Оглавление 1 Теория таможенных тарифов icon

Оглавление 1 Теория таможенных тарифов



НазваниеОглавление 1 Теория таможенных тарифов
страница1/3
Дата конвертации06.11.2012
Размер403.91 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

ОГЛАВЛЕНИЕ


1 Теория таможенных тарифов. Влияние импортного тарифа на потребителей и производителей

2 Понятие и экономический смысл оптимального тарифа

3 Доводы «за» и «против» от введения импортного таможенного тарифа. субсидирования отечественного произ­водства

4 Использование импортного тарифа в практике таможенного союза

5 Нетарифные регуляторы. Квотирование. Импортная квота

7 Способы распределения импортных лицензий

8 Экспортные пошлины. Экспортные субсидии

10 Демпинг. ДЭО

11 Международное перемещение факторов производства. Международная миграция трудовых ресурсов

13 Экономические последствия международного кредитования.

14 Прямые зарубежные инвестиции

15 Платежный баланс. Основные статьи ПБ.

16 Структура ПБ. Торговый баланс, текущий счет, и счет движения капитала.

18 Взаимосвязь счетов платежного баланса и свободных колебаний валютного курса. Официальные валютные резервы ЦБ.
^

Тема 5, 6 Теория таможенных тарифов


1. Теория таможенных тарифов .

Предпосылки : а) Импортирующая страна сама не может влиять на уровень мировых цен.

б) мы имеем дело с оптимальным миром , где при свободной торговле выигрыши и потери отдельных субъектов являются выигр. и потерями всего общества. Только введение тарифа становится фактором , устанавливающим различие между общественными и личными интересами .


^ Влияние импортного тарифа на потребителей и производителей .


Кол-во велосипедов (штук в год)

Пусть в отсутствие тарифа импорт велосипедов осуществлялся по мировой цене = 200$.

Конкуренция между отечественной и иностранной продукцией привела бы к тому , что что цена отечеств. велосипедов также установилась =200$ .Потребители покупали бы S отечественных вел. и M импортных , а общий объем потребления D=M+S вел. в год.

Кривая спроса не только указывает на кол-во приобретаемого товара по данной цене , но и позволяет оценить в денежном выражении выигрыш потребителей от самой возможности покупки велосипедов ( кто-то готов выложить за 1 шт. 300-400$ , а цена =200$). Таким образом , суммарный выигрыш потребителей от приобр. вел. по данной цене. = площади треугольника , ограниченного кривой спроса и линией мировой цены .

Тариф в 20$ поднимает цену на 10% (220$). Совокупный спрос снижается с D до E .
^ Чистые потери потребителя от введения тарифа = области (a+b+c+d). Но тариф повышает цены не только на импортные товары , но и на отечественные. После введения тарифа часть потребителей переключится на отечественное . Т.к. объемы продаж отеч. вел. достигают T шт., то предельные издержки возрастают , и затраты на выпуск велосипедов становятся равными 220$ ( потребитель вынужден переплачивать за все велосипеды : и импортные и отеч. ).

Тариф увеличивает цену отечественных велосипедов до 220$. Отеч. производители отвечают на это ростом выпуска и продаж до тех пор , пока им это выгодно , т.е. до T. Именно при T издержки про-ва каждого след. вел. достигают рыночной цены с учетом тарифа (220$). Область (а) является выигрышем производителей ( не всё увеличение дохода является прибылью,т.к. вертикальный столбец на графике- переменные издержки).

Итог: выигрыш производителей (a) не перекрывает потери потребителей (a+b+c+d) , т.к. потреб. вынуждены платить более высокую цену и за импортные , и за отечественные товары.

Область (d) называется потребительским эффектом тарифа. Она демонстрирует ущерб , нанесенный потребителям из-за снижения потребления велосипедов ( часть людей не захочет вообще покупать товар при цене более 200$). Область (d)- абсолютный убыток ( ничей выигрыш) , элемент общей неэффективности , вызванной введением тарифа .

Область (b) производственным эффектом тарифа . Она отражает снижение благосостояния из-за переключения потребительского спроса с более дешевой импортной на более дорогую отечественную продукцию.

Доход страны от тарифа = области ( с). Он может быть потрачен на различные социальные программы, на снижение налогов и т.д.

Чистые потери страны ( предпосылка—равноценность денег для каждой группы населения ) = область ( b+d).

Фактический уровень защитного тарифа в отдельной отрасли определяется как величина (в %), на которую увеличивается в результате действия всей тарифной системы созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции . Пример : Один 10% тариф увеличит добавочную стоимость на 20$. 10% тариф на велосипеды и 5%- на резину , сталь и т.д. увеличиваю цену на 6$ и 7$ соответственно. В целом увеличение составляет всего 13$, но это - 21,7% всей добавочной стоимости.

Влияние тарифа на валютный курс : Пусть тариф привел к снижению импорта, значит , уменьшатся и валютные платежи . Величина спроса на иностранную валюту (необх. для приобретения импортных товаров)снизится , т.е. на каждую ед-цу нац. Валюты можно будет купить большее кол-во иностранной валюты . Но иностранцам для оплаты нашего экспорта нужно будет большее кол-во их валют , т.е. спрос на экспорт сократится , и цена в нац. Валюте нашего экспорта снизится ( т.е уменьшатся валютные поступления ).


2. Понятие и экономический смысл оптимального тарифа. И т.д. и т.п.

Если у страны нет возможности влиять на мировую цену , то в целом, введение тарифов негативно сказывается на ней . Но если страна обладает монопсонической властью на рынке, то тариф может быть выгоден по сравнению со свободной торговлей.

Пусть вводится небольшой тариф на импорт велосипедов. Цены импортных товаров растут. Следом растут и цены отечественных товаров .Но теперь тариф приведет к снижению импортной цены, т.к. если иностр. поставщики могут обеспечить производство и поставки в страну меньшего кол-ва товаров с более низкими предельными издержками , они скорее пойдут на некоторое снижение продажной цены велосипеда в нашей стране , для того, чтобы ограничить сокращение своих продаж в нашей стране (из-за монопсонии). Теперь страна получает выигрыш от собственного тарифа. За весь объем импорта удается теперь выплачивать более низкую цену , хотя внутренняя цена велосипеда для потребителей немного и выросла.При этом страна заставляет импортеров

часть тарифа оплачивать.

Однако оптимальный тариф не может быть запретительным( он –между нулевым и запретительным уровнем).

Оптимальная ставка тарифа как доля цены , уплачиваемой иностранными поставщиками , равна величине , обратной эластичности предложения импорта. Чем ниже эластичность импортных поставок , тем выше оптимальная ставка процента ; чем менее гибкими оказываются наши поставщики , придерживающиеся примерно одинакового объема импорта , тем больше мы можем преуспеть за их счет .




Страна выигрывает от снижения цены импортируемых велосипедов в размере черной области , что значительно превышает национальные потери потребителей области (b+d).

Весь выигрыш страны – целиком за счет производителей-импортеров , которые теряют также и область f, в размере которой они могли бы получить дополнительную прибыль , если бы тариф не привел к сокращению объема импорта..

Для Мирового хозяйства в целом суммарные потери равны (b+d) и (f), которые могли бы оказаться преимуществом от международной торговли , т.к. потребители оценивают иностранные велосипеды при объеме импорта в пределах равновесного выше, чем издержки производства иностранных поставщиков . .


^ 3.Доводы «за» и «против» от введения импортного таможенного тарифа.

1. необходимость защиты молодых отраслей- в менее развитых странах временное введение тарифа является оправданным , поскольку оно сдерживает импорт современной промышленной продукции в течении того времени , пока нарождающаяся собственная индустрия набирается опыта и издержки производства снижаются до уровня , позволяющего противостоять конкуренции импортной продукции без тарифных подпорок. Утверждается , что сдерживание конкуренции импорта из более развитых стран со временем приведет к смещению вниз кривых национальных издержек производства.

В отличие от оптимального тарифа , данный вид протекционизма в долгосрочном плане окажется выигрышным не только самой стране , но и всему мировому хозяйству.

Однако когда развитие новой отрасли дает дополнительные преимущества , например , рост квалификации рабочей силы и НТП в других отраслях, то выгоднее и быстрее использовать не тарифную систему , а прямое субсидирование производства.

Кроме того (еще один «минус»), введенный тариф (законодательно )не так-то легко упразднить, а поддержка новых отраслей должна носить временный характер . Существует опасность , что молодая отрасль , так и не став рентабельной , направит средства от тарифа на давление на политические силы с целью увековечить данный тариф.

^ 2. необходимость защиты молодых или бедных государств.

Для молодого независимого государства с низким уровнем жизни населения основной проблемой может явиться неспособность правительства обеспечить общественные потребности. В этом случае таможенные тарифы становятся не столько средством защиты общественного производителя , сколько важнейшим источником государственных доходов ,что , зачастую, гораздо выгоднее. ( тариф может обеспечить большие социальные преимущества, чем альтернативные мероприятия экономической политики )

^ 3. Национальный престиж. Здесь , правда , также есть минус. Если в основе национальной гордости лежит сам факт производства некоторой отечественной продукции , то выгоднее использовать субсидирование .

^ 4. Национальная оборона. В мирное время тариф не может привести к образованию стратегических запасов . Он только вынуждает нас закупать большее количество отеч. товаров по сравнению с импортными. Защитники тарифа говорят , что происходит увеличение производственных мощностей. На самом деле, в отрасли появится ровно столько производственных мощностейц, сколько нужно для обеспечения потребностей мирного времени . Если есть потребность в создании дополнительных мощностей, то лучше прибегнуть к субсидированию.

Возможность создание внутренних запасов в мирное время и исчерпаемость природных ресурсов настраивают против тарифов для обеспечения обороноспособности .

  1. «Разлаженность» национального хозяйства ( временно)

^ 4. Существует возможность субсидирования отечественного произ­водства при помощи государственных дотаций или сниже­ния налогов пропорционально количеству производимой и реализуе­мой продукции. Эти меры должны оказать стимулирующее воздейст­вие. Любое увеличение производства, явившееся результатом тарифной политики, может также быть обеспечено через субсидирова­ние производства. Субсидирование производства оказывается более эффективным из-за того, что в большей соответствует требованиям правила специфичности: поскольку сутью проблемы является отечественное производство, то проще и дешевле решить ее, не затрагивая уровня потребительских цен.

Практически те же результаты справедливы и для ситуации, когда в отношение конкурирующего с импортом производства нас больше за­ботит не объем выпускаемой продукции, а количество рабочих мест. Производственные субсидии по-прежнему предпочтительнее импорт­ных пошлин, поскольку с их помощью ценой меньших социальных из­держек можно добиться любого желаемого увеличения как производ­ства, так и занятости.


Существуют некие общие правила экономической политики, основан­ные на многолетнем опыте, которые оказываются весьма полезными да­же при отсутствии подробной информации о ситуации в каждой отрас­ли. Вот одно из таких правил, которое может служить опорой при выбо­ре вариантов экономической политики:

правило специфичности (the specificiry rule): самыми эффективными являются те инструменты экономической политики, которые в наибольшей степени приближены к источнику дисгармонии интересов, противопоставляющему частные и общественные выгоды и издержки. Правило специфичности применимо ко всякого рода социальным ситуациям. Гораздо меньше противодействий возникает, если бороться с проблемой более непосредственными методами. Правило специфичности требует, чтобы мы внедрялись в самую серд­цевину проблемы. Правило специфичности настраивает нас против тарифа. И хотя в субоптимальном мире введение тарифа может принести большую пользу, чем бездействие, правило указывает, что обращение к другим инструментам экономической политики обычно оказывается более эффективным средством согласования интересов различных участников хозяйственной жизни.


^ 5. Использование импортного тарифа в практике таможенного союза, в котором страны-участницы не только упраздняют все огра­ничения в торговле между собой, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров, снимая тем самым необходимость содержания таможенной службы на внут­ренних границах. В отношении торговли примером таможенного союза является Евро­пейское экономическое сообщество (ЕЭС), в рамках которого установлен ре­жим свободной торговли, а импорт из третьих стран ограничивается. Вступая в ЕС, страна упразд­няет все тарифы на импорт товаров из стран-партнеров, в то же время оставляя их на прежнем уровне в отношении импорта из третьих стран. Если раньше, до вступления в таможенный союз, при наличии пошлин на импорт было выгоднее торговать с третьими странами, то после вступления в союз, после снятия пошлин на импорт из стран-партнеров, выгоднее торговать с союзниками, так как на третьи страны продолжает распространяться импортная пошлина, и ,теперь их товар дороже, чем товар, ввозимый из стран-партнеров.

^ Ситуация субоптимальности наблюдается при рассмотрении действия таможенного союза и использования им импортных тарифов. В субоптимальном мире существование тарифа может быть оправдано наличием внутренней дисгармонии, когда происходит несовпадение частных и общественных выгод и издержек. При отсутствии импортной пошлины может быть выгоднее торговать с третьими странами, но при её наличии выгоднее торговать со странами-партнерами, так как них не действует пошлина.

^ Факторы, определяющие величину выигрыша страны от участия в таможенном союзе. Выигрыш от образования тамо­женного союза (как для отдельной страны, так и для всего мирового хозяйства) связан с ростом торговых потоков, а убытки — с их со­кращением. Выигрыш оказывается тем выше, чем а) эластичнее кри­вая “импортного”спроса, б) больше разница между издержками отечест­венного производства и издержками страны-партнера (т.е. между их кривыми предположения), в) меньше разница между издержками про­изводства страны-партнера и издержками производства третьей страны (т.е. между их кривыми предложения). Таким образом, наилучшие ус­ловия для увеличения объема торговли возникают при высокоэластич­ном импортном спросе и наличии в одной из стран — партнеров по та­моженному союзу издержек производства, приближающихся к мирово­му уровню. И наоборот, наименее эффективным будет присоединение к таможенному союзу в случае неэластичного импортного спроса и вы­соких издержек производства во всех странах-партнерах.


Тема7,8 Нетарифные регуляторы

1. Место неторговых барьеров во внешнеторговом регулировании. Импортные квоты: причины использования, воздействие на потребителя и производителя, проблема формирования доходов государства. Сравнительный анализ квоты и тарифов в условиях конкуренции и в условиях монополизации внутреннего рынка. Способы распределения импортных лицензий.

В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров: так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40-50% до 4-5%. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. Сейчас их существует не менее 50. Нетарифные барьеры широко используют развитые страны. К середине 90-х в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, попадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее открытыми, чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. Одной из важнейших задач, стоящих перед Всемирной торговой организацией, является постепенная отмена количественных ограничений или так называемая тарификация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты).

Квотирование. Импортная квота (или контингент) – наиболее распространенная форма нетарифного ограничения внешней торговли. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

^ Импортная квота. Предположим, что страна является импортером зерна. Dd – спрос на зерно в данной стране. Sd – внутреннее производство зерна. В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Pw. При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне и объем импорта составляет Do-So. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой

Sd+Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Pd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S1, но одновременно спрос сокращается до D1.



^ Оценка благосостояния. Оценим последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери (область a+b+c+d+e). Отечественным производителям введение квоты выгодно – они расширяют объемы производства и реализуют свою продукции по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область a. Область c+d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает. Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b+e.

^ Государственный доход. Как уже было сказано, доход государства при квотировании составляет меньшую величину, чем при введении тарифа. Почему же государство предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирования является более гибким и оперативным инструментом политики, т.к. изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, т.к. путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

^ Тариф и квота в условиях свободной конкуренции. Результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны (при условии, что объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

^ Негативные эффекты квотирования. Использование квот может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров и поэтому в лучшем случает приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем – к развитию коррупции.

^ Тариф и квота в условиях монополизации рынка. Импортная квота обходится нации дороже, чем эквивалентный тариф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка. А это действительно может произойти. Доминирующая фирма в отечественной промышленности не может обрести монопольную власть от введения незапрещающего тарифа, поскольку ей противостоит эластичное конкурирующее предложение по цене, равной мировому уровню, плюс тариф. Однако в условиях квотирования импорта отечественная фирма не опасается взвинчивания цен, поскольку уверена, что объем поставок конкурирующего зарубежного продукта не превысит размера квоты. В результате квота дает возможность доминирующей отечественной фирме при неэластичности кривой спроса получать монопольные прибыли в результате установления высоких цен. Таким образом, провоцирующая монопольную ситуацию на внутреннем рынке квота приводит к установлению на внутреннем рынке еще более высокой цены, к снижению выпуска продукции и имеет следствием больший национальный ущерб, чем от тарифа.

^ Способы распределения импортных лицензий. Воздействие импортных квот на национальное благосостояние зависит и от того, каким образом власти распределяют права на импорт. В случае бесплатного их обретения счастливец становится обладателем выигрыша. Основные способы распределения импортных лицензий:

1. Аукцион на конкурентной основе.

2. Система явных предпочтений (fixed lavarUism).

3. Распределение лицензий по «затратному методу».

Открытый аукцион.

Из всех трех перечисленных способов аукцион на конкурентной основе — самый дешевый и справедливый, тогда как третий способ, скорее всего, самый дорогой. Импортные лицензии могут продаваться государством либо на открытом аукционе, либо негласно. Публичный аукцион протекает следующим образом. Каждые 3 месяца государство объявляет, что в такое-то время в таком-то месте состоится аукцион по продаже импортных лицензий на покупку определенного количества или велосипедов, или стального проката, или какого-либо другого товара. Подобное сообщение должно собрать достаточное количество претендентов, чтобы торги оказались конкурентными, что особенно важно, если мошенничество на торгах преследуется законом. На аукционе должна установиться такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равнялась бы разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Однако, несмотря на то что открытые аукционы являются самым дешевым способом распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.

^ Аукцион на конкурентной основе.

В условиях коррумпированности государственных властей на ниве распределения импортных лицензий может процветать подпольный бизнес. В этом случае обладателями импортных лицензий становятся те, кто даст за них наибольшую взятку. Подобный вариант влечет за собой общественные издержки. Принявшая постоянный характер откровенная коррупция такого рода может иметь следствием превращение талантливых служащих экономических ведомств в коррумпированных бюрократов. Кроме того, разоблачение перед лицом общественного мнения подобной коррупции усиливает социальную напряженность, поскольку свидетельствует о злоупотреблении властью в государственном аппарате.

^ По системе явных предпочтений.

Импортные лицензии могут быть размещены и на основе системы явных предпочтений, когда государство закрепляет импортные лицензии за определенными фирмами без какой-либо предварительной борьбы, заявок или переговоров. Чаще всего импортные лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам, причем в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот.

«Затратный метод».

В данном случае государство заставляет претендентов конкурировать на неценовой основе. Одним из общепринятых, но в то же время бестолковых вариантов этой политики является предоставление лицензий по принципу «раньше пришел — раньше получил». Это заставляет соискателей тратить драгоценное время на простаивание в очередях, отрывая его от производительного труда. Другим распространенным способом распределения лицензий на импорт промышленного сырья является выдача их тем фирмам, которые имеют большее количество производственных мощностей. Это также приводит к потере ресурсов в результате избыточного инвестирования в неиспользуемое оборудование, с надеждой на получение большего количества лицензий.


^ 2. Экспортные пошлины. Причины введения и характер воздействия на потребителя, производителя и страну в целом.

С начала 70-х широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д., главным образом из Японии и НИС в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнерами о ДЭО составляет величину Q, то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. Однако вместо того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область с+d). Кроме того, даже после введения ДЭО обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (на рисунке: Pw – мировая цена; Pt – внутренняя цена с учетом тарифа; Pd – внутренняя цена после введения ДЭО). Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (область f+g).



Почему, несмотря на дополнительные потери, государства-импортеры часто настаивают, чтобы их торговые партнеры вводили ДЭО? Основная причина, очевидно, состоит в том, что будучи достаточно действенным инструментом количественного ограничения импорта и защиты внутреннего рынка, ДЭО раньше формально не запрещались положениями ГАТТ.


3. Экспортные субсидии. Экономический смысл субсидирования экспорта, масштабы применения. Способы и последствия для экспорта и импорта. Компенсационные импортные пошлины и их использование.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).



Последствия предоставления экспортной субсидии показаны на рисунке. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но, чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается (с Pw до Pd). Рост цены обусловливает увеличение предложения с So до S1 и сокращение спроса с Do до D1. В результате потребители несут потери (область a+b), а производители получают дополнительный выигрыш (область a+b+c+d+e). Но, чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет (т.е. налогоплательщики). Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (S1-D1). Даже если предположить, что внутренняя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны (b+c+d+e+f), а, значит, потери благосостояния страны в целом составят область (b+f). Однако в реальности эти потери будут еще больше. Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах, очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортере увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника (b+c+d+e+f).

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем компенсационных импортных пошлин.

Компенсационные пошлины. Это ответные меры страны-импортера на установление страной-экспортером экспортных субсидий, защищающие отечественное производство. При решении этого вопроса государственные власти должны учитывать, с одной стороны, лоббистское давление отечественных производителей, которым угрожает «нечестная» иностранная конкуренция (в чьих интересах, безусловно, учреждение пошлин), а с другой — антиинфляционные настроения потребителей. Экономическое содержание доводов за и против компенсационных пошлин, защищающих от субсидируемого экспорта, может быть показано с помощью рисунка.



Заштрихованная область – убытки мирового хозяйства по причине избыточной торговли. Однако это выгодно для страны-импортера (выигрыш составит ACEF). Если страна-импортер введет компенсационные пошлины на импорт, которые нейтрализуют экспортные субсидии, торговля вернется в то состояние, в котором она находилась до установления экспортных субсидий (точка А). С позиций общемировой эффективности это вполне разумно, поскольку тогда устраняются потери. Компенсационные пошлины – это меры, направленные на устранение избыточного объема экспорта.

Итоговый результат совмещения мероприятий по субсидированию экспорта вывозящей страной и компенсационному налогообложению импорта принимающей страной весьма парадоксален: в конечном итоге объем торговли не меняется (остается в той же точке А), но налогоплательщики страны-экспортера, сами того не подозревая, ежегодно посылают невидимые чеки налогоплательщикам страны-импортера в размере области ADEF. В то же время, отказывая своим потребителям в дешевом импорте и теряя из-за этого область ACD, импортирующая страна служит интересам мирового хозяйства. Экспортные субсидии парадоксальным образом разграничивают интересы отдельной страны и мирового хозяйства в целом.


ДЕМПИНГ

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна , если рынок сегментирован.

Таким образом, на внешнем рынке фирма будет реализовать товар по более низкой цене, чем на внутреннем, т.е. будет иметь место демпинг.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и огранить конкуренцию на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляюмую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш.

  1   2   3



Похожие:

Оглавление 1 Теория таможенных тарифов iconГлавная незнамо-чаво введение глава Введение в незнамо-чаво оглавление
Системный подход, системное движение, анализ систем, теория систем, теория сложных систем, системология вот часть терминов и понятий,...
Оглавление 1 Теория таможенных тарифов icon2. 14. Использование государством в РФ доходов от экспорта углеводородного сырья: законодательное регулирование, динамика, дискуссии
В месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат, вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и природный газ, а также вывозных...
Оглавление 1 Теория таможенных тарифов iconОглавление 5 От редактора 11 Глава Изучение экономики мирового хозяйства Раздел I теория международной торговли
Внутреннее и внешнее равновесие при системе фиксированных валютных курсов
Оглавление 1 Теория таможенных тарифов iconО тарифной политике в жкх. Основами федеральной жилищной политики (ч. 4 ст. 15) установлено, что «Правительством Российской Федерации устанавливаются основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства»
Проект федерального закона «Об общих принципах регулирования тарифов для организаций коммунального комплекса» фактически предполагает...
Оглавление 1 Теория таможенных тарифов iconОглавление: специальная теория относительности а. Эйнштейна – величайшая афера в истории физики и альтернативная ей концепция лоренца-фиджеральда-планка 2
Приложение 1: о неприменимости в рамках сто релятивистского члена и формулы сокращения фиджеральда 30
Оглавление 1 Теория таможенных тарифов iconДокументы
1. /Методичка по ДМ теория/DISKR_01.DOC
2. /Методичка...

Оглавление 1 Теория таможенных тарифов icon1. Мешающие факторы возникновения новых знаний
Теория сжатия Вселенной, теория с изменяющейся скоростью света. Теория «непопулярная», по многим причинам, некоторые из них, и самые...
Оглавление 1 Теория таможенных тарифов iconОглавление Оглавление Введение Глава Становление космологии и космогонии
Исходные данные для рассмотрения космических явлений
Оглавление 1 Теория таможенных тарифов iconОглавление Оглавление Предисловие I. Чувственное и трансцендентное в истории искусства
Б. М. Бернштейн От магии культа к магии эстетического взгляда. Аура утраченная и обретенная
Оглавление 1 Теория таможенных тарифов iconДокументы
1. /Теория графов и комбинаторика/Lecture01.doc
2. /Теория...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов