Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие icon

Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие



НазваниеЛекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие
Дата конвертации14.12.2012
Размер258.56 Kb.
ТипЛекция
1. /планирование/1.бизнес-планирование/ДИ Бизнес-планирование/Приложения/Вспомогательные таблицы.doc
2. /планирование/1.бизнес-планирование/ДИ Бизнес-планирование/Приложения/Приложене 1 таблицы рейтинга/Таблицы сокращенные2003.doc
3. /планирование/1.бизнес-планирование/ДИ Бизнес-планирование/Приложения/Приложене 1 таблицы рейтинга/таблицы полные 2003.doc
4. /планирование/1.бизнес-планирование/ДИ Бизнес-планирование/Приложения/Приложение 2 Отчетность.doc
5. /планирование/1.бизнес-планирование/ДИ Бизнес-планирование/Приложения/Приложение 3 ТЭпоказатели.doc
6. /планирование/1.бизнес-планирование/ДИ Бизнес-планирование/Приложения/Приложение 4 данные по ИП.doc
7. /планирование/1.бизнес-планирование/ДИ Бизнес-планирование/деловая игра.doc
8. /планирование/1.бизнес-планирование/ДИ Бизнес-планирование/пример.doc
9. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/10 Бизнес-анализ.doc
10. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/11 организация разработки.doc
11. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/12 содержание б.п. инвест.проекта.doc
12. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/13 модификации бмзнес-плана.doc
13. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/14. зарубежный опыт бизнес-планирования/методика ЮНИДО.doc
14. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/14. зарубежный опыт бизнес-планирования/практика.doc
15. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/14. зарубежный опыт бизнес-планирования/стандарты.doc
16. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/1система планов.doc
17. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/2 Место и роль бизнес-плана.doc
18. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/3 Предпосылки, потребители.doc
19. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/4 Этапы и приоритеты бизнес-планирования.doc
20. html">/планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/5 Технология разработки.doc
21. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/6 Цели, задачи, преимущества.doc
22. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/7 Маркетинговое планирование.doc
23. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/8 Финансовый план.doc
24. /планирование/1.бизнес-планирование/Лекции бизнес-планирование/9 Предупреждение риска.doc
25. /планирование/1.бизнес-планирование/Рабочая программа.doc
26. /планирование/1.бизнес-планирование/модуль бизнес-план.DOC
27. /планирование/2.деловое планирование/Лекции/1портфель заказов.doc
28. /планирование/2.деловое планирование/Лекции/2производ. программа.doc
29. /планирование/2.деловое планирование/Лекции/3план ОТМ.doc
30. /планирование/2.деловое планирование/Лекции/4план труд.doc
31. /планирование/2.деловое планирование/Лекции/5план механизации.doc
32. /планирование/2.деловое планирование/Лекции/6план материалы.doc
33. /планирование/2.деловое планирование/Лекции/7план себестоимости.doc
34. /планирование/2.деловое планирование/Лекции/8Финансовый план.doc
35. /планирование/2.деловое планирование/Лекции/9оперативный план.doc
36. /планирование/2.деловое планирование/Рабочая программа.doc
37. /планирование/2.деловое планирование/электронный модуль.DOC
Бизнес-стратегия общества: подход: характер действий на рынке: «Дерево целей»
Обеспеченность общества собственными средствами
Обеспеченность общества собственными средствами
Организация Хозяйственное общество 1 активбаланс а
Приложение Технико-экономические показатели работы обществ
Данные для расчета показателей коммерческой эффективности инвестиционных проектов
Бизнес-планирование» задачи и этапы деловой игры «бизнес-планирование» 1 Проспект игры
Тесты для самопроверки Выберите правильное определение понятия «бизнес-планирование»?
Лекция 10 Методика бизнес-анализа
Лекция 12 Организация управления разработкой бизнес-плана Порядок разработки бизнес-плана. Определение миссии и целей бизнеса Проведение бизнес-анализа
Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие
Лекция 14 Модификации бизнес-планов Американская модель бизнес-плана Европейская модель бизнес-плана Российская модель бизнес-плана
Исследование возможностей
Бизнес-планирование Тема Зарубежный опыт бизнес-планирования 1 Американская модель бизнес-плана Резюме плана > Описание цели Описание предприятия
Стандарты бизнес-планирования
1. Система планов организации
Бизнес-планирование Тема Место и роль бизнес-плана
Лекция Предпосылки, потребители, модификации и особенности разработки бизнес-планов Основными предпосылками бизнес-планирования являются
Лекция 1 Этапы бизнес-планирования Возникновение бизнес-идеи (замысла проекта). Назначение профессиональной команды разработчиков бизнес-плана, включая консультантов
Лекция Технология разработки разделов бизнес-плана. Американская модель бизнес-плана Резюме плана Описание цели Описание предприятия
Лекция Бизнес-планирование: цели, задачи, преимущества 1 Взаимосвязь задач бизнес-планирования
Лекция Маркетинговые принципы планирования. Оценка рыночных позиций предприятия
Лекция Механизм финансового планирования
Лекция 9 Предупреждение предпринимательского риска
Рабочая программа по дисциплине: «Внутрифирменное-планирование»
Тесты для самопроверки Глоссарий Учебные цели модуля
2. Формирование «портфеля заказов» строительной организации
3. Планирование производственной программы
4. Планирование технического развития со
Решение как экономических, так и социальных задач. В связи с этим рассчитываются следующие показатели
6. План механизации строительства
7. План материально-технического снабжения
Решение следующих задач
9. Финансовый план строительной организации
10. Оперативное планирование
Рабочая программа по дисциплине: «Внутрифирменное планирование» Раздел «Деловое планирование»
Тесты для самопроверки Глоссарий Учебные цели модуля Получить представление о сущности современной концепции планирования в строительных организациях


Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов

инвестиционных проектов.

1. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов

Российскими нормативами предусматриваются следующие фазы инвестиционного проектирования: прединвестиционная (предпроектная); инвестиционная (проектная); эксплуатационная.

Прединвестиционная фаза делится на три стадии: инвестиционное предложение, ходатайство (декларация) о намерениях, обоснование инвестиций. Проект охватывает широчайший спектр вопросов, и каждый вопрос должен быть рассмотрен на своей стадии. После выполнения каждой стадии сужается круг неопределенностей и вопросов, не имеющих ответа. В процессе согласования учитываются и уточняются интересы заинтересованных сторон, порой противоречивые. Это повышает качество и достоверность проектных решений. Это прибавляет уверенности в успехе.

Каждая стадия проходит экспертизу. Условия проведения экспертизы определяются постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года №1008 и зависят от источников финансирования.

Особая роль каждой стадии заключается в приближении заказчика к реализации проекта или отказу от проекта. «Инвестиционное предложение» предназначено для определения направления развития проекта, подтверждает или опровергает экономическую целесообразность и техническую возможность предполагаемых инвестиций в проект. «Ходатайство (декларация) о намерениях» предназначена для выполнения согласований с заинтересованными организациями и принятия решений о целесообразности и возможности строительства. «Обоснование инвестиций» связано с выбором технических решений и началом работ по организации финансирования проекта.

Стадийность проектирования и нормативные документы на прединвестиционной и инвестиционной фазах приведены в таблице 1.

Таблица 1

Стадийность проектирования и нормативные документы




Стадия проектирования

Нормативная база

1

Формирование инвестиционного замысла

1. Рекомендации по формированию инвестиционного замысла (целей инвестирования), Минстрой РФ, 1997

2. Регламент по формированию и реализации инвестиционных программ ОАО «Газпром» №АМ-5690 от 18.09.02 г.

3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ и Государственным комитетом по строительной, архитектурной и жилищной политике (№ВК 477 от 21.06.99 г.)

2

Ходатайство (декларация о намерениях)

1. Типовое положение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования предприятий, зданий и сооружений, Минстрой РФ, 1997 г.

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ и Государственным комитетом по строительной, архитектурной и жилищной политике (№ВК 477 от 21.06.99 г.)

3

Обоснование инвестиций

1. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-101-95) от 01.07.95 г.

2. Регламент по формированию и реализации инвестиционных программ ОАО «Газпром» №АМ-5690 от 18.09.02 г.

3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ и Государственным комитетом по строительной, архитектурной и жилищной политике (№ВК 477 от 21.06.99 г.)

4. Постановление Правительства РФ «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» от 27.12.00 г.

4

Инвестиционный проект

1. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-101-95) от 01.07.95 г.

2. Регламент по формированию и реализации инвестиционных программ ОАО «Газпром» №АМ-5690 от 18.09.02 г.

3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ и Государственным комитетом по строительной, архитектурной и жилищной политике (№ВК 477 от 21.06.99 г.)

4. Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных ресурсов Бюджета развития РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ 22.11.97 г. №1470

5. Постановление Правительства РФ «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» от 27.12.00 г.

5

Строительно-монтажные работы

В соответствии с действующими нормативами


Для внутриотраслевых инвестиционных программ в ОАО «Газпром» утвержден «Регламент по формированию и реализации инвестиционных программ ОАО «Газпром» №АМ-5690 от 18.09.02 г. регламент определяет цели, порядок и стадийность осуществления инвестиционных программ от долгосрочных программ развития до строительства и государственной регистрации собственности.


2. Назначение и принципы разработки бизнес-плана.

Значение делового планирования в новых изменившихся условиях хозяйствования не только не снижается, а возрастает. Все хозяйственные мероприятия и их последствия должны быть заранее просчитаны во избежание отрицательных финансовых последствий. Другое дело, что это планирование в условиях свободного предпринимательства является сугубо внутрифирменным мероприятием. В полной мере это относится и к инвестиционной деятельности всех хозяйствующих субъектов, органов административного управления различных уровней, деятельности кредитующих организаций, финансовых институтов и др.

Еще на прединвестиционной фазе осуществления инвестиционного проекта производится большое количество расчетов по определению потребности в инвестиционных ресурсах и источниках их финансового обеспечения, обоснований по территориальному размещению создаваемых предприятий и производств, по принимаемым планировочным, техническим, технологическим и другим решениям, определяется коммерческая и финансовая эффективность проекта, социальные последствия его осуществления и т.д.

Вместе с тем для принятия различных решений по проекту и инвестору непосредственно и всем другим предполагаемым и состоявшимся участникам его реализации целесообразно иметь компактный документ, в котором были бы отражены основные, достаточные для принятия инвесторских решений данные. Таким документом служит бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план – форма представления инвестиционного проекта в виде компактного документа, составляемого, как правило, на стадиях предварительного экономического обоснования и содержащего основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабе проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, конкретную программу действий по его осуществлению, возможные экономические и финансовые результаты. Он представляет собой детальное изложение целей, условий, путей и эффективности осуществления инвестиционных проектов.

Основное назначение и задача бизнес-плана состоят в том, чтобы дать целостную системную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации инвестиционного проекта. Бизнес-план необходим и инвестору (для определения экономической целесообразности вложения инвестиций), и органу управления реализацией ивестиционного проекта (для выработки программы действий и руководства в процессе реализации), и кредиторам (для принятия решений по кредитованию проекта исходя из эффективности проекта и возможности возврата кредита), и органам государственного управления (для регулирования и контроля экономических отношений по линии бюджетного финансирования проекта, льготного кредитования и т.д.) и другим участникам реализации инвестиционных проектов.

Бизнес-план представляет собой четко структурированную систему данных о коммерческих намерениях и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы мероприятий по его реализации. Для участников его реализации он выполняет также и функции рекламы.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от масштаба инвестиционного проекта и сферы производства, сбыта или обслуживания, к которой он относится. Кроме того, в зависимости от продвинутости проектов, бизнес-планы на разных стадиях их осуществления, сохраняя свою структуру и разделы, могут отличаться глубиной проработки разделов и детализацией содержащихся в них данных, а первоначальное содержание их – развиваться и углубляться.

Разработке бизнес-планов предшествует сбор и обработка необходимой достоверной информации, а также четкое определение целей и задач намечаемого инвестиционного проекта.

Непосредственный инициатор инвестиционного проекта на основании данных бизнес-плана определяет свою инвестиционную и производственную стратегию, дает оценку конкурентоспособности своего предприятия и производимой продукции, прогнозирует свое положение и поведение на рынках продукции и услуг, определяет меры, направленные на достижение лучших экономических и других показателей. Для него наиболее важным является достоверность и информативность содержащихся в бизнес-плане материалов и расчетных показателей и обосновывающих данных.

Для потенциальных инвесторов и деловых партнеров по осуществлению инвестиционного проекта в первую очередь в бизнес-плане важны показатели их финансовой и экономической эффективности, а главное возможности возврата вложенных в проект средств. Кредиторов интересуют возможности и сроки возврата кредитов при соответствующих условиях предоставления кредитов. Поэтому требование достоверности и информативности данных, содержащихся в бизнес-плане, для указанных участников реализации инвестиционных проектов сохраняется. Но одновременно бизнес-план должен служить средством привлечения внимания потенциальных инвесторов к участию их в финансировании инвестиционного проекта.

С учетом требований к бизнес-плану со стороны всех возможных участников его реализации при его составлении руководствуются следующими принципами:

объективность и надежность входной и выходной информации;

необходимость и достаточность параметров выходных и промежуточных данных для принятия обоснованных решений по проекту на всех фазах и циклах его реализации;

комплексность и системность рассмотрения влияния всех факторов и условий на ход и результаты осуществления инвестиционного проекта;

возможная краткость бизнес-плана. Обычный бизнес-план не должен превышать 15-20 страниц за исключением сложных сфер бизнеса (в частности венчурных проектов), где проект может достигать 40-50 страниц. Все обосновывающие материалы необходимо приводить в приложении, а в основном тексте должны содержаться только итоговые необходимые показатели и данные. Особенно не должна быть перегружена начальная часть текста;

отсутствие общих и неконкретных формулировок, выделение привлекательных конкретных бесспорных (доказанных) преимуществ проекта;

отсутствие приукрашиваний и искаженной интерпретации выходных и других данных, влияющих на принятие решений по проекту.

Содержание и разделы бизнес-плана инвестиционного проекта.

Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной. Однако преимущественно она состоит из следующих разделов:

  • общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности;

  • резюме;

  • описание предприятия и отрасли;

  • сущность инвестиционного проекта;

  • оценка рынков сбыта и конкурентов;

  • план маркетинга;

  • инвестиционный план;

  • производственный план;

  • организационный план;

  • финансовый план и показатели эффективности проекта;

  • анализ рисков (анализ чувствительности) проекта;

  • выводы и предложения, использованные в резюме;

  • приложения.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование и адрес предприятия – инициатора проекта, его название, время разработки бизнес-плана.

Общие сведения содержат данные об основных реквизитах предприятия-инициатора инвестиционного проекта (включая адреса, телефоны, факсы, фамилию, имя и отчество руководителя предприятия и исполнителя проекта), его месторасположении, отраслевой принадлежности, сфере и организационно-правовой форме деятельности. В этом же начальном разделе указываются общие и конкретные цели инвестиционного проекта, технико-экономический уровень намечаемых к производству продукции или услуг, их конкурентоспособность и возможность сбыта и продажи, общие параметры инвестиционных затрат и их окупаемости.

Цель и суть осуществления инвестиционного проекта должны быть очень конкретными, ясными и понятными, и, что очень важно, вызывать ощущение реальности. Цель проекта должна иметь количественную определенность, т.е. в этом разделе должны быть конкретные данные об увеличении объема производства или об объеме выпуска качественно новой продукции и т.д. При этом предусматриваемые конкретные цели могут разбиваться на составляющие их подцели, устанавливаться последовательность и конкретные сроки их достижения.

Важной составляющей указанного раздела являются данные о технико-экономическом уровне создаваемого предприятия, производства, предлагаемой к выпуску продукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. В него включают также сведения о структуре капитала предприятия, финансовой устойчивости, методах управления, обеспечивающих его устойчивое положение на рынке продукции и услуг.

Меморандум конфиденциальности включается в общие сведения с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Бизнес-планы могут иметь и грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей.

Резюме является кратким отображением сути и возможных экономических, социальных и экологических результатов осуществления инвестиционного проекта с указанием его преимуществ, основанных на данных маркетинговых исследований. Оно в определенной степени должно отвечать и требованиям рекламы инвестиционного проекта, особенно в тех случаях, когда у инициатора проекта возникает необходимость в привлечении компаньонов, в долевом участии других инвесторов, в привлечении кредитных средств для финансирования проекта и т.п.

Основными составляющими раздела обычно являются:

обоснованное изложение преимуществ объекта инвестирования в сравнении с достигнутым уровнем производства и выпускаемой продукции (услуг) на других существующих или находящихся в стадии строительства, реконструкции, технического перевооружения аналогичного направления и профиля предприятиях, производствах;

данные потребности в финансовых и других ресурсах для реализации инвестиционного проекта;

экономические, социальные, экологические и финансовые результаты, которые ожидается получить в результате реализации проекта (валовая и чистая прибыль, рентабельность капитала, срок окупаемости инвестиций, увеличение числа рабочих мест и улучшение качества трудовой жизни работающих, уменьшение вредных выбросов в воздушный и водный бассейны и т.д.);

данные об объемах намечаемой к выпуску продукции (услуг), объемах продаж, затратах на производство, сбыт и т.п.

Резюме пишется в конце составления всех разделов бизнес-плана и проведения всех необходимых обоснований и расчетов.

Описание предприятия и отрасли производится с целью изложения данных текущего состояния дел в отрасли, привести сведения о тенденциях и прогнозах ее развития и отражения места и положения предприятия-инициатора инвестиционного проекта, предлагаемого к созданию предприятия, производства среди других предприятий отрасли. Конечная цель раздела состоит в раскрытии потребности в продукции, работах, услугах на фоне общего состояния развития отрасли и ее способности наполнения рынка. Целесообразно в разделе дать и сравнительные данные о состоянии производства намечаемой к выпуску продукции за рубежом, в других странах.

Важно, чтобы в разделе были указаны потенциальные конкуренты на рынке намечаемой к выпуску продукции, отражены их сильные и слабые стороны. Определено, на какого именно потребителя рассчитана намечаемая к производству продукция. Отражена динамика продаж в отрасли и отдельных товаропроизводителей, факты и возможности появления новых или аналогов видов продукции. Для крупных предприятий и осуществляемых ими проектов важно дать данные о доле продукции предприятия в общем объеме продукции, выпускаемой и реализуемой отраслью.

Указанный раздел, как правило, содержит в себе подразделы:

  • анализ текущего состояния и перспектив развития производства намечаемой к выпуску продукции в отрасли;

  • данные об объемах производства, реализации продукции (услуг) в отрасли, доле намечаемого объема производства в общем объеме производства в отрасли;

  • географическое положение и состояние отраслевого рынка (с указанием перечня и характеристикой потенциальных покупателей, их возможностей, фактического объема продаж, объема неудовлетворенного спроса, тенденций развития рынка).

Сущность инвестиционного проекта. Этот раздел включает в себя:

  • описание продукции (работ, услуг), подлежащей производству и реализации в результате осуществления инвестиционного проекта: ее функциональное назначение, для каких целей предназначена, свойства (в том числе специфические, определяющие достоинства продукции), технологичность в производстве, универсальность, соответствие стандартам, стоимость и др.;

  • изложение стадий развития проекта – идея, эскизный проект, рабочий проект, опытная партия продукции, серийное производство, организация гарантийного и послегарантийного обслуживания;

  • данные об условиях экспорта продукции, включающие оценку ее конкурентоспособности на внешнем рынке, цен реализации по данным маркетинга, патентной чистоте, а также решения по организации сбыта, созданию дилерской сети и т.д.;

  • изложение отличий намечаемой к выпуску продукции (услуг) от аналогичной отечественной и импортной;

  • аргументацию, обосновывающую успешное осуществление инвестиционного проекта.

Данный раздел является одним из ключевых. Он должен быть лаконичным, но вместе с тем отражающим основные идеи проекта, его достоинства, условия осуществимости, возможные результаты осуществления, характер и объем производства продукции (услуг), ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Оценка рынков сбыта и конкурентов. Необходимость указанной оценки в бизнес-плане обусловлена тем, что даже при самых современных технологиях производства продукции, высоких ее технических свойствах и параметрах она окажется невостребованной, если на нее нет покупателей. Поэтому одной из важных задач при разработке и реализации инвестиционных проектов является определение возможности и объема сбыта намечаемой к выпуску продукции, определение путей продвижения ее к потребителям, покупателям, определение цен спроса и предложений на нее и аналогичную, предлагаемую другими товаропроизводителями. А это можно осуществить только на основе анализа рынков.

При изучении рынков сбыта продукции их обычно делят на следующие три вида: рынки, на которых потребители не знают о ней и ее свойствах в сравнении с другой аналогичной продукцией; рынки, на которых потенциальные покупатели знают о продукции, но не покупают ее, а покупают продукцию фирм-конкурентов; рынки, на которых приобретают намечаемую к выпуску продукцию. На основе изучения и оценки состояния указанных рынков определяется ниша создаваемого или реконструируемого предприятия, производства на рынках соответствующей продукции, определяется емкость рынка, возможный объем сбыта, предполагаемые цены продажи продукции.

В бизнес-плане инвестиционного проекта оценка рынков сбыта по существу проводится в такой последовательности: изучение и характеристика рынка – сегментирование рынка – определение потенциальных покупателей - оценка уровней продаж – определение возможностей и путей продвижения продукции –определение прогрессивных форм реализации – определение сети дилеров и посредников в реализации продукции – определение сети гарантийного и послегарантийного обслуживания.

У любой обладающей высокими качественными параметрами и свойствами продукции имеется свой аналог по конкурентоспособности и она может быть вытеснена с товарного рынка. В связи с этим при реализации инвестиционных проектов, связанных с производством продукции, оказанием услуг необходимо оценить потенциальные возможности каждого конкурента и определить их преимущества перед продукцией и услугами конкурентов. По каждому виду намечаемой к выпуску продукции в рамках оценки ее конкурентоспособности в бизнес-плане отражаются:

качество, технико-экономические показатели продукции, престиж торговой марки, уровень послепродажного обслуживания, уровень упаковки, гарантийный срок службы, уникальность, многоплановость использования, надежность, патентная чистота;

цена реализации продукции, скидки с цены при различных условиях поставки, формы платежей за нее, в том числе на условиях кредита, лизинга и т.д.;

формы сбыта (прямая доставка, через торговых представителей, оптовых посредников, дилеров и др.), системы доставки и складирования;

система продвижения продукции на рынки (прямая продажа производителем, демонстрационная торговля, показ образцов на выставках и ярмарках, стимулирование покупателей и т.д.);

система продвижения продукции по каналам сбыта (продажа на конкурсной основе, стимулирование посредников ценами и условиями продаж, телевизионный маркетинг, реклама через средства массовой и производственной информации).

Раздел оценки рынков сбыта и конкурентов содержит сведения:

  • об основных потребителях (покупателях) намечаемой к выпуску продукции, в том числе единичных самостоятельных, их географическом размещении;

  • по объему и ценам продаж, перспективам расширения и сбыта продукции;

  • по размерам, уровню и тенденциям развития рынков сбыта с отражением трудности проникновения на рынки;

  • о путях выхода на внешние рынки, экспортном потенциале или его увеличении в связи с реализацией инвестиционного проекта;

  • о стратегии сбыта, продвижения продукции на рынки, включая расчет и обоснование цен реализации, ценовой политики, организацию рекламы, сервисного обслуживания, меры по стимулированию сбыта;

  • о потенциальных и действующих конкурентах, их доли на рынках, финансовом положении, уровне применяемой ими технологии, имидже и авторитете.


План маркетинга тесно связан с предыдущим разделом бизнес-плана и иногда их объединяют. Его составляют с целью обоснования объема, метода, цены продажи продукции и определения рекламной политики. Маркетинговая стратегия управления производством, являющаяся надежной основой и условием успешного функционирования и работы предприятий и организаций – это комплексная система организации и управления их производственно-хозяйственной деятельностью, основанная на изучении состояния и перспектив развития рынков, и представляющая собой совокупность функций и мер по разработке новой продукции с новыми свойствами, ее производству в соответствии с потребностями и емкостью рынка, обеспечению допустимого или желаемого уровня себестоимости, установлению цен на продукцию, организации ее сбыта на основе всестороннего изучения спроса и предложений. Указанная стратегия ориентирует товаропроизводителя на выпуск продукции (услуг) такого количества и качества, которая бы пользовалась постоянным спросом на рынке и производство которой обеспечивало бы устраивающую товаропроизводителя норму отдачи на производственный капитал. Эта задача решается и в рамках обоснований инвестиционных проектов. Более частными задачами маркетинга, проводимого в рамках осуществления инвестиционных проектов, являются: оценка состояния рынков планируемой к выпуску продукции; определение возможностей, условий и путей проникновения и завоевания соответствующих сегментов рынка, вытеснения конкурентов; минимизация риска инвестиционных вложений.

При осуществлении инвестиционных проектов исследуются не только рынки намечаемой к выпуску продукции, но и рынки инвестиционных ресурсов, рынки потребляемого для ее производства сырья, комплектующих изделий и др.

Детализованный план по всем направлениям маркетинговых исследований, связанных с разработкой и осуществлением инвестиционного проекта, в их логической взаимосвязи и последовательности называют планом маркетинга.

План маркетинга включает в себя: описание рынков, их основных сегментов; перечень потребителей продукции, основных конкурирующих фирм; анализ возможных осложнений при сбыте продукции из-за конкуренции, действия, обеспечивающие их устранение (обеспечение конкурентного преимущества); определение стратегии маркетинга – программы деятельности по всем направлениям и позициям маркетинговых исследований, по целевым рынкам; меры по контролю маркетинговых исследований.

В случаях, когда инвестиционным проектом предусматривается производство не одного, а нескольких видов продукции, их ассортиментных групп, в связи с чем предстоит работа на нескольких рынках и их сегментах, то возможно составление планов маркетинга по каждому виду или ассортиментной группе и даже позиции номенклатурного ряда продукции.

В плане маркетинга целесообразно также прорабатывать вопросы ценообразования. Исследовать следующие проблемы: какие цены на продукцию установить исходя из рыночной конъюнктуры; обеспечат ли они возмещение издержек производства и получение требуемой нормы рентабельности на вложенный капитал; в какой мере устанавливаемые цены отражают спрос на продукцию и конкуренцию на рынке; какие возможные меры необходимо предпринять в случае, если конкуренты снизят свои цены; какой должна быть общая стратегия при установлении цен и т.п.

В плане маркетинга важно также разработать схемы и формы сбыта продукции (со склада производителя, с промежуточных территориальных складов и баз, через посредников, оптом, в розницу), определить вид применяемого транспорта, емкость складов, требуемые запасы на складах в зависимости от вида транспорта, а также методы стимулирования продаж, организацию послепродажного обслуживания.


План маркетинга включает в себя:

  • мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции в процессе осуществления инвестиционного проекта;

  • оценку возможности просчетов и ошибок и их «стоимости» при различных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;

  • данные, характеризующие маркетинговую среду реализации проекта и о возможных маркетинговых посредниках;

  • мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее;

  • перечень конкретных покупателей продукции;

  • методы стимулирования продаж;

  • организация предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания.

Инвестиционный план представляет собой по сути план реализации важнейших этапов осуществления инвестиционного проекта во времени от начала его реализации до выпуска продукции и вывода предприятия, производства, технологической линии на расчетную величину использования производственной мощности, а в необходимых случаях – до момента ликвидации их. Если проект относится к категории коммерческих, связанных не с производством, а с приобретением и перепродажей товаров, то инвестиционный план представляет собой календарный план осуществления его по этапам, зависящим от характера товара, масштаба проекта, наличных складских и торговых площадей, необходимости их создания или аренды. В любом случае необходим план осуществления проекта.

В календарном плане осуществления инвестиционного проекта, связанного с новым строительством или реконструкцией, техническим перевооружением зданий, сооружений, производством необходимых строительных и монтажных работ, установкой оборудования отражаются следующие данные:

перечень этапов предпроизводственной фазы;

сроки проведения работ по этапам, в том числе отвода или аренды земельного участка, проведения изыскательских и проектных работ, выполнения строительных и монтажных работ, пусконаладочных работ;

перечень потребного технологического и другого оборудования, технологической оснастки, инструмента, в том числе индивидуального изготовления, специальных материалов, сроки их приобретения и поставки;

программа работ по подготовке кадров;

прогнозируемые затраты по предпроизводственной фазе;

план вывода предприятия, производства на проектную и расчетную мощности;

потенциальные источники и условия привлечения капиталов.

Производственный план разрабатывается для инвестиционных проектов, связанных с организацией производства и выпуском продукции. Его цель – определить обеспеченность инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны и показать всем его участникам и деловым партнерам реальность производства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соответствующего качества.

Производственный план (по объему продукции и смете затрат) составляется на основе плана сбыта продукции, услуг и расчета производственных мощностей предприятия, производства, технологической линии, а также расчетных данных издержек производства, производственных запасов сырья и готовой продукции.

Как правило, производственный план включает в себя следующие подразделы:

  • основные требования к технологии и организации производственного процесса;

  • применяемая техника и технология производства продукции (описывается какая техника и технология планируются к применению, их доступность для использования на данном объекте инвестирования, определяется необходимость и размеры затрат на приобретение новых технологий, патентов, лицензий на право производства продукции по ним);

  • объем производства и производственная база ( расчеты производственной или проектной мощности по годам, объемов выпуска продукции, обеспеченности для этого имеющимся в наличии оборудованием, возможностей увеличения выпуска продукции;

  • потребность в сырье, материалах и энергии (объемы потребности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, топливе и энергии всех видов, по временным периодам осуществления инвестиционного проекта и их расчетная стоимость);

  • обеспечение выпуска и прогнозируемые затраты на производство продукции, услуг (дается принципиальная схема обеспечения производства ресурсами, источники их получения в разрезе поставщиков и во времени, приводятся перспективные мероприятия по совершенствованию продукции, улучшению ее качества и свойств, техники, технологии и организации производства );

  • трудовые ресурсы (приводятся данные о наличии и потребности в рабочих кадрах, источники и формы привлечения их, подготовка и повышение квалификации работающих, затраты на обучение и подготовку кадров);

  • издержки производства (даются расчеты постоянных и переменных издержек, с распределением по статьям, включаемым в эти издержки, приводятся обосновывающие расчеты с указанием примененных норм затрат и цен потребляемых ресурсов);

  • экологическая безопасность (излагаются мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, отражаются затраты на их осуществление и их эффективность).

При составлении производственного плана используется достаточно обширная исходная информация, от качества, достоверности и полноты которой зависят его качество и обоснованность показателей эффективности инвестиционного проекта в целом. К ней относятся: структура и объем производственного аппарата, планируемого к использованию в рамках реализации проекта; номенклатура и объем производства продукции, услуг; технология производства продукции; организация производственных процессов в пространстве и времени; показатели трудоемкости выполнения операций и тарифы по оплате труда рабочих основного производства; нормы загрузки и производительности оборудования; объем и характеристики используемого сырья, материалов, комплектующих изделий, в том числе их стоимость; потребное количество энергии, пара, топлива, сжатого воздуха и т.д. и стоимость единицы их потребления; перечень услуг сторонних организаций, необходимых для производства и сбыта продукции; объем внутренних и внешних перевозок по всем видам грузов и транспорта, тарифы транспортных перевозок и др.

Производственный план необходим не только непосредственно товаропроизводителю, но и другим участникам осуществления инвестиционного проекта. Его данные являются важной составляющей обоснования эффективности проекта, оценки его надежности и, следовательно, влияют на решения потенциальных инвесторов, кредитующих организаций и т.д. Производственный план является и одним из важных объектов изучения экспертами при экономической и экологической экспертизе инвестиционных проектов.

Организационный план представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта.

Центральное место в данном разделе бизнес-плана является принятая организационная структура управления реализацией проекта. В ней должны быть четко определены: форма (линейная, линейно-функциональная, матричная, штабная), функции и задачи служб и отделов; формы и порядок взаимодействия исполнителей, порядок координации, учета и контроля работ по реализации проекта. Очень важным является определение круга лиц, наделенных правами принимать соответствующие решения по определенному кругу вопросов на соответствующих этапах и участках реализации проекта. Важна также регламентация обязанностей и ответственности отделов, служб и отдельных исполнителей.

В указанном разделе бизнес-плана отражается потребность в руководителях и специалистах для реализации инвестиционного проекта, требования, предъявляемые к ним по профилю и опыту деятельности, специальности и квалификации, условия принятия на работу, а также принимаемые порядок и система оплаты труда руководителей и специалистов, их премирования, участия в распределении прибыли, другие формы материального и морального поощрения эффективной работы.

Организационный план обычно состоит из подразделов:

  • организационная структура управления проектом (структурная схема, состав подразделений и их функции, организация взаимосвязи и координации, распределение обязанностей между отделами и исполнителями);

  • требования к управленческому персоналу и сведения о нем ( по специальностям, возрасту, стажу работы, образованию, владение акциями предприятия и т.д.);

  • система материального стимулирования и поощрения руководителей и специалистов.

В начальной части раздела могут указываться: форма собственности, сведения о владельцах предприятия, о партнерах по реализации проекта.

В конце раздела могут также содержаться требования по отбору специалистов, порядку их аттестации, организации повышения квалификации и т.п.

Финансовый план и показатели эффективности проекта. Финансовый план отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты. Он также необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации.

Он состоит из:

  • плана доходов и расходов;

  • плана денежных поступлений и выплат;

  • сводного баланса активов и пассивов;

План доходов и расходов содержит такие показатели, как инвестиционные затраты, ожидаемый объем выручки, себестоимость реализованной продукции и услуг, эксплуатационные затраты, в том числе на управление, сбыт, аренду, рекламу, страхование имущества и рисков и т.д., сумма валовой прибыли, размер налоговых и других платежей.

План денежных поступлений и выплат составляется для прогноза сальдо реальных денег у инвестора по стадиям реализации инвестиционного проекта. Если для какого-либо периода окажется, что сальдо реальных денег имеет отрицательное значение, то необходимо для этого периода взять финансовые средства в кредит, а если сальдо реальных денег положительное и составляет существенную сумму, то необходимо свободные финансовые средства или дать в кредит какому-либо хозяйствующему субъекту под проценты, либо передать банку под депозитный процент на возможный срок.

Обычно при реализации крупных инвестиционных проектов собственных источников их финансового обеспечения недостает. В связи с этим возникает потребность в займах. Размер и формы займов указываются в плане денежных поступлений и затрат. Формами заимствований могут быть:

получение финансовых ресурсов путем выпуска акций;

долговое финансирование (получение кредита в банках, инвестиционных фондах, страховых компаниях и других финансовых институтах);

лизинговое финансирование, когда лизинговая компания приобретает у изготовителя основные средства и сдает их инициатору инвестиционного проекта в пользование на правах лизинговой оплаты, в том числе с правом выкупа.

Важным моментом в прогнозировании сальдо реальных денег является определение размера поступлений и затрат (выплат) по временным периодам (месяцам, кварталам, годам). Иногда по вполне рентабельным инвестиционным проектам их инициаторы могут обанкротиться по причине того, что в определенный момент осуществления проекта у них не будет нужных денежных средств для расчетов по услугам и долгам. Если инвестор – предприниматель будет судить о своем успехе только по показателю прибыли, то он также рискует просчитаться, так как деньги на балансе и банковском счете – это не одно и то же, что прибыль. Прибыль – это разность между выручкой, включая дебиторскую задолженность, и произведенными затратами, т.е. потенциальные денежные средства. Сальдо (остаток) реальных денег – это накопленная разность между фактическим поступлением денежных средств и произведенными оплатами, платежами, т.е. это фактические наличные суммы на расчетном счете в банке. Так, например, погашение долга инвестором не отражается в его инвестиционных затратах или издержках производства, но уменьшает сумму реальных денег. Начисленная сумма амортизации относится на издержки производства, увеличивает себестоимость продукции, снижает прибыль, но не оказывает влияния на сальдо реальных денег.

В сводном балансе активов и пассивов находят отражение все средства, вкладываемые инвестором (инвесторами) в инвестиционный проект, нераспределенная прибыль, получаемая от его реализации. Он составляется на основе данных плана доходов и расходов и плана денежных поступлений и затрат и характеризует стоимость собственных капиталов, которая образуется как разность между ликвидными активами и пассивами (денежные средства, дебиторская задолженность, запасы готовой продукции, сырья, комплектующих, материалов и т.п.) и неликвидными (оборудование, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность и т.п.).

Оценка эффективности инвестиционного проекта содержит показатели эффективности, на основании которых инвесторы и другие участники его осуществления принимают решения об инвестировании, выходе из проекта, корректировке параметров проекта, условий реализации, возможных путях повышения его эффективности и т.д. При этом, помимо показателей экономической эффективности (чистый приведенный доход, индекс доходности инвестиций, внутренняя норма доходности инвестиций, срок окупаемости инвестиционных вложений) определяются и учитываются показатели финансовой устойчивости, ликвидности баланса инвестора, прибыльность проекта, уровень рентабельности активов.

Анализ рисков (анализ чувствительности) проекта. При составлении данного раздела бизнес-плана производится оценка степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. Определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий и конкретные возможные причины (изменение конъюнктуры инвестиционного рынка и рынка товаров и услуг, инфляция, изменения в налоговой системе и т.д.). Одновременно прорабатываются и отражаются в разделе мероприятия по предупреждению риска и возможному снижению потерь от него. Здесь же в случае страхования риска инвестирования определяются затраты на страховку.

Приложения к бизнес-плану содержат данные, использованные при экономических обоснованиях разделов бизнес-плана инвестиционного проекта, а также характеристики применяемого технологического оборудования, технологических процессов, копии лицензий и свидетельств на производство, сертификатная и другая документация, экспертные заключения по отдельным техническим и организационным решениям.





Похожие:

Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие iconКонкурс инвестиционных проектов. Организаторы
В рамках Выставки проводится конкурс инвестиционных проектов с последующей организацией инвестиционных ресурсов для лучших десяти...
Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие iconНечеткий dpbp и новый подход к рациональному отбору инвестиционных проектов
Недосекин А. О. Нечеткий dpbp и обновленный подход к рациональному отбору инвестиционных проектов
Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования

Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие iconНеформальное введение
...
Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие iconМетодическое пособие по экологической оценке инвестиционных проектов (по диагонали на зеленом фоне: компонент рпои)
Охватывает пять главных аспектов проекта технический, организационный, экономический, финансовый, экологический
Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика, 2000. 421 с
Список литературы по дисциплинам: «Экономическая оценка инвестиций», «Инвестиционный анализ»
Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие iconРоль методики оценки эффективности инвестиционных проектов в формировании системы проектного финансирования
России па обьективные экономико-математические расчеты, и, во-вторых, в сильнейшей зависимости качества расчетов от качества используемой...
Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие iconОптимизация бизнес-портфеля корпорации
Возможно лишь говорить об определенных ожиданиях, связанных с доходностью и риском соответствующих бизнес-проектов
Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие iconО I межрегиональном конкурсе инновационных проектов «На пути к инновациям» Общие положения Первый Межрегиональный конкурс
Первый Межрегиональный конкурс инновационных проектов «На пути к инновациям» (далее – Конкурс) проводится в целях повышения социально-экономического...
Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие iconВопросы к экзамену по Теории экономического развития (кроме зачеркнутого)
«Теории экономического развития» в качестве самостоятельной дисциплины (выделение «Теории экономического развития», или «Экономики...
Лекция 13. Особенности составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Методы экономического обоснования инвестиционных проектов Российскими нормативами предусматриваются следующие iconСравнительный анализ социально-сетевых проектов
Представлен сравнительный анализ социальных Интернет-проектов, а именно популярных социальных сетей коммерческого назначения, сетей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы