|
Волохова И.Н., Майорова С.В. МОУ «СОШ № 33» Использование дистанционных технологий в образовании как средство развития информационных компетенций учащихся Как в условиях модернизации Российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность. При этом изменяется и роль учителя – вместо информатора, контролера, в роль консультанта, собеседника, партнёра, так как самый лучший продуктивный результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят решение. Наиболее удачными, на наш взгляд, являются технологии, связанные с нестандартными уроками, проектной деятельностью, различными формами интерактивного обучения, а также технология дистанционного обучения. Дистанционным мы называем любое обучение, в рамках которого преподаватель и слушатель не вступают в непосредственный контакт, а обучение проходит опосредованно каким-либо способом передачи учебного контента и обратной связи. Дистанционная форма обучения предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, которые обеспечивают индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов. Основными преимуществами системы дистанционного образования являются: • доступность; • динамичность доступа к информации; • возможность самоконтроля; • активная справочная система; • мультимедийность представления информации; • высокая наглядность; • возможность многократных повторений; • отсутствие «ошибкобоязни»; • выбор личной образовательной траектории; • возможность прохождения материала в индивидуальном темпе; • конфиденциальность. Самая большая ценность этого образования, это то, что оно способствует формированию умения учиться, а это одно из основных требований современного образования. Умение учиться – это умение не просто получить готовую информацию, а умение добыть ее самостоятельно. Причем здесь важно сформировать не только умения добывать информацию, но и знания ее источников. Данные умения и знания относятся к информационной компетенции. Информационная компетенция (по А.В.Хуторскому) – это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Это владение современными средствами информации и информационными технологиями. В рамках развития данной компетенции необходимо учить учащихся искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, отрабатывать навыки ее преобразования, сохранения и передачи. Именно дистанционное обучение позволяет развивать данную компетенцию. В условиях дистанционного обучения школа работает второй год. Сначала это было обучение на профилях (биолого-географическом и информационно-технологическом). Всего дистанционно обучалось 39 выпускников. Из них 13 человек по информатике и ИКТ, 13 человек по географии и 13 человек по биологии. Многие выпускники получили сертификаты об окончании, т.к. школа включилась в данный проект только когда ученики были уже в 11 классе. В 2009-2010 учебном году традиция дистанционного обучения была продолжена. Прошли регистрацию желающие учащиеся 10 классов, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, расширили количество предметов для обучения. В настоящий момент в «Телешколе» обучается 33 учащихся по 11 предметам. Учащиеся самостоятельно выбрали уровень обучения – базовый или профильный. 14 учеников обучаются на базовом уровне по математике, информатике и ИКТ, обществознанию, русскому языку и химии. 19 человек обучается на профильном уровне по биологии, географии, истории России, физике и химии. Дистанционное обучение в нашем образовательном учреждении осуществляется при помощи Интернет-Школы. Обучение в Интернет-школе - это современный, удобный высокоэффективный способ учебы, это не только качественное образование, но и знания, полученные в максимально комфортных условиях. Ученики занимаются в удобное для них время, в привычном для них темпе, в комфортной атмосфере дома. У них есть персональный преподаватель, который работает с ними индивидуально, детально анализирует выполненные ими задания, дает рекомендации по устранению допущенных ошибок. Ученик может задать любые вопросы, в любом количестве и в любое время преподавателю или другим слушателям в системе on-line (преподаватель и слушатель одновременно присутствуют в системе обучения и взаимодействуют в режиме реального времени, могут обмениваться документами, текстовыми сообщениями, голосовыми сообщениями, использовать видеосвязь) или of-line (в этом случае преподаватель и слушатель посещают систему не одновременно, система запоминает переданные сообщения и доставляет их адресату в момент, когда он появляется в системе). Прямой доступ к мультимедиа-ресурсам превращает компьютер обучаемого в огромную универсальную мультиязыковую энциклопедию, которую можно формировать в зависимости от целей и интересов. По данным психологической диагностики, по оценкам родителей, дети становятся менее тревожными, исчезает нервозность, зачастую сопровождающая ребенка в условиях традиционного школьного обучения. Ведь дети не любят отвечать у доски, боятся получить двойку. Интернет-технологии для них привлекательнее традиционного учебного процесса: они владеют навыками работы в Сети, ориентируются в информационном массиве, любят и умеют выстраивать коммуникации в Интернете. Сетевыми педагогами, осуществляющими непосредственное сопровождение учащихся, как нашей школы, так и учащихся других школ, также были три учителя нашей школы. Дистанционное обучение требует значительных усилий со стороны учителя, который должен вовлечь школьника в образовательный процесс, заинтересовать его. Например, занятие по любому предмету начинается неформальным вопросом, на который ученик должен найти ответ. В рамках интернет-урока можно изучить базовую информацию, получить историческую справку, выполнить творческое задание. Проводятся деловые игры, видео-конференции, дебаты. Есть электронные классные журналы, функционирует система комплексного оценивания, позволяющая учитывать успешность учащихся в самых разнообразных видах деятельности. Но, вместе с тем, были и отрицательные моменты в опыте применения дистанционного обучения. К ним относятся:
Не смотря на все трудности, существенным преимуществом Интернет-обучения является то, что можно в это же время учиться в любом другом учебном заведении. Сегодня Интернет-обучение все чаще рассматривается как вполне серьезная альтернатива традиционному образованию, позволяющая учащемуся получить глубокие знания. С помощью Интернет-обучения обеспечивается индивидуальный подход со стороны преподавателя. Учебная программа дается в полном объеме, потому что «Телешкола» - аккредитованное общеобразовательное учреждение, имеющее право выдавать аттестаты государственного образца. К тому же дети сами понимают, что им предстоит сдавать ЕГЭ. Другой вопрос, что возможности интернет-уроков неисчерпаемы – ребенок может выйти далеко за рамки положенной программы и строить свою образовательную траекторию. Учебный график предусматривает даже ночные занятия. Ребенок сам выстраивает обучение, чтобы ему хватало времени на внешкольные занятия и отдых. На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод: школа должна открыть двери для современных образовательных технологий, и тогда дети будут эффективнее использовать компьютер и Интернет именно для учебы. Школе бояться нечего, потому что Интернет - не замена учителю, а инструмент, помогающий расширить образовательные горизонты. |