Майорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов icon

Майорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов



НазваниеМайорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов
Дата конвертации09.12.2012
Размер60.85 Kb.
ТипКонкурс

Майорова С.В., МОУ «СОШ № 33»

Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые будут способствовать повышению уровня педагогической компетентности каждого учителя и педагогического коллектива в целом, оказанию реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как комплекса профессиональных знаний и умений.

По моему мнению, среди таких форм, получивших признание в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

  • развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

  • развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

  • создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

  • внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

  • замена административных методов оценки членов коллектива;

  • повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:

  • проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

  • стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу.

Для того чтобы конкурс стал средством повышения квалификации педагогов, необходимо создать условия. Во-первых, это ряд управленческих условий. К ним относятся:

  • создание условий, способствующих осознанию учителем ценности собственного педагогического опыта;

  • выбор оптимальной формы профессионального конкурса для каждого педагога, которая позволяет включить учителя в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществляет личностно ориентированный подход к его профессиональному, научному и карьерному росту;

  • создание условий, способствующих непрерывному повышению квалификации и развитию творческого потенциала конкурсантов;

  • осуществление научно – методического сопровождения конкурсантов на всех этапах конкурса и в постконкурсный период.

Индивидуально – психологические условия:

  • актуализация исследовательской позиции конкурсанта;

  • ориентация на открытый диалог;

  • адекватное соотношение результатов оценки конкурсанта или его конкурсного материала и реалистичности представлений конкурсанта о себе;

  • психологическая поддержка участника в период подготовки, проведения конкурса и в постконкурсный период.


Социально – педагогические условия:

  • изначальная ориентация конкурсанта на продуктивность собственной деятельности в условиях конкурса;

  • побуждение конкурсанта к рефлексивно – оценочному анализу себя и своих профессиональных действий;

  • профессиональная направленность неформального общения в условиях референтной группы.

Проанализировав актуальное состояние проблемы, пришла к выводу, что необходима программа повышения квалификации участников конкурса, которая позволит учесть выше перечисленные условия, повысив активность участия в конкурсах, компетентность педагогов.

Данная программа была создана в 2010 году. Срок ее реализации 3 года. Она состоит из двух блоков. Первый блок – методический. Цель работы в рамках данного блока – методически подготовить участника конкурса профессионального мастерства.

Формы работы с педагогами в первом блоке: теоретический и практический семинар, деловая игра, решение педагогических ситуаций, дискуссия, практические занятия по повышению ИКТ-компетенности, исследовательская деятельность педагогов.

При помощи выше перечисленных форм отрабатываются навыки педагогов в написании авторских программ, научных докладов, оформления конкурсных работ; проводятся семинары по целеполаганию, анализу и самоанализу урока через открытые уроки педагогов, просмотр записи урока; развиваются навыки исследовательской деятельности; идет знакомство с новыми технологиями и апробированием их на практике; освоение компьютерных программ, необходимых для презентации деятельности, обобщения опыта и т.д.; отрабатываются навыки написания эссе, анализа, синтеза и др.

Второй блок – психологическая подготовка. Целью работы в данном направлении является формирование психологических компетенций, необходимых для участия в конкурсе. Формами работы в данном блоке являются: психодиагностика, мини – лекция, психологические игры и упражнения, медитации, методы арт – терапии, социально – психологический тренинг, семинар – тренинг.

Перед составлением программы я попыталась сформулировать значение конкурсов профессионального мастерства с позиции развития компетенций учителя. Результат представлен в таблице 1.

Таблица 1

Компетенции, которые формируются и развиваются у педагогов на разных этапах конкурсов профессионального мастерства

Этап конкурса

Компетенции

Подготовка к конкурсу

  • разработка программ собственной деятельности и поведения;

  • владение концептуальными и теоретическими основами исследовательской деятельности, ориентацией в современных подходах к решению педагогических проблем, наличия собственной педагогической философии;

  • умение выявить из собственного педагогического опыта наиболее ценные компоненты с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности;

  • владеть методикой разработки авторской программы;

  • находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

  • определение места данного явления в собственной образовательной практике;

  • выдвижение педагогических целей и задач и перевод их в конкретные педагогические задачи;

  • учет потребностей и интересов учащихся при определении задач и отборе содержания деятельности;

  • отбор способов достижения педагогических целей;

  • умение предвидеть результат деятельности, возможные отклонения и нежелательные явления;

  • планирование системы приемов стимулирования учащихся;

  • способность интеграции с иным педагогическим опытом;

  • умение пользоваться современными информационно – поисковыми технологиями;

  • владение навыками работы с персональным компьютером;

  • знание основных компьютерных программ (Word, Power Point и др.) и умение пользоваться ими.

Презентация деятельности

(презентация опыта, открытый урок, выступление)

  • владение навыками публичного выступления: уметь вести вербальный и невербальный обмен информацией; способность конструировать прямую и обратную связь; знать требования к выступлению; владеть логикой выступления; спрогнозировать вопросы и замечания аудитории, подготовив предполагаемые ответы; продумать приемы удержания внимания аудитории; выражать мысль с помощью графиков, схем, диаграмм, рисунков; своевременно диагностировать характер и уровень усвоения представляемого материала и в случае необходимости перестраивать план и ход его изложения;

  • умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с учащимися и другими людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных значимых целей;

  • создавать ситуацию успеха для учащихся;

  • владение (применение) различными методами оценивания и умение перейти от педагогического оценивания к с/оценке;

  • умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов;

  • знание современных достижений в области методики обучения и умение обоснованно применять их в своей педагогической практике;

  • владение приемами разрешения педагогических ситуаций;

  • умение создать на мероприятии комфортный микроклимат;

  • умение эффективно распределить время на уроке;

  • овладение навыками саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием.

Подведение итогов конкурса

  • критическая оценка результатов деятельности;

  • умение видеть перспективы;

  • готовность к самоизменению на основе диагностики и самодиагностики;

  • готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

Результатом деятельности в данном направлении можно считать активность участия педагогов в конкурсах школьного уровня (т.к. в конкурс муниципального и краевого уровня проходят победители школьных конкурсов) и их результативность на муниципальном и краевом. К результативности по качественным показателям можно отнести следующие критерии: готовность педагогов решать задачи, поставленные перед школой; владение новыми знаниями и применение их на практике; способность к профессиональному саморазвитию; повышение компетентности педагогов; повышение мотивации педагогов, укрепление уверенности в себе, снижение эмоционального выгорания и т.д.






Похожие:

Майорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов iconГлобальная сеть интернет как средство повышения педагогического мастерства учителя сельской школы
Главным образом от профессионального мастерства учителя. Совершенствование профессионального мастерства учителей является главным...
Майорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов iconПлан работы мо учителей иностранного языка на 2009 2010 учебный год
Цель создание условий для роста педагогического мастерства, повышения уровня профессионального саморазвития педагогов
Майорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов iconПлан работы районного методического объединения учителей химии на 2010-2011 учебный год
...
Майорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов iconОбщие положения
Павлово (далее учреждение) является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления, созданным в целях развития и совершенствования...
Майорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов iconРассмотрено и утверждено на педсовете, протокол №11а от 10. 01. 07г. Утверждаю Директор школы Данилова В. П. Положение о методическом объединении классных руководителей моу «ерышевская оош»
Мо классных руководителей – это объединение классных руководителей начального, среднего звена, создаваемое с целью методического...
Майорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов iconВолохова И. Н., Майорова С. В. Моу «сош №33» Использование дистанционных технологий в образовании как средство развития информационных компетенций учащихся
Необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность. При этом изменяется и роль учителя – вместо информатора, контролера,...
Майорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов icon1 параллель 15- 40
С целью повышения качества образовательного процесса на основе внедрения новых технологий,обмена опытом работы, повышения педагогического...
Майорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов iconПриказ №505 о муниципальном эксперименте «Технология обучения литературе Б. С. Дыхановой как средство повышения уровня филологической подготовки учащихся, их читательской, ценностно мировоззренческой и общекультурной литературной компетенций»
Титовой Галине Васильевне и моу «сош г. Бирюча» Потетюриной Елене Александровне начать муниципальный эксперимент на базе образовательных...
Майорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов iconА. Дистервег. «Школа педагогического мастерства»
«Новая структура методической службы как средство повышения профессионализма педагога, для успешной реализации личностно ориентированного...
Майорова С. В., Моу «сош №33» Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов iconФормирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе»
Ятельности людей, коммуникативное средство, средство познания мира, связи поколений, выражения деятельности сознания человека (когнитивное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы