Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании icon

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании



НазваниеРабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Дата конвертации05.12.2012
Размер262.58 Kb.
ТипРабочая программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Новосельское


Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»

на заседании ШМО

начальных классов

Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ-СОШ

_______/Сиротина Т.Ю./ по УВР МБОУ-СОШ с. Новосельское

_________/Погодин А.В./

Протокол №____ от _______/Брюханова Н.Н../ Приказ №_____от

«___»_________2012г. «___»___________2012г. «___»_________2012г.


Рабочая программа

по окружающему миру

в 4 классе

Федотовой Галины Николаевны

учителя начальных классов


Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №__от

«__»__________2012г.


^ 2012 -2013 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования и программы УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

^ Основная цель: формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  1. устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;

  2. осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  3. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

  4. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

^ Принципы, положенные в основу построения курса:

1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обуения;

3.
Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

4. Принцип экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в краеведческий, исторический музеи.


Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).


^ Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

называть (приводить примеры):

признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
основные органы и системы органов человека и их функции;
правила здорового образа жизни;

права гражданина и ребёнка в России;

основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
народы, населяющие Россию;

различать (соотносить):

год и век, арабские и римские цифры;

искусственные тела (изделия) и тела природы;

полезные и вредные привычки;

эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
события, персоналии и их принадлежность конкрет­ной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
применять правила здорового образа жизни в самостоя­тельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
узнавать по тексту, к какому времени относится это со­бытие (в соответствии с программой);
составлять связный рассказ на следующие темы: «Че­ловек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»

объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».
«государство», «права ребенка»;
в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
работать с географической и исторической карт; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.


^ Учебно –тематический план



п/п

Программная тема

Количество

часов

1

Человек – живое существо (организм)


25

2

Человек и общество, в котором он живет. Человек –путешественник


4

3

Человек и культура


24

4

Человек – защитник своего Отечества


10

5

Гражданин и государство.


3

6

Уроки обобщения и повторения.


2



^ Календарно - тематическое планирование




п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

ИКТ

Элементы содержания

Требования к уровню
подготовленности

учащихся

Дата

план.

Домашнее

задание

Дата факт

1

Человек – живое существо (организм)

Общее строение организма человека

1




Повторение общих признаков живых существ (человека, животных, растений). Закрепление понятия организм

^ Знать общее представление о строении организма человека. Уметь называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных)




Учебник
с. 6.

Р. т.
с. 3
№ 1–2




2

Нервная система. Головной и спинной мозг

1




Знакомство со строением нервной системы, ее ролью в организме. Головной и спинной мозг

Знать основные органы и системы органов человека, их функции.

Раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека.

Объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

^ Знать и применять в самостоятельной




Учебник,
с. 7–9.

Р. т.
с. 3–4, № 3–5




3

Опорно-двигательная система

1




Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника




Учебник,
с. 9–13.

Р. т.
с. 4–5







4




Пищеварительная система

1




Знакомство со строением пищеварительной системы, ее органами.

Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за зубами

повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

Различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих.

Знать права гражданина в России.

Составлять связный рассказ на темы раздела.

В повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым)







Учебник,
с. 15–16.

Р. т.
с. 7, 8




5

Дыхательная система

1




Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания







Учебник,
с. 17–
18, Р. т. с. 11–12




6

Кровеносная система. Кровь и ее значение

1

Презен-тация

Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции







Учебник,
с. 19–20.

Р. т.
с. 9




7

Сердце – главный орган кровеносной системы

1




Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов







Учебник,
с. 21–22.

Р. т.
с. 10




8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

1




Органы выделения, их роль в организме. Почки – главный орган выделения







Учебник,
с. 22–23.

В/З




9

Кожа, ее строение и значение

1




Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней.

Закаливание

Тематический, фронтальный, индивидуальный




Учебник,
с. 23–25.

Р. т.
с. 13







10




Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения

1




Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств










Учебник,
с. 26–

27, П.

Р. т.

с. 15–16,

№ 41, 43




11

Слух. Гигиена слуха

1










Учебник,
с. 28–29




12

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека

1










Учебник,
с. 29, В/З.
Р. т.
с. 16




13

Урок обобщения. Тема: Органы чувств.
Проверочная работа

1




Практический. Самостоятельная работа










14–

15

Эмоции и чувства человека

2




Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека







Учебник,
с. 32–34.

Р. т.
с. 17
№ 46–48







16




Внимание, его роль в жизни человека

1




Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития










Учебник,
с. 37.

Р. т.
с. 21–22




17

Память, ее значение в жизни человека

1













Учебник,
с. 38–
39, П.




18

Чем человек отличается от животных

1













Учебник,
с. 39–42.

Р. т.
с. 63,
№ 24







^ II четверть




19–

20

От рождения до старости (развитие человека)

2




Развитие человека от рождения до старости.

Детство. Отрочество.

Взрослость. Старость.

Условия роста и развития ребенка.

Охрана детства.
Права ребенка







Учебник,
с. 43–46.

Р. т.
с. 25,
№ 65.

Учебник.
с. 47–48




21–

23

Здоровье человека. Вредные привычки

3




Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков







Учебник,
с. 48–50.

Р. т.
с. 27







24




Охрана здоровья в разные времена года

1

Презен-

тация

Их вред для организма и предупреждение










Учебник,
с. 51–52. Подготовить сообщение на тему: «Здоровый образ жизни»




25




Урок обобщения «Здоровый образ жизни». Проверочная работа

1










Самостоятельная работа










26

Человек-

путешественник

Почему человек стал

путешественником

1




Человек-путешественник

Раскрывать причины отдельных событий в

жизни страны. Узнавать по тексту, к какому времени относится это событие.

Уметь работать с географической картой

Фронтальный




Учебник,
с. 53–54.

Р. т.
с. 3, 4




27

Как славяне обживали Север

1




Как славяне обживали Север




Учебник,
с. 55




28

Открытие земель за Каменным поясом

1




Освоение Сибири.




Учебник,
с. 55–56.

Р. т.
с. 6







29




С. И. Дежнев и его путешествие

1




Игра-путешествие «По маршруту путешествия Дежнева»










Учебник,
с. 56–58.

Р. т.
с. 7




30

Человек и культура

Что такое культура

1




Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). Беседа «Памятники культуры нашего города»

Называть основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры).

Различать год и век, соотносить арабские и римские цифры.

Различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Российское государство, Российская Федерация)

Текущий. Проверочная работа

Историческое время

Учебник,
с. 60–63.

Р. т.
с. 8




31

Просвещение в Древней Руси

1




Знакомство с понятием «грамота», «летопись», «очевидец». Расширение знаний об истории создания летописей и творчестве летописцев. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров




Учебник,
с. 64–65.

Р. т.
с. 9–10




32

Просвещение в XVIII веке

1




Просвещение в России при Петре I во второй половине XVIII века. Знакомство с реформами в образовании. Первые университеты в России.
М. В. Ломоносов

Узнавать по тексту, к какому времени относится описываемое событие.

Составлять связный рассказ на темы раздела.

Работать с географической картой







Учебник,
с. 68–73.

Сообщение.

Задание с. 75







^ III четверть

33




Просвещение в XIX–XX веках

1




Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела










Учебник,
с. 73–75




34

Памятники архитектуры Древней Руси

1




Знакомство с особенностями архитектуры Древней Руси, с русской иконописью. Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси




Учебник,
с. 76–78.

Р. т.
с. 11




35

Художественное ремесло в Древней Руси

1




Знакомство с деятельностью князя Владимира Мономаха и его «Поучением». Расширение знаний о художественных ремеслах Древней Руси и об истории русского искусства и культуры, о русских мастерах




Учебник,

с. 78–
81, В/З.

Р. т. с. 12 № 27




36

Литературные памятники Древней Руси

1







Учебник,
с. 81–82




37

Музыка в Древней Руси

1




Знакомство с фольклорным творчеством русского народа. Русская народная песня и ее разновидности. духовная музыка




Учебник,
с. 83–84






38




От обряда к театру

1




Знакомство с народными артистами, театральным творчеством русского народа. Скоморохи, петрушки, шуты и другие кукольные персонажи.
Древнерусский театр










Учебник,
с. 84–88




39

Архитектура и изобразительное искусство XVIII века

1




Знакомство с архитектурными сооружениями данного исторического периода, биографическими сведениями и творчеством выдающихся русских архитекторов. Выразительные особенности зодчества и градостроения. Художники XVIII века и их творчество

Уметь:

– находить дополнительный материал к теме урока, используя книги, интернет;

– участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения

Тематический, фронтальный, индивидуальный




Учебник,
с. 89–92




40

О первых историках России

1




Учебник,
с. 93–94




41

О театре XVIII века

1




Появление первого в Росси театра




Учебник,
с. 95–
98, Р. т. с. 16–17.

В/З
с. 98







42–

44




«Золотой век» русской культуры.
Проверочная
работа

3




Расширение знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Творчество отечественных писателей и поэтов: В. А. Жуковский, В. И. Даль,
Н. А. Некрасов,
Л. Н. Толстой,

А. П. Чехов










Учебник,
с. 92–
102.

Учебник, с. 102–104.

Учебник, с. 106–109




45–

47

Композиторы XIX века

3




Знакомство с понятием опера. Музыка, музыканты и композиторы XIX века. Великие композиторы М. И. Глинка и П. И. Чайковский




Учебник,
с. 111–
112.

Учебник, с. 112–113.

Учебник, с. 113–115




48–

49

Художники XIX века

2




Знакомство с творчеством художника-пейзажиста И. И. Левитана. История изобразительного искусства XIX века




Учебник,
с. 116–
117. Р. т. с. 20




50

И. И. Левитан

1







Учебник, с. 120–122.

Р. т. с. 21, сообщение







51




Архитектура и изобразительное искусство ХХ века

1




Архитектура и изобразительное искусство ХХ века. Архитектурные памятники нашего города










Учебник,
с. 123–
125




52

Поэзия ХХ века

1




Знакомство с творчеством поэтов ХХ века. История современной литературы. Викторина «По страницам литературных произведений детских поэтов ХХ века»







алич

Учебник,
с. 126–
128, В/З







^ IV четверть




53

Музыка ХХ века

1




Композиторы ХХ века. Музыка современных детских композиторов. Музыкальная игра «Знаем ли мы музыку для детей?»




Учебник,
с. 129–
131.

Р. т.
с. 22




54

Человек – защитник своего Отечества

Почему люди воюют

1




Человек – воин. Почему люди воюют. Борьба славян с половцами. Представление о кочевниках, половцах. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских

Уметь:

– раскрыть причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России;

– узнавать по тексту, к какому времени относится это событие;



Текущий. Проверочная работа




Учебник,

с. 131.

Р. т. с. 22 № 64.




55–

57

Войны в Древней Руси

3










Учебник,
с. 131–
133






















людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской

– составлять связный рассказ на темы

раздела;

– работать с географической и исторической картами;

– выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради







Учебник,
с. 134–
135.

Учебник, с. 135–136




58

Борьба русского народа с польскими за-
хватчиками

1




Борьба русского народа с польскими интервентами, причины завоевательной политики поляков. По маршруту ополчения 1612 года







Учебник,
с. 137–
139




59–

61

Отечественная война 1812 года.

Проверочная работа

3

Презен-

тация

Отечественная война 1812 года, победа русских войск на Бородинском поле. Знакомство с литературными произведениями, посвященными этому событию. М. И. Кутузов.

Партизанская война 1812 года




Учебник,
с. 139.

Учебник,
с. 140–
141.

Учебник,
с. 142




62–

63

Великая Отечественная война 1941–
1945 гг.

2




Великая Отечественная война, борьба русского народа с фашистскими захватчиками




Учебник,
с. 143–
146













Экскурсия в музей «Сталин-
градская битва»







Главные сражения советской армии с фашистами. Памятники Славы в нашем городе. Ордена и медали ВОВ










Учебник,
с. 146–
148




64–

65

Гражданин и государство

Мы живем в Российском государстве.

Символика России

2




Гражданин и государство. Права и обязанности граждан

России. Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны

Уметь:

– называть права и обязанности гражданина России;

– составлять связный рассказ на темы раздела;

– работать с географической картой

Итоговый




Учебник,
с. 149–
150,

сообщение




66

Права и обязанности граждан

1













Учебник, с. 150, задание




67–

68




Древняя Русь, Россия.

Проверочная
работа

2




Повторение и систематизирование знаний по теме «Древняя Русь, Россия»















Перечень учебно – методического обеспечения:


1. Беседы с учителем: 4 класс: Методика обучения / Под. ред. Л.Е. Журовой.- М: Вентана-Граф, 2007. – 480 с.

2. Учебник: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, - 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

3. Тетрадь: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: Рабочая тетрадь №1, № 2 общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 32 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

4. Методическое пособие: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 240 с. ил.





Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по окружающему миру в 1 классе Федотовой Галины Николаевны, учителя начальных классов Принято на заседании
Охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира....
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по математике в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по технологии во 2 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по технологии в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по русскому языку в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по литературному чтению в 1 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерной основной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по литературному чтению в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании iconРабочая программа по технологии в 3 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов