Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений icon

Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений



НазваниеТеоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений
Дата конвертации14.12.2012
Размер180.21 Kb.
ТипИсследование
1. /анализ/Лекции/1 задачи анализа.doc
2. /анализ/Лекции/10 маркетинговый анализ.doc
3. /анализ/Лекции/11 анализ произв.программы.doc
4. /анализ/Лекции/12 анализ ОТУ.doc
5. /анализ/Лекции/13анализ эффективности.doc
6. /анализ/Лекции/14 анализ труда.doc
7. /анализ/Лекции/15 анализ механизации.doc
8. /анализ/Лекции/16 анализ материалов.doc
9. /анализ/Лекции/17 анализ финансов.doc
10. /анализ/Лекции/18 схема.doc
11. /анализ/Лекции/19 место и роль ИА.doc
12. /анализ/Лекции/2 функции анализа.doc
13. /анализ/Лекции/3 методика анализа.doc
14. /анализ/Лекции/4 организация проведения анализа.doc
15. /анализ/Лекции/5 методы анализа.doc
16. /анализ/Лекции/6 резервы.doc
17. /анализ/Лекции/7 приоритеты анализа.doc
18. /анализ/Лекции/8 комплексная оценка.doc
19. /анализ/Лекции/9 бизнес-анализ.doc
20. /анализ/Учебное пособие/1 глава/1.1.doc
21. /анализ/Учебное пособие/1 глава/1.2.doc
22. /анализ/Учебное пособие/1 глава/1.3.doc
23. /анализ/Учебное пособие/1 глава/1.4.doc
24. /анализ/Учебное пособие/2 глава/2.1.doc
25. /анализ/Учебное пособие/2 глава/2.2.doc
26. /анализ/Учебное пособие/2 глава/2.3.doc
27. /анализ/Учебное пособие/2 глава/продолжение 2.2..doc
28. /анализ/Учебное пособие/3 глава/3.1.doc
29. /анализ/Учебное пособие/3 глава/3.2.doc
30. /анализ/Учебное пособие/3 глава/3.3.doc
31. /анализ/Учебное пособие/3 глава/продолжение 3.2 таблицы методики.doc
32. html">/анализ/Учебное пособие/4 глава/4.1.doc
33. /анализ/Учебное пособие/4 глава/4.2.doc
34. /анализ/Учебное пособие/4 глава/4.3.doc
35. /анализ/Учебное пособие/4 глава/4.4.doc
36. /анализ/Учебное пособие/4 глава/4.5.doc
37. /анализ/Учебное пособие/5 глава/5.1.doc
38. /анализ/Учебное пособие/5 глава/5.2.doc
39. /анализ/Учебное пособие/5 глава/5.3.doc
40. /анализ/Учебное пособие/5 глава/5.4.doc
41. /анализ/Учебное пособие/5 глава/5.5.doc
42. /анализ/Учебное пособие/Введение.doc
43. /анализ/Учебное пособие/Литература.doc
44. /анализ/Учебное пособие/содержание.doc
45. /анализ/Учебное пособие/титул.doc
46. /анализ/курсовой проект/Часть1.doc
47. /анализ/курсовой проект/Часть2.doc
48. /анализ/курсовой проект/приложения/Приложение 1,2,3.doc
49. /анализ/курсовой проект/приложения/Приложение 4.doc
50. /анализ/рабочая программа.doc
51. /анализ/электронный модуль.DOC
Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений
Лекция. Маркетинговый анализ. Оценка рыночных позиций предприятия
Анализ производственной программы
Анализ организационно-технического уровня производства
Анализ эффективности производства
Анализ использования трудовых ресурсов
Анализ использования технических ресурсов
Анализ использования материальных ресурсов
Анализ использования финансовых ресурсов
Сущность предпринимательской деятельности и экономического анализа
1. Место и роль анализа в управлении инвестиционной деятельностью
Функции экономического анализа
Методика проведения экономического анализа
Организация проведения анализа
Методы и приемы экономического анализа
Внутрипроизводственные резервы
Приоритеты при проведении экономического анализа деятельности предприятий
Направления комплексной сравнительной оценки предприятий и организаций
Бизнес-анализ задание
1 глава. Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений
1 Функциональное строение экономического анализа
1 Методика и организация работ по проведению аналитических исследований
1 Приемы и методы экономического анализа
2. 1 Диагностика в экономическом анализе
2. 2 Методы имитационного моделирования в экономической диагностике
2. 3 Механизм тестирования в практике диагностических исследований
Любая имитационная модель является, как правило, многоцелевой, т е. может быть применена для решения различных задач аналитического исследования и проектирования объекта
3 Взаимосвязь экономической надежности и инвестиционной привлекательности в экономической литературе до настоящего времени не выработан единый подход к определению сущности понятия «экономическая надежность»
3 Методы определения рейтинга инвестиционной привлекательности
Обеспеченность собственными средствами
Обеспеченность организации собственными средствами
4 глава. Методические положения по проведению инвестиционного анализа
4. 2 Место и роль анализа в управлении инвестиционной деятельностью
4 Приоритеты при проведении инвестиционного анализа
4. 4 Базовые инструменты инвестиционного анализа
4. 5 Программные продукты, применяемые в инвестиционном анализе
6 глава. Методы анализа эффективности капитальных и финансовых вложений
5. 2 Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции и с учетом риска
5. 3 Оценка эффективности операций с корпоративными ценными бумагами
Анализа частных инвестиций населения в совершенствовании рыночных отношений сегод
5. 5 Особенности работы инвестиционных институтов
Приоритетами инвестиционного анализа являются: изучение инвестиционной привлекательности организаций для вложения капитала в разрабатываемые проекты
Практикум по инвестиционному анализу. М.: Финансы и статистика, 2003. Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия. М.: Интел-Синтез, 2005
Теоретические основы экономического анализа 1 Задачи анализа в системе управленческих отношений
М. И. Воронин анализ деятельности организации учебное пособие
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине
J) изменения: объема продукции (работ, услуг) Jпр
Предприятие (организация) активбаланс а
Приложение Технико-экономические показатели работы организации
Рабочая программа по дисциплине: «Экономический анализ производственной деятельности»
Тесты для самопроверки Глоссарий Учебные цели модуля Получить представление о сущности и основных функциях экономического анализа




Теоретические основы экономического анализа


1.1. Задачи анализа в системе управленческих отношений


В широком смысле анализ – это детальное исследование происходящих процессов и явлений, путь познания складывающихся тенденций и закономерностей.

Необходимо отметить, что суть экономического анализа в российской научной и учебной литературе существенно отличается по смысловой нагрузке от аналогичного термина, применяемого в западных научных школах. В частности, если посмотреть на точку зрения одного из авторитетнейших зарубежных классиков в области экономических знаний Пола Самуэльсона, то можно видеть, что, говоря о теории анализа, он имеет в виду, прежде всего, макроанализ, в основе которого лежат методы и техника расчетов перспективного и ситуационного характера. В отечественной науке под экономическим анализом традиционно понимают гораздо более узкое и, в некотором смысле, «приземленное» направление исследования, связанное с использованием методов и техники аналитических расчетов в основном на уровне коммерческих организаций и, как правило, в ретроспективном аспекте.

Очевидно, что нет смысла широко дискутировать о значимости различных теоретических подходов. В конечном счете, истина в том, что анализ вбирает в себя многое. Ведь он изучает экономические явления и управленческие отношения, возникающие в национальной экономике, отраслях, комплексах и региональных социально-экономических системах (макроэкономический уровень), а также исследует условия воспроизводства и результаты предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования (уровень микроэкономических процессов).

Цель экономического анализа на уровне организации – оценка сложившейся ситуации и выявление имеющихся резервов развития бизнеса, включая мобилизацию возможностей интегрированного улучшения результатов ее производственно-хозяйственной деятельности.

Объект экономического анализа – сами социально-экономические системы различного масштаба, уровня, сфер деятельности, форм собственности, а также способы и формы управления этими системами.

Предмет экономического анализа - управленческие и экономические отношения, возникающие при формировании, развитии, стабилизации, стагнации и разрушении социально-экономических систем.

Все указанное подчеркивает обеспечивающую роль экономического анализа по отношению к таким основным функциям управления как планирование, организация, контроль, активизация и регулирование, а также важность оценки и диагностики хозяйственной ситуации при подготовке вариантов решений.

В современных рыночных условиях при проведении экономического анализа решается широкий круг задач, к которым относится следующее:

- исследование конъюнктуры рынка и оценка влияния динамики параметров рыночной среды на цели и мотивы поведения предпринимателей;

- выявление конкурентных позиций организации в выбранной стратегической области хозяйствования, включая идентификацию стратегии конкурентов;

- диагностика экономического состояния предпринимательских структур;

- определение рейтинга инвестиционной привлекательности организации;

- выделение состава факторов, влияющих на положение субъектов хозяйствования на рынке, выявление стратегических проблем бизнеса;

- изучение взаимосвязи между сложившимся организационно-техническим уровнем производства, эффективностью использования ресурсов и конечными результатами предпринимательской деятельности;

- установление центров повышенных затрат и финансовой ответственности;

- подготовка достоверной базы для бюджетирования затрат по уровням управления и формирования системы внутрипроизводственных нормативов;

- обоснование плановых пропорций по организации в целом, отдельным структурным и производственным подразделениям;

- оценка эффективности участия в проектах развития бизнеса;

- экономический мониторинг достигаемых результатов и определение степени достижения поставленных целей;

- изучение инвестиционных качеств ценных бумаг, выпускаемых и приобретаемых предпринимательскими структурами;

- выявление имеющихся различий в работе организаций, обобщение данных по практике управления нововведениями;

- формирование исходной информации для прогнозирования возможных отклонений от параметров заданного режима функционирования организации.

Выделенные задачи экономического анализа взаимосвязаны между собой в рамках принятой технологии подготовки управленческого решения. Концептуально это можно выразить следующей схемой: «от анализа ситуации – к подготовке решения, от выполнения решения – к поиску резервов». Данная логика и разнообразие решаемых задач определяют наличие на практике многих видов аналитической работы. Их состав подробно представлен в табл. 1:

Таблица 1

Классификация видов аналитической работы

Признаки

Группы видов экономического анализа


Направленность исследования

Внешний и внутренний

Характер исследования

Бизнес-анализ, общеэкономический, технико-экономический, финансовый, функционально-стоимостной, стратегический, маркетинговый, инвестиционный, организационный, управленческий

Объемность исследования

Сплошной, целевой, локальный, выборочный

Широта исследования

Комплексный, тематический, внутрихозяйственный и межхозяйственный

Частота исследования

Непрерывный, циклический, разовый, экспресс-анализ

Период исследования

Предварительный, итоговый и оперативный

Время исследования

Перспективный и ретроспективный

Объекты исследования

Анализ работы организации, структурных подразделе-ний, направлений деятельности, проектов развития

Предметы исследования

Анализ масштабов бизнеса, организационно-технического уровня производства, эффективности использования ресурсов, конечных результаты деятельности, управленческих и экономических отношений

Субъекты исследования

Анализ, проводимый менеджерами организации, ревизорами, аудиторами, работниками государственных органов управления, финансовых и кредитных учреждений, специалистами институтов рыночной инфраструктуры

Методы

исследования

Сравнительный, дисперсионный, корреляционно - регрессионный, факторный, компонентный, кластерный, дискриминантный, экспертный и интуитивный

Порядок исследования

Горизонтальный, вертикальный и трендовый

По первому классификационному признаку – направленность исследования - выделяют внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ предусматривает изучение влияния условий рыночной среды на мотивацию действий менеджеров и постановку конкретных целей предпринимательской деятельности, а также на выработку рыночной стратегии. Основное внимание здесь концентрируется на изучении взаимоотношений организации с институтами рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, инвестиционные компании, страховые фирмы, рекламные агентства). Задача состоит в выявлении сильных и слабых сторон бизнеса, имеющихся благоприятных возможностях и потенциальных угроз для намечаемых проектов развития бизнеса.

Важное место при проведении внешнего анализа занимают вопросы обоснования целесообразности сохранения или развития взаимоотношений с основными заказчиками продукции, проектировщиками, соисполнителями и поставщиками. В целом подготавливаются выводы по: тенденциям изменения рыночной среды; состоянию конкуренции на рынке; перспективности отношений с потребителями; эффективности производственных связей.

Основой проведения внешнего анализа являются данные публичной статистической и финансовой отчетности организаций.

Внутренний анализ, дополняя внешний, направлен на комплексное изучение степени использования имеющегося производственно-экономического потенциала организаций, а также достигаемых при этом результатов деятельности. Итогом внутреннего анализа являются мероприятия по мобилизации имеющихся текущих и перспективных внутрипроизводственных резервов. Все это позволяет менеджерам не только своевременно реагировать на возникающие отклонения в ходе выполнения производственных задач, но и правильно маневрировать материально-техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Основой проведения внутреннего анализа являются данные документов бухгалтерского, управленческого и оперативно-технического учета.

Принципиально иные задачи ставятся перед проведением бизнес-анализа. Его суть сводится к изучению поведения организации на рынке. В связи с этим предусматривается описание выбранной стратегической области бизнеса, определение перспективности принятой программы маркетинга, оценка реального финансового состояния, выявление имеющихся проблем в производстве и в управлении персоналом. Особенностью проведения бизнес-анализа является индивидуальное анкетирование ведущих менеджеров, а затем выявление различий в их видении целей и задач бизнеса. При этом главным образом, используются интуитивные методы, позволяющие экспертам оценить наличие стратегических проблем и предложить для команды менеджеров нестандартные пути подходы к формированию общего видения перспективности бизнеса.

В данную группу также включены виды аналитической работы, ориентированные на выявление причинно-следственной связи различных факторов, одновременно, но не одинаково влияющих на изучаемый экономический процесс. Указанный подход определяет основные черты общеэкономического, технико-экономического, финансового, функционально-стоимостного, стратегического, маркетингового, инвестиционного, организационного и управленческого анализа.

Общеэкономический анализ предусматривает изучение обобщающих стоимостных показателей без их детализации. Это касается показателей, отражающих объемные характеристики предпринимательской деятельности. Такой анализ позволяет выявить динамику масштабов бизнеса и размера получаемых доходов.

Но при выработке рыночной стратегии исходным для определения масштабов бизнеса должно стать предварительное обоснование показателей эффективности производства. В связи с этим наиболее распространенным является технико-экономический анализ. Он предусматривает детальное изучение сложившегося организационно-технического уровня производства и эффективности использования ресурсов типа «мощность», а затем оценку степени их влияния на конечные результаты предпринимательской деятельности.

Данный вид анализа включает в себя детализацию показателей организационно-технического уровня производства. К ним, как правило, предъявляются два основных требования: они должны представлять собой относительные величины и отражать качественную сторону изучаемого явления. Это уровень организации и эффективности управления; степень концентрации, специализации, комбинирования и кооперирования производства; сопряженность мощностей различных структурных подразделений организации; ритмичность производства; уровень механизации и технической вооруженности труда; износ технического парка; квалификация кадров и организация рабочих мест. В процессе анализа указанных частных показателей определяются тенденции их изменения, проводятся сопоставления фактических значений с показателями однородных по профилю деятельности организаций, выявляются причины, препятствующие внедрению нововведений.

В рассматриваемой группе особое место занимает финансовый анализ. Его значимость на современном этапе связана, прежде всего, с низкой деловой активностью организаций на рынке и недостаточностью у них собственного капитала для налаживания стабильного хозяйственного оборота. По этой причине изучаются показатели ликвидности баланса, обеспеченности собственными и заемными средствами, структуры капитала, а также рентабельности продаж и активов. Этим создается база, на основе которой не только оценивается финансовое состояние, но и разрабатываются прогнозные балансы доходов и расходов, активов и пассивов.

Следует отметить ошибочность мнения отдельных исследователей о приоритетности данного вида анализа. Он важен не сам по себе, а тем, что в современных условиях предпринимательской деятельности дополнительно концентрирует внимание аналитиков на наиболее «узких местах» в рыночной стратегии организации. Но их преодоление во многом зависит от выполнения рекомендаций, подготавливаемых в рамках проведения других ранее выделенных видов экономического анализа.

Иной характер исследования присущ функционально-стоимостному анализу, основные принципы которого состоят в следующем:

- рассмотрение каждого объекта исследования как комплекса функций для наиболее полного и экономичного удовлетворения интересов потребителя. При этом функции выступают как сущность объекта исследования, а сам объект как одна из возможных форм проявления этой сущности;

- выделение общеобъектных и внутриобъектных функций;

- непрерывное соизмерение значимости выделенных функций объекта и затрат на их реализацию, выявление наиболее дорогостоящих функций;

- активное применение интуитивных методов (коллективного разума) и участие в исследовании широкого круга специалистов различного профиля;

- использование результатов функционально-стоимостного анализа во всех сферах деятельности, связанных с затратами (проекты, структуры, процессы).

Итогом проведения функционально-стоимостного анализа является проектирование комплексной калькуляции затрат. Сравнение предлагаемого в калькуляции уровня нормативных затрат и фактических издержек производства позволяет перейти к стоимостной оценке центров излишних затрат и соответственно перейти к поиску резервов улучшения ситуации. Эти резервы лежат в области бюджетирования затрат.

Таким образом, функционально-стоимостной анализ создает основу для организации принципиально новых экономических отношений, главным достоинством которых является ориентация структурных подразделений на достижение задаваемого уровня эффективности производства посредством бюджетирования затрат с учетом целесообразного их уровня по организации в целом. В то же время он позволяет через определенные интервалы времени возвращаться к проектированию внутрипроизводственных нормативов эффективности использования ресурсов, делая их более прогрессивными. Это придает данному виду экономического анализа предметную направленность и делает его важной составной частью общей аналитической работы.

В отличие от функционально-стоимостного стратегический, маркетинговый и инвестиционный анализ ориентированы не на изучение структуры затрат, а на выявление сильных и слабых сторон бизнеса, конкурентных преимуществ организации, а также возможностей привлечения капитала для осуществления инвестиционных проектов развития. Данные проекты могут касаться как программ воспроизводства мощностей, так и доходных финансовых вложений. Значимость указанных видов анализа обусловливается тем, что на современном этапе рыночных преобразований первоочередной становится задача адаптации организаций к постоянно меняющимся рыночным условиям. Ее решение, во многом зависит от правильного выбора стратегической области хозяйствования и позиционирования конкретной рыночной ниши бизнеса, а также от поиска нетрадиционных источников повышения деловой и инвестиционной активности организаций.

В частности, в современной практике инвестиционной деятельности используются различные многоканальные финансовые схемы привлечения капитала, в рамках которых важна работа по оценке эффективности участия в проекте и целевого использования денежных потоков. Эффективность вовлечения в проекты развития собственного и заемного капитала, способность возвратить привлеченный капитал и создать условия экономической заинтересованности для участия других инвесторов – это приоритетные направления инвестиционного анализа, который, в свою очередь, непосредственно связан с результатами проведения стратегического и маркетингового анализа.

В последнее время по мере развития управленческого учета возник и начал стремительно развиваться управленческий анализ. Его методика включает в себя следующие действия: установление типичных признаков различных экономических состояний; обоснование их характеристик и диапазонов изменения, определение направленности возникающих отклонений, выделение наиболее значимых факторов. Основу проведения управленческого анализа составляет механизм экономического тестирования. При этом система тестов, ориентирована на использование динамических характеристик и эталонных значений аналитических показателей. Они формируют качественно новую базу для сравнения результатов предпринимательской деятельности.

Важным моментом в проведении управленческого анализа является создание на основе ситуационного подхода сборников описаний хозяйственных ситуаций, наиболее часто встречающихся на практике. Такое описание должно содержать указания на сущность проблемы, возможные причины отклонений и потерь, прогнозируемые последствия, а также возможные варианты действий.

Последующие классификационные группы видов экономического анализа непосредственно затрагивают особенности методики его проведения на практике.

В частности, в зависимости от широты изучаемых вопросов экономический анализ может предусматривать комплексное изучение всех сторон предпринимательской деятельности или охватывать исследованием отдельные заранее определенные направления, включая рассмотрение результатов работы различных структурных подразделений. Руководствуясь данным положением, исследователи осуществляют комплексный, тематический, внутрихозяйственный и межхозяйственный анализ.

С позиции достижения информационной прозрачности рынка первостепенное значение имеет содержание межхозяйственного анализа. Его применение обеспечивается как данными установленной отчетности, так и заполнением организациями информационного паспорта по единой форме (содержание информационного паспорта рекомендовано Министерством экономического развития России, приказ № 118 от 01 октября 1997 г.).

Принципиально важным классификационным признаком является частота проведения аналитического исследования. Выделение этого признака имеет целью обосновать необходимость как постоянного, так и последовательного проведения экономического анализа. Данное условие способствует более полному раскрытию роли анализа при подготовке различных управленческих решений. В этой группе особо выделяется экспресс-анализ, содержание которого определяется необходимостью быстрого получения аналитической информации о соответствии результатов деятельности заданным критериальным параметрам функционирования. К последним рекомендуется относить: уровень использования производственной мощности, объемы рыночной капитализации денежных активов, наличие просроченной задолженности, своевременность платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Тем самым экспресс-анализ позволяет оценить экономическую устойчивость организаций. Его итогом является рейтинговая оценка, которая учитывается специалистами институтов рыночной инфраструктуры при построении взаимоотношений с предпринимателями как в части объема услуг, так и относительно условий предоставления капитала.

Другим классификационным признаком является зависимость видов аналитической работы от периода времени, охватываемого исследованием. Здесь выделяется предварительный, итоговый и оперативный анализ. Предварительный анализ носит предупредительный характер. Осуществляется исследование текущего хода событий и возникающих при этом нарушений. Подготавливаемые решения предусматривают прогнозирование возможных отклонений и их последствий для достижения поставленных перед организацией целей.

Итоговый анализ – наиболее распространенный вид аналитической работы. Проводится изучение фактически полученных результатов предпринимательской деятельности нарастающим итогом за отчетные периоды времени (месяц, три, шесть, девять месяцев, год), Исследование основывается на изучении данных, приведенных в установленных формах статистической и бухгалтерской отчетности. Выводы аналитиков отличает высокая объективность, но, конечно, в меру достоверности информации, содержащейся в отчетности.

В свою очередь, оперативный анализ ориентирован на ежедневное изучение хода производственных процессов. Его исходной базой являются данные первичных регистров оперативно-технического и бухгалтерского учета. Это делает оперативный анализ инструментом мониторинга выполнения текущих задач и создает основу для своевременного регулирования возникающих отклонений.

В условиях рыночной экономики степень неопределенности поведения хозяйствующих субъектов достаточно высока. Поэтому для аналитиков новый смысл и практическое применение приобретают методы перспективного анализа (ориентирован на будущее время). Они позволяют подготавливать управленческие решения на основе использования вероятностных оценок. Активное применение ситуационного подхода и методов имитационного моделирования определяет характерные черты перспективного анализа.

Качественно иным является содержание ретроспективного анализа (за основу принимается прошлое время). Здесь целью применения методов и техники аналитических расчетов является выявление сложившихся тенденций в изменении рыночных условий функционирования организации. Их экономическая интерпретация позволяет установить то общее, что характерно для поведения многих субъектов хозяйствования на рынке. Но в рамках постоянно меняющейся рыночной среды эти достоинства ретроспективного анализа могут превратиться в определенные недостатки, т.к. часто возникает отдельная несопоставимость прошедших и настоящих рыночных условий.

Следующим классификационным признаком является состав используемых методов и приемов аналитической обработки данных. В данном случае на них указывают сами названия видов анализа. В частности, выделяются сравнительный, дисперсионный корреляционный, регрессионный, факторный, компонентный, кластерный и дискриминантный анализы. Особое место в этой группе занимает анализ, проводимый на основе интуитивных методов.

Разнообразие методов анализа обусловлено важным требованием – обеспечить построение наиболее адекватной модели изучаемого экономического явления, которая отражает не только состав, но и направленность действия как внешних, так и внутренних факторов.

Последний признак в рассматриваемой классификации связан с порядком исследования данных отчетности организации. Здесь выделяются горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей отчетности за ряд периодов времени. Наиболее распространенным методом горизонтального анализа является сравнение итогов разделов отчетности и оценка изменений. Особое внимание уделяется случаям, когда направленность изменения показателя не соответствует характеру взаимосвязи с другими экономическими показателями.

Вертикальный анализ в отличие от горизонтального проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоге. Это важно для последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Данная цепочка расчетов связана с необходимостью получить достоверную оценку центров ответственности и повышенных затрат, а также складывающихся экономических приоритетов в производственно-хозяйственной деятельности организаций.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет и моделировании выявленных зависимостей в динамике изменения значений исследуемых показателей. Такой анализ подводит исследователей к выделению складывающихся тенденций, а в дальнейшем и закономерностей. Их учет повышает качество подготавливаемых проектировок по обоснованию рыночной стратегии организации. Кроме этого результаты трендового анализа активно используются при подготовке экономических прогнозов.

Предлагаемая классификация не является исчерпывающей, но в то же время достаточно полно отражает современные особенности проведения отдельных видов экономического анализа. Ее детальное рассмотрение приводит исследователей к одному серьезному выводу. По своему содержанию и порядку проведения различные виды анализа взаимно дополняют друг друга и на практике во многом являются пересекающимися множествами. Другими словами, при проведении реальной аналитической работы по изучению экономического состояния и результатов деятельности организаций одновременно осуществляется несколько видов анализа.

На основе рассмотренной классификации можно осуществить идентификацию содержания аналитической работы. В частности, наиболее распространенным в работе менеджеров, является исследование, в котором имеются элементы внутреннего, финансового, локального, комплексного, непрерывного, итогового, ретроспективного, факторного, горизонтального и вертикального анализа. В рамках проведения инвестиционного анализа присутствуют характерные черты внешнего, тематического, целевого, циклического, предварительного, перспективного, проектного, сравнительного и трендового анализа.

Идентификация содержания аналитической работы крайне важна и необходима. Она позволяет исследователям правильно разработать общую и рабочие программы проведения анализа, обоснованно определить требования к составу и достоверности используемой исходной информации, установить конкретных исполнителей и четко распределить степень их компетенции и ответственности за решение конкретных задач.

Рациональное сочетание в рамках конкретного исследования различных видов аналитической работы позволяет, с одной стороны, реализовать множество положительных качеств, а с другой стороны, осуществлять экономический анализ по его содержанию в той степени и направленности, насколько сложна, многообразна и динамична сама предпринимательская деятельность.

На практике для различных видов экономического анализа подготавливаются конкретные методики их проведения. Это создает реальные предпосылки для непрерывного проведения аналитических исследований. Необходимо ли это? Ответ на данный вопрос находится, прежде всего, в области подготовки и принятия управленческих решений. Ведь основная сложность данной области деятельности заключается в выработке и оценке полной совокупности альтернатив, содержащих все допустимые варианты действий, которые способствуют достижению поставленных целей.

Способность в течение заданного, зачастую непродолжительного, периода времени увидеть и обосновать альтернативы действий, а также выбрать наиболее оптимальный вариант решения во многом обеспечивается аналитической работой, проводимой на высоком профессиональном уровне. Данное условие свидетельствует не об исключительной роли экономического анализа, а об оправданном стремлении менеджеров организаций к повышению его значимости в системе управленческой деятельности и отношений, возникающих между участниками рынка.



Похожие:

Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений iconВопросы для экзамена по дисциплине "Теория экономического анализа"
Направления экономического анализа деятельности предприятия (оценка, диагностика, прогнозирование)
Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений iconПеречень экзаменационных вопросов по «Экономическому анализу»
Краткая характеристика развития экономического анализа в России и перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной...
Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений iconСписок экзаменационных вопросов по курсу «Приборы и системы для анализа объектов ос»
Основные задачи пробоподготовки как составной части лабораторного анализа проб. Примеры способов пробоподготовки
Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений iconВопросы к экзамену по Теории экономического развития (кроме зачеркнутого)
«Теории экономического развития» в качестве самостоятельной дисциплины (выделение «Теории экономического развития», или «Экономики...
Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений iconПонятие экономического анализа
Эа по своей сути базируется на принципах материалистической диалектики. Термин «анализ» означает разделяю, расчленяю. Это позволяет...
Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений iconСодержание
Теоретические аспекты анализа кредитоспособности заемщика коммерческого банка
Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений iconКалендарно-тематический план на 2006-2007 уч год учителя Логуновой Л. В. Алгебра и начала анализа, 11 класс Учебник «Алгебра и начала анализа 10-11» под редакцией А. Н. Колмогорова
Традиционный экзамен по алгебре и началам анализа, его цель, форма проведения. Содержание, структура экзаменационной работы
Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений iconПрограмма анализа (обоснование проблемы, цели, задачи, объект, предмет изучения, основные понятия, которые одновременно выступят в качестве категорий контент-анализа)
Этот метод позволяет объективно зафиксировать и количественно измерить некоторые характеристики текстов, визуальных или звуковых...
Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений iconТеоретические основы инженерной геологии
Теоретические основы инженерной геологии. Механико-математические основы/Под ред акад. Е. М. Сергеева.— М.: Недра, 1986. 254 с.,...
Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений iconАнализа, 10 класс. Календарно-тематический план на 2005-2006 уч год
Учебник – «Алгебра и начала анализа», автор –А. Н. Колмогоров. Издательство «Просвещение»
Теоретические основы экономического анализа Задачи анализа в системе управленческих отношений iconФон: • Экспертиза анализа Fourier
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов