Власенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2 icon

Власенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2



НазваниеВласенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2
Дата конвертации13.10.2012
Размер260.68 Kb.
ТипДокументы

Власенко Ольга Александровна


Учитель географии МОУ СОШ № 2


Победитель ПНПО - 2007





Из опыта работа:

Информационно - коммуникационные технологии как основа современного урока географии


Мы живем в мире медиа - расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного" взрыва. Соответственно, цель образования - формирование "личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа". Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Анализ программ курса информатики показывает, что ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами (например, с MS Word, MS Excel, Paint, MS Power Point), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. На уроках информатики ученики получают как представление о возможностях тех или иных информационно-коммуникационных технологий, так и конкретные практические умения. Следовательно, применение знаний и умений, полученных на уроках информатики, необходимо и на других предметах для обеспечения единого подхода к решению предъявляемых школе задач.

Но для реализации единого подхода необходимо, чтобы учитель - предметник умел

  1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

  2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;

  3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

  4. применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

  5. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

  6. организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;

  7. самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.


То есть в ходе освоения информационно-коммуникационных технологий учитель повышает свой профессиональный уровень и овладевает (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний.

Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, учитель географии постепенно вводит в свои уроки следующие формы использования ИКТ:

  • Начиная с 6 класса можно применять формы, не требующие от учеников специальных знаний ИКТ, например, компьютерные формы контроля (тесты). В этот период учитель может проводить и уроки на основе презентаций, созданных им самим или старшеклассниками.

  • С 8 класса можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока. Но в этот период диски по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются учащимися в основном как источники информации.

  • В 9 классе уроки по предмету могут проводиться в форме защиты проектной, исследовательской, творческой работы с обязательным мультимедийным сопровождением.

  • В старших классах ИКТ дает возможность ученикам совершенствоваться и самоактуализироваться, издавая школьную газету, участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; размещать творческие и исследовательские работы в Интернете; получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, on-line, видеоконференций и др. На данном этапе учитель - уже лишь помощник ребят, дающий возможность в полной мере проявлять и развивать их потенциал.

В моей работе на уроках географии наиболее распространены следующие формы использования ИКТ:

^ Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

  • как форма проверки домашнего задания;

  • как способ создания проблемной ситуации;

  • как способ объяснения нового материала;

  • как форма закрепления изученного;

  • как способ проверки знаний в процессе урока.

Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия.

Приложение 1 Обобщение знаний,7 класс.

Урок защиты проектных работ - уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование ИКТ на уроках подобного типа - одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей.

Приложение 2 Портрет Краснодарского края (проектная работа).

Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер). Однако эта форма редко используется, так как требует наличия персонального компьютера для каждого учащегося. К сожалению, в школе нет такой возможности, поэтому приходится разбивать класс на группы и проводить тестирование поочередно.

Во всех случаях ИКТ выполняют функцию "посредника", "который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром". В результате учитель и ученик не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.

Информационно – коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и факты, и картосхемы, и описательные тексты, а также фотодокументы, иллюстрации и многое другое. Безусловно, многие работы требуют проверки, редакторской правки. Я не призываю использовать их полностью, но какие-то фрагменты могут пригодиться при разработке дидактических материалов к уроку, подсказать и форму урока.

^ С появлением мультимедийных материалов (интерактивных CD-дисков) по географии открылась возможность включения в урок фрагментов видеолекций.

Однако сложность технической организации урока, большие временные затраты только на один вид работы не позволяют часто проводить его. Возникает необходимость поиска новых форм использования данного материала с большим эффектом.

^ Одной из таких форм является работа с презентацией.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.

Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации. Можно так же создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение презентации.

Приложение 3 Презентация-основа урока.

Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.

Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше, если с презентацией, созданной учеником, познакомиться заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке.


^ Мониторинг результативности обучения предмету


Уровень обученности учащихся по итоговым оценкам .






^ Качество знаний по годовым и итоговым оценкам





Используемые технологии


«Практико–ориентированные формы и методы обучения географии"

Специфика преподаваемого предмета требует развития компетентностного подхода в обучении:

  • Усиление практической составляющей в обучении географии через проектную деятельность учащихся, миропонимание и самопознание школьника, которые не ограничиваются категорией « учебная деятельность»;

  • Включение деятельностных компонентов в содержание общего образования, раскрытие структуры и механизмов разных форм деятельности школьников;

  • Организация продуманного педагогического обеспечения, сопровождения самостоятельной деятельности учащихся. Диалог учителя и ученика;

  • Построение образовательного процесса на основе активной деятельности учащихся «открывающих» содержание курса географии в окружающей жизни, формирование личностного потенциала ребенка, развитие его познавательных способностей;

  • Создание образовательной развивающей, мотивирующей среды, использование принципа «выход за пределы» - сочетание преподавания по основному учебнику с различными источниками информации, преподавание глобальной географии как элективного курса.

Власенко О. А. активно использует современные информационно-коммуникационные технологи на уроках и во внеклассной работе по предмету. Например, при её непосредственном участии учащимися были подготовлены интегрированные межпредметные уроки-презентации по химии, биологии, английскому языку и др., презентации используются и как зачётная форма работы на уроках и элективных курсах.

В процессе обучения предмету Власенко О. А. активно использует образовательные технологии: нестандартные приемы обучения, дифференцированный подход к учащимся, разнообразные формы уроков, современные учебные пособия, собственную систему выработки у учащихся знаний, умений, навыков.


Учителем разработана система проектной деятельности учащихся. Используя проектную образовательную технологию, учитель так строит свою деятельность, что все его действия представлены в нужной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Проектные технологии стали неотъемлемой частью методики преподавания географии. С помощью мультимедийных устройств ученики защищают свои проекты-исследования по различным темам, сдают зачёты и проводят активные лекции.


Используются элементы здоровьесберегающих технологий. В частности, обязательно проводятся каждую четверть инструктажи по технике безопасности в кабинете географии и при проведении экскурсий. Имеется журнал инструктажей по технике безопасности для каждого класса.

На уроках проводятся физкультминутки, дети обучаются правильной посадке за партами, используется принцип рассаживания по росту и с учётом зрения.


Использование современных образовательных технологий является необходимым условием и в воспитательной процессе.


^ Инновационный опыт


« Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать»,– эти слова академика А. Л. Минца как нельзя лучше объясняют необходимость строить процесс обучения таким образом, чтобы знание становилось инструментом, с которым должен работать ученик, т. е. применять его, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять. Используя практико–ориентированные формы и методы обучения географии, учитель стремится наиболее полно раскрыть образовательную ценность предмета, показать его жизненное значение. В настоящее время у школьников растёт интерес к географии, но очень часто интересы учащихся выходят за рамки содержания школьного курса. Поэтому учитель самостоятельно разработала курс практической географии, в основе которого лежит разнообразная экскурсионная деятельность. Конструктивный подход заключается в том, что все явления теории и практики рассматриваются в рамках единого методического процесса. Центральным звеном системы является учащийся со своими мотивами, потребностями, интеллектуальными возможностями и интересами. Учебный процесс тесно связан с внеурочной деятельностью, что позволяет сформировать целостную систему знаний о современных странах, усилить аспект личностной значимости и практической направленности школьной географии.

Структурируя опыт автора, можно выделить следующие принципы педагогической техники:

– Принцип деятельности: обеспечивает освоение учениками знаний, умений, навыков через деятельностные технологии обучения.

– Принцип открытости: показывает границы знаний, сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

– Принцип « выход за пределы»: учитель выходит за пределы учебника, гармонично вплетая в ткань урока современные события, окружающую действительность.

– Принцип «практичность теории»: введение в теорию учитель осуществляет через практическую деятельность, полезность и интерес которой очевидны ученикам.

Реализация практико–ориентированных методов обучения позволяет решить главную задачу школы– не только подготовить ребёнка к жизни, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас, ибо полноценная обогащённая ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Учитель использует также общественно признанные методики, программы, пособия в учебном процессе с учетом возможностей школы, запросов родителей, учащихся. Её уроки насыщены познавательным материалом.


^ Диссеминация опыта


Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и краевом уровне осуществлялось в следующих формах: мастер-классов, семинаров, практикумов, круглых столов, открытых уроков.


Открытые уроки





Класс

Тема

Дата

В рамках какого мероприятия

1

10

Оценка ресурсообеспеченности мира нефтью и газом, углём и железной рудой

2003-2004г.

Мастер–класс в рамках курсов повышения квалификации учителей географии

2

8

Атмосферные фронты.Типы воздушных масс.Циклоны, антициклоны

2003-2004г.

Районный семинар.

«Использование нестандартных форм обучения географии»

3

9

Центральная Россия.История развития.Состав района.

2004-2005г.

Районный семинар- практикум «Использование творческой деятельности учащихся на уроках географии»

4

8

Своеобразие природы Урала.

2005-2006г.

Неделя педагогического мастерства

5

9

Основные факторы формирования хозяйства Кубани.


2006-2007г.



Регулярные открытые уроки по школьному плану.

6

9

Западная Сибирь. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.


2008-

2009г.

Регулярные открытые уроки по школьному плану.



Мастер-классы





Тема

Дата

В рамках какого мероприятия

1

Оценка ресурсообеспеченности мира нефтью и газом, углём и железной рудой

2003-2004г.

Краевые курсы повышения квалификации учителей географии

2


Совсем необычный урок

2004-2005г.

Семинар - практикум РМО

«Организация творческой деятельности учащихся на уроках географии»

3


Организация опережающего обучения учащихся

2006-2007г.

Неделя педагогического мастерства

«Распространение педагогического опыта учителя Власенко О. А.»

4

Методические особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по географии

2008-2009г.

Районный семинар учителей географии.



Выступления





Тема

Дата

В рамках какого мероприятия

1

Кубановедение в сельской школе: проблемы, поиск, решение.

2004-2005г.

Заседание РМО

2

Методика проведения уроков географии в нестандартной форме

2005-2006г.

Заседание РМО

3

Организация активных лекций на уроках географии.

2005-2006г.

Заседание РМО

4

Методические особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по географии в школах Павловского района.

2006-2007г.

Краевые курсы в форме круглого стола по обмену опытом при ККИДППО.

5

Методика использования презентаций на уроках географии

2007-2008г.

Заседание ШМО

6

Представление для выступления на научно–практической конференции школьников Павловского района исследовательской работы ученицы 11 класса Пономарёвой Г.

2007-2008г.

Заседание ШМО

7

Использование учебника на уроке географии: формы и методы работы.

2008-2009г.

Заседание ШМО

8

Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение в практику работы учителей географии современных образовательных технологий

2008-2009г.

Заседание РМО

9

«Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии– составляющая успеха»

2008-2009г.

Заседание РМО



^ Участие в профессиональных конкурсах


Власенко О. А. в 2007г. стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

В 2007г. участвовала в конкурсе мультимедийных уроков с разработками по теме «Межотраслевые комплексы России. Черная и цветная металлургия» Разработка помещена на образовательном портале Министерства образования России ucheba.com metodiki.ru

Власенко О. А. принимает участие в фотоконкурсах. На протяжении 10 лет Власенко О. А. возглавляет секцию «Мир на ладони» школьного научно-исследовательского общества «Искатель», ведёт большую внеклассную работу по предмету. Результатом работы является сложившаяся система экскурсионно-познавательной внеурочной деятельности. В школе по программе регионального компонента содержания общего образования работает кружок «Экология Кубани», который ведёт Власенко О. А. На федеральном сайте турфирмы «Эос» (www.eostour.ru e-mail:eos@eostour.ru)регулярно размещаются фотографии по впечатлениям от туристических поездок учащихся СОШ№2 по краю, России, Европе. На краевом конкурсе серия фотографий «Тамань-музей под открытым небом» вошла в число призёров.


Ученики – победители олимпиад, конкурсов

Участие в предметных олимпиадах по географии


наличие среди учащихся победителей школьного уровня




Учебный год


Фамилия, имя учащегося


Место


Класс













2003– 2004

Саакян Армен

Пилипенко Антон

Левченко Максим

Браславец Ольга

1

2

2

3

11

11

11

11

2004 – 2005

Шадрин Сергей

Пилюгина Юлия

Мережко Валентин

Сопегина Татьяна

Медовник Денис

Кожемяк Максим

Тимченко Даниил

1

2

3

3

1

2

3

7

7

7

7

9

9

9

2005 – 2006

Пилюгина Юлия

Медовник Михаил

Мережко Валентин

Кожемяк Максим

Ермоленко Владимир

Волошина Оксана

Гришко Людмила

Шевчук Ксения

Колмычёк Евгения

1

2

3

1

2

3

1

2

3

8

8

8

10

10

10

11

11

11

2006 – 2007

Пилюгина Юлия

Медовник Михаил

Серебряков Владислав

Яценко Елена

Емаева Оксана

Кожемяк Максим

1

2

3

1

2

3

9

9

9

11

11

11

2007 – 2008

Озеров Олег

Суворова Виктория

Шевченко Юлия

Сероштан Сергей

Мирошниченко Анастасия

Васюкова Татьяна

Мирошник Дмитрий

Соломатин Валентин

Грицаненко Андрей

Серебряков Владислав

Мережко Валентин

Медовник Михаил

Жеребило Грмгорий

Пономарёва Гаянэ

Свиренко Маргарита



1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

7

7

7

8

8

8

9

9

9

10

10

10

11

11

11

2008 – 2009

Сухацкий Александр

Озеров Олег

Сухоненко Александр

Юшко Екатерина

Сероштан Сергей

Митрофанова Анна

Сидельник Юлия

Мирошник Дмитрий

Соломатин Валентин

Грицаненко Андрей

Серебряков Владислав

Мережко Валентин

Орехов Александр

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3


7

8

8

8

9

9

9

10

10

10

11

11

11




Наличие среди учащихся призёров муниципального уровня



Учебный год

Фамилия, имя учащегося

Место

Класс

2003 –2004

Гришко Людмила

Шевчук Ксения

Мотренко Дмитрий

Левченко Максим

Пилипенко Антон



1

1

2

2

3

9

9

9

11

11

2004 – 2005

Пилюгина Юлия

Медовник Денис


1

3

7

9

2005 – 2006

Пилюгина Юлия

Медовник Денис

Ермоленко Владимир

Гришко Людмила



2

1

2

2

8

10

10

11

2006 – 2007

Серебряков Владислав

Пилюгина Юлия

Жеребило Грмгорий

Пономарёва Гаянэ

Яценко Елена

Кожемяк Максим


1

3

1

3

1

1

9

9

10

10

11

11

2007 – 2008

Сероштан Сергей

Мирошник Дмитрий

Соломатин Валентин

Серебряков Владислав

Жеребило Грмгорий


3

1

3

1

2

8

9

9

10

11

2008 – 2009

Мирошник Дмитрий

Серебряков Владислав


3

1

10

11



Наличие среди учащихся призёров зонального уровня



Учебный год

Фамилия, имя учащегося

Место

Класс

2007 – 2008

Сероштан Сергей

Мирошник Дмитрий

Жеребило Грмгорий


2

2

3

8

9

11

2008 – 2009

Мирошник Дмитрий

Серебряков Владислав


3

3 среди

участников

(победителей

не было)

10

11



Наличие среди учащихся призёров краевого уровня

2007–2008г. Мирошник Дмитрий – 7 место


Участие учащихся в конкурсах

(Муниципальный уровень)


2003 - 2004г. – научно-практическая конференция Павловского района школьников «Старт в науку»:

1 место – Николаенко Алексей – 11 класс

1 место – Гришко Людмила – 9 класс

2 место – Левченко Максим – 11класс


2005 –2006г.

1 место – Медовник Денис – 10 класс

2 место – Волошина Оксана –10 класс

3 место – Емаева Оксана – 10 класс

2006 – 2007г.

1 место – Волошина Оксана – 11 класс

2 место – Емаева Оксана – 11 класс


2007 – 2008г.

1 место – Пономарёва Гаянэ – 11 класс


(зональный уровень)

2007 – 2008г.

3 место – Пономарёва Гаянэ – 11 класс


^ Обобщение ППО

Опыт Власенко О.А. изучен и рекомендован для распространения в ОУ района и края. Формы распространения: семинары РМО учителей географии, мастер-классы, конференции, круглые столы, публикации на образовательном сайте ucheba.com metodiki.ru, публикации на страницах районного методического журнала «Образование в деталях», публикации в периодической печати: газете администрации Краснодарского края «Кубанские новости», районной газете «Единство», газете СОШ№2 «Большая перемена»


Публикации

На федеральном уровне обобщение и распространение опыта учителя осуществлялось в виде публикаций мультимедийных уроков на образовательном портале Министерства образования России ucheba.com metodiki.ru

Разработки по теме «Межотраслевые комплексы России. Чёрная и цветная металлургия» и «Политическая карта мира» имеют большое число скачиваний посетителями сайта.

На краевом уровне распространение опыта использования регионального компонента на уроках географии и во внеклассной работе обобщалось на странице «Образование» в газете администрации Краснодарского края «Кубанские новости», где публиковались очерки учителя о практической деятельности секции «Мир на ладони» школьного научно– исследовательского общества «Искатель».

На муниципальном уровне О.А. Власенко неоднократно печаталась с публикациями в районной газете «Единство»:

– климатические аномалии Павловского района;

– издалека долго течёт река Волга.

– кубановедение в сельской школе: проблемы, поиск, решение и др.

Публиковалась на страницах районного методического журнала «Образование в деталях» с обобщением педагогического опыта использования информационно - коммуникационных технологий как основы современного урока географии.

В школьной газете «Большая перемена» учитель и её ученики рассказывают об интересных путешествиях, о так называемых «уроках под открытым небом», с которых никто не ждёт звонка на перемену.





Похожие:

Власенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2 iconПлан-конспект урока по географии в 10-м классе моу сош №3 Учитель: Ермакова Надежда Александровна, учитель высшей категории
Обобщить знания учащихся о социально-экономическом развитии стран богатых (экономически развитых) и стран бедных (экономически развивающихся,...
Власенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2 iconСостав родительского комитета моу дод «Городской Дворец детского ( юношеского) творчества»
Клуб «Кинолог Тесленко Ольга Александровна Студия компьютерной графики Аникеева Роза Александровна Лаборатория «Сияние»
Власенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2 iconУрок диспут в 11 класса «вечер футуристов в большой аудитории политехнического музея» Автор Роговая Светлана Александровна учитель русского языка и литературы моу сош №2 с. Арзгир нате!
«Вечер футуристов в большой аудитории политехнического музея» Автор Роговая Светлана Александровна учитель русского языка и литературы...
Власенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2 icon1. Проверка теоретических знаний
Автор: Климова Ольга Борисовна, учитель математики моу сош №3, высшая категория
Власенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2 iconДифференцированный подход в обучении физике Семёнова Светлана Александровна, учитель физики моу моркинская средняя
Семёнова Светлана Александровна, учитель физики моу «Моркинская средняя (полная) общеобразова тельная школа №6»
Власенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2 iconXvi городская научно-практическая краеведческая конференция "Здесь мой край, здесь я живу"
Абдуллина Надежда Александровна, учитель французского языка моу «сош №18», руководитель объединения "Юный краевед"
Власенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2 iconРабочая программа по начальному курсу географии 6 класса Учителя географии моу сош с. Таволожка Петровского района Саратовской области
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний ( в форме представлений ), которые будут использованы в...
Власенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2 iconРазработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов Учитель математики моу «Высокоключевая сош»
Учитель математики моу «Высокоключевая сош» Гатчинского района Ленинградской области
Власенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2 iconРукосуева Наталья Ивановна, учитель географии высшей квалификационной категории моу «Ванаварская средняя общеобразовательная школа» Интегрированный урок
...
Власенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2 iconКонспект урока по географии Тема: Природные зоны Южной Америки 7 класс (Учитель географии моу центр образования Морозова Светлана Николаевна) Цели
Ю. Америки; особенностях размещения природных зон материка; влиянии человека на природу
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов