Методика ЮНИДО
Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) разработала методику оценки инвестиционных проектов, которая признана специалистами по всеми миру. Она отличается универсальностью, то есть пригодна для всех сфер деятельности практически в любых условиях. Оборотная сторона универсальности – недостаточная гибкость и отсутствие учета местных условий. Однако для первых шагов это не так уж важно. Чрезвычайно ценно то, что проекты по ЮНИДО понятны западным инвесторам как по терминологии, так и по структуре. Согласно рекомендациям ЮНИДО, любой инвестиционный проект переживает три стадии. Прединвестиционную (pre-investment) Инвестиционную, или фазу осуществления (investment or implementation phase) Эксплуатационную (operational) На первой, прединвестиционной, стадии проводят исследования возможностей осуществления проекта. Их детализацию обычно определяют требования инвестора. Выделяют три уровня исследований: Исследование возможностей Подготовительные (предпроектные исследования) Оценка осуществимости. Чем крупнее предприятие, тем точнее должны быть исследования. В небольших по масштабам проектах разработка, как правило, бывает не слишком детализированная. Стоимость прединвестиционных исследований составляет от 0,8% для крупных проектов и до 5% при небольших размерах инвестиций. Кроме исследований, прединвестиционная фаза проекта включает ряд организационных мероприятий: регистрацию предприятия, заключение контрактов, эмиссию ценных бумаг и т.д. Важнейшим результатом работ этой стадии должен быть составленный бизнес-план.
Структура исследований
Смысл прединвестиционных исследований заключается в подготовке достаточно доказательной базы о жизнеспособности проекта. Иногда их дополняют консультациями специалистов (supporting studies, поддерживающие исследования). Структура информации по ЮНИДО включает следующие пункты. Цели проекта, ориентация и окружение (экономическое и юридическое). Маркетинговые исследования (конкурентная среда, ценовая политика и перспективы продаж). Материальные затраты (условия поставок сырья, энергоносителей и вспомогательных материалов). Место размещения (географические, социальные и технологические факторы). Проектная часть (технология, оборудование, условия предоставления, объемы строительства и проектная документация). Организация предприятия, накладные расходы (управление, сбыт, распределение продукции, арендные платежи и порядок амортизации оборудования). Кадровое обеспечение (потребности, квалификация, обучение и график работы). График реализации проекта (сроки строительства, монтажа оборудования и период эксплуатации). Финансовая и экономическая оценка.
Критерии оценки проекта
Оценка проекта позволяет инвестору принять решение об инвестировании или отказаться от него. Особенной важностью является финансово-экономическая оценка (commercial evaluation). Ее проводят по итогам всех прединвестиционных исследований. Истинность оценок зависит от полноты и достоверности данных и от компетентности экспертов. Общие критерии коммерческой привлекательности проектов – финансовая состоятельность и экономическая оценка. Оба критерия дополняют друг друга. Первый дает представление о ликвидности проекта, то есть о его платежеспособности. Второй касается способности сохранять вложенные средства и обеспечивать их прирост. Оценка финансовой состоятельности в формализованном варианте включает: Отчет о прибыли. Отчет о движении денежных средств (cash flow). Баланс. Экономическую оценку формализуют двумя методами: простым и методом дисконтирования. Простые методы: Простая норма прибыли. Срок окупаемости. Методы дисконтирования: Текущая стоимость проекта. Внутренняя норма прибыли. Расчеты производят на основании подготовленных данных по определенным формулам
Проверка добросовестности (due diligence)
Отдельного упоминания заслуживает последний этап приема бизнес-плана, который называют проверкой добросовестности. Эту проверку производит инвестор для ознакомления с проектом на месте. Цели ее следующие: проверить достоверность представленной финансовой и другой информации, найти подтверждение предположениям, заложенным в бизнес-плане, убедиться в правильности оформления всех необходимых документов, в том числе на предмет их соответствия действующему законодательству, убедиться, что руководители компании способны реализовать стратегию и обеспечить достижение поставленных целей.
Подготовка к проверке добросовестности – это подготовка дополнительных отчетных документов, в том числе таких, как: финансовые отчеты (в объеме, необходимом для аудиторской проверки), детальный план маркетинга, аудиторские заключения, заключения специалистов по оценке имущества, рекламные брошюры компании, детальные (технические) описания продуктов или услуг, резюме ключевых руководителей, важнейшие соглашения и контракты, информация о производственном процессе, инвестиционный проект, отчет об исследованиях рынка, выдержки из важнейших законодательных актов. Некоторые из этих документов можно включить в перечень приложений к бизнес-плану, другие достаточно просто иметь под рукой для предоставления заинтересованным лицам. Необходимо помнить, что лишних документов не бывает. Проверка добросовестности может стать важным этапом, обеспечивающим успех всего бизнес-плана. |