Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности icon

Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности



НазваниеРазвитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности
Дата конвертации09.12.2012
Размер51.88 Kb.
ТипЗадача

Черепанова С.Ю.

МОУ «СОШ № 33» п. Яйва

Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, на первый план выходит формирование у учащихся учебно-познавательной компетенции.

Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Эффективному формированию учебно-познавательных компетенций способствует исследовательская деятельность учащихся.

Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.


Цели и задачи применения исследовательской деятельности в начальной школе:

  • формировать общеучебные компетенции;

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс;

  • учить применять свои знания в новых условиях;

  • воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе;

  • учить ориентироваться в мире информации;

  • развивать умение размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования, публично представлять результаты исследования;

  • систематизировать знания, полученные при изучении определенных тем, знакомить с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы программы;

  • учить отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;

  • формулировать простые выводы на основе двух – трех опытов.

При введении элементов исследовательской деятельности в структуру уроков начальной школы на первом этапе мы ориентировались на мнение А.И. Савенкова, что программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

Вот некоторые из них.

^ 1) Развитие умений видеть проблемы. Цель: формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Задания:

  • “Посмотри на мир чужими глазами”;

  • “Тема одна – сюжетов много”;

  • “Составь рассказ, используя данную концовку”.

2) Развитие умений выдвигать гипотезы. Цель: формирование способности предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. Задания:

  • “Давайте вместе подумаем”;

  • Упражнения на обстоятельства;

  • “Найди возможную причину события”.

3) Развитие умения задавать вопросы. Цель: развитие умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?). Задания:

  • “Найди загадочное слово”;

  • Игра “Угадай, о чем спросили”.

4) Развитие умения подбирать литературу по заданной теме.

Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

  • об использовании человеком науки и техники;

  • об истории человечества;

  • об исследователях и учёных.

5) Развивать умение ориентироваться в словаре, справочной литературе.

  • возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о …;

  • найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ;

  • какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица.

^ 6) Развивать умение ориентироваться в тексте, находить ключевые слова.

В книге “Введение в историю” открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его.

^ 7) Развивать умение находить ответы на вопросы к тексту.

  • найди статью “Растения луга”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить;

  • найди статью “Вода и её свойства”. В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением;

  • в разделе “Растения и животные водоёма” найди статью “Необычное? Нет, обычное”. Определи тему статьи.

На втором этапе приступаем к формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности.

В рамках данного направления на подготовительном (инициирующем) этапе учитель формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи исследовательской работы, формирует интерес к данной теме. При этом учащиеся вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.

На втором (основополагающем) этапе учащиеся анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов. При этом роль учителя заключается в том, чтобы помочь организовать группы, распределить в группах роли, спланировать их деятельность. Познакомить с различными формами презентации результатов.

На третьем (прагматическом) этапе учитель консультирует, ненавязчиво контролирует работу учащихся, выполненную самостоятельно и сообща. При этом учащиеся консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов под руководством учителя.

На четвертом (заключительном) этапе работы учитель обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат, оценивает потенциал продолжения работы по выбранному направлению. На этом же этапе проходит защита проекта, учащиеся проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности.

На пятом (итоговом) этапе проходит представление готового продукта, рефлексия выполненной работы.

На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых результатов – это приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков, которые входят в состав учебно-познавательных компетенций.




Похожие:

Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности iconЭлементы вариативного изучения электромагнитной индукции и совершенствование содержания учебно-исследовательской деятельности учащихся
Формирование широкого исследовательского подхода и развитие умений исследовательской деятельности важно начинать уже в средней школе,...
Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности iconТворческие достижения учащихся. Мбоу сош №28 в течение 3-х последних лет работает в соответствии с темой мо: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса через развитие исследовательской и проектной деятельности»
Поэтому в школе особое внимание уделяется исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся. Работа в данном...
Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности iconКонкурс на лучшую рукописную книгу Цели: развитие творческой и познавательной активности школьников, поощрение самостоятельной работы школьников с литературой, приобщение к чтению
Конкурс на лучшую творческую работу "Если бы я был волшебником" проводится среди учащихся начальной школы библиотекой совместно с...
Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности iconТема самообразования
Учебно-дидактические игры – средство развития познавательной компетенции учащихся
Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности iconШиряева Татьяна Анатольевна. Школа: моу сошуип №4. Тема опыта: Развитие познавательной и мыслительной активности учащихся на урок
Тема опыта: «Развитие познавательной и мыслительной активности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности iconПоложение о районной научно-практической конференции «Жизненные ценности человека», посвященной году истории
Энгельсского муниципального района, является итоговой формой исследовательской деятельности. Конференция направлена на развитие творческого...
Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности iconПоложение о районной научно-практической конференции «Жизненные ценности человека», посвященной году истории
Энгельсского муниципального района, является итоговой формой исследовательской деятельности. Конференция направлена на развитие творческого...
Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности iconОтчет «Активизация познавательного интереса у учащихся»
Цель моей педагогической деятельности создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении опк,...
Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности iconПоложение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения- основной общеобразовательной школы с. Новодубровка
Учреждения – форма организации учебно воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи...
Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности iconПроект «Активизация работы школьного научного общества учащихся «Искатель» через развитие исследовательской и проектной компетенции учащихся»
«Активизация работы школьного научного общества учащихся «Искатель» через развитие исследовательской и проектной
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов