Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока icon

Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока



НазваниеУрок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока
Дата конвертации25.11.2012
Размер60.21 Kb.
ТипУрок

Урок №1/15.

Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия.

Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.


Цели урока:

  • образовательная: дать понятие “сила”, познакомить с признаками действия силы и способами измерения силы. Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое. Познакомить с основными видами сил: сила тяготения, сила тяжести, вес тела, сила упругости, сила трения.

  • развивающая: способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.

  • воспитывающая: формировать интерес учащихся к изучению физики.

I. Актуализация знаний.

  1. Приведите примеры показывающие, что тела приходят в движение при взаимодействии с другими телами.

  2. Приведите примеры показывающие, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел.

^ II. Изучение нового материала. Презентация <Приложение 1 >

Рассмотрите, пожалуйста слайды. Объясните с точки зрения физики данные взаимодействия.

^ 1. Введение понятия “Сила”.

Во всех приведенных вами примерах тело под действием другого тела приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения.

Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения.

^ Сила - физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть являющаяся мерой этого действия.

Известны четыре признака действия на тело силы: изменение скорости, изменение направления движения тела, изменение формы тела, изменение размеров тела. Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.

Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей.

Например, если надавить пальцами на ластик, то он сожмется, изменит свою форму. В таких случаях говорят, что тело деформируется.

Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.


^ Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить.

Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H]

В физике единицы величин выбирают не случайным образом, а так, чтобы они были согласованы с уже выбранными ранее единицами. Как же выбрали единицу силы – 1 ньютон? Оказывается, что если на покоящееся тело начнет действовать сила, то это тело будет двигаться ускоренно, а точнее, равномерно ускоренно. Это значит, что за равные промежутки времени скорость тела будет возрастать на равные величины. Зная эту особенность движения тел, силой в 1 ньютон назвали такую силу, которая, будучи приложенной к покоящемуся телу массой 1 кг, будет ежесекундно увеличивать его скорость на 1 м/с.

^ Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением.

На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы.

Начало отрезка – точка А есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.

Итак, можно сказать, что результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.

^ 2. Измерение силы.

На практике часто приходится измерять силу, с которой одно тело действует на другое. Для этого используют прибор, который называется динамометром.

^ Демонстрация применения различных динамометров.

Динамометры бывают различного устройства. Главная часть динамометра – специально изготовленная стальная пружина, к которой прикреплена стрелка. Она перемещается по шкале, размеченной в единицах силы.

Для измерения силы различных мышечных групп человека используют медицинские динамометры.

Для измерения мускульной силы руки при сжатии кисти в кулак применяют ручной динамометр силомер.

Применяют также ртутные, гидравлические, электрические и другие динамометры.

В последнее время широко применяются электрические динамометры. Они состоят из датчика, который преобразует деформацию в электрический сигнал.

Для измерения больших сил, таких, например, как тяговые усилия тракторов, тягачей, локомотивов, морских и речных буксиров, используют специальные тяговые динамометры. Ими можно измерить силы до нескольких десятков тысяч ньютонов.

^ 3. Равнодействующая сила.

На практике часто, на одно и тоже тело действуют несколько сил. Иногда бывает необходимость заменить действие нескольких сил, приложенных к телу, одной силой.

Силу, заменяющую действие нескольких других сил, называют равнодействующей силой. Она производит над телом такое же действие, как и заменяемые ею силы.

Равнодействующая двух сил, приложенных к телу, равна сумме этих сил, если их векторы сонаправлены, и разности этих сил, если их векторы противонаправлены. Равнодействующая сонаправленных сил направлена в ту же сторону, что и исходные силы, а равнодействующая противонаправленных сил направлена в сторону большей из исходных сил.

Если две силы, приложенные к одному и тому же телу, направлены противоположно и имеют одинаковую величину, то их называют уравновешенными силами. Равнодействующая таких сил равна нулю.

Направление или скорость движения тела меняются только тогда, когда на него действуют неуравновешенные силы. Если же на тело действуют только уравновешенные силы, то оно, либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно. Приведенные утверждения выражают закон покоя или равномерного прямолинейного движения тел.

^ II. Изучение нового материала. Презентация <Приложение 2>

Проблемный эксперимент: у каждой страны есть космодромы, с которых запускают космические станции. Однако все предпочитают производить космический запуск с плавучей платформы в Тихом Океане, которая базируется в одном из морских портов США. Потом она «уходит» в сторону экватора, откуда, собственно, и осуществляются старты.

^ Почему запуск космических станций стараются произвести с экватора?

(мнения детей выслушать и записать на доске)

Чуть позже вы сможете выбрать более точную версию из предложенных (или …дать правильный ответ, нам не хватает знаний)


Посмотрите на экран. Что наблюдали во всех случаях? ПАДЕНИЕ. А почему тела падают на Землю? Существует сила, с которой Земля притягивает к себе все тела, находящиеся вблизи нее, ее называют силой тяжести или земным тяготением

Существует легенда открытия закона. Английский ученый Исаак Ньютон после обеда перешел в сад и пил чай под тенью нескольких яблонь. Спустя некоторое время упало яблоко на землю. Затем еще одно. Ньютон подумал: «Почему яблоко всегда падает на землю? Должна существовать притягательная сила, сосредоточенная в центре Земли»

От чего зависит?

Ваши выводы..


 ^ Таблица для запоминания формулы расчета силы тяжести, массы тела и ускорения свободного падения.



^ Падает зернышко в узкой меже.

Надо же, с ускорением q!

Падают камни в ущельях глухих.

Опять ускорение q и у них.

Что мы ни кинем, что мы ни бросим –

Все ускорение девять и восемь.

Падает тело, воздух сверля.

Всех притяжением ловит Земля!

(В. Чикин)

  2.Ускорение свободного падения в различных местах Земли.

Город

g, м/с²

Город

g,м/с²

Берлин

Вашингтон

Гринвич

Мадрид

Осло

9.8128

9.80118

9.81189

9.79981

9.81927

Париж

Прага

Рим

Стокгольм

Токио

9.80943

9.81014

9.80367

9.81843

9.79801

Считается, чтo чeм ближе к экватору расположено место запуска космических ракет, тeм большую массу полезного груза можно вывести нa орбиту:

1). На экваторе ускорение свободного падения меньше, а значит сила тяжести меньше, легче преодолеть земное тяготение;

2). при проведении пуска в восточном направлении зa счет своего вращения вoкpyг оси Земля сообщает ракете дополнительную скорость, величина кoтopoй зависит oт широты точки старта. Чем ближе к экватору, тeм бoльшe этa скорость (Для "Плесецка" величина этoй дополнительной скорости равна 211 м/с, для "Байконура" — 315 м/с, a нa экваторе — 465 м/с). Обычно для вывода спутника на орбиту Земли скорость ракеты должна составлять не менее 7,8 км/сек, однако при запуске с экватора достаточно 7,4 км/сек. Соответствующая экономия топлива позволит носителям выводить в космос на 25 процентов больше грузов, чем с более высоких широт.

Совместное заполнение таблицы, сопровождаемое показом презентации.

Таблица “Виды сил”. (Приложение)

III. Самостоятельное заполнение полей таблицы по аналогии с заполненными.

IV. Домашнее задание: выучить таблицу.

V. Итоги урока.



Похожие:

Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока iconУрока дата Класс Предмет Тема урока Тип урока и его структура
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока iconТема урока: Урок – викторина «Что такое? Кто такой?» Цели урока
Цели урока: Формировать умение в распознавании основ сложных слов и частей слова, образование и правописание сложных слов
Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока iconУрока: каким я вижу компьютер будущего. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: беседа, индивидуальная работа. Цели урока
Цели урока: проследить развитие вычислительной техники с момента возникновения первых вычислительных инструментов до сегодняшних...
Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока iconТема урока: Ароматические соединения в природе и жизни человека
Тип урока: Итоговый (результирующий) урок по защите проектов, связанных со значением ароматических углеводородов и их производных...
Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока iconУрок-путешествие в 3 классе тема урока: Обобщение знаний о местоимении. Цели урока Углубить знания учащихся о местоимении
Сообщение целей урока. Отправляемся в путешествие в страну Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо
Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока iconНазаркина Татьяна Николаевна Школа: моу «Лицей №43» г. Саранск Тема урок
Организационный момент урока. Объявление цели урока. Знакомство с правилами работы
Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока iconКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться...
Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока iconТип урока – комбинированный урок. Цели и задачи урока
Учитель: Как всегда, прежде чем начать урок, займемся разминкой. С какой целью мы развиваем речевой аппарат, дыхание? (Ответы учащихся)...
Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока iconКонспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
Каждый из них должен написать, что появится на экране при выполнении данных задач
Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока iconУрок математики в 6 классе Тема урока. Сложение и вычитание смешанных чисел. Цели урока: отработать навыки сложения, вычитания, сравнения смешанных чисел
Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений; сообщение темы, целей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов