Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс icon

Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс



НазваниеНаграждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс
Дата конвертации13.10.2012
Размер211 Kb.
ТипКонкурс




ЧЕРУХИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА


Учитель географии, природоведения МОУ СОШ № 8


Победитель ПНПО – 2008





Ирина Александровна Черухина имеет почетное звание «Заслуженный учитель Кубани». В 2006 году награждена Грамотой Департамента науки и образования Краснодарского края за активное участие в организации и успешное проведение эксперимента по введению ЕГЭ в Краснодарском крае. В 2006 году награждена Дипломом Департамента образования и науки Краснодарского «Лучший классный руководитель школы» за организацию работы класса с казачьим уклоном. В 2007 году стала победителем краевого конкурса лучших классных руководителей «Моя классная, самая классная». Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края.

В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурса лучших учителей приоритетного национального проекта «Образование». Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края.

В 2007 году стала призером федерального конкурса «Мир глазами географа», проводимого научно-методическим журналом «География и экология в школе ХХI века». Награждена Дипломом.


Из опыта работы:


^ АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом». Учащиеся овладевают теперь основами не только географи-ческой науки, но и смежных с ней наук. Широта воспитательно - образова-тельной задачи предмета развивается и совершенствуется. И моя главная задача привить любовь, интерес к предмету, к науке. Главным считаю совершенствовать урок, т.к. и обучение, и воспитание, и привитие интереса идет через урок и только через урок . В этом помогают нестандартные типы уроков.

Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс-конференции, уроки-путешествия и др.) уже довольно прочно вошли в систему моей работы и дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, но и развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека.

Использование игр в обучении географии решает множество задач.
Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика. Многие игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие игры дают возможность взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре.

Однако учебно-географическая сюжетно-ролевая игра не будет эффективной формой организации урока при отсутствии ряда психолого-педагогических условий, соблюдение которых обеспечивает реализацию целей и задач игры:

- наличие у учащихся достаточного объема знаний из предшествующих разделов школьного курса;

- наличие у учащихся навыков учебно – игровой деятельности хотя бы в несложных игровых формах;

- понимание учащимися целей и задач учебно-игровой деятельности;

- психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре;

- психологическая готовность учителя к роли организатора учебно - игровой деятельности учащихся;

- отсутствие в сценарии и сюжете учебной игры фрагментов, непреемлемых с точки зрения социокультурного опыта каждого из учащихся в классе.

- формирование игровых микрогрупп с учетом уровня способности и направленности интересов учащихся;

- формирование игровых микрогрупп с учетом взаимоотношений между учашимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса;

- соответствие содержания и принципа распределения сюжетных игровых ролей направленности интересов учащихся и актуальным задачам их личностного различия;

- соответствие компонентов сюжета учебной игры необходимости обеспечить эмоциональный отклик учащихся на моделируемые учебно-игровые ситуации;

- соответствие компонентов и параметров учебной игры возрастным психологическим особенностям учащихся;

- стабильность игрового пространства, плавность и сюжетная обусловленность в восприятии учащихся необходимых изменений в параметрах длительной учебной игры;

- наличие предварительно заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности.

Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе.

Игра в обучении ребенка играет особую роль. В игре используется опыт творческой деятельности и выражается эмоционально – ценностное отношение ребенка к миру. В современных условиях роль опыта творческой деятельности, полученного субъектом в детстве, существенно возрастает, а эмоционально-ценностное отношение к миру определяет восприятие ребенком действительности. Оно стимулирует социальную активность школьника и способствует усвоению нравственных качеств. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют коммуникативные умения и навыки: умение работать в группе, принимать решение, брать ответственность на себя. Игры развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательных целей, поэтому игра рассматривается в системе всех методов и форм учебной работы, применяемых в обучении. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому способствуют системность, общезначимость, рациональность и универсальность получаемых в курсе географии знаний. Географические знания способствуют формированию у школьников гуманного отношения к жизнедеятельности различных обществ, человека как биологического вида, человека как индивида. У подростка формируется представление о географической картине мира, закладываются основы для будущего восприятия представителя иной культуры с позиций толерантности.

Игры достаточно сильно различаются по многим параметрам: областям деятельности, игровым методикам, характеру педагогического процесса, по игровой среде, целям. Существуют различные их классификации. Опираясь на исследования психологов и педагогов (А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Ю.К.Бабанского, Д.Б.Эльконина Т.Р.Яновской), можно выделить две большие группы игр: игры дидактические и творческие.

На уроках географии используются различные ролевые игры и игры-состязания. Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основе содержания ролевой игры - реальные проблемы географической науки. Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды. Так, для 7 – го класса наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа игр-путешествий (примеры: «Путешествие по Австралии», «Путешествие по Атлантике», «Будущее Антарктиды»). В 8 – 10 классах ролевые игры постепенно изменяются, в них используются более сложные формы (пресс-конференции, уроки-ярмарки, «круглые столы»).

Таким образом, игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности усвоения программного материала, повышения его уровня учебной мотивации, обеспечения его личностного роста.

Приведу несколько примеров учебных игр по географии:

«SOS»

(тема «Гидросфера Мирового океана – главная часть гидросферы»).

Игра проводится на обобщающем уроке.

Подготовка к игре.

Класс разбивается на пять команд. В каждой группе выбирается «капитан», «климатологи», «геолог», «биолог», «океанологи», «картографы». Все команды получают «радиограммы с просьбой о помощи».


Например:

  1. «Уже два года я нахожусь на острове в Тихом океане. Координат острова установить не могу. Мой остров явно относится к островам кораллового происхождения. Климат на острове теплый и влажный. Температура в январе выше, чем в июле. Осадки выпадают равномерно, но наибольшее их количество приходится на декабрь и январь. Среднегодовая температура +25С. Средняя соленость моря 35 промилле. У берегов острова постоянно плавает множество коралловых рыбок. С севера и запада мой остров омывается водами теплого течения. Пожалуйста, отыщите меня».

  2. «Уже два года я нахожусь на необитаемом острове где – то в Индийском океане. Координат острова установить не могу. Мой остров явно относится к островам кораллового происхождения. Рядом находятся другие ему подобные острова. Климат на острове жаркий и достаточно влажный. Наибольшая амплитуда температур между днем и ночью, а не между сезонами года. Осадков на острове выпадает очень много. Среднегодовая температура - +28С.Средняя соленость моря: 35,5 промилле. У берегов плавает очень много акул, встречается рыба-меч. С севера и запада мой остров омывается водами холодного течения, с юга – водами теплого течения. Пожалуйста, отыщите меня».

  3. «Уже два года я нахожусь на необитаемом острове где – то в Атлантическом океане. Координат острова установить не могу. Рядом расположены такие же острова. Климат на острове теплый и влажный. Температура в июле, выше чем в другие месяцы года. Осадки выпадают равномерно в течение года. Среднегодовая температура: +20С. Средняя соленость моря: 36 промилле. Вокруг острова много водорослей, что является хорошей кормовой базой для трески. С запада мой остров омывается водами теплого течения. Пожалуйста, найдите меня».

  4. «Уже два года я нахожусь на необитаемом острове где – то в Тихом океане. Координат острова установить не могу. Климат на острове умеренный. Максимальная температура в июле. Среднегодовая температура + 5С. Средняя соленость моря – 32 – 33 промилле. Мимо острова часто проплывают морские котики. На прибрежных скалах много птичьих базаров. К западу от острова находится холодное течение. Идущее с северо – востока на юго – запад. Пожалуйста, отыщите меня».

  5. «Уже два года я нахожусь на острове, где-то в Тихом океане. Координат острова не знаю и не могу установить. Цепь островов, к которым относится и мой остров, протянулась с севера на юг. Рядом расположена глубокая впадина. Климат на острове теплый. Наивысшая температура – в январе. Среднегодовая +20С. Средняя соленость моря – 35,5 промилле. Вокруг острова часто проплывают тунцы. С севера и запада мой остров омывается водами теплого течения. Пожалуйста, отыщите меня».



Учащиеся на партах должны иметь атласы. Для проведения игры мебель в классе необходимо переставить так, чтобы члены каждой команды могли сгруппироваться и не мешать товарищам.

Ход игры:

Учитель сообщает командам, что «Международный спасательной службой при ООН перехвачены сообщения от потерпевших крушение в разных частях Мирового океана». Каждая команда – это «группа экспертов, которой необходимо определить наиболее вероятное местонахождение «потерпевших крушение». Капитаны получают тексты «сообщений», и все приступают к выполнению задания с помощью атласов.

Рекомендуется распределить силы при совместной работе следующим образом:

  • «океанологи» ищут районы, в которых имеются оказанные в «сообщении» течения и в которых присутствует соответствующая соленость морской воды;

  • «климатологи» ищут районы, где средняя годовая температура и особенности амплитуды температурных колебаний, а также количество и распределение осадков соответствуют тем, которые указаны в «сообщении»;

  • «геолог» ищет на карте остров, соответствующий указанному в «сообщении» происхождению;

  • «картограф» пытается определить местоположение острова;

  • «биологи» ищут районы обитания рыб, морских животных, птиц;

  • «капитан» сводит воедино итоги работы «специалистов» и предлагает окончательную гипотезу команде.

^ Завершение игры.

Команды оглашают свои предположения. Учитель оценивает их правильность. Необходимо помнить, что возможно несколько вариантов верного решения. При оценке работы команды важно оценить логику и продуманность обоснований ответа. По усмотрению учителя, участники команд, успешно справившихся с выполнением игрового задания, получают хорошие и отличные текущие оценки.


^ «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АУКЦИОН»

Проводится игра в конце четверти или после изучения темы для проверки усвоения материала.

Подготовка к игре. Игра практически не требует подготовки.

Ход игры. Около доски устанавливается кафедра, где будет проходить аукцион. Первым приглашается ученик, который победил в предыдущих играх, или учитель задаёт классу вопрос по одной из изучаемых тем. Ученик занимает место.


Одноклассники поочереди задают вопрос ученику за кафедрой по пройденному материалу. Если он правильно отвечает на все вопросы (5-6) подряд, то получает оценку и покидает кафедру, предварительно выбирая следующего участника игры.

^ Завершение игры. Отличные и хорошие оценки выставляются в журнал.


Динамика уровня обученности учащихся 11 «а» класса по годовым оценкам

класс

Учебный год

2005 - 2006

2006 – 2007

2007 - 2008

9 «а»

100%







10 «а»




100%




11 «а»







100%



^ Динамика уровня обученности учащихся 10 класса по годовым оценкам

класс

Учебный год

2005 - 2006

2006 - 2007

2007 - 2008

8

100%







9




100%




10







100%



По результатам оценки предметной обученности выпускников при аттестации образовательного учреждения в 2006-2007 учебном году показатель обученности выпускников составило 73 %.

^ Динамика «качества знаний» по годовым оценкам учащихся 11 «а» класса

класс

Учебный год

2005 - 2006

2006 – 2007

2007 - 2008

9 «а»

80 %







10 «а»




81 %




11 «а»







82 %



^ Динамика «качества знаний» по годовым оценкам учащихся 10 класса

класс

Учебный год

2005 - 2006

2006 - 2007

2007 - 2008

8

59 %







9




65%




10







87%



Технологии

С целью формирования интереса к своему предмету на обобщающих уроках, уроках повторения, изучения нового материала учитель систематически исполь-зует на различных этапах урока технологию игросистем, в 6 и 7 классе исполь-зует интегрированную программу по географии и ОБЖ как развивающую и здоровьесберегающую технологию, личностно-ориентированное обучение, элементы коллективного способа обучения.





п/п

технологии

применение

результат

1

Здоровье-

сберегающие

технологии

интегрированный курс «ОБЖ. География» 6-7класс

приобретение навыков безопасного поведения в повседневной жизни и отсутствие детского травматизма во внеурочное время

2

Личностно-ориентированное обучение

разноуровневые уроки географии, уроки-практикумы, уроки-исследования

качественное усвоение программного материала, стимулирование познава-тельного процесса к предмету

3

Игросистемы

игровые моменты на уроках и внеклассной работе по предмету

активизация учебного процесса, вовлечение учащихся в творческое и самостоятельное составление учебных игр по предмету; создан банк разноуровневых предметных игр



На уроках учитель использует разработанные индивидуальные дифференцированные карточки по закреплению географической номенклатуры для 6 – 8 классов, карточки по закреплению политической карты мира. Разработала учебное пособие «Самостоятельные работы, географические диктанты и тесты по физической географии Краснодарского края и Павловского района» которое используется учителями района.





учебные пособия

результат

1

Дифференцированные карточки «Географическая номенклатура»

повышение качества знаний: географической номенклатуры, политической карты мира

2

тексты разноуровневых географичсеких диктантов

повышение уровня обученности,, повышение терминологической грамотности учащихся

3

учебное пособие «География Краснодарского края»

качественное усвоение материала региональной направленности

4

учебное пособие «География Павловского района»

участие учащихся в олимпиадах по кубановедению



^ Диссеминация опыта

Муниципальный уровень





Форма выступления

год

Тема выступления

1

«Неделя педаго-гического мастер-ства» урок – обобщение

2005-2006

«Физическая география Краснодарского края».

2

Мастер -класс

2008-2009

Использование ИКТ на уроках географии

3

Мастер-класс

2005-2006

«Диагностика и контроль знаний на уроках географии»



4

«Неделя педаго-гического мас-терства» внеклассное мероприятие


2006-2007

«Курить - здоровью вредить».

5

Семинар практикум

2007-2008

«Диагностика и контроль знаний на уроках географии».

6

межпредметный семинар

2007-2008

«Организация исследовательской деятельности как форма работы с одарёнными детьми»

7

Публикация в методическом журнале «Образование в деталях» №2

2006-2007

«Значение игры в формировании интереса к предмету»

8

Публикация в районном СМИ «Единство» № 24

2006-2007

«Погодные аномалии»

9

Публикация на сайте

^ МОУСОШ №8

2007-2008

авторские разработки внеклассных мероприятий

10

Публикация на сайте РИМЦ


2007-2008

учебное пособие «Физическая география Павловского района»

11

Выступление -презентация

2008-2009

Творчество учителя – залог высокого качества обучения учащихся.



^ Региональный уровень

В 2006-2007 учебном году в городе Краснодаре Ирина Александровна выступала на заседании круглого стола по теме: «Опыт подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ».

В 2008-2009 учебном году выступала на курсах повышения квалификации с темой «Организация практической деятельности на уроках географии


Участие в конкурсах

В 2007 году принимала участие в районном этапе краевого конкурса лучших классных руководителей «Моя классная, самая классная».

В 2007 году стала победителем краевого конкурса лучших классных руководителей «Моя классная, самая классная».

В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурса лучших учителей приоритетного национального проекта «Образование».

В 2007 году стала призером федерального конкурса «Мир глазами географа», проводимого научно-методическим журналом «География и экология в школе ХХI века».

В2008 году стала победителем конкурса ПНПО.


^ Ученики – победители олимпиад и конкурсов



уровень

Фамилия, Имя

учащегося

год участия

Результат

муни-

ципаль-

ный

предметные олимпиады

Пасько Артём

2004-2005

грамота II место

Терновая Анна

2004-2005

грамота III место

Смолка Екатерина

2005-2006

грамота I место

Терновая Анна

2006-2007

грамота II место

Смолка Екатерина

2006-2007

грамота I место

Мельникова Юлия

2006-2007

грамота III место

Белан Ксения

2007-2008

грамота I место

Смолка Екатерина

2008-2009

грамота II место

конкурсы, интелектуальные и творческие мероприятия

Смолка Екатерина

2006-2007

I место, грамота

феде-

раль-

ный

конкурсы, интелектуальные и творческие мероприятия

Середа Юлия

2007-2008

«Орден умника»



Публикации

Учитель имеет публикации на сайтах федерального уровня: «Дидактический материал для работы с картой на уроках географии в 6 – 8 классах». Статья «Роль игры в обучении географии»

Муниципальный уровень

Публикация в методическом журнале «Образование в деталях» №2

2006-2007

«Значение игры в формировании интереса к предмету»

распространение педагогического опыта

Публикация в районном СМИ «Единство» № 24

2006-2007

«Погодные аномалии»

распространение педагогического опыта

Публикация на сайте

^ МОУСОШ №8

2007-2008

авторские разработки внеклассных мероприятий

распространение педагогического опыта

Публикация на сайте РИМЦ


2007-2008

учебное пособие «Физическая география Павловского района»

распространение педагогического опыта

Публикация на сайте

МОУСОШ №8

2008-2009

Научная работа учащихся «Кто мы ? Какие мы учащиеся Новопластунов-ской школы»

распространение педагогического опыта

Федеральный уровень


Учитель имеет публикации на сайтах федерального уровня: «Дидактический материал для работы с картой на уроках географии в 6 – 8 классах». Статья «Роль игры в обучении географии»



Похожие:

Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс iconПриказ №364 «О проведении краевого этапа Х всероссийской акции», в соответствии с планом работы департамента образования и науки, с целью формирования активной гражданской позиции и социализации учащихся образовательных учреждений Краснодарского края
Краснодарского края от 11 февраля 2010 года №364 «О проведении краевого этапа Х всероссийской акции», в соответствии с планом работы...
Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс iconПриказ №179/01. 5/3653 от 21. 08. 2006 департамента по финансовому обороту и контролю Краснодарского края и департамента образования и науки Краснодарского края
Во исполнение приказа №179/01. 5/3653 от 21. 08. 2006 департамента по финансовому обороту и контролю Краснодарского края и департамента...
Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс iconАналитическая справка о результатах аккредитации образовательных учреждений муниципального образования Павловский район в 2008 – 2009 учебном году
Краснодарского края» (приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 7 августа 2008 года №2899 «Об утверждении Временного...
Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс iconИнформация о государственной аккредитации общеобразовательных учреждений в 2008– 2009 учебном году
Краснодарского края» (приказ департамента образования и науки от «01» августа 2008 г №2887), «Временным порядком проведения государственной...
Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс iconПроведения экзаменов по выбору, сдаваемых по материалам Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ и департамента образования и науки Краснодарского края,
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ и департамента образования и науки Краснодарского края, при проведении...
Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс iconДепартамент образования и науки краснодарского края
Об оценке предметной обученности выпускников, не участвовавших в егэ и гиа в 2008-2009 учебном году, при государственной аккредитации...
Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс iconОб утверждении списка участников и состава жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, истории, обществознанию, праву, экологии
Краснодарского края от 24 сентября 2008 года №3369, и приказа департамента образования и науки от 30 декабря 2009 г №3830 «О проведении...
Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс iconОб утверждении списка участников и состава жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике, технологии, химии, физической культуре
Краснодарского края от 24 сентября 2008 года №3369 и приказа департамента образования и науки от 30 декабря 2009 года №3830 «О проведении...
Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс iconПриложение к приказу департамента образования и науки Краснодарского края
Общее руководство подготовкой и проведением V спартакиадой учащихся осуществляется департаментом образования и науки Краснодарского...
Награждена Грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2006 -2007 учебном году была участником краевого этапа конкурс iconО проведении аттестации педагогических работников образовательных учреждений муниципального образования Брюховецкий район в 2012 2013 учебном году
Инструкцией о процедуре проведения аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных работников...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов