2010-11 уч год «Как быть здоровым» icon

2010-11 уч год «Как быть здоровым»



Название2010-11 уч год «Как быть здоровым»
страница1/5
Дата конвертации13.10.2012
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5


МОУ «Зубово – Полянская средняя общеобразовательная школа № 1»


Программа

элективного курса по биологии

«Как быть здоровым».


Классы 7( 8 )


Разработала учитель высшей категории

Кижватова Елена Васильевна


Количество часов- 34 ,


в неделю- 1 час.


2010-11 уч.год


«Как быть здоровым».


Хорошее здоровье – один из главных источников счастья.


Пояснительная записка.

Программа элективного курса составлена на основе учебного пособия Г.К. Зайцева, А.Г. Зайцева «Твое здоровье. Укрепление здоровья». Она рассчитана на работу в 7 или 8 классах. Эта программа может являться пропедевтической для учеников 7 класса, а также, углубляющей знания и умения, учащихся 8 классов. Элективный курс рассчитан на 34 часа, на 1 час в неделю.


Материал данного элективного курса построен на чередовании лекционного, лабораторно- практического, аналитического материала. Одним из важных компонентов является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как измерение, эксперимент, тестирование, а также самоанализ, который сможет помочь учащимся проанализировать свои дальнейшие действия, поступки, поведение. Данная программа носит интегрированный характер, объединяя биологию, медицину, гигиену, матанализ. Курс реализуется на основе школьного оборудования.

Программа несет профориентационный характер. Курс должен пробудить интерес к медицине, к изучению анатомии как предмета.


Цель курса:

Формирование здорового образа жизни, приобщение к нему учащихся.


Задачи курса:

- расширить знания об организме, его системах органов, функциях систем, их значении для нормальной жизнедеятельности человека, способах поддержания оптимальных функций этих систем, о здоровье и его укреплении,

-сформировать важность ведения здорового образа жизни для нормальной жизнедеятельности организма на протяжении длительного времени.

- ознакомить с простейшими методиками оценки состояния своего здоровья,

- закрепить у школьников отрицательные личностные оценки в отношении употребления табака, алкоголя, наркотиков.

- научить правильно, анализировать свое поведение, поступки и делать выводы.


- развить ценностное отношение к жизни как феномену,


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО КУРСУ "ВАЛЕОЛОГИЯ"

Учащиеся должны знать:

- цели и задачи науки "Валеология";

- понятие "Здоровье" по определению ВОЗ;

- компоненты здоровья;

- факторы, обусловливающие здоровье;

- образ жизни как биосоциальную категорию;

- здоровый образ жизни и его аспекты;

- рациональный распорядок дня - режим дня;

- гигиену как основу профилактики заболеваний;

- питание как главный фактор жизнедеятельности организма че­ловека;

- двигательную активность как предупреждение гиподинамии;

- жизненно-важные органы и предупреждение их заболеваний;

- стрессовые ситуации, защиту психологического статуса;

- нетрадиционные методы оздоровления организма;

- отрицательные эмоции, понятие "школьная тревожность";

- адекватное социально-гигиеническое поведение;

- планирование семьи.


^ Учащиеся должны уметь:

объяснять:

- практическое применение валеологических знаний для здоровья;

- причины и факторы, отрицательно влияющие на здоровье;

- здоровый образ жизни - как ориентацию деятельности на со­хранение и укрепление здоровья;

- аспекты ЗОЖ - наращивание здоровья;

- положительное действие физической культуры и спорта на укрепление здоровья;

- последствия гиподинамии;

- главные составляющие компоненты рационального питания;

- значение для жизнедеятельности организма человека: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ;

- принципы закаливания;

- режим дня;

- защиту нервной системы от переутомления и срывов;

- вред, наносимый организму никотином, алкоголем, наркотическими и токсическими веществами;

- причины и признаки инфекционных заболеваний;

- санитарно- противоэпидемические требования;

- значение формирования стойких гигиенических навыков в про­филактике заболеваний;

- профилактику "школьных болезней", "школьной тревожности";

- цели и задачи общественной гигиены;

- профилактику инфекций, передаваемых половым путем (ИППП);

- вред аборта и его последствия.


изучать биологические объекты и процессы:

-описывать влияние физического труда и спорта на организм;

- выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

- проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты.

- осуществлять контроль за состоянием здоровья.


анализировать и оценивать:

- факторы, разрушающие здоровье;

- конфликтным, стрессовым ситуациям;

- вредным пристрастиям: табакокурению, употреблению нарко­тических и токсических веществ;

- гиподинамии, ожирению;

- безнравственному поведению.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для здорового образа жизни, для сохранения и укрепления здоровья;

- комплексы общеукрепляющих и развивающих упражнений и лечебной физкультуры;

- закаливающие процедуры;

- личную гигиену;

- самоконтроль за питанием и продуктами;

- аутогенную тренировку, психофизическую разгрузку;

- правила организации рационального питания;

- правила профилактики инфекционных болезней;


владеть приемами первой медицинской помощи:

- при открытых ранах;

- при кровотечениях;

- при травмах, переломах;

- иммобилизации (фиксации) конечностей при переломах;

- при отравлениях;

- при ожогах;

- при отморожениях;

- при укусах ядовитых насекомых и змей; - при солнечном и тепловом ударах.


выполнять:

- утреннюю зарядку;

- закаливающие процедуры;

- гигиенические правила личного и общественного порядка;

- физические и оздоровительные паузы на уроках;

- чередование умственного и физического труда;

- правила и требования правильного питания;

- гигиенические правила предупреждения инфекционных заболеваний;

- правила межличностных отношений;

- упражнения, сохраняющие здоровье;

- правила нравственного поведения.


Содержание

Введение. (1 ч.)

Лекция. Науки о человеке. Валеология – наука о здоровом образе жизни.


^ Материалы и оборудование : презентация.


Тема 1. Здоровье, что это? (3 ч).

Актуализирующий семинар «Что такое здоровье?» Понятие «Здоровье», ЗОЖ. Здоровье человека как общественная ценность. Здоровый образ жизни – сложившийся у человека способ организации жизнедеятельности. Факторы, определяющие здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Критерии его эффективности и рекомендации ученикам. Гигиенические требования к условиям обу­чения школьников в различных видах современных общеобразова­тельных учреждений СанПиН. Формирование ЗОЖ в Мордовии.

Общее знакомство с организмом человека. Механизмы управления организмом. Системы органов.

Ортобиоз - правильная жизнь. Работы русских ученых по проблемам долголетия и старения.


^ Валеологический самоанализ «Как развивается твой организм?»

Валеологический самоанализ «Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?»

Материалы и оборудование: таблицы по анатомии, портреты И.И. Мечникова, И. П. Павлова, карточки с вопросами к самоанализу.


^ Тема 2. Нервная система. Стрессы. (2 ч)


Спинной и головной мозг. Условные и безусловные рефлексы. Рецепторы.

Стрессорные факторы. Признаки стресса. «Школьная тревожность». Способы выхода из стрессового состояния. Аутотренинг. Залог хорошего настроения.


^ Валеологический самоанализ: «Оцените Вашу подверженность стрессу».

Материалы и оборудование: таблицы «Строение спинного мозга человека»; муляж «Голов­ной мозг».


Тема 3 . Анализаторы. (3 ч.)


Строение зрительного анализатора. (Презентация). Влияние компьютера на зрение. Гигиена зрения. Гимнастика для глаз. Лекарственные травы РМ, улучшающие остроту зрения.

Строение слухового анализатора и его значение. Гигиена уха.

Обоняние и вкус.


^ Валеологический самоанализ «Какое у тебя зрение и как ты о нем заботишься?»

Валеологический самоанализ.Какова чувствительность твоего слуха?

^ Лабораторный опыт «Как влияет компьютер на зрение, артериальное давление, частоту дыхания, пульс».

Практическая работа «Определение расположения вкусовых рецепторов на поверхности языка».

^ Материалы и оборудование: таблицы по анатомии; влажный препарат «Глаз крупного мле­копитающего»; модели «Глаз. Строение» и «Строение уха человека»; объемная модель «Глазное ябло­ко»; гербарий лекарственных растений. Для практической работы необходимы: растворы лимонной кислоты, сахара, соли, ватные палочки. Для лабораторного опыта секундомер, тонометр, карточки с рисунками, компьютер.


^ Тема 4. Органы дыхания. Вред курения. (3ч.)

Дыхательные процессы. Заболевания дыхательной системы. Использование лекарственных трав РМ при лечении органов дыхания.

Гигиена воздуха и дыхания. Методики работы с дыханием. Основные методики лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания. Спортивные развлечения. Дыхательная гимнастика, дыхание через трубку. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

^ Валеологический самоанализ «Правильно ли ты дышишь?».

Валеологический самоанализ «Как ты заботишься о своем носе?».

Валеологический самоанализ «Как ты заботишься о своих легких?».

Лабораторный опыт «Влияние никотина на прорастание семян фасоли».

^ Материалы и оборудование: таблица и модели «Строение легких»; прибор для демонстрации дыхательных процессов. Для лабораторного опыта семена фасоли, настой из табака.


^ Тема 5. Кровообращение и кровь.(2 ч.)
  1   2   3   4   5



Похожие:

2010-11 уч год «Как быть здоровым» iconАналитическая справка о работе педагога – психолога моу гимназии №3 Г. Пролетарска ростовской области за 2009-2010 учебный год
В течение 2009-2010 учебного года вся работа педагога-психолога гимназии была направлена на здоровьесберегающую деятельность, находящую...
2010-11 уч год «Как быть здоровым» iconЛ. Е. Балашов бег в моей жизни или всё о беге
Нужно быть здоровым, чтобы жить, а не жить, чтобы быть здоровым”. Бег — это сама жизнь, жизнь в миниатюре, и сводить его лишь к оздоровительным...
2010-11 уч год «Как быть здоровым» iconГероическое творчество елены ивановны рерих*
Подобные заботы ставят ребенка в обычный ряд похожих друг на друга существ, — тех, кто одинаково хочет есть, быть обутым и одетым,...
2010-11 уч год «Как быть здоровым» iconДокументы
1. /здоровым быть модно.doc
2010-11 уч год «Как быть здоровым» iconДокументы
1. /Александр Свияш.Хочешь быть здоровым.Будь им.doc
2010-11 уч год «Как быть здоровым» iconПлан работы методического объединения учителей кафедры "Искусство" на 2010-2011гг. Методическая тема гимназии на 2010-2011 учебный год
Методическая тема гимназии на 2010-2011 учебный год «Информатизация образовательного и воспитательного процессов как основа формирования...
2010-11 уч год «Как быть здоровым» iconПлан работы кафедры начального обучения на 2010-2011 гг. Методическая тема гимназии на 2010/11 учебный год «Информатизация образовательного и воспитательного процессов как основа формирования компетенции гимназистов».
Методическая тема кафедры на 2010/11 учебный год «Интеграция вариативных обучающих программ для самореализации каждого ребенка в...
2010-11 уч год «Как быть здоровым» iconПриказ 20 февраля 2010 года №88 Об изменении тарификации на 2010 финансовый год в связи с утверждением нового фонда оплаты труда на 2010 год приказыва ю
Производить оплату с 1 февраля 2010 года на второе полугодие 2009-2010 учебного года согласно тарификации по измененным нормативам,...
2010-11 уч год «Как быть здоровым» iconПлан воспитательной работы с учащимися 4 «А» класса на 2010-2011 учебный год
Цикл бесед «Учись быть организованным», «О сознательной дисциплине, культуре труда»
2010-11 уч год «Как быть здоровым» iconАнализ воспитательной работы за 2009-2010 уч год
Ф. И. О. зам директора по вр, категория (как зам директора), год последней аттестации
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов