Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие icon

Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие



НазваниеМетодические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие
Дата конвертации01.12.2012
Размер371.66 Kb.
ТипМетодические рекомендации


ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ


МАЛЫШЕВ А.А.

ХОЛОПОВ К.В.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, НАПИСАНИЮ

И оформлениЮ КУРСОВЫХ РАБОТ


Учебно-методическое пособие

3-е издание, переработанное и дополненное


Рекомендовано

Межкафедральным методическим советом ВАВТ

для студентов ФЭМ и ФВМ и слушателей МКФ

« 18 » декабря 2006г.


Москва 2007


Малышев А.А., Холопов К.В. Методика подготовки, написания и оформления курсовых работ.: Учебно-методическое пособие. Издание 3-е, переработанное и дополненное - М.: ВАВТ, 2ОО6 – 40 с.


В учебно-методическом пособии приведены основные требования и содержательные рекомендации по подготовке курсовых работ, их написанию и оформлению. Даны примеры составления плана курсовой работы, оформления титульного листа, списка литературы, общей логики определения основных характеристик исследования и др. Указаны типичные ошибки и недостатки в подготовке и оформлении курсовых работ.

Предназначено студентам Факультета экономистов-международников и Факультета внешнеторгового менеджмента, а также слушателям Международного коммерческого факультета.

Содержание


Введение

4

1. Общие положения

7

2. Основные требования к курсовым работам

9

3. Этапы подготовки курсовой работы

12

4.
Порядок оформления курсовой работы

23

Заключение

31

Приложение А Общая логика выполнения курсовой работы

32

Приложение Б Бланк задания на курсовую работу

33

Приложение В Образец плана курсовой работы

34

Приложение Г Образец списка использованной литературы

35

Приложение Д Образец титульного листа курсовой работы

36




ВВЕДЕНИЕ


Важным условием подготовки высококвалифицированных специалистов является их самостоятельная творческая работа, к которой следует отнести написание курсовых работ. Курсовая работа – один из важнейших показателей результатов обучения, в определенной мере свидетельствующий о степени овладения учебным материалом, об уровне подготовленности студента (слушателя) по той или иной дисциплине, его кругозора, грамотности и общей культуры. Курсовая работа должна выполняться в тесной связи с реальной практикой внешнеторговой деятельности, базироваться на конкретном фактическом материале, носить исследовательский характер и способствовать развитию творческого потенциала обучаемых.

Настоящее учебно-методическое пособие разработано в целях оказания помощи студентам (слушателям) в подготовке курсовых работ.

^ Главной целью подготовки и написания курсовой работы следует считать проведение самостоятельного исследования в рамках углубленного изучения конкретной дисциплины или группы дисциплин определенной кафедры ВАВТ.

Кафедры, на которых студент может выполнять курсовую работу на каждом курсе обучения, определяются учебными планами факультетов.

Основные задачи подготовки курсовой работы:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных экономических, психологических, технологических, управленских и других задач;

  • развитие навыков ведения самостоятельной работы, ознакомление и овладение методиками научного исследования в процессе решения разрабатываемых вопросов;

  • совершенствование приемов, методов изучения и обобщения опыта развития мировой экономики, международной торговли, внешнеэкономических связей страны, работы внешнеторговых организаций, анализа важнейших процессов в рамках внешнеэкономической деятельности и др.;

  • развитие навыков и умений изложения своих мыслей, аргументации своих выводов и предложений;

  • повышение культуры оформления научного, методического и справочного материала.

Выполнение курсовой работы включает в себя следующие этапы::

  • ознакомление с основными требованиями, которые предъявляются к данному виду работ;

  • закрепление за кафедрой и научным руководителем;

  • выбор и утверждение на кафедре темы курсовой работы;

  • составление плана курсовой работы и согласование его с научным руководителем;

  • подбор и изучение литературных источников (монографий, научных статей, нормативных актов, учебников и учебных пособий и др.).;

  • сбор, обработка и анализ статистического и фактического материала (данные наблюдений, опросов, экспериментов, изучения документов и др.) ;

  • написание и оформление курсовой работы;

  • подготовка курсовой работы к защите.

В Академии сложилась следующая практика защиты курсовых работ:

а) научный руководитель пишет отзыв, в котором отмечаются как положительные стороны, так и недостатки подготовленной работы (отзыв оформляется в задании на курсовую работу – Приложение Б);

б) в индивидуальной беседе научного руководителя и студента обсуждаются содержательная сторона недостатков, возможные причины и даются рекомендации о недопущении впредь подобных ошибок;

в) руководитель формулирует 2-4 вопроса по теме курсовой работы и анализирует ответы студента;

г) по итогам проверки и индивидуальной беседы он оценивает курсовую работу по пятибалльной системе;

д) отдельные курсовые работы обсуждаются на заседаниях студенческих научных кружков кафедры.

Общая логика определения основных характеристик исследования при подготовке курсовой работы представлена в Приложении А.

Накопленный опыт педагогической работы убедительно свидетельствует о том, что подготовка курсовой работы, затраченные при этом время и усилия положительно сказываются на эффективности преддипломной практики студентов и на подготовке ими дипломных работ.

Важность данного вида учебной деятельности студентов предопределила структуру и содержание настоящего пособия.


^ 1. Общие положения


Рабочими планами каждого факультета ВАВТ определяется, на каких курсах студентами (слушателями) должны быть выполнены курсовые работы, а также на каких кафедрах специальных дисциплин эти курсовые работы могут выполняться. Существуют сроки, в рамках которых студенты (слушатели) должны определиться с выбором соответствующей кафедры и заявить об этом в деканат соответствующего факультета (записаться на соответствующую кафедру). После этого деканаты официально передают на каждую кафедру списки студентов (слушателей), выполняющих курсовые работы в текущем учебном году.

Переход студентов и слушателей с кафедры на кафедру после 1-го октября, означающего начало курсового проектирования, как правило, не допускается.

Курсовые работы выполняются студентами и слушателями под научным руководством. Научными руководителями являются все преподаватели кафедр специальных дисциплин ВАВТ. Обычно студенты или слушатели, исходя из своих желаний и интересов, обращаются к определенным преподавателям кафедр с просьбой взять их к себе для выполнения курсовой работы.

При этом студентам (слушателям) следует помнить, что каждый преподаватель может являться руководителем вполне конкретного количества курсовых работ, то есть в начале учебного года у каждого преподавателя имеется в наличии определенное, фиксированное в его индивидуальном плане количество свободных мест. Окончательное распределение и закрепление студентов и слушателей за научными руководителями производится заведующим кафедрой.

К сроку начала курсового проектирования кафедры информируют деканаты о студентах (слушателях), не появившихся на кафедрах или не начавших исследования по курсовым работам.

Каждый студент получает индивидуальное задание на курсовую работу по примерной тематике работ соответствующей кафедры специальных дисциплин. Задание на курсовую работу оформляется на бланке, форма которого приведена в Приложении Б, и подписывается научным руководителем с указанием даты выдачи.

Последний срок сдачи студентами курсовых работ на кафедру – 1 апреля. Дата получения работы фиксируется методистом кафедры на титульном листе курсовой работы. Если курсовая работа сдается на кафедру 1 апреля или позже, то она на доработку не отправляется и оценивается в том виде, в котором была сдана на кафедру.

^ 2..ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ


Ведущее требование к содержанию курсовой работы - высокий теоретический уровень подготовленного материала. Это означает, что студент (слушатель) глубоко раскрывает в своей работе основные понятия определенной отрасли знаний и лежащие в их основе причинно-следственные связи, объясняет не только отдельные факты, события и явления, но и теоретические положения, обусловливающие их закономерное развитие. Это означает соответствие содержания курсовой работы современному уровню развития экономической, управленческой, психологической и другой науки. Высокий теоретический уровень курсовой работы предполагает также использование в работе только объективных фактов, истинных событий и явлений.

Для многих студентов исследования в ходе выполнения курсовых работ являются первыми шагами в их научной и научно-практической деятельности, организуемой и реализуемой в рамках студенческих научных кружков кафедр. Лучшие курсовые работы кафедр, имеющие научную направленность, выносятся для обсуждения на ежегодные студенческие научные конференции ВАВТ, после чего публикуются в сборниках научных трудов студентов и слушателей.

Одним из основополагающих требований к курсовой работе является актуальность темы исследования. В переводе с латыни, актуальность обозначает важность рассматриваемой проблемы, тех или иных вопросов применительно к настоящему времени. Поэтому курсовая работа может претендовать на ту или иную степень актуальности в том случае, если в ней анализируются жизненно важные проблемы и вопросы, значимые для мировой экономики, международной торговли, экономики страны, её внешнеэкономических связей, внешнеэкономических организаций, внешнеторговых сделок, деятельности отдельных фирм, конкретных структурных подразделений или отдельных лиц (например, специалистов в области финансов, логистики, менеджеров и др.).

Следующее требование к курсовой работе - ее исследовательский характер. Именно в этом случае выполнение работы воспитывает у студентов (слушателей) творческое мышление, трудолюбие, развивает навыки научной аргументации, помогает в будущей практической деятельности успешно справляться с подготовкой аналитических справок, научных докладов и сообщений. Обязательно, чтобы в содержании работы был аналитический материал, чтобы студент (и, особенно, слушатель) опирался на личный социальный и профессиональный опыт, высказывал свои суждения и строил систему доказательств.

Курсовая работа студентов (слушателей) Академии должна строиться на основе достаточного фактического материала. Теоретические положения той или иной отрасли знаний (науки) необходимо подкреплять анализом конкретного статистического и фактического материала. Факты дают возможность в результате их изучения, сравнения, количественной оценки сформулировать ту или иную идею, вывод. Процесс сбора и анализа фактического материала должен носить творческий характер. Опыт показывает, что студенты и слушатели порой придерживаются крайних позиций: одни включают в работу только теоретические концепции, рассуждения, а другие – набор примеров и фактов, статистических данных без какого-либо теоретического осмысления. Необходимо разумное сочетание теории и фактического материала. Уместно напомнить в этой связи высказывание известного французского политика Р.Пуанкаре: «Наука строится из фактов, как дом строится из кирпичей. Однако нагромождение фактов не есть наука, так же как груда кирпичей не есть дом».

Существенным требованием к курсовой работе является ее практическая направленность. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации указывается: в результате научных исследований студентов и слушателей вузов должны чаще появляться добротные практические рекомендации. Задача студента (слушателя) заключается в том, чтобы тесно увязывать теоретические положения современной науки с реальной практикой и разрабатывать практические советы, рекомендации руководителям компаний и фирм, менеджерам, специалистам в той или иной области внешнеэкономической деятельности и др.

Одна из задач высшей школы - добиться такого положения, чтобы деятельность будущего специалиста носила творческий характер. Подготовка курсовой работы дает возможность студентам и слушателям приобрести и закрепить навыки самостоятельного труда. Поэтому в интересах обучаемого ориентироваться (конечно, с помощью научного руководителя) на самостоятельную разработку темы. Это развивает умение самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в потоке научной информации, что весьма полезно для будущей работы выпускников Академии.

Безусловно, творческое отношение к подготовке курсовой работы требует от студентов (слушателей) ясности и твердости методологической позиции. Основой научного метода познания реального мира является диалектика. Ее законы и категории - главные ориентиры для исследования в любой области. Методологическая сторона работы проявляется в четкой постановке цели и задач исследования, выделении объекта и предмета, а также гипотезы исследования.

Наконец, одним из требований к курсовой работе является грамотность оформления. Грамматические ошибки, стилистические погрешности, нарушение правил цитирования, оформления сносок и списка литературы - все это снижает качество курсовой работы и влияет на оценку. Во всех случаях заимствования статистических и иных материалов других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования. Пренебрежение этим требованием не формирует у студентов (слушателей) той культуры оформления научной работы, которая так необходима в будущей практической деятельности.


^ 3. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Выбор темы курсовой работы имеет исключительно важное значение. Опыт показывает, что правильно выбранная тема и объект исследования наполовину обеспечивают успешное выполнение курсовой работы. Выбор темы производится на основе разработанной на каждой кафедре тематики курсовых работ по учебным дисциплинам, которая определяется Программой подготовки студентов (слушателей) Академии.

Основным критерием выбора темы курсовой работы является научный и практический интерес самого студента (слушателя). Это относится, прежде всего, к тем обучаемым, которые продолжительное время целеустремленно и с интересом собирали и обрабатывали материал по той или иной проблеме. Нужно стремиться к тому, чтобы выбранная тема способствовала максимальному использованию имеющихся знаний и практического опыта. Важно также, чтобы выбор темы был сделан обучаемым добровольно и сознательно. Такой подход создает хорошие предпосылки для получения нужных результатов. Правильно поступают те студенты и слушатели, которые уже на этом этапе обращаются за помощью к преподавателям, уточняют суть и целевую установку курсовой работы, возможность продолжения работы над темой в рамках дипломного исследования.

По согласованию с научным руководителем студент (слушатель) может выбрать и утвердить оригинальную тему, выходящую за рамки разработанной на кафедре общей тематики. Но необходимо обосновать ее актуальность, научную или практическую значимость.

^ Научный руководитель курсовой работы:

  • выдает и подписывает студенту (слушателю) задание на курсовую работу на бланке, по форме, приведенной в Приложении Б;

  • оказывает обучаемому помощь в составлении плана работы;

  • рекомендует необходимую основную литературу (монографии, учебники, учебные пособия и другие источники);

  • проводит предусмотренные беседы со студентом (слушателем) и дает ему по мере надобности консультации;

  • осуществляет текущий контроль за ходом выполнения курсовой работы;

  • проверяет выполнение работы по частям и (или) в целом.



Выбрав и утвердив на кафедре тему, студент (слушатель) приступает к следующему этапу - составлению плана курсовой работы. План представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов (параграфов) каждой главы. При всем многообразии индивидуальных подходов к составлению плана традиционным является следующий:

Введение

Глава 1 (с полным наименованием главы)

1.1 (во всех параграфах главы дается полное наименование)

1.2

Глава 2 (с полным наименованием главы)

2.1

2.2

Заключение (выводы и предложения)

Список использованной литературы

Приложения (если таковые предусматриваются)


В каждой главе должно быть, как правило, по 1-2 вопроса (параграфа). Количество самих глав тоже может изменяться в пределах от одной до трех.

Чем четче план работы, чем он логичнее, тем легче студенту (слушателю) излагать свои мысли, делать обоснованные выводы. План является отражением структуры курсовой работы. Часто встречающийся недостаток - несоразмерность (по объёму) глав, что является следствием увлечения автором каким-то одним вопросом в ущерб другим. Поэтому при составлении плана студенту (слушателю) важно определить, пусть приближенно, размеры каждой главы и их взаимосвязь.

В процессе работы план может уточняться и корректироваться. В частности, могут расширяться отдельные разделы, вводиться новые пункты разделов или наоборот, отдельные вопросы могут сокращаться по объему либо опускаться. В Приложении В приводится пример плана курсовой работы.

Многие студенты и слушатели разрабатывают план-график выполнения курсовой работы. Он может составляться в произвольной форме, но обязательно должен содержать следующие основные виды работ и сроки их выполнения:

  • консультации у научного руководителя по вопросам целевой установки, структуры и методики подготовки и написания работы;

  • изучение литературных и иных источников;

  • сбор, обобщение и анализ статистического и фактического материала;

  • непосредственное проведение исследований;

  • промежуточные доклады и консультации с руководителем;

  • формулировка основных выводов и практических рекомендаций;

  • написание текста и представление его для рецензирования.

Наличие плана-графика дисциплинирует обучаемых, делает их работу целеустремленной и систематической.

Следующим этапом в подготовке курсовой работы является подбор литературы и ее изучение. Правильно поступают те студенты и слушатели, которые перед началом исследования составляют примерный библиографический перечень по избранной теме. Начинать составление библиографии необходимо с монографий и учебников, ибо именно в них содержатся основные положения научной методологии и методики исследования, важнейшие теоретические положения по различным проблемам той или иной отрасли знаний. При подборе источников обучаемым следует полнее использовать предметные и алфавитные каталоги библиотеки ВАВТ, а также специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, статьи журналов (например, «Российский внешнеэкономический вестник», «Власть», «Эксперт», «Логистика», «Управление персоналом», и др.). Наряду с указанными литературными источниками могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и учебно-методические пособия, изданные в Академии.

Выписывать названия работ, их выходные данные (например, Глумаков В.Н. Организационное поведение. Уч. пособие. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. - 256с.) лучше всего на карточки, которые удобны в использовании, так как их можно группировать по основным вопросам и изымать лишние. После этого выходные данные работ следует внести в компьютер, а при окончательном составлении списка литературы расположить в курсовой работе в алфавитном порядке.

После того, как библиография по теме курсовой работы составлена, начинается ее изучение: чтение, осмысление и конспектирование. Работа с монографиями, другой научной и учебной литературой имеет вполне определенную последовательность, которую полезно соблюдать. Первый шаг - тщательный просмотр книги с целью получения за максимально короткий срок общего представления о содержании и ценности данной работы. Для этого изучаются оглавление, аннотация и предисловие, в которых имеются сведения о цели издания книги, ее актуальности и адресности.

Предварительное общее знакомство с литературным источником необходимо по следующим причинам. Производя систематизацию работ по значимости, студент (слушатель) одновременно намечает способы будущей обработки того или иного материала, решает для себя вопрос о том, есть ли смысл обращаться к дополнительной литературе. Просмотр лучше начинать с основных, обобщающих трудов, постепенно переходя к частным исследованиям. Это позволит студенту (слушателю) уяснить общую концепцию по той или иной проблеме, частные взгляды различных авторов, их мысли и подходы, особенности системы доказательств. Уже при просмотре литературных источников необходимо обратить внимание на научно-технический аппарат работы: подстрочные ссылки, библиографию, приложения и др.

Изучая литературу, следует вести запись прочитанного. Самая простая форма записи - это план. Обычно он составляется тогда, когда работа служит дополнительным источником информации, когда нужно знать, о чем в ней говорится, но не обязательно знать, как обосновываются те или иные положения. К выпискам в виде цитат прибегают в тех случаях, когда необходимо «взять» из материала книги важные теоретические положения, выводы. Наиболее серьезные сведения лучше всего излагать дословно, причем каждую выписку нужно снабжать ссылкой на источник с соблюдением правил библиографического описания произведений печати.

Выписки следует делать на отдельных листах с полями и по мере накопления раскладывать их в соответствии со структурой курсовой работы. Можно при этом пользоваться папками, конвертами или специальными разделителями, наверху которых указывается конкретный вопрос. Самой полной и сложной формой записи является конспект, в т.ч. и компьютерный. В правильно составленном конспекте обычно выделено основное в изучаемом произведении, в кратких, но четких формулировках обобщены важнейшие теоретические положения. В процессе конспектирования необходимо не просто выписывать мысли автора, но и анализировать, сопоставлять, делать собственные выводы. Это будет свидетельствовать о творческом отношении к изучению литературы.

Уже на этом этапе выполнения курсовой работы целесообразно формировать соответствующие компьютерные файлы, которые потом будут использованы при компоновке и написании работы.

Теоретические положения составляют основу курсовой работы. Но идеи, подходы, концепции могут быть глубоко раскрыты лишь в непосредственной связи с практикой, когда теория наполняется живыми фактами и примерами. Поэтому одним из этапов подготовки является сбор и анализ фактического материала.

При отборе и систематизации фактов следует обеспечить их достоверность и объективность. В качестве основных источников фактического материала необходимо использовать официальные документы, газеты и журналы, художественную литературу и произведения искусства, наблюдение и личные контакты с людьми и др. Изучение опыта работы фирмы, отдельных структурных подразделений не только обогащает курсовую работу фактами, но и повышает практическую направленность и значимость выполняемой студентом (слушателем) работы. Наиболее сложная задача для обучаемого - глубокий анализ фактов, событий, явлений с целью выработки предложений и рекомендаций по изучаемой проблеме. При обработке фактического материала следует использовать соответствующие экономические расчеты, современные методы математической статистики c тем, чтобы выявить определенные закономерности и сделать научно обоснованные выводы.

Собрав и проанализировав фактический материал, студент (слушатель) переходит непосредственно к написанию курсовой работы.

Особое внимание при этом необходимо уделить четкости и логичности изложения материала. Перед каждой главой или отдельным его параграфом должна быть поставлена конкретная задача, и изложение всего материала в целом должно соответствовать поставленной в данной курсовой работе цели.

Во введении обосновывается выбор темы, показывается ее актуальность, определяются цель и задачи работы, а также указываются объект исследования и формулируется рабочая гипотеза. Встречаются случаи, когда студент недостаточно четко выделяет во введении совокупность вопросов, подлежащих исследованию, не раскрывает место и роль выбранных вопросов в более общей проблеме. Все это приводит к рыхлости структуры и всей работы в целом. Обосновывая значение темы, необходимо указывать, с использованием каких материалов и какой организации (предприятия) данная тема выполнялась. Серьезным и сложным моментом является формулировка цели курсовой работы. В зависимости от того, насколько ясно и точно сформулирована цель, настолько удачными будут план работы, ее организация, стиль изложения. Определенность цели позволяет студенту выделить в работе фарватер, что упорядочит поиск и анализ материала. Реализация цели достигается посредством решения круга задач. Обычно для решения каждой из поставленных задач выделяется по одной главе курсовой работы.

Примером удачного формулирования основных атрибутов введения может служить курсовая работа на тему: «Использование современных методов продаж как условие повышения эффективности деятельности внешнеторговой организации»:

- цель курсовой работы – анализ существующих и перспективных методов продаж;

- задачи курсовой работы:

а) изучение опыта продаж в России и за рубежом;

б) анализ технологии продаж;

в) изучение перспективных методов продаж, представленных на рынке международного бизнеса;

г) исследование методов продаж в ООО «Ашан»;

- объект исследования – деятельность общества с ограниченной ответственностью «Ашан»;

- гипотеза исследования: внедрение в практику продаж ООО «Ашан» перспективных методов может повысить эффективность работы организации.

В основной части курсовой работы (главы и параграфы работы) раскрываются научно-теоретические положения и понятия по исследуемой теме, анализируется литература и взгляды разных школ (авторов), делаются краткие выводы и обобщения. Большое значение имеет правильная (адекватная) трактовка понятий и терминов, их точность и научность. Студент (слушатель) высказывает свое отношение к собранному фактическому материалу, и на основе его анализа выдвигает конкретные мероприятия (рекомендации) по совершенствованию деятельности, поведения, общения, руководства и т.п.

В заключении курсовой работы делаются, как правило, общие выводы, вытекающие из исследования, формулируются практические рекомендации и предложения. Выводы в заключении должны соответствовать поставленным во введении цели и задачам. Обычно каждой из поставленных во введении задач соответствует не менее одного вывода или предложения. Краткая оценка курсовой работы начинается научным руководителем с того, что он оценивает формулировку поставленных во введении задач и соответствующих им (задачам) выводов и предложений.

Процесс написания курсовой работы нельзя откладывать на последний момент. В этих случаях студент (слушатель) обычно испытывает дефицит времени, что серьезнейшим образом влияет на качество работы. А у студента (слушателя) теряется возможность исправить ошибки, недостатки, неточности. Ведь после окончательного срока сдачи курсовой работы, она уже не возвращается на доработку, а оценивается в таком виде, в котором была представлена на кафедру.

Поэтому студентам и слушателям рекомендуется до окончательного срока работ представлять научному руководителю как минимум две редакции курсовой работы. По первой редакции руководителем будут высказаны замечания и претензии, которые следует учесть при формировании окончательного варианта курсовой работы.

Необходимо помнить, что курсовая работа не должна быть похожей на реферат, в котором излагаются чужие мысли и идеи. Курсовая работа выполняется, безусловно, на основе ранее выполненных исследований и их обобщенных результатов. Но она является продуктом самостоятельного творчества конкретного студента или слушателя. Не следует превращать курсовую работу в копирование текстов известных авторов, а также пользоваться «заезженными» работами, скаченными из Интернета. Преподаватели хорошо знакомы с такими текстами и «технологиями». Поэтому им не составляет труда уличать определенных студентов или слушателей в недобросовестности, что, естественно, влияет на итоговую оценку курсовой работы.

При написании работы следует избегать книжных формулировок и фраз, стараться изложить содержание своими словами. Это потребует от студента (слушателя) большой творческой активности, самостоятельности, умения логически стройно изложить материал, высказать собственную точку зрения на исследуемую проблему. В работе нельзя обойтись без элементов повествования, но главное в ней - анализ и рассуждения (мысли и суждения) самого обучаемого, опирающиеся на конкретные факты.

Рецензирование курсовой работы показывает, что встречаются следующие недостатки:

  • отход от темы. Например, тема курсовой работы звучит так: «Особенности управления внешнеторговой организацией», а в практической части речь идет об особенностях управления отделом комплектующих изделий и запасных частей. Налицо явное несоответствие между заявленной темой (очень широкая!) и реальным объектом исследования;

  • отсутствие логики, слабая связь одной мысли с другой, а порой и бессистемное изложение материала. Так, в курсовой работе «Пути повышения конкурентоспособности внешнеторговой организации» последняя фраза в Заключении такова: «В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности компаний». Как же тогда можно анализировать пути повышения конкурентоспособности внешнеторговой организации, если отсутствует соответствующий инструментарий? Логика, как говорят, «хромает»;

  • повторение одних и тех же положений, стилистические погрешности;

  • неумение правильно использовать служебные слова, которые придают четкость и стройность излагаемому материалу («таким образом», «следовательно», «далее», «затем», «во-первых», «во-вторых», «наконец», «проиллюстрируем эту мысль», «коснемся и такого вопроса, как» и др.);

  • в отдельных работах трудно «увидеть» автора, ибо почти весь материал просто переписан из других книг и чужих материалов.

При написании курсовой работы надо помнить, что абзацы являются как бы ее «кирпичиками». Абзац, как правило, сигнализирует о начале новой мысли, но иногда может носить и разъяснительный характер. Такого рода абзацами не стоит увлекаться. Полезно не забывать о возможности вынесения пояснений в подстрочный аппарат. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, но для него всегда характерна единая мысль. Правильное использование абзацев позволяет добиться логической целостности текста и облегчить его восприятие.

Используя цитаты, приводя различные цифровые или статистические данные из источников, следует обязательно делать ссылки, откуда они взяты. При цитировании обязательно должна прослеживаться цель: ссылкой на авторитетное высказывание подкрепить свои мысли или противопоставить цитируемому автору свою точку зрения и т.д.

Объемный статистический материал целесообразно оформлять в виде графиков, диаграмм, таблиц и выносить в приложение. В этом случае изложение содержания курсовой работы будет более экономным. Не следует при этом забывать о необходимости ссылок в основном тексте на приложения.

Прежде чем распечатывать текст (по любой редакции курсовой работы), необходимо его полностью завершить. Если печатать материал частями, возникают неувязки, нестыковки отдельных фрагментов и многое придется переделывать заново. Перед распечатыванием следует отредактировать весь написанный текст. Приступать к редактированию лучше спустя 2-3 дня после того, как студент или слушатель решит, что, по его мнению, работа закончена. Взглянув на написанный текст свежим взглядом, вполне возможно обнаружить свои ошибки и неточности и найти пути улучшения содержания работы. В процессе доработки текста надо чаще обращаться к энциклопедиям, словарям, различного рода справочникам. В готовой курсовой работе должна прослеживаться четкая связь между всеми разделами, чувствоваться ее единство.


^ 4. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Техника оформления научных работ любого вида представляет особо важный элемент самостоятельного исследования. Ее знание позволяет студенту (слушателю) добиться четкости каждой формулировки, не допустить грамматических и орфографических ошибок, строго выдержать правила цитирования и оформления сносок, списка литературы, титульного листа и плана работы.

Для того чтобы выполнить первую задачу, необходимо отшлифовать каждую фразу, добиться полного совпадения мысли и ее словесного выражения, внимательно вычитать написанный или отпечатанный текст. Выполняя эту работу, студенту (слушателю) приходится устранять отдельные ошибки и опечатки.

В процессе вычитывания текста полезно еще раз обратить внимание на конкретность и ясность формулировок, весомость каждой мысли. При необходимости следует сокращать текст. Это касается в первую очередь тех работ, первоначальный объем которых существенно превышает установленные нормы. Сокращение должно производиться без ущерба для содержания путем исключения повторов, малозначащих подробностей, общих рассуждений, неоправданных длиннот, однотипных фактов и т.п. Одним из источников засорения языка курсовых работ являются разного рода штампы, то есть слова и выражения, часто и однообразно повторяющиеся без учета контекста.

Наибольшие трудности у студентов (слушателей) вызывает цитирование. Во многих работах цитаты содержат неточности, пропуски, порой одни слова произвольно заменяются другими. При рецензировании ряда курсовых работ обнаружено, что иногда цитаты приводятся не только с ошибками, но даже не из той работы, которая указывается в сноске. Бывают случаи, когда название литературного источника указывается по памяти и, естественно, при этом допускаются ошибки.

Какие правила цитирования необходимо учитывать обучаемым в процессе подготовки работы и при ее оформлении?

1. Цитата может сопровождаться словами её автора. Тогда она заключается в кавычки и начинается с большой буквы. Остальные знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи. Например:

  • - Американский ученый в области экономики и управления Киллен считает: «Тремя основными функциями любого коммерческого предприятия являются: 1) производство продукции (товаров) или предоставление услуг; 2) освоение рынка товаров и услуг; 3) функционирование производства и маркетинг».

  • - «Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ», - утверждал академик А.Н.Леонтьев.

2. Цитата может включаться в авторский текст как часть предложения. Тогда она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы:

  • По мнению крупного менеджера в области автомобилестроения Л.Якокки «существует твердое правило: нельзя действовать ,располагая только 50 процентами информации. Этого слишком недостаточно».

  • Как утверждает профессор Стэнфордского университета Ф.Зимбардо, «общество стремится обогатиться за счет достижений тех немногих, кто преуспел, и готово списать в убыток поражения неудачников».

3. В цитате автором иногда делается пропуск текста, который должен заменяться многоточием. Используя сокращения в цитатах, необходимо следить за тем, чтобы не произошло искажения смысла:

  • - Подчеркивая роль человеческого фактора в условиях глобализации, профессор С.И. Долгов отмечает: «Речь идет об экономическом и в то же время психологическом явлении, которое называется «ожидания». На ожиданиях людей, их оценках, расчетах и прогнозах зиждется вся рыночная экономика. Эти ожидания и оценки всегда присутствуют… в экономической деятельности…».

Любой вид цитирования сопровождается подстрочными ссылками. В сносках в обязательном порядке должны указываться все элементы описания литературного источника: фамилия и инициалы автора, название работы, где и каким издательством и когда издана работа, страница, с которой взята цитата. Сведения, необходимые для описания книги, берутся не с обложки, а с оборотной стороны титульного листа. Например:

  • Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. - Мн.: ООО «Попурри», 2001.- с.68.

  • Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? - М.: ОАО «Экономика», 1998. - c.16.

Книги 4-х и более авторов, а также работы, изданные без указания автора (сборники статей, официальных документов, справочники и др.) описываются под общим заглавием. Например:

  • Маркетинг во внешнеторговой деятельности предприятия.- М.:Внешторгиздат, 1990.- с.217.

  • Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 1996. - с.460.

  • Комментарий МТП к Инкотермс 2000. Толкование и практическое применение. Публикация МТП №620. Серия: «Издания Международной торговой палаты».- М.: Издательство «Консалтбанкир», 2001. – 288 с.

Студент (слушатель) может столкнуться с необходимостью описать статью одного автора из сборника работ. Тогда перед сведениями об издании, в котором помещена статья, приводятся сокращенные слова - В кн.: или - В сб.:.

- Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус. В кн.: Хрестоматия по психологии.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1987.- с.134-140.

Цитируемый текст должен приводиться всегда в той стилистической и грамматической форме, в какой он дан в источнике. При цитировании недопустимы даже незначительные грамматические изменения. Не допускается в цитате также соединение в одно предложение высказываний автора из различных мест. Каждый отрывок дается в кавычках с самостоятельными ссылками или общей ссылкой.

Следует помнить, что наличие подстрочных ссылок не освобождает автора курсовой работы от упоминания указанного источника в Списке использованной литературы.

Источник указывается и тогда, когда студент (слушатель) передает мысли автора своими словами или приводит данные, заимствованные из какого-либо документа. В этих случаях ссылки оформляются следующим образом:

а/ студент подчеркивает в тексте, что эксперты Конференции ООН по торговле и развитию в своем докладе об инвестициях в мировой экономике в 2001 году называют объем прямых внешних инвестиций в размере 735 млрд. долларов США / См.: Эксперт №35 (341) от 23.09.2002. -с.8 /

б/ в курсовой работе делается ссылка на специалистов, которые считают, что цели фирмы должны устанавливаться в восьми ключевых областях : 1) маркетинг; 2) инновация; 3) человеческая организация; 4) финансовые ресурсы; 5) материальные ресурсы; 6) производительность; 7) социальная ответственность; 8) прибыль. / См.: Современный менеджмент: принципы и правила.- М.: Экономика, 1992. - с.70 /.

Если студент (слушатель) на одной и той же странице несколько раз ссылается на одну и ту же работу, то при повторных ссылках используют слова «там же», но указывают номер страницы. Например: а) «45 процентов транснациональных корпораций расположены в промышленных развитых странах, 41 процент – в развивающихся государствах, 13 процентов – в странах Центральной и Восточной Европы».

1.Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Е.Д.Халевинской. - М.: Юристъ, 2000.- с.29

б) В 1980-1990 гг. между различными ТНК было заключено более 4 тысяч соглашений в целях развития новых производств, товаров, уменьшения риска и т.д.

- Там же, с.31.

С описанием произведений печати студенту (слушателю) приходится сталкиваться и при составлении списка использованной литературы. Существуют различные способы расположения литературных источников: алфавитный, хронологический, по видам издания и др. Какой бы способ группировки литературы ни был избран обучаемым (для курсовой работы рекомендуется алфавитный способ), нужно соблюдать определенные правила оформления списка литературы:

  • сначала указываются Законодательные акты Российской Федерации, Указы Президента и Постановления правительства РФ, подзаконные акты министерств и ведомств;

  • потом приводятся международные договоры и соглашения;

  • затем указываются постановления правительства субъектов Российской Федерации, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления;

  • после перечня данных источников указывается научная литература, учебные и учебно-методические пособия;

  • указываются статьи из научных журналов и другой периодической печати в алфавитном порядке.

При этом соблюдаются следующие требования:

  • сначала указываются отечественные издания, затем зарубежные;

  • работы одного автора располагаются либо в алфавитном порядке, либо в хронологическом;

  • приводятся полные выходные данные книги. В Приложении Г имеется образец оформления Списка использованной литературы.

На каждый источник из Списка использованной литературы по тексту работы должна присутствовать хотя бы одна ссылка, которая указывается в квадратных скобках. При этом первая цифра обозначает номер источника в Ссылке, а через запятую вторая цифра обозначает номер страницы данного источника, с которой взята информация. Например:

а) Специалисты утверждают, что в Японии на каждые 10 тыс. жителей приходится по три бухгалтера и по одному юристу, а в США на каждые 10 тыс. жителей приходится по 40 бухгалтеров и 20 юристов. [18, 158].

Здесь цифра 18 обозначает номер книги Дж.Пилдича «Путь к покупателю» в общем Списке использованной литературы, а цифра 158 – номер страницы, с которой заимствованы данные социологического исследования;

б) В учебнике «Основы международной коммуникации» заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Московского социально-психологического института А.П.Садохин выделяет четыре фактора, влияющих на поведение людей в процессе коммуникации: а/ особенность механизма инкультурации; б/ окружающая обстановка и обстоятельства коммуникации; в/ ситуация «культурные очки»; г/ количество времени и часть суток, в которой происходит коммуникация [12, 29-32].

В данном примере цифра 12 – номер указанного учебника в Списке использованной литературы, а цифры 29-32 – номера страниц, на которых раскрывается суть выделенных факторов.

Необходимо отметить: почти в каждой третьей курсовой работе встречается небрежность в оформлении Списка использованной литературы. К примеру, в одной курсовой работе было написано:

16. И.С.Матюхин. Организация и техника внешнеэкономических операций. – Москва, 2002.

Какие ошибки допущены студентом? В 16-м источнике: инициалы должны писаться после фамилии автора; город Москва всегда указывается в виде М.:, издательство не отмечено. Такая небрежность в оформлении Списка использованной литературы, безусловно, снижает качество курсовой работы.


^ Правила оформления курсовых работ:

  • план/оглавление, содержание/, введение, каждая глава курсовой работы, заключение, список использованной литературы и приложения начинаются с новой страницы;

  • главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер данного параграфа в рамках главы, разделенных точкой. После номера главы и параграфа точка в тексте не проставляется;

  • расстояние между названием главы и названием параграфа, а также между названием параграфа и текстом должно быть равно двум полуторным интервалам.

  • абзацы начинаются с новой, (красной) строки, их печатают с отступом в 1,5 см;

  • на титульном листе указывается наименование вуза и кафедры, факультет, фамилия и инициалы студента, тема курсовой работы, должность, фамилия и инициалы научного руководителя. В Приложении Д дается образец оформления титульного листа курсовой работы;

  • таблицы располагают непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Каждая таблица должна иметь двойную нумерацию: первая цифра обозначает номер главы, а вторая – порядковый номер таблицы в данной главе.

Название таблицы должно быть кратким и точным, оно размещается в одну строчку с ее номером без абзацного отступа слева над таблицей.

Например: Таблица 1.1 Модели участия в прибылях.

Таблица 1.2 Преимущества культурной диверсификации.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: Таблица Б.3.

Допускается применять в таблице размер шрифта меньший, чем в тексте;

  • рисунки (графики, схемы, диаграммы) располагают и нумеруют так же, как и таблицы, но слово «рисунок» и его наименование помещают под рисунком;

  • в тексте работы должны быть указаны ссылки на каждую таблицу и на каждый рисунок. Под каждым рисунком и под каждой таблицей должен быть указан источник помещенных в них данных;

  • текст работы распечатывается на одной стороне листа бумаги форматом А-4, при этом задается размер шрифта «14» Times New Roman, межстрочный интервал – полуторный. Поля слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм. План (оглавление, содержание), введение, наименования глав, заключение, список использованной литературы и приложения печатаются крупным шрифтом (заглавные буквы), а наименования параграфов – обычным шрифтом;

  • титульный лист (первая страница) и задание на курсовую работу (вторая страница) не нумеруются, хотя и входят в общее число страниц работы. Поэтому нумерация страниц начинается с цифры «3», которая проставляется на первой странице плана (оглавления, содержания). Нумерация производится последовательно, арабскими цифрами до последней страницы, включая приложения. Пропуски и повторения номеров страниц исключаются, номер страницы располагается в центре нижней части листа без точки;

  • формулы приводятся сначала в буквенном выражении, а затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин;

  • законченная курсовая работа подписывается ее исполнителем на последней странице заключения;

  • в приложение входят структурные, структурно-логические схемы, графики, таблицы и другие материалы, на которые в тексте делаются ссылки. Все приложения должны быть обозначены заглавными буквами русского алфавита и размещаться в центре верхней части страницы. Каждое приложение начинается с новой страницы;

  • общий объем курсовой работы строго не регламентирован. Он зависит от выбранной темы, структуры плана и глубины проработки поставленных задач, но обычно колеблется в интервале от 25 до 30 листов.

Закончив написание и оформление курсовой работы, студент (слушатель) представляет ее научному руководителю для оценки и рецензирования.

Критериями при оценке курсовой работы являются:

- актуальность темы;

- конкретность и правильность формулирования цели, задач, объекта исследования;

- глубина раскрытия основных вопросов;

- обоснованность выводов и предложений;

- самостоятельность и творческий подход к работе;

- стиль и грамотность изложения;

- качество оформления курсовой работы.

Результатом рецензирования является оценка курсовой работы, которая проставляется на титульном листе курсовой работы (с указанием даты), а также в зачетную книжку и ведомость.


Заключение

Выполнение курсовых работ - неотъемлемая часть учебной деятельности студентов и слушателей Академии. Их успешная подготовка требует от обучаемых настойчивости и трудолюбия, серьезного отношения и творчества. Чтобы психологически грамотно организовать свой самостоятельный труд, студент (слушатель) должен знать, что в учебной деятельности проявляются следующие структурные элементы:

А) побудительный, включающий в себя познавательные потребности и сформированные на их основе мотивы обучения;

Б) программно-целевой, выступающий как идеальное предвосхищение конечного результата выполнения курсовой работы и всей учебной деятельности;

В) действенно-операционный, включающий мыслительные, перцептивные, мнемонические, речевые и др. действия;

Г) контрольно-регулирующий, связанный с контролем, оцениванием и саморегуляцией своего поведения и действий.

Итак, чтобы эффективно организовать свой труд по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы, студенту ( слушателю ) следует сформировать познавательный мотив, осознать цель, для достижения которой предпринимаются определенные усилия, выработать конкретную программу действий и осуществлять самоконтроль с последующей саморегуляцией своей учебной деятельности. Необходимо всегда руководствоваться при этом следующим положением: усвоение научных знаний и формирование соответствующих им умений выступает и целью, и результатом обучения в Академии.


Приложение А

^ ОБЩАЯ ЛОГИКА

определения основных характеристик исследования

при выполнении курсовой работы


ПРОБЛЕМА

Что надо изучить?


ТЕМА

Как это назвать?


АКТУАЛЬНОСТЬ

Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?


^ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Что рассматривается, изучается, анализируется?


ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как рассматривается объект, какие новые отношения, функции раскрываются в работе?


ЦЕЛЬ

Какой результат намерен получить студент (слушатель)?


ЗАДАЧИ

Что надо сделать, чтобы цель была достигнута?


ГИПОТЕЗА

Что не очевидно в объекте, что обучаемый видит в нем такого, чего не замечают другие?




^ ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Бланк задания на курсовую работу


Всероссийская академия внешней торговли


Кафедра____________________________________________________


Задание на курсовую работу


Студенту(слушателю)_____курса_______________отделения _________


Фамилия И.О.__________________________________________________


Научный руководитель (должность, ФИО)_________________________


Тема курсовой работы __________________________________________


Цели, задачи и структура работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Этапы выполнения курсовой работы

1.Составление и обсуждение с руководителем плана работы __________

2.Подбор литературы, статистики; подготовка схем и таблиц;

написание первого варианта работы _____________________________

3.Доработка и представление работы на кафедру до _________________


Задание на курсовую работу выдано « _____» _______________200 __ г.


Курсовая работа сдана на кафедру « _____» _________________200 __ г.


Отзыв научного руководителя

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка курсовой работы ______________ Дата _____________________


^ ПРИЛОЖЕНИЕ В


ОБРАЗЕЦ ПЛАНА

курсовой работы на тему «Современное состояние экспорта транспортных услуг в России»


ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..

4

Глава 1 Содержание экспорта транспортных услуг ……………………………………………………………….


6

1.1 Понятие экспорта транспортных услуг………………………….

6

1.2 Структура экспорта транспортных услуг ……………………..

11

Глава 2 Анализ экспорта Транспортных услуг в Российской Федерации


17

2.1 Тенденции экспорта транспортных услуг в России………….

17

2.2Проблемы российского экспорта транспортных услуг…………

23

Заключение ……………………………………………………..

28

Список использованной литературы ………………….

29

Приложения ……………………………………………………….

30



^ ПРИЛОЖЕНИЕ Г


ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

списка использованной литературы к курсовой работе на тему «Анализ современного состояния экспорта транспортных услуг в России»



  1. Плужников К.И. Транспортно-экспедиционное обслуживание.- М.: АСМАП, 1996. -349 с.

  2. Плужников К.И. Транспортное экспедирование: Учебник.- М.: РосКонсульт, 1999. -576 с.

  3. Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок.- М.: Юридическая литература,1981. -288 с.

  4. Соколова О.В. Экспорт транспортных услуг России: современное состояние и перспективы развития. М.: Издательство «Технополиграфцентр», 2002. – 240 с.

  5. Транспорт во внешнеэкономических связях СССР. Учебник / Под ред. С.Н.Кочетова - М.: Международные отношения, 1988. -280 с.

  6. Холопов К.В., Соколова О.В. Организация и условия перевозок грузов международного транзита. Учебное пособие. - М.: ВАВТ, 1999. -64 с.




  1. Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник /Под ред. проф. К.В. Холопова. - М.: Юристъ, 2000 - 684 с..

  2. Rees B. Financial analysis. - Prentice Hall, 2005. -35 c.

Приложение Д


Образец титульного листа курсовой работы

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

^ Всероссийская академия внешней торговли

Факультет экономистов-международников


Кафедра Технологии внешнеторговых сделок


Курсовая работа

на тему:


Анализ современного состояния экспорта транспортных услуг в России



Работу выполнил:

Студент IV-го курса ФЭМ ДО

Иванов Иван



Научный руководитель:

Профессор Холопов К.В.

Работа сдана на кафедру


«____» ________________2007 г.


Оценка работы


«____» _________________ 2007 г.





Москва – 2007





Похожие:

Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие iconТребования к написанию и оформлению курсовых работ по специальности «Организация работы с молодежью»
Курсовая работа – это более глубокое и объемное исследование избранной проблемы учебного курса, чем реферат, доклад и контрольная...
Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов IV курса факультета истории и международных отношений по специальности: основная 030401 «История», дополнительная
Уголовный процесс: Учебно-методическое пособие / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу,2009. 33 с
Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие iconМетодические указания по подготовке курсовых работ Москва 2002 утверждено
Методические указания подготовлены для студентов, обучающихся по специальности 350 800 "Документоведение и документационное обеспечение...
Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие iconМетодические рекомендации по курсовому проектированию. Методические рекомендации являются общими, поэтому, при выдаче студентам конкретных заданий на курсовое проектирование, необходи­мо рекомендовать конкретные источники информации по теме задания
Выполнение и защита курсовых проектов (работ) являются важной формой изучения профилирующих дисциплин учебного плана, дополняющей...
Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Инвестиции» для студентов 4 курса факультета Социального страхования, экономики и финансов по специальности 060400 «Финансы и кредит»
Методические рекомендации разработаны на кафедре «Финансы и кредит» факультета социального страхования экономики и финансов
Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ по физике
Исходя из анализа результатов егэ прошлых лет, можно дать следующие методические рекомендации учителю по совершенствованию образовательного...
Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие iconМетодические указания по подготовке, выполнению, оформлению и защите дипломной работы, по ее рецензи­рованию
Методические указания по выполнению дипломных работ для студен­тов специальности "Мировая экономика" / Сост. Л. В. Левченко. Самара:...
Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие iconДокументы
1. /Учебно-методическое пособие ОГУ/Литература.doc
2. /Учебно-методическое...

Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие iconМ. Ю. Зенков страховое право учебно-методическое пособие
Зенков М. Ю. Страховое право: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во сгупса, 2001. – 57 с
Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ учебно-методическое пособие iconМетодические рекомендации по аналитическому чтению для студентов III-V курсов отделения «История и английский язык»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ш-v курсов отделения «история и английский язык». Пособие ставит своей задачей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов