Урока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная icon

Урока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная



НазваниеУрока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная
Дата конвертации15.12.2012
Размер120.12 Kb.
ТипУрок

Тема урока: Русская культура эпохи Петра Великого

Цель урока:

Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны.

Задачи:

Образовательная: оценить новшества в области просвещения и образования, а также быта введенные Петром I;

Развивающая: Развивать навыки работы с историческими источниками, умение сравнивать различные эпохи;

Воспитательная: Воспитывать интерес к истории своей страны.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый Оборудование: карта «Россия в XVIII веке», компьютерная презентация


План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуальность опорных знаний.

III. Изучение новой темы по плану:

  1. Просвещение и образование.

  2. Развитие науки и техники.

  3. Живопись и архитектура.

  4. Театр.

  5. Новшества в быту.

IV. Закрепление.

V. Рефлексия

VI.Домашнее задание.


Основные понятия: лексикон, барокко, Академия наук, ассамблеи.

Выдающиеся личности: Л.Магницкий, Б.Растрелли, Д.Трезини, А.Нартов, А.Ф.Зубов, И.К.Коробов, М.Г.Земцов, Никонов.

Литература:

  • Герои русской истории, - Москва, «Белый город», 2006 г.

  • Золотая книга русской культуры, - Москва, «Белый город», 2007 г.

  • Россия. Сокровища архитектуры, - Москва, издательство Эксмо, 2002 г.



^ I. Организационный момент.

II. Актуальность опорных знаний.

При Петре I произошли большие изменения в различных областях общественной жизни: в экономике, в государственном управлении России. Преобразования коснулись также просвещения, культуры, науки. Об этой стороне деятельности Петра Великого мы поговорим на уроке.

? Вспомните, особенности культуры XVII века»

Обмирщение – усиление светских начал.

? В чем проявилось обмирщение?

  • Рост грамотности, появление государственных школ.

  • Выпуск печатных книг.

  • Развитие научных знаний, хотя они еще находились на начальной стадии развития и главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенных на русский язык.

  • XVII век – время великих русских географических открытий: С.И.Дежнев, В.Д.Поярков, М.В.Стадухин, Е.П.Хабаров.

  • Появились первые «светские» произведения в литературе.

  • Изменения происходят в архитектуре (отход от строгих церковных канонов, появление «дивного узорочья») и живописи (появление портретной живописи – парсуны).


  • Открытие в 1672 г. театра (постановки иностранных авторов, исполнители – иностранцы).


Мы на уроке должны узнать об изменениях в культурном развитии России в первой четверти XVIII века. В конце урока должны ответить на следующие вопросы:

    1. Каковы особенности культуры данного периода?

    2. Чем можно объяснить усиление внимания Петра к развитию научных знаний? Какие научные успехи Петра вы считаете главными и почему?

    3. Почему новые элементы быта Петр вводил силой?

    4. Значение культурного наследия Петровской эпохи.


III. Изучение новой темы.

1.Просвещение и образование.

Новые экономические и политические задачи, стоящие перед Россией, требовали знающих, образованных людей. Нужно было многому учиться и учить других. Петр I подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других. Он владел 14 ремеслами, в Голландии он получил звание корабельного плотника, в Англии – инженера, был прекрасным полководцем и флотоводцем, выдающимся дипломатом.

Интерес к знаниям сохранялся у Петра I на протяжении всей жизни. Приглашая на службу иностранных специалистов и ученых, Петр I не скупился на жалование им, преследуя цель обучения русских людей.

Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. Петр I не раз сам выполнял роль экзаменатора. В то время учеба приравнивалась к государственной службе, а потому спрос был особый. Далеко не всем это нравилось, некоторые пытались уклониться от учебы. Петр I запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании.

Царь – реформатор понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата, поэтому в стране начала формироваться система профессионального образования.

Поначалу в школах могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.

(схема)

^ Учебные заведения:

Низшая ступень:

цифирные школы: учащиеся овладевали навыками чтения, письма, счета.

Цифирные школы открылись более чем в 40 городах

России. (1714 г.)

гарнизонные школы для детей солдат

адмиралтейские школы для детей матросов.


Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение, астрономия и т.д.) давала организованная в 1701г. школа математических и навигационных наук в Москве. Занятия здесь продолжались почти весь день, дисциплина была строгая, за непосещение уроков наказывали палками или взыскивали большой денежный штраф. Выпускники данной школы назначались преподавателями в другие училища. В 1715 г. часть классов перевели в Петербург и на этой базе создали Морскую академию. Навигационные школы открыли также в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани.

В 1707 г. были основаны медицинские школы в Москве, через несколько лет такая школа начала действовать в Петербурге. На Урале и в Карелии создаются горные училища. Возникают инженерная и артиллерийская школы. Основываются учебные заведения, где главным предметом были иностранные языки, включая восточные.

Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания. В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге. Одной из первых напечатанных в ней книг была «Книга Марсова, или Воинских дел», прекрасно оформленная, с множеством гравюр о Северной войне. В 1718 г. типография перепечатала первый русский учебник по истории – «Синопсис». Были изданы «Арифметика» Магницкого, таблицы логарифмов, учебник тригонометрии, «Грамматика» Смотрицкого, Словарь иностранных языков – лексикон ( работа с термином, записан на доске).

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М.В.Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

С 1703 г. начала издаваться первая печатная книга – «Ведомости»,

в которой публиковалась в основном иностранная хроника.

Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 г. Кунсткамера – помещение для редкостей. В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи.

В 1714г. в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

В 1724 г. Петр издал указ об учреждении Академии наук и художеств. Открылась она уже после смерти царя.


2.Развитие науки и техники. (сообщение учащегося сопровождается работой с картой).

Петровское время было отмечено бурным развитием науки и техники. Необходимость научных знаний объяснялось практическими потребностями государства:

  • освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны,

  • поиском и использованием полезных ископаемых,

  • строительством новых городов,

  • ростом мануфактур и развитием торговли.


Внушительными были результаты географических исследований юга России, Каспийского, Аральского морей, Сибири, Курильских островов, Камчатки, островов Северного Ледовитого океана. В январе 1725 г., незадолго до своей смерти Петр I подписал инструкцию командору Берингу, морская экспедиция которого должна была установить, существует ли пролив между Азией и Америкой. В первой четверти XVIII века начинается картографирование страны.


Значительными были и открытия полезных ископаемыхкаменного угля в Донецком и Кузнецком бассейнах («рудознатец» Григорий Капустин), нефти – в Поволжье и Коми крае. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урале месторождения медных руд. В 1714 г. в России в районе Петрозаводска были открыты первые минеральные воды.


В этот период были заложены основы отечественной медицины. В 1706 г. в Москве основан аптекарский огород, ставший основой будущего ботанического сада. В 1707г. был открыт первый в России госпиталь и при нем врачебная школа. С 1718 г. в Петербурге стали изготавливать хирургические инструменты.


Яков Вилимович Брюс, организовавший Навигационную школу в Москве, способствовал созданию первой в России обсерватории, оборудованной в Сухаревой башне. По результатам 5-летних наблюдений в 1707 г. он составил первую в России карту звездного неба. С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения. Таким образом, мы можем говорить о развитии в России астрономии.

Технические открытия связаны с развитием металлургии и оптики. Андрей Константинович Нартов в 1712 – 1725 гг. первым в мире изобрел и построил токарные, винторезные и токарно-копировальные станки, которые явились новинкой и для заграницы. Было освоено производство оптических приборов – подзорных труб, микроскопов и т.д

В 1724 г. по проекту другого гениального русского механика – Никонова – была создана и испытана первая русская подводная лодка.


^ Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей.

В петровское время возрастает интерес к истории России. По правительственным указам собирали вещественные и письменные памятники прошлого. Выходили в свет исторические сочинения. Петр I участвовал в сборе и редактировании материала по истории Северной войны, писал отдельные разделы текста. Работа оказалась незаконченной. Занимаясь «европеизацией» государства, царь чтил память героев прошлого, Петр понимал патриотическое, воспитательное значение истории родной страны.


3.Живопись и архитектура.

При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становится светской, разнообразной, получает поддержку со стороны государства. Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней жизни.


В архитектуре наблюдается переход к регулярной планировке, для которой характерны:

  • геометрическая правильность,

  • симметричность,

  • установление единых правил и приемов в застройке улиц,

  • определенное соотношение размеров и высоты зданий.

Архитектурный стиль, зародившийся в XVII веке и получивший распространение в XVIII веке, получил название – барокко -монументальность, сочетающаяся с пышностью (термин записан на доске).


Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурге. В этой работе участвовали лучшие зарубежные специалисты – Ж.Леблон, Д.Трезини, Ф.Б.Трезини, а также русские архитекторы И.К.Коробов, М.Г.Земцов. важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения в Петергофе.


В изобразительном искусстве появилось новое явление – гравюра (работа со словарем в учебнике).Свою популярность она приобрела из-за дешевизны. Известным мастером-гравером был А.Ф.Зубов.

Популярность приобрела портретная живопись. Основоположником русской светской живописи является Иван Никитич Никитин, обучавшийся в Италии. Его кисти принадлежат работы: «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе». Ему присуще правдивое изображение героев, интерес к внутреннему миру человека, показ не только индивидуальных внешних черт, но и характера.

4. Театр.

Просвещению должен был служить и театр. Попытка создать народный театр была предпринята в Москве. В 1704 г. на Красной площади было воздвигнуто здание театра – «комедиальная храмина», а из Данцига приглашена актерская труппа Ягона Купшта. Пьесы были в основном переводные, далекие от русской жизни. Вначале театр посещался хорошо, но затем интерес публики стал падать и он был закрыт. Позднее театр возник в Петербурге. Новые пьесы содержали намек на исторические события первого десятилетия XVIII века, осмеивали врагов петровских преобразований. Так, в комедии «Петр златые ключи» проводилась мысль о пользе поездок молодых людей за рубеж для обучения. На сцене высмеивались различные пороки духовенства, разоблачалось взяточничество и казнокрадство чиновников.


5.Новшества в быту.

По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории.

Новое, XVIII столетие Россия встретила необычно: с января 1700 г.было введено новое летоисчисление от Рождества Христова. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями.

По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды – камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп.

Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил денежный штраф и даже ссылка.

Из Европы царь привез и новые формы общения и развлечения: праздники с фейерверками, маскарады. С 1718 г. специальным указом он ввел ассамблеи, устраиваемые попеременно в домах знати (работа со словарем в учебнике). В них участвовали женщины. Ассамблеи начинались обычно в 5 часов и продолжались до 10 часов вечера. На них танцевали, играли в шахматы и шашки, вели деловые разговоры. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин.

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Появляются любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.

Новшеств было так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 г. вышло знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов».

(работа с документом, см. учебник).


IV. Закрепление. Домашнее задание.

? Особенности культуры первой четверти XVIII века.

  1. Становление научного знания. Наука – основа всех представлений о мире.

  2. Становление светской культуры.

  3. Ориентация на западноевропейские образцы.



?Чем можно объяснить усиление внимания Петра к развитию научных знаний? Какие научные успехи Петра вы считаете главными и почему?

(Петр I нуждался в специалистах в разнообразных сферах человеческой деятельности, которые способствовали европеизации России. Развивались науки, способствующие развитию мануфактур, военного дела,…)


?Почему новые элементы быта Петр вводил силой?

(Не все иностранные заимствования можно признать разумными.

Как человек своей эпохи Петр, очевидно, полагал, что, заставив народ измениться внешне, он изменит его и внутренне. Предписывая носить европейскую одежду, брить бороды, курить табак и проч., он стремился насадить европейские культурные навыки и, таким образом, превратить русских в европейцев.)


?Значение культурного наследия Петровского эпохи: на основе перемен петровского времени:

  • Зародилась и развивалась отечественная наука

  • Оформилась система образования

  • Расцвела художественная культура не только XVIII века, но и XIX века.

  • Культура носила переходный характер.

  • Новшества коснулись лишь высших слоев населения.



V. Рефлексия

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.

Задание 1. Заполните таблицу «Наиболее известные произведения художественной культуры Петровской эпохи»

Архитектура

Живопись








Задание 2. «Изменения в системе образования при Петре I».

Система образования до Петра I

Система образования при Петре I








Задание 3. «Перемены в повседневном быте различных сословий при Петре I»

Царский двор и высшее сословие

Остальное население страны








Задание 4. Какими делами и свершениями вошли в историю российской науки нижеперечисленные деятели?

Я.В.Брюс - _______________________________________________________

Л.Ф.Магницкий - __________________________________________________

А.К.Нартов - _______________________________________________________

Никонов - ___________________________________________________________


Задание 5. Заполните пропуски в тексте.

Строительство Северной столицы потребовало участия лучших для того времени специалистов. Были приглашены зарубежные архитекторы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вместе с ними строили Петербург и русские архитекторы ___________________________________________________________________________

Самыми известными художниками Петровской эпохи стали _______________________ _______________________________________________

VI. Домашнее задание:

  • пп.18-19 учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулина «История России. Конец XVII – XVIII век», - Москва, «Просвещение», 2007 г.




Похожие:

Урока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная iconУрока «Физика за чайным столом» (урок повторения и обобщения материала по теме «Теплота и молекулярная физика») 8 класс Цель урока : повторение пройденного материала по теме. Задачи
Образовательная: учить решать задачи по теме, учить применять полученные знания для объяснения повседневных явлений и использовать...
Урока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная iconУрока: Диалог о времени. (10 класс) Цель урока : изучение одного из следствий то эйнштейна. Задачи : Образовательная: изучение нового материала
Воспитательная: показать необходимость глубокого осмысления обычных фактов и событий, роль теории Эйнштейна в современной науке
Урока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная iconУрока: Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека. Тип урока: урок обобщения знаний Цель урока: Образовательная: обобщить знания учащихся о водах Земли
Развивающая: закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте, развивать умственную самостоятельность, творческую познавательную...
Урока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная iconВид урока: баскетбол Тема урока: совершенствование техники и тактики нападения, методом быстрого прорыва. Цель урока
Цель урока: формировать умение эффективно использовать технику и тактику нападения в игровой ситуации
Урока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная iconУрока Работа силы тяжести (9 класс) Цель урока : изучение нового материала Задачи Образовательная: изучить понятие силы тяжести, формулу для расчета силы тяжести
Развивающая: развивать логическое мышление, интерес учащихся к предмету через проблемную ситуацию
Урока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная iconТип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока
Цель урока: показать внутреннюю связь поэзии, живописи и музыки на примере поэзии Николая Рубцова
Урока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная iconЗадачи урока
Цель урока: Сформировать умения учащихся решать сложные логарифмические неравенства, а также неравенства смешанного типа
Урока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная iconВыбор рациональной структуры урока перечень структурных элементов учебного занятия (урока)
Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть...
Урока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная iconЦель урока: подготовить учащихся к написанию экзаменационной работы (сочинения-рассуждения). Задачи урока
Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»)
Урока: Русская культура эпохи Петра Великого Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны. Задачи : Образовательная iconУрок «Явление электромагнитной индукции» Цель урока: Изучить явление электромагнитной индукции Задачи: образовательные
Фарадея, показать, что индукционный ток появляется при изменении магнитного потока, пронизывающего контур
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов