Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50 icon

Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50



НазваниеКоррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50
Дата конвертации01.12.2012
Размер39.06 Kb.
ТипДокументы

Коррекция школьных страхов и тревожности

у младших школьников

Амамбаева Мадина Владимировна

Педагог-психолог МОУ СОШ № 50

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция – это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.

Страх – эффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри все холодеет, тело «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или. Наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма.

Страхи бывают возрастные и невротические.

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психологического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны родителями того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителям другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.


Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избеганием объекта страха, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.

Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний.

Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.

Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности может спровоцировать появление страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным. В младшем школьном возрасте страх «быть не тем» достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок.

Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.

Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, бояться не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей.

В основе этого страх лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего такие дети бояться отвечать у доски. Именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.

Некоторые дети панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка – не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребенком как оценка всей его личности.

«Ты плохой, потому что ты плохо учишься», - говорят ребенку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе и различными страхами.

В ряже случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных социокультурно и педагогически запущенных детей.

Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребенка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.




Похожие:

Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50 iconМатериал подготовил педагог – психолог моу сош №10 Шпак Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся моу сош №10 с трудностями в обучении
Ческих и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта,...
Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50 iconВ феврале 2010 года был проведен муниципальный этап краевого конкурса «Педагог-психолог Кубани -2010»
С 22 марта по 26 марта 2010 года победитель муниципального этапа педагог-психолог моу сош №5 Краснюк Татьяна Викторовна приняла участие...
Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50 iconСреди воспитанников доу: 1 место: Нефедов Никита мдоу №45; 2 место
Ткачева Екатерина моу сош п. Пробуждение (педагог Богатырева А. Ф.), Прокудина Софья моу сош №30 (педагог Прокудина Л. Н.)
Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50 iconСоциально-психологическая служба. Работа с родителями
Консультации проводят социальный педагог – чернушко анжелика евгеньевна и педагог-психолог волотовсктий антон сергеевич
Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50 iconПамятка для родителей как правильно работать над развитием памяти ребёнка? Моу «сош с п. Верхний Акбаш» Педагог -психолог : Г. Р. Тенова
Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными...
Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50 iconПоложение о городском «Интеллектуальном марафоне» младших школьников Общие положения настоящее положение определяет цели и задачи городского этапа «Интеллектуального марафона младших школьников»
«Интеллектуального марафона младших школьников» (далее – Марафон), порядок его организации, проведения организационно-методического...
Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50 iconАдминистративная зона Ответственные за информационные зоны моу «сош с. Прималкинского»
Педагог организа-тор, социальный пе дагог, педагог – ор-ганизатор обж, ин структор по трудо-вому воспитанию клас руководители
Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50 iconИнструкция №30. 7 по пожарной безопасности для обучающихся, воспитанников моу сош №7 Для младших школьников
Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи, нагревательных приборов с открытой спиралью
Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50 iconКак развивать чувство ответственности в детях Крынина Людмила Александровна Педагог – психолог моу сош №50
Вместе с тем мы хотим, чтобы дети нас слушались и выполняли наши требования. Проблема ответственности очень обширна, и сегодня мы...
Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50 iconФакультатив «Экология для младших школьников»
Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов