овладение морально-этическими нормами поведения через выявление

морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;

• формирование морально-ценностной позиции у младших школьников

путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы пове­дения героев, определение собственной позиции в отношении пока­занных в произведении норм морали и нравственности);

• самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями ли-

тературных произведений;

• использование умения читать для удовлетворения личного интереса.


^ Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают органи­зацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и кни­гами:

  • понимание и постановка учебной задачи;

  • составление плана и последовательности действий;

  • самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с об­разцом и выделение неточностей и ошибок;

  • коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по ре­зультатам оценки своей деятельности;

  • овладение алгоритмом учебных действий формирования умения чи­тать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат осно­вой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

• формирование познавательной учебной задачи;

  • выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной за­дачи;

  • выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, по­исковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;

  • восприятие прослушанного или прочитанного произведения;

  • поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

  • умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в про­цессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;

  • способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

  • интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев поло­жительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произ­ведения);

  • рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умст­венных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);

  • выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение инфор­мации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаков символическое моделирование и логические познаватель­ные действия.

^ Знаково-символические познавательные действия:

  • моделирование на уроках литературного чтения помогает формирова­нию литературной грамотности, используется для развития основных видов рече­вой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить инфор­мацию о произведении.

  • составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;

  • составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таб­лицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произ­ведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.

^ Логические универсальные действия:

  • анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии авто­ра, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, опреде­ление темы и жанра);

  • установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;

  • формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;

  • сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;

  • аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.

Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характе­ра под руководством учителя:

  • понимание и формирование учебной задачи;

  • выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проек­тов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литератур­ного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слу­шания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:

  • слушать и слышать художественное слово, речь учителя и однокласс­ников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произ­ведения);

  • умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;

  • овладевать монологической речью (находить в тексте монологи геро­ев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведени­ях и книгах);

  • умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выяв­ляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие чита­теля дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося по­становить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отно­шения ученика к событиям и героям произведений;

  • умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

  • умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемо­му произведению;

  • умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, прояв­ляя уважение к другому мнению;

  • умение полно и аргументировано строить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.

Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формиро­вание предметных универсальных умений и решение следующих задач литера­турного развития младших школьников:

• овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослу-

шанное или прочитанное произведение;

• воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удов-

летворения личных познавательных и эстетических запросов, а также инте­реса к книге (учебной, художественной, справочной);

• овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с про-

изведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологиче­ского высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой инфор­мации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее исполь­зование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произве­дениях и книгах;

• воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное

произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;

• формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками

нравственно-этических ценностей при изучении художественных произве­дений.

^ Структура программы

Программа состоит из следующих разделов: «Виды речевой и читатель­ской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевти­ка», «Творческая деятельность на основе литературных произведений из круга детского чтения», «Работа с информацией».

В разделы программы входят основные содержательные линии: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнооб­разие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, развитие на­выка чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность, межпредметные связи. Кроме того, в программе даны тематические планирования по классам, планируемые результаты на конец каждого года обучения, матери­ально-техническое обеспечение реализации программы и варианты комплексных проверочных работ на конец каждого года обучения.

^ Основные содержательные линии программы

Развитие навыков чтения

Развитие навыков чтения идет от формирования громко-речевой формы чтения вслух до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, на втором году обучения — увеличение скорости чтения и посте­пенное введение чтения молча. В 3-4 классах — наращивание темпа чтения мол­ча и использование приемов выразительного чтения (понимание задачи чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивиду­альную работу с детьми, как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обуче­ния представлены задания разной степени сложности.

^ Формирование восприятия произведения

Литература не может выполнять только иллюстративную роль и исполь­зоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она са­моценна, и эту присущую литературе ценность ребенок-читатель постепенно осознает, развивая свой духовный мир. Именно поэтому характер и полнота вос­приятия произведения зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу. Формиро­вание полноценного читательского восприятия является одной из важнейших за­дач данного курса литературного чтения. Эта задача постоянно решается на уро­ках литературного чтения и слушания с первого по четвертый класс.


В 1 классе читательское восприятие формируется на уроках литературного слушания, которые проводятся один раз в неделю в течение всего учебного года. В первом классе, пока навык чтения у детей отсутствует или недостаточно сфор­мирован, уроки литературного слушания являются для первоклассников дорогой в мир литературы.

Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послу­шай». Такая структура определяется тем, что многие дети уже владеют навыком чтения, что позволяет им включиться в самостоятельную работу с текстом. Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоя­тельно читает прослушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналитиче­ское чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение закончи­лось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

В 3-4 классах начинается собственно литературное чтение школьника в полном объеме: умение читать вслух и молча, воспринимать содержание произве­дения на слух и читая самостоятельно, слушать и слышать текст произведения, отвечать на вопросы и задавать вопросы, работать с текстом произведения.

Во всех классах один раз в неделю в рамках изучаемого раздела проводят­ся уроки слушания и обучения работе с детскими книгами, что позволяет расши­рять читательское пространство и обогащать читательский опыт учащихся, фор­мировать полноценное читательское восприятие и читательскую компетентность.

^ Знакомство с литературоведческими представлениями и понятиями

В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами про­изведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапли­ваются представления школьников об авторах произведений разных жанров.

В 3-4 классах на пропедевтическом уровне вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, в соответствии с этим расширяется круг детского чтения, усложняются произведения. Знакомство с литературоведческими понятиями и представлениями в данном курсе литера­турного чтения носит практико-ориентированную направленность.

^ Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, понимать его значение (в контексте произведения), выявлять оттенки зна­чений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить де­тей не только замечать и понимать слово, но и различать его прямое и переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи. Развивается один из

основных видов речевой деятельности — говорение (устная речь). Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаи­ческих произведений.

^ Развитие творческой деятельности

Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить вы­разительно читать, понимать прочитанное, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), которые побуждают ребенка вносить элементы творчества, выражать свое отношение к герою (произведению), по-своему интер­претировать текст. Методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содер­жания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко используются в данном курсе практические действия учащихся при выполнении заданий к изучаемому произведению в тетради (подчеркивание, пометы, пере­группировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, рас­крашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литератур­ные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных харак­теристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, парные, групповые.

^ Содержание программы

На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанро-во-тематический принципы систематизации материала, информация об изучае­мых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической ре­чи), об их авторах.

На основном этапе (3-4 классы) произведения группируются в основном по авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «зо­лотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.

Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров од­ного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины,

басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе, со схожим сюжетом.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического воспри­ятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу на­чинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литера­турное произведение переживания, эмоция и чувства, формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, пер­спективности.

Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1-4 клас­сах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают началь­ные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия авто­ра, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, восприни­мать содержание читаемого произведения, различать доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогаща­ется его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третье­классников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литера­туроведческими понятиями (средства выразительности).

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с но­выми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводят­ся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художе­ственной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

1 класс

В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.

^ Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Уме­ние слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснова­ние суждений «нравится — не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чте­ние, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть не­больших стихотворений, прозаических отрывков (2-3 предложения).

^ Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структу­ры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

^ Универсальные учебные действия (УУД)

- воспринимать произведения разных жанров;

-читать вслух произведения фольклора и детских писателей»;

-правильно называть произведения (фамилия автора и заголовок);

-группировать произведения и книги по темам, жанрам и авторской при­надлежности;

-отличать текст от набора предложений.

^ Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произве­дений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зару­бежных поэтов — классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности лите­ратуры. Юмористические произведения.

^ Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведе­ния о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

^ Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихо­творения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Универсальные учебные действия (УУД):

-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;

-определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям; -узнавать изученные произведения по отрывкам из них; -различать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление.

^ Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольк­лор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, ав­тор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

^ Универсальные учебные действия (УУД):

- называть жанры и темы изучаемых произведений;
-различать произведения фольклора по жанрам;

-использовать в устной речи изученные литературоведческие понятия.

^ Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произ­ведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочи­нение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и ис­торий от лица героев

^ Универсальные учебные действия (УУД):

- читать по ролям сказки и рассказы;

-создавать истории с героями изученных произведений.

Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстра­тивный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение по руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

^ Универсальные учебные действия (УУД):

- получать информацию о героях произведения; -работать с готовыми таблицами, схемами, моделями; -дополнять таблицы, схемы, модели.

^ Межпредметные связи:

  • с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

  • с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творче­ские работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

^ Планируемые результаты обучения

1 класс Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученики научится:

- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скорого­ворки, загадки, песни, сказки);

-читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказ­ка) и отвечать на вопросы по содержанию;

-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); -моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных); Ученик получит возможность научиться:

-понимать нравственное содержание прочитанного произведения; -высказывать суждения о произведении и поступках героев; -узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

^ Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученики научится:

-определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголо­вок, фамилия автора, название произведения);

-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

-сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность

  • сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц; -находить в тексте произведения сравнения, обращения;

  • находить в тексте и читать диалоги героев;

  • определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

^ Раздел «Творческая деятельность»

Ученики научатся:

- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдель­ным эпизодам;

-придумывать истории с героями изученных произведений;

-пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

^ Ученик получит возможность научиться:

-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

-инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах; -создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

^ Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученики научатся:

-получать информацию о героях, произведении или книге;

-работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

-дополнять таблицы, схемы, модели;

-сравнивать произведения по таблице.

^ Ученик получит возможность научиться:

- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

-дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель; -находить в тексте информацию о героях произведений;


  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по литературному чтению в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по математике в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по технологии во 2 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по технологии в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по русскому языку в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования и программы...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по технологии в 3 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по окружающему миру в 1 классе Федотовой Галины Николаевны, учителя начальных классов Принято на заседании
Охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов