Решение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры» icon

Решение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры»



НазваниеРешение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры»
страница1/5
Дата конвертации30.11.2012
Размер0.83 Mb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5


Краснодарский край, г. Славянск - на - Кубани

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

имени героя России гвардии майора Таранца С.Г.

муниципального образования Славянский район


.



УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № ___
от ___________ 2010 года
Председатель педсовета
________________ ___________ подпись руководителя ОУ Ф.И.О..



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




кружка «Основы православной культуры»

ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов: 135 часов

Составитель: педагог-психолог Хмель Светлана Николаевна


Программа разработана на основе модифицированной программы курса «Основы православной культуры», составленная Еременко А.Г., Соболь А.Г. на основе комплекта программ А.В. Бородиной «История религиозной культуры»: программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.


2010 год.

^ Пояснительная записка

Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных КУЛЬ­турных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического языка все более осложняется из-за незнания происхождения части лексики, особенно духовной, религиозно-философской, и непонимания значения ее, а также смысла символических образов. Историко­культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.


С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путем включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечест­венной и мировой культуры.

Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религи­озная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого со­временного народа, в историческом прошлом же религия являлась определяю­щим факторам формирования культуры, развития государственности, взаимоот­ношений разных стран и народов.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной ис­тории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего разви­тия России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молоде­жи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирова­ния культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение история религиозной культуры приобретает сегодня для творчески одаренных школьников, а также верующих. Выполнение авторской про­граммы «Религиоведческое образование в светской школе» позволило нам убе­диться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвященных основам православной культуры.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуника­тивного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, при­общением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного об­разования и надеющиеся на успешную социализацию их в российской культуре.

Курс «История религиозной культуры» построен С учетом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и му­ниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс

В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебно­методической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса.


Курс рассчитан на обучение по 1 часу в неделю на каждом году обучения. Цель кvpca - расширение историко-куль турологического образования и ду­ховно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содер­жания.

^ Образовательные и психолого-адаптационные задачи кvpca:

- изучение православной религиозной традиции, истории христианства;

- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами


Ветхого Завета;

- изучение православной этики;

- ознакомление с православным календарем;

- знакомство с агиографией;

- ознакомление с особенностями церковного искусства;

- изучение устройства православного храма;

- ознакомление с мировыми религиями и сеКтами;

- ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскуЮ


мифологию;

- ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

- ознакомление с основными видами православного богослужения;

- изучение церковнославянского языка;

- формирование целостного восприятия мира;

- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

- формирование культуры общения;

- предупреждение возможных тупиков личностного развития;

- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

- выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;

- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной


'и религиозной почве;

- воспитание патриотизма;

- формирование представления о культурном И историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального един­'ства;

. - духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным цен­ностям отечественной культуры;

- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

- расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

- оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественную культуру;

- возрождение православных основ семьи;

- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;


- творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и "'истории;


- воспитание потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.


№ п/п

Разделы темы

Количество часов

Рабочая программа

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Красота в мире

3

3










2

Хранилища культуры

5

5










3

Всегда живое

6

6










4

Наша Родина

10

10










5

Спаситель

6

6










6

Семья

3

3










7

Мир вокруг и внутри нас

1




1







8

Духовное в реальном мире

3




3







9

Жизнь Иисуса Христа и православные праздники

30




30







10

Что мы знаем о Евангелие

4







4




11

Библия – записанное откровение Божие

2







2




12

О чем рассказывает Ветхий Завет

28







28




13

Культура – всеобщее достояние

3










3

14

Как Русь стала православной

8










8

15

Православие и Российское государство

6










6

16

Православный храм

2










2

17

О православном богослужении

4










4

18

О церковных колоколах

4










4

19

За монастырскими стенами

2










2

20

Дом и семья

3










3

21

Русь святая

2










2

ИТОГО:

135

33

34

34

34



^ Краткая характеристика структуры программы


Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся по прин­ципу постепенного усложнения учебного материала.


Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматри­вается на 1-15 уроках (в зависимости от объема и степени сложности учебного материала).

^ Условия реализации программы и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении сле­дующих условий:


- учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;


- педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;


-педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устояв­шиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священ­ное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в вос­питании молодежи;


- необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобра­зительного, литературного, музыкального);


- необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной ис­следовательской и творческой деятельности;


-учитель организует уроки по традиционным моделям при условии соответ­ствия типа урока его целям и задачам;


- использует разнообразные методы и приемы обучения, традиционно при­меняемые в школьном образовании;


-основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

-теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.


При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обяза­тельно соблюдение следующих психолого·педагогических принципов:


• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

  1. единства образовательного и воспитательного процессов;

  2. рефлексивного обучения;

• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рас­сказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) беседа закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 3) со­кратический урок; 4) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 5) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждеиием (на этом же уроке) и творческим заданием; 6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 7) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.


^ Знания, умения и навыки, которыми должен овладеть школьник по окончании курса

По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагает­ся получение школьниками, богословских, историко-культурологических знаний в (области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православных видов богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны хорошо знать текст Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого :3авета, уметь читать и понимать содержание церковнославянских текстов, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Изданы учебные пособия для учащихся по 1, 2, 3, 4, 5 и 6 разделам Про­граммы «История религиозной культуры»:

Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учеб­ное пособие для 1 класса. - М.: Православная педагогика, 2005.

Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.

Учебное пособие для 1 (2) класса. - М.: Православная педагогика, 2003.

Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.

Рабочая тетрадь для 2 класса. - М.: Православная педагогика, 2004.

Бородuна А. В. Основы православной культуры: Православие - культурооб­разующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. - М.: Православная пе­дагогика, 2004.

.

Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура: 1 класс. Пособие для учителя. - М.: Православная педагогика, 2005.

Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.

Учебно-методическое пособие для учителя. - М.: Православная педагогика, 2003;

БородUНд А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.

Учебно-методическое пособие для учителя. - Издание 2-е. - М, Православная пе­дагогика, 2004.

БородUНд А. В. История религиозной культуры: Основы православной куль­туры. Учебно-методическое пособие для учителя. - М.: Православная педагогика, 2004.

^ Готовятся к изданию новые пособия для учителя, учащихся по всем раз­делам программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры», а также демонстрационный материал.


^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Часть I (начальная школа).

«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»


1 класс

РАЗДЕЛ 1 «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» - 33 ч.


Тема 1. «КРАСОТА В МИРЕ» - 3 ч

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек - созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечест­венной церковной и светской культуре.

^ Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» - 5 ч

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Ору­жейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас НерукотворныЙ. Образы РодиHbI в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила. Икона 1 «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки - хранилища культуры. Российская государственная библиотека.

Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари - основатели крупнейших библиотек России.

Человек - хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования

и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

  1   2   3   4   5



Похожие:

Решение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры» iconРешение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Умелые руки.»
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования
Решение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры» iconРешение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа факультатива «Риторика»
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и авторской...
Решение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры» iconРешение педсовета протокол №1 от года Председатель педсовета Дейнека О. А
Одним из эффективных средств развития учащихся может стать предлагаемый курс «Решай, смекай, отгадывай»
Решение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры» iconРешение педсовета протокол №1 От г. Председатель педсовета / Дейнека О. А
Стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, вопитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия...
Решение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры» iconС. Н. Губарева педсовета №8 от 30. 05. 2010г. Положение о школьной форме в моу сош №1 I. Общие положения в соответствии с решение
В соответствии с решением родительской конференции от 21. 04. 2010 года и педагогического совета от 30. 05. 2010 года (Протокол №8)...
Решение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры» iconПрограмма кружка «основы православной культуры» для учащихся 5-х классов
Значительно возрос­ло внимание к духовной стороне бытия человека, многие россияне стали на путь православия и, есте­ственно, желают,...
Решение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры» iconРаспоряжение Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 1578-р (с изменениями от 8 сентября 2010 г.)
Основы религиозных культур и светской этики, включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской...
Решение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры» iconПрограмма развития разработана в соответствии с решением педсовета №4 от 16 мая 2011 года. Разработчики программы: Шарданов А. Н. директор мбоу сош №6
Программа развития разработана в соответствии с решением педсовета №4 от 16 мая 2011 года
Решение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры» iconЕдиная Всекубанская предметная неделя основ православной культуры
Русской Православной Церкви в данном направлении деятельности, усиления роли культурологического курса «Основы православной культуры»...
Решение педсовета протокол № от 2010 года Председатель педсовета подпись руководителя оу ф. И. О рабочая программа кружка «Основы православной культуры» iconОбразовательная программа начального общего образования 1 – 4 классы
Согласовано (одобрено) утверждаю: на заседании научно-методического Председатель педсовета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов