Открытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему icon

Открытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему



НазваниеОткрытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему
Дата конвертации17.10.2012
Размер143.79 Kb.
ТипДокументы


Министерство образования Республики Мордовия

МОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»


Открытое внеклассное занятие

для 4-ого класса

на тему: Если рюкзак

потерялся


Подготовила и провела: учитель начальных классов

Гришина И.И.


Зубова Поляна

2009 год

Цели: учить детей отличать съедобные грибы от ядовитых; побудить учащихся думать об окружающей природе; воспитывать смекалку, внимание учащихся.

Оборудование: наглядный материал: муляжи грибов, герба­рий, иллюстрации орехов.

^ Ход мероприятия

Ребята, я приглашаю вас совершить заочный поход в лес, а что мы возьмём с собой отгадайте.

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной. (Рюкзак.)

Правильно, рюкзак. Ребята, скажите, что обычно кладёт в рюкзак турист, когда отправляется в поход.

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки -

Раздают всем огоньки. (Спички)

Я горячее храню

И холодное храню.

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю. (Термос)

Когда с тобою этот друг,

Ты можешь без дорог

Шагать на север и на юг,

На запад и восток. (Компас.)

Если согну пополам,

Не пригоден он к делам.

А лишь только распрямиться

Для работы пригодится. (Складной нож)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом. (Хлеб.)

С глубокими и мелкими

Знакома я тарелками,

И, если в них еда,

Проворна я тогда. (Ложка.)

Каждый турист берет с собой необходимое количество продуктов. Для того чтобы не брать лишний груз, перед походом можно составить меню, список тех продуктов, которые входят в состав блюд.

Туристы, отправляясь в поход, вряд ли думают, что в пути могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, в результате которых
группа останется без запаса продуктов. Однако потеря рюкзаков
с продуктами - не такое уж редкое происшествие в походе.

В этих случаях очень многое решает (а иногда и спасает жизнь)
умение туристов добывать пищу, воду и огонь.

- А вы знаете, как добывать пищу и что может служить пищей в лесу? (Ответы детей.)

Существенным резервом питания в экстремальных условиях похода могут быть...
Отгадайте загадку:

Очень много их под осень

Возле елочек и сосен.

Урожай на них богатый

Любят собирать ребята. (Грибы.)

Необходимо очень осторожно подходить к употреблению в пищу этого растительного продукта.

Многих туристов, попавших в чрезвычайные обстоятельства, грибы спасали от голода.

Грибы не только вкусны, но и обладают высокой пищевой ценно­стью. В них содержатся вещества, свойственные не только растениям, но и животным: хитин, гликоген, витамин D, мочевина. Питательны белые грибы, грузди, подосиновики, лисички, опята.

Но среди грибов встречаются несъедобные и ядовитые, которые надо уметь отличать от съедобных. Отравление в туристском походе; во много раз опаснее, чем в домашних условиях, поскольку квалифицированная медицинская помощь не всегда может быть оказана. Сомнительный или незнакомый гриб никогда не надо брать. Отравление может возникнуть также из-за употребления в пищу старых и червивых грибов. Вот почему в пищу нельзя использовать так называемые перестоявшие, дряблые грибы.

(Демонстрация иллюстраций грибов с пояснением.)

Белый гриб.

В некоторых местно­стях его называют также боровиком, белавиком, коровником. Это самый лучший гриб. В походе белые грибы можно варить (особенно хорош суп с белыми грибами) и сушить.

У белого гриба есть несъедобный двойник - желчный гриб, чрезвычай­но горький. Один такой гриб может испортить все блюдо.

Белый гриб-боровичок,

Притаился и молчок!

В темноте угрюмой

Потихоньку думал:

«Вот попробуй-ка найди,

Подходи да погляди.

Не пойдешь, не найдешь,

Так ни с чем и уйдешь».

Подосиновик.

В некоторых мес­тах известен как осиновик, краснюк, красноголовик. Хорош в жареном виде и в супе. Подосиновик темнеет, пока его очищают, моют, режут.

Похожих на него ядовитых гри­бов нет.

Подберезовик. Местные назва­ния: березовик, колосовик, обабок. Можно варить, жарить, сушить. Ре­комендуется только отрезать ниж­нюю половину ножки: она волокни­стая, жесткая.

За подберезовик можно по ошибке принять несъедобный желч­ный гриб. Но у них есть и заметные отличия. Мякоть подберезовика на изломе не меняет свой белый цвет, а у желчного гриба розовеет. У подберезовика нижняя поверхность шляпки светло-серая с ржа­выми пятнышками.

^ Масленок обыкновенный.

Его можно жарить, солить, мари­новать, варить из него суп. Маслята - вкусные грибы, но обработ­ка их довольно трудоемка: надо
обязательно снять маслянистую кожицу со шляпок, которая лип­нет к пальцам и оставляет на них темные следы. На масленок не­много похож горький гриб овечка.
Но у овечки нижняя поверхность шляпки ржаво-красная, а у масленка - светло-желтая.

Девять маленьких маслят

В ряд у сосенки стоят.

Девять желтеньких маслят

Дружно шляпками блестят.

И на шляпках у маслят

Девять солнышек блестят.

Рыжик.

Обычно рыжик рекомен­дуется для засола и маринования. Но он хорош и в жареном виде. Сходства с ядовитыми и несъедобными грибами не имеет.

Сыроежка.

Наиболее часто встречающийся гриб. Его можно и ва­рить, и жарить. Сыроежка не похожа на ядовитые или несъедобные грибы. Изредка путают (только несведущие грибники) зеленую сыроежку с ядо­витой бледной поганкой, имеющей в отличие от сыроежки клубневидное утолщение на ножке и бахромчатое кольцо. Недостаток сыроежки заклю­чается в том, что этот гриб крошится и оставляет много отходов.

Розовые, красные, золотые, разные

Сыроежки-модницы солнышка сторонятся –

Ой, вредны для шляпок солнца огоньки.

Под еловой лапой спрятались они.

^ Опенок настоящий.

Это осен­ний гриб. Особенно хорош в засоле и маринаде, но можно его и жарить, и варить. Вкусны шляпки опят, а вот ножки у них волокнистые, малосъедобные.

Опенок настоящий легко спу­тать с ядовитыми ложными опятами. У съедобного опенка шляпка охря­ная, коричнево-желтая, у ложных опят - ярко-желтая, красноватая или серо-зеленая. У настоящих опят пла­стинки светло-бурые, нередко по­крыты ржавыми пятнышками, у лож­ных опят они серовато-зеленые или дымчато-черные.

Лисичка.

Приятна на вкус, но несколько жестковата. Можно варить и жарить. Похожих на лисичку ядовитых грибов нет. Она широко известна своим желтым
нарядом, плавно переходящими в ножку пластинками на нижней
стороне гриба.

Ядовитые грибы, как прави­ло, относятся к семейству пла­стинчатых, т. е. шляпка у них со­стоит из целого ряда отдельных пластинок.

Посмотрите-ка, ребята,

Тут - лисички, там - опята,

Ну, а это на полянке,

Ядовитые... (поганки).

Бледная поганка

самый ядовитый гриб. Ее называют также белым мухомором. Ядовитые вещества фаллин и аманитин действуют подобно змеиному яду. Ядовиты у него все части, даже споры. Никакая обработка (сушка, засол, отваривание) его не обезвреживает. Достаточно съесть один гриб, чтобы отравиться. Признаки отравления появляются через 6-12 часов и более после того, как яды попали в кровь.

Смертельно ядовита также бледная поганка зеленая. У нее зеленовато-желтая или зеленовато-оливковая шляпка, обычно без чешуек. В верхней части ножки - кольцо тонкой пленки.

^ Красный мухомор.

Средь хвойного бора, дремучего бора

Нельзя не заметить меня, мухомора.

Большой, как тарелка, пятнист я и красен,

Меня берегись - я очень опасен.

Главный опознавательный знак его - красная или оранжево-красная шляпка, усыпанная белыми или желтоватыми чешуйками. Заметить этот мухомор очень легко. Да его, в общем, все знают, но необходимо следить в лесу за маленькими детьми, которых может привлечь яркая расцветка мухомора.

- Ядовитые для человека грибы оказываются очень полезными для животных. Некоторые животные леса лечатся ядовитыми грибами. Мухоморами, например, лечатся лоси, сороки.

^ Ложный серый опенок. Шляпка по форме напоминает колоколь­чик, особенно у молодых грибов, голая, не мясистая. Ножка тонкая по­лая, книзу темнее. Мякоть желтая, с неприятным землистым запахом. Похож на съедобный опенок и ложный кирпично-красный опе­нок. Шляпка у него гладкая, более темная в центре, мясистая. Мякоть издает неприятный запах.

- О грибах написано много сказок, загадок, рассказов. Многие известные сказочные герои, герои рассказов идут в лес в ос­новном за грибами. Давайте вспомним эти произведения. (От­веты детей.)

Существуют даже народные приметы, связанные с грибами.

1. Зацвела в низинах серая ольха, а на мать-и-мачехе появились желтые цветки - пошли строчки и сморчки.

2. Появились цветы на рябине - через неделю начнут расти ран­ние подберезовики.

3. Полетел с осины и тополя обильный пух - появились осиновики-челыши.

4. Зацвела сосна - вынырнули из земли маслята.

5. Заколосилась рожь - пошли грибы-колосовики: моховики зе­леные, осиновики, горькуши, лисички.

6. Месяц спустя после прекращения хода березового сока - собирай березовики, осиновики, белые грибы.

7. Зацвели дружно калина и шиповник - через неделю за сыроежками.

8. Вереск зацветет - будут встречаться рыжики.

9. У березы появились первые желтые листочки – появляются осенние опенки.

10. Если осенние опенки появились раньше белых грибов, то белых грибов в этом году не жди.

11. Много гроз - вдоволь грибов.

12. Парной туман над лесом значит, пошли грибы.

13. Облака стали цепляться за макушки высоких деревьев – иди смело за грибами.

14. Жарко и сухо - грибы под деревья собираются, сыро и тепло – по полянкам разбегаются. Если ночью выпала роса, не будет ни грозы, ни ливня - грибов будет много.

Я думаю, ребята, что вы теперь сможете отличить съедобные грибы от ядовитых, а если у вас все равно появится сомнение, то лучи такой гриб не брать совсем.

Ребята, помните, попав в трудную ситуацию в вашем путешествии, вы можете просто-напросто и не выбраться из нее, если упадете духом. Поэтому самое главное - ваша психологическая настроенность в победу над обстоятельствами, ваш оптимизм. Только так вы сможет использовать «средства спасения», которые в изобилии предоставляет мужественным путешественникам заботливая природа. Если же поддаться отчаянию и панике, то можно погибнуть от голода даже на щедро усыпанной грибами и ягодами поляне, на берегу рыбного озера.

Я хочу предложить вам разыграть сказку «Как грибы президента выбирали» и показать ее первому и второму классам, чтобы, оказавшись в походе, они тоже смогли отличить съедобные грибы от ядовитых.

Сказка «Как грибы президента выбирали»

Автор. Как-то раз в одной Подберезовой республике решили грибы выбрать себе президента.

Мухомор.

Посмотрите на меня,

На мой яркий наряд!

И кто выберет меня,

Тот уж точно будет рад!

Автор.

Чем полезен, расскажи.

Что ты лучше, докажи!

Мухомор.

Мух морю, лосей кормлю –

Правда, правду говорю!

Президентом лучшим буду,

Я расту в лесу повсюду.

Автор.

Знаем-знаем, что пригож,

Да в лукошко ты не гож!

Мухомор.

Тишина, грибной народ!

Я беру самоотвод!

Опёнок.

Я – опёнок, парень ловок.

Может, мне поверите,

Судьбу грибов доверите?

Автор.

Чем полезен, расскажи.

Что ты лучший, докажи!

Опёнок.

Я и летний, и осенний,

Мяса я ещё полезней.

Меня варят, солят, жарят

И в любом обеде хвалят.

Автор.

Знаем-знаем, что хорош:

И умён ты и пригож.

Но в семейном положенье

Твоём нужно разъясненье.

Опёнок.

Да, со мной везде семья!

А в президенты рад бы я.

Мы все вместе, как солдаты,

Тогда уходим в депутаты!

Поганка

А я – поганка бледная,

К тому ж ещё не бедная.

Голосуйте за меня –

Расплачусь монетой я!

Автор.

Чем полезна, расскажи.

Что ты лучше, докажи!

Поганка.

Я тонка, стройна, одета,

Ядом я полна при этом.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня – отравится.

Что, я вам не подхожу?

К мухомору ухожу!

Лисичка.

Из лисичьей я породы,

И хитра я от природы.

Автор.

Чем полезна, расскажи.

Что ты лучше, докажи!

Лисичка.

Ни у кого такого нет наряда.

Грибами править - ум не надо!

Выбирай народ меня:

Всех в лесу красивей я!

Только голод иль война,

Съедят первую меня...

Нет, теперь все понимаю –

Кандидатуру я снимаю!

Подберезовик и подосиновик.

Под осиной, под березой

Мы растем, друзья, в лесу.

Подберезовик.

Ты как хочешь, в президенты

Не пойду я: не хочу!

Подосиновик.

Я тоже править не привык.

Пусть президентом станет боровик!

Боровик.

Я - белый гриб, я - боровик,

Править я в лесу привык.

И царем грибным был я.

Видно, очередь моя –

Стану первым президентом.

Что ж, народ, согласен я!

Игра «Грибной кузовок»

По тропинке во весь дух

Мчится по лесу петух.

Он кричит:« Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой».

Из-под елки фыркнул еж:

«Все грибы ты растрясешь!»

Ежик прав - у петуха

В кузове одна труха:

  • ка-ро-мас-ле-сы-еж-вик-нок-под-оси-вик-ры-ка-жик - ка - сич - ли - под- ре - бе - зо - но - нуш - ик - ка - ин - пе - мок-вол - ов- о

Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» - это слоги, из которых следует собрать названия грибов. Каждая команда «складывает грибы в свой кузовок в течение двух минут,

(Масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опёнок, лисичка.)

«Грибные» загадки

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб.)

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом

Золотистые... (лисички).

Рыжие подружки

Сидят на опушке. (Лисички.)

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята.)

Я гриб, но не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик.)

Я в красной шапочке расту

Между корней осиновых»

Меня увидишь за версту –

Зовусь я ...(подосиновик).

Был я деревом когда-то

И шумел листвой, ребята.

Потерял свою красу –

Стал я ниже всех в лесу. (Пень.)

Это интересно...

• Белка заготавливает на зиму 600 г сухих грибов.

• Среди трубчатых грибов быстрее всех растет подберезовик - по 4-5 см в сутки.

• Каждый год на гектар леса падает свыше 2 т хвои, листьев, веток, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.

• Лисички и луговые опята - единственные грибы, которые никогда не бывают червивыми.

Итог занятия.

-Понравилось ли вам наше занятие?

-Что было больше всего интересно?

-Что взяли для себя полезного?

Я рада, что мы все здоровые и довольные вернулись из нашего похода и вы никогда не перепутаете грибы съедобные с несъедобными. Помните главное правило грибника: не уверен – не бери.




Похожие:

Открытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему iconВнеклассное занятие «Устный журнал» на тему
Подготовительная работа: организация поисковой работы учащихся (9 класса): просмотр материалов, газет, запись бесед с родственниками,...
Открытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему iconУчебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др
Информационный блок имеет целью помочь учащимся 8-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку
Открытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему iconУчебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / C. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др. М.: Просвещение, 2004
Информационный блок имеет целью помочь учащимся 9-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку
Открытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему iconЦель: познакомить детей с биографией и творчеством А. П. Гайдара; развивать любовь к книгам Гайдара; воспитывать на примерах героев книг писателя доброту, мужество, патриотизм. Оборудование
Внеклассное занятие по литературному чтению в 4 классе на тему: «Поговорим о писателе А. П. Гайдаре»
Открытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему iconКружок Эстетика Открытое занятие на тему «Путешествие в театр» Руководитель кружка Дудина Е. П. учитель музыки
Цель: Познакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театра, вызвать желание управлять куклами и участвовать...
Открытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему iconПрактическое занятие с элементами занимательности для 5-го класса на тему «Приготовление горячих напитков»
Цель: научить ребят правильно заваривать чай, обобщить и систематизировать их знания о горячих напитках, воспитывать бережное отношение...
Открытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему iconВнеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 -7 и 8 11 классов «викторина об ученых»
Провести в школе за 1 неделю до внеклассного мероприятия конкурс на лучшее сообщение на тему «Выдающиеся математики»
Открытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему iconЗанятие разработано для факультатива по математике
Разрабатываемое учебное занятие соответствует всему курсу геометрии, т к в 7 классе способ доказательства теоремы вводится и на протяжении...
Открытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему iconЧто приносим с собой на каждое занятие: Тетрадь в косую линейку для 1 класса 12 листов «Великолепная пятерка»
Тетрадь в косую линейку для 1 класса 12 листов «Великолепная пятерка» в обложке, подписана (фамилия, имя, название группы)
Открытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему iconВнеклассное чтение для учащихся 7 «Б», 7«В» класса пушкин А. С. «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»
Гоголь Н. В. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов