Секция: филология (литературоведение) icon

Секция: филология (литературоведение)



НазваниеСекция: филология (литературоведение)
Малышева Ксения
Дата конвертации17.12.2012
Размер121.21 Kb.
ТипРеферат

Районная научно-практическая конференция


«Умники и умницы»

Секция: ФИЛОЛОГИЯ (литературоведение)




Времена года


в лирике челябинского поэта

Евгения Солодкого




Автор:

Малышева Ксения,

Калининский район

МОУ СОШ № 50, 5 класс

Научный руководитель:

Хлебникова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОУ СОШ № 50


Челябинск 2011


Содержание


Введение ________________________________________ стр. 3


Основная часть:


Глава 1. Летний пейзаж ____________________________ стр. 4 - 7


Глава 2. Осенний пейзаж___________________________ стр. 7 - 8


Глава 3. Зимний пейзаж____________________________ стр. 9 - 10


Глава 4. Весенний пейзаж___________________________ стр.11 - 12


Заключение ______________________________________ стр.13


Список литературы ________________________________ стр.14


Введение.


Сезонная разделение поэтического пейзажа играет значительную роль в поэзии, как и в других видах искусства. С каждым временем года сопряжён особый комплекс изобразительных средств.

Евгений Солодкий продолжает и развивает традиции русской пейзажной лирики, законы построения и согласования поэтических образов. Так, например, мотив одиночества связан с осенью, любование природой – с летом, покой, умиротворение связаны с зимой. Любимые пейзажные образы: капли-слёзы, лужи-зеркала, зима-лебёдка – всё, что, сыплется, брызжет, танцует, воплощая неусыпное кипение жизни.

Задача выделения пейзажных комплексов важна для понимания законов поэтизации природы. «Проливной листопад», «лохматые тучи» - примеры устойчивых комбинаций пейзажных мотивов осени, составляющих как бы переходное звено от мотива «к рисунку», к пейзажу – целостному поэтическому образу природы.

Возможна различная классификация пейзажей. Данная работа рассматривает эстетические разновидности пейзажа разных времён года челябинского, ныне живущего в Америке, поэта Евгения Солодкого.


Глава 1. ^ ЛЕТНИЙ ПЕЙЗАЖ.

Из всех разновидностей времён года на первое место по своему эстетическому значению для поэта следует поставить летний пейзаж, сложившийся еще в ранней лирике поэта.


Летние каникулы школьника Евгения Солодкого проходили у бабушки в небольшом поселке Приуральский под Магнитогорском. Из воспоминаний поэта: «В старом деревянном доме всегда пахло травами. Пучки чистотела, мяты висели по углам комнат, в большие окна с резными ставнями заглядывал старый сосновый бор. Сразу за околицей тонкая тропинка к озеру …»:

Я умоюсь холодной росой,

Разотрусь докрасна лунным светом,

Утро дарит блаженный покой

Молодого уральского лета …


В сизой дымке парится река,

Лёгкой дрожью росинки, как слёзы.

И плывут по воде облака –

И играют кудрями берёзы …


По вершинам заснеженных скал,

Солнца луч, как предвестник рассвета,

Промелькнул, проскользнул, пробежал

Теплотой запоздалого лета …


Сосны робко спускаются с гор,

Ёлки в ряд, как клубника на грядке –

Ранних птиц несмолкающих хор –

Это лето спешит без оглядки …


Или

Усталый ветер спрятался в леса,

И солнце будто вырвалось из плена,

Разрушив облаков глухую стену,

И светлячками расцвела сосна …


Часто в создании летнего пейзажа Е.Солодкий прибегает к приему олицетворения: «расцветает светлячками», будит «трезвонным рассветом». Поэт, используя этот прием, создает неповторимые идиллические картины раннего летнего утра или позднего вечера.

^ Элементами летнего пейзажа лирики Евгения Солодкого можно считать следующие составляющие:

  1. Ласковый ветерок, доносящий приятные запахи, «ветреный каприз»

  2. Птицы, пробуждающие утром: «… Как по стеклу костяшки домино / Мелодией трезвонного рассвета …»

или

Сладкое, пряное яблоко падает на траву

^ И величальная песня жаворонка просвистом – в синеву …



  1. Неброская красота полевых цветов и аромат цветущих деревьев: « Цветами сыпало поле…», «… Как будто кто черемуху качает…»

  2. Солнце, солнечный свет, «неба золотой пожар», солнечный зайчик: «И солнце ласково сквозь тучи щурится …»

  3. Звенящий ручей, зеркальные глади уральских озер:

Перелески, горы, степи,

Голубая гладь Урала,

А навстречу только ветер

И дорога без начала…


То петлял, то возвращался, появлялся, пропадал.

Завернул в зеленый лес и в густой траве исчез …


Почему именно пять элементов составляющие летнего пейзажа, каков закон их сочетания? Невольно приходит на память другое известное применение того же числа – пять органов чувств. Действительно, признаки летнего пейзажа созданы как бы для того, чтобы полностью насыщать и радовать все человеческие чувства. Вода утоляет жажду; ветерок позволяет дышать, вдыхать запахи; усыпанное цветами поле радует взоры; птицы услаждают слух. Все элементы летнего пейзажа находятся в полной гармонии: ветерок принесет благоуханье цветов, шелест деревьев успокоит слух. В этом и состоит сущность летнего пейзажа – он полностью гармонирует с природой человека. Именно в этом «восхитительном месте» человек «восхищен» всеми своими чувствами.

Летний пейзаж в поэзии Солодкого может быть одновременно сказочно красивым и необычайно грустным. Это связано с кратковременностью уральского лета.

Июльский дождь отплакал и умолк,

Алмазы слез нам разбросав под ноги,

Озера луж рассыпал по дороге,

Укутал в радуги неповторимый шелк.


Евгений Солодкий уловил приметы уральской летней погоды: «холодная роса», «мокрый туман»:

Здесь синие горы не торопятся ввысь,

И мокрый туман вдруг на плечи ложится …


Здесь в тысячу красок цветет листопад,

^ И тысячи запахов ветер разносит,

Здесь звезды гирляндами в небе горят,

Здесь позднее лето? Нет, ранняя осень …


Сразу угадывается уральский ландшафт: «синие горы не торопятся ввысь». Е.Солодкий как эхо повторяет слова своего любимого поэта Людмилы Татьяничевой»: «Когда говорят о России / Я вижу свой синий Урал …»

Очень характерно для палитры летнего пейзажа пристрастие поэта к радужным краскам, которые составили основной колорит пейзажной лирики лета: «желто-красный перепляс», «оранжевый рассвет», «небес голубизна», «слепит глаза великолепье цвета», «рубиновые рассыпи».


Глава 2. ^ ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ.

В отличие от летнего пейзажа составные части осеннего поэтического пейзажа Е.Солодкого сдвинуты со своего обычного места.

Устойчивый образный мотив, связанный с осенью – реки, облака, деревья – все рвется за свой предел одержимой силой: «^ А небо сердится, а небо хмурится…»

Какие же устойчивые признаки осеннего пейзажа можно выделить в лирике Е.Солодкого?

1. Самый устойчивый – звуковой: шум, стук, стон, вой, свист, столь отличный от тишины и мягкого шелеста летнего пейзажа: «^ И ветра мощный баритон звучит как бас…»

Именно в осеннем пейзаже зрительные образы дополняются или вытесняются цветовыми:

2. Цветовая гамма: «жёлто-красный», «багровый», «мрачнее тучи серые тона», «серебряный туман», «В пожелтевших кудрях утомлённых

берез …»

3. Не ласковый летний ветерок, а ветер- «листопляс», ветер – живое существо: «Пусть крутит листья маленький торнадо …», «… словно хмель закружит вас …», «Вновь пьяный ветер листья расшвырял …», «голодным волком завывает ветер…»

Сырыми листьями к ногам спадал наряд,

Безумством осень выражала свой каприз,

^ Лишь изредка косой роняя взгляд …

Она кружилась в вихре пламени на бис …

4. Затяжные, монотонные дожди: «Грустят скамейки в парке одиноко - / Родной пейзаж, промокший под дождём …», «дождём тоскливым постучишься в окна»

^ В окно стучит нестиранный рассвет,

Унылый дождь расплакался некстати,

И мёрзнет осень в полинявшем платье,

Увядших листьев, уронив букет.

Е.Солодкий использует «дождевые» эпитеты, олицетворения, сравнительные обороты для создания осеннего пейзажа. Дождь не идет, дождь у поэта плачет: «заплаканное лето», «забыли выключить» «И рваный дождь, как раненая птица»; использует повторение слов для усиления грусти и обреченности: «Дожди, дожди, дожди / Как горб судьбы, который не стряхнуть …»

Расслезился по небу закат

^ Перед холодом лунного света,

И на ветках сосульки висят

Перезвоном погибшего лета …



  1. Улетающие птицы:

Поблёкший лес укутался в туман,

Громады туч встают, как изваянья,

И в сером небе росчерком прощанья

Последних птиц нестройный караван …


Образ мрачной птицы усиливает зрительный эффект: «^ Лишь взлетает ворон сонный …»

Осенний пейзаж Солодкого – это погодный пейзаж: дождь, ветер, первые холода – «унылая пора». Вослед великому Пушкину, который любил осень, поэт Солодкий признаётся: «Ах, осень, что за чудо эта осень, / Унылая, но дивная пора …»



А лес в багровый саван облачён,

^ И солнце холодит своим дыханьем,

Спешу, бегу на первое свиданье –

Я в осень, словно в женщину влюблён.



Печальной песней колокольный звон

Зовёт, манит и за собой уносит –

В безумстве страсти хороводит осень,

И я в неё, как в женщину влюблён …


Глава 3. ^ ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ

Зима – обнажение души русской природы. В любви к зиме проявляется особый склад национального характера: мечтательность, задумчивость. Зимний пейзаж Солодкого – это праздник света, лучезарное восприятие сияющего снега.

Великолепию зимы предшествует затяжная осень, когда природа как бы умирает, гаснет, бледнеет, чтобы потом вспыхнуть новым чистым светом.

^ Легка и невесома, будто шаль,

Неповторима, как фата невесты,

Прозрачна, словно тонкая вуаль,

Струится музыка незримого оркестра.


Мазки зимы художник набросал:

Её приход – природы очищенье,

И кружева на стёклах примерял,

Как знаки высшего благословенья …


Лебёдкой белой расцвела зима …

.

Какие же устойчивые признаки зимнего пейзажа можно выделить в лирике Е.Солодкого?

1. Самый устойчивый – отсутствия звука, тишина, покойный сон:

« …^ Такая тишь, замёрзли даже звуки», «… Хранит природа снежное молчанье …». «В старой церкви замёрзли звуки …»

2. На смену осеннему многоцветию пришли немногочисленные, но волшебные краски зимы: « … А за окном господствуют два цвета. / Волшебно-белый и небесно-голубой»



Слепит глаза пьянящий белый цвет,

^ Лёд голубой, как россыпь самоцветов,

И ничего прекрасней в мире нет,

Чем эта зимняя симфония дуэтом …


Холодным отблеском природы седина,

И голубая бездна поднебесья …


3. Осенний холод сменяет утренний мороз: «мороз белым холодом дышит …». Мороз – мастер ювелирного искусства, художник: «Опять мороз рисует на стекле …»



^ Мороз холодные протягивает руки,

Зовёт в свои ледовые объятья,

И тишины божественные звуки …

Манят березки в подвенечных платьях.


Царство зимы у Солодкого как бы не от мира сего. Поэт приписывает зиме волшебные чары, неразгаданные тайны, божественное начало: «Забытой сказки двери отворяя, / В волшебное вступаю королевство …»

В творчестве Е.Солодкого нет метельной, вихревой зимы, «вьюга не злится». Зима Солодкого – глубокий сон, вечное успокоение и блаженство, мир сказки и божества.


^ Природа спит – прекрасен этот сон,

Ознобом лёгким её свежее дыханье,

И, словно белым царством покорён,

Ищу в нём доброты и покаянья …

Ищу покоя в нём и тишины …


В сборнике «Я руки к солнцу протяну» (книга вторая) читатель найдет целый цикл стихов, посвященных зиме: «Я торопился на свидание с зимой»

Глава 4. ^ ВЕСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ

В отличие от зимнего пейзажа составные части весны связаны с буйством разгулявшейся непогоды. Если осени поэт признаётся в любви, то вдруг весне – поре пробуждения он говорит:

^ Я не люблю весну – ни раннюю, ни позднюю,

Её порыв стремительный и страстный …



Так чем зима отлична от весны?

Весна – зима, сменившая свой цвет …


Какие же устойчивые признаки весеннего пейзажа можно выделить в лирике Е.Солодкого?

1. Ливень (колкий, бьющий), грозовые тучи:

Упали тучи в снежную постель,

^ Оконный свет как на волнах качался,

Вскипая пеной мартовский коктейль

В хмельном угаре через край плескался …


И молний ослепительный каскад

На черном небе в бешенстве метался…


2. Прощание с зимой влияет на душевное состояние лирического героя: «Не пишется, который день не пишется …», «Пустынна улица, как залы ожиданья …»

^ Печальна уходящая пора,

И грустно с белой сказкой расставаться,

И жаль, уже не долго по утрам

Зима с тоской к нам будет возвращаться …

3. Царство солнца. Но всё-таки поэт не может не признать красоту и надежды, связанные с наступлением весны, за которой обязательно наступит любимое с детства время года – лето: «… А солнце проливное, как из душа, / И тёплых струек золотой полёт / Зимы теченье ровное нарушил ….»

4. Весенние цветы. Эти цветы у Солодкого обладают особым характером: «Подснежники в руках моей любимой – лучший вариант весны»

5. Возвращение птиц.

Небо такое голубое – просто не видно дна …

За неумытыми окнами – уже разгулялась весна …

^ Солнце такое близкое – льётся потоком лучей,

Яркими жёлтыми брызгами переполняется ручей.

Утро в окно доносится – городу не до сна.

Птичья разноголосица на целый мир слышна …

^ Слышали? Слышали? Слышали?

Утренний воздух дрожит.

А над высокими крышами облако режут стрижи …

В струях весеннего света их эскадрилья кружит –

^ Только уральское лето в гости пока не спешит.


Заключение

Подобно «Февральской лазури» И.Э.Грабаря или осени Левитана Е.Солодкий создал удивительные картины пейзажной лирики времён года. Используя своеобразие каждого вида временного пейзажа, поэт находит такие языковые средства, такие комплексные элементы, которые позволяют создать самобытный образ эстетического пейзажа осени, зимы, лета и весны. Явления природы описываются Солодким детально, предельно конкретизировано и поэтически фантазийно.

Из рассмотренных 280 стихотворений - / Евгений Солодкий. Стихотворения в двух книгах. «Я руки к солнцу протяну», ООО «Типография ЧТЗ», Челябинск, 2005/ в 116стихотворениях использованы эстетические картины разных пейзажей. Из всех разновидностей пейзажа на первое место по своему эстетическому значению следует поставить летний пейзаж, связанный с воспоминаниями детства – 34 стихотворения, далее – картины осеннего, любимого пейзажа – 45, картины мечтательного зимнего пейзажа – 28, картины весны, которую поэт не очень жаловал – 9.

В данной работе названы и описаны языковые средства, с помощью которых созданы поэтические картины времен года. Поэт Солодкий раскрыл образные и предметные возможности эстетического пейзажа. Зимний, осенний (тихий, унылый, мечтательный) пейзаж – глубочайшее обнажение души русской природы. Своеобразной антитезой выступает пейзаж летний, весенний. Сезонная дифференциация пейзажей играет большую роль в поэзии Солодкого. С каждым временем года сопряжен особый комплекс изобразительных средств, призванных воплотить тот или иной тип эстетического переживания. Так унылый пейзаж, сопряженный с трагичностью, связан с осенью, идеальный – с летом, пышным изобилием земли, отрывающей свои объятия человеку. Поэт раскрыл образные возможности составляющих элементов или деталей пейзажа.

Своих читателей поэт пленил тем, что повел по прекрасной уральской земле, заставляя ощутить запах трав, любоваться природой во всех её проявлениях.


^ Список литературы



  1. Солодкий Е. Стихотворения и проза в двух книгах «Я руки к солнцу протяну». Челябинск, ООО «Типография ЧТЗ», 2005

  2. Шепелева Л.С. «Человек и природа в современной литературе». Книга «Литература в контексте современности», Челябинск, 1993 г.

  3. Шишов К. «Урал в судьбе России». Книга для юношества. «Автограф», Челябинск, 1996

  4. Школьная программа. Анализ текста. Лирика. Дрофа. Москва, 2002

  5. Энциклопедический словарь юного филолога. Москва «Педагогика», 1999 г.

  6. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной …». Москва «Высшая школа», 1990









Похожие:

Секция: филология (литературоведение) iconПрограмма очередной (17-ой) сессии методических объединений при кафедре классической филологии мгу им. М. В. Ломоносова: (секции «классическая филология, византийская и новогреческая филология»
Секции «классическая филология, византийская и новогреческая филология» умо по филологии университетов рф, «объединения региональных...
Секция: филология (литературоведение) iconЛитературоведение как наука
Эпохи Возрождения филологи обращались в качестве помощи. Пример, когда необходима филология: расшифровать исторические реалии и имена...
Секция: филология (литературоведение) iconПрограмма заседаний секции «классическая филология, византийская и новогреческая филология»
Умо по филологии университетов рф, «объединения региональных центров греко-латинской лингвокультурологии» и «проблемной учебно-методической...
Секция: филология (литературоведение) iconС педсовет Заместители директора Методический совет Медицинская служба Психологическая служба Информационная служба Методические объединения
Образовательная область «Филология. Русский язык» Образовательная область «Филология. Английский язык»
Секция: филология (литературоведение) iconПервая секция решение о приемлемости
Европейский Суд по Правам Человека (Первая Секция), заседая 30 августа 2005 Палатой, в состав которой вошли
Секция: филология (литературоведение) iconПервая секция решение о приемлемости
Европейский Суд по Правам Человека (Первая Секция), заседая 30 августа 2005 Палатой, в состав которой вошли
Секция: филология (литературоведение) iconДостижения учащегося – лауреата Премии Главы местной администрации городского округа Прохладный в номинации «Гуманитарные науки» выпускницы 11 класса Кононовой Елены Викторовны
Культура.» I место, секция «География»; «Республиканская научная конференция «Чтения памяти В. И. Вернадского», секция «Краеведение»....
Секция: филология (литературоведение) iconФилология 1-9 класс
«Букварь» Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова «Литературное чтение. Уроки слушания» Л. А. Ефросинина Прописи №1,№2,№3
Секция: филология (литературоведение) iconЕвропейский Суд по правам человека (Первая Секция) Дело «Дементьев (Dementyev) против Российской Федерации»
По делу «Дементьев против Российской Федерации» Европейский Суд по правам человека (Первая Секция), заседая Палатой в составе
Секция: филология (литературоведение) icon14-16 октября 2009 года
Данная конференция призвана объединить усилия ученых, участвующих в анализе виртуальной реальности в различных областях гуманитарного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов