«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием» icon

«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием»



Название«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием»
Дата конвертации13.10.2012
Размер184.96 Kb.
ТипДокументы

«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием»

С. Пуассон


23 марта 2009 года состоялось РМО учителей математики «Обобщение и распространение передового педагогического опыта». Перед учителями математики выступила с опытом работы учитель математики МОУ СОШ № 3, победитель ПНПО Клепань Людмила Ивановна по теме: «Методы мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.»

Предлагаем текст выступления.

Уважаемые коллеги!

Всем известные слова Михаила Васильевича Ломоносова "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит" для меня с детства имели особый смысл. На уроках частенько повторяю, что математика - это единственная наука, которая имеет дело с абсолютным идеалом. Математика - это красота и чудо в чистом виде.

Я рада нашей встрече и с удовольствием поделюсь с вами теми методическими наработками, которые имею в своей работе. Долго думала над тем с чего начать.

На глаза попалась статья газеты «Математика» №21 2007года «Десять причин ухудшения математической подготовки школьников». В этой статье подробно анализируются разные причины слабой математической подготовки учащихся. Среди них:

1)объективная: в среднем звене общеобразовательной школы учатся дети конца восьмидесятых - начала девяностых годов рождения, а родители многих таких детей в самый ответственный , начальный период жизни ребенка день и ночь отыскивали хлеб насущный и не могли уделять должного времени воспитанию;

2) объективная: это расширяющийся поток «мусорной» информации: на телевидении, в компьютерных сетях, в большом количестве внешне блестящих, но по существу крайне тупых игр и игрушек;

3) сформировавшийся культ потребления материальных благ, на фоне которого интеллектуальные, духовные занятия не только теряют цену в сознании молодежи, но иной раз даже грубо высмеиваются.

Решением вышеперечисленных проблем может заниматься только государство.

Однако есть причины, решение которых находится во власти учительского сообщества.

Итак, причина 4):низкие профессиональные качества учителей, особенно в таких областях, как методика, практическая психология и конфликтология. Для решения этой задачи необходима серьезная система повышения квалификации, а также значимые стимулы е повышения.

5)низкое качество подготовки выпускников педагогических вузов.

6)непонимание особой роли математики в системе образования. Во-первых, математика, в отличие от других школьных предметов, является дисциплиной непрерывной: не изучив какого-либо раздела, ученик в принципе не может двигаться дальше, то есть в минимальном курсе не бывает «пробелов», а существуют лишь разрывы. Во- вторых, математика является системообразующим предметом, то есть образующим систему мышления человека.

7)перегрузка учащихся домашними заданиями.


8)широкий поток неконтролируемой профессионалами учебно-методической литературы.

9)неуклонное падение мотивации образования вообще и математического в частности. Эта проблема имеет две грани - уменьшается мотивация изучения математики учениками, так и мотивация улучшения качества преподавания предмета учителями. Порой можно услышать: «Зачем это надо? Лучше бы за это время проверить пачку тетрадей». Учителю, который полностью потерял интерес к предмету, лучше сменить вид деятельности, так как его работа приносит больше вреда, чем пользы. Повышение мотивации обучения- сложная проблема, но любой, даже самый малый шаг на пути ее решения приносит ощутимые результаты.

10) трудности в передачи опыта работы лучших профессионалов своим молодым коллегам.

Среди причин ухудшения качества следует сказать и о проблеме преемственности обучения в начальной и средней, а также в средней и старшей школе. Следует упомянуть и о трудностях, возникающих при переходе от одного комплекта учебников на концептуально другой.

Теперь об одной из самых болезненных для профессионалов тем - о геометрии. Можно констатировать тот факт, что этот предмет в средней школе умирает. Напомню несколько фактов. В древних рыцарских школах, наряду с искусством фехтования и верховой езды, изучалось и искусство геометрии. Еще один факт: в Японии геометрию изучают с пяти до семидесяти пяти лет. Любой серьезный специалист скажет, что из всех разделов математики именно геометрия является наиболее всесторонне развивающим предметом. Кардинального улучшения состояния преподавания и повышения качества знаний можно добиться, лишь решая все поставленные проблемы в комплексе, но, как показывает опыт отдельных школ, даже успешное решение одной или нескольких проблем дает ощутимый результат. Этот вывод звучит обнадеживающе и поэтому я решила для себя, что надо попробовать поработать над решением тех проблем, которые мне под силу. Итак, я перед собой поставила цель: повысить уровень математической подготовки учащихся, которых я обучаю. Проработав п-лет в школе, попробовав различные учебные пособия, учебники, которые были заранее определены, я смогла проанализировать преимущества учебников авторов Л. Г. Петерсон и Г.В. Дорофеева. После выпуска 11- го класса, взяла 5-й класс, который в начальной школе учился по учебникам данных авторов. По программе преемственности, которая была разработана методической службой школы, я встречалась с учителем Висловой Л. П., а также с учащимися. Изучила учебник и программу начальной школы данного автора, затем приобрела учебники для 5-6 класса, по интернет магазину выписала методические пособия и дидактический материал. С детьми я познакомилась во время посещения уроков, просто приходя на перемене в класс. Эти встречи помогли мне и учащимся привыкнуть друг к другу, т.е. адаптационный период при переходе в 5-й класс у нас прошел незаметно, и причем, когда мы встретились первого сентября как старые знакомые и дети легко привыкли к моим требованиям. Все трудности учебного материала мы преодолевали вместе. Дети были положительно настроены на изучение предмета, несмотря на то, что материал учебника был настолько разнообразным и по набору заданий и по их сложности. Все домашние задания учащимися выполнялись в классе, причем в ходе выполнения ученик мог проконсультироваться у учителя. К содержанию и объему домашних заданий предъявляю следующие требования: 1) домашняя работа должна быть тесно связана с классной работой, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего; 2)домашнее задание должно способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. Это достигается включением в домашнее задание задания творческого характера, задания, которые позволяют учащемуся проявить изобретательность, самостоятельность, заставляют напрячь мысль, повторить необходимый предыдущий материал; 3) домашнее задание не должно быть однообразным и шаблонным, потому что это может привести к потере интереса к предмету; 4)задание должно быть доступным и посильным; 5) обязательно проводить инструктаж по выполнению задания; 6) дифференциация и индивидуализация домашнего задания. Соблюдая все перечисленные требования можно избежать перегрузку учащихся, развить интерес к предмету.

В своей работе использую различные формы, методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся.

Итак, остановимся на методах мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

«Личность- звено между мотивацией и ее реализацией»

З.Фрейд

Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И.Додонов).

Известно, что ученикам понятно тогда, когда интересно на уроке. Надо иметь в виду, что интерес-это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки «хочу-могу-выполняю с интересом - личностно-значимым каждому», то интерес стоит в центре этого построения.

Сформировать интерес к учебной деятельности можно через:

  • Самостоятельную работу;

  • Активность учащихся;

  • Поисковую деятельность;

  • Создание проблемной ситуации;

  • Разнообразие методов обучения;

  • Новизну материала;

  • Эмоциональную окраску урока.

6-й класс. Тема «Координатная плоскость». Начинаю с построения всевозможных фигур: самолет, бегун, петух. Подобные рисунки накапливаются годами для уроков. Затем предлагаю учащимся придумать подобные рисунки. И только после этого переходим с ребятами к учебнику: строим точки, отрезки, треугольники, но делается это легко и со знанием дела.

6-й класс. Тема «Диаграммы». Удивительный получается эффект от принесенной мною диаграммы успеваемости класса по годам, а затем показываю диаграмму рейтинга успешности изучения конкретной темы по математике. После этого учащиеся сами пытаются построить диаграммы сравнения количества учеников, посещающих начальную школу, среднее звено и старшее звено, отображают процесс питания в школе и т.д. Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию.

Можно предложить движение по ступеням: осилил одну ступеньку - иди дальше, выше. Например, геометрия. Тема «Подобие фигур». Материал можно разбить по следующим ступеням:

^ 1-я ступень- ученик должен понять, что такое подобие, гомотетия, как связана гомотетия с равенством и симметрией относительно точки, при к=2, при к=1, при к=-1… научиться построению фигур. Далее необходимо выполнить творческое задание «Фигура моей фантазии».

^ 2-я ступень - научиться доказывать подобие треугольников,

3-я ступень - научиться решать задачи, составляя пропорции. На этом обязательный уровень заканчивается, кто его осилит- пойдет выше, к дополнительному материалу и нетрадиционным, комбинированным задачам. Но каждый пройдет только тот путь, который ему по силам, поэтому работают все. Нет сильных и слабых, есть заинтересованные и нет.

Ребятам интересно тогда, когда много наглядности. На уроке геометрии по теме «Преобразование фигур» можно показать работы учащихся, предыдущих выпусков. Такая выставка позволяет учащимся задуматься над изучаемым вопросом и начать предлагать свои работы. Этот момент урока направлен на то, что каждый ученик самобытен и честолюбив и поэтому после просмотра выставки начинают изображать свои фигуры, невольно, сравнивая с работами, увиденными на выставке. Гордость за свой труд - один из сильнейших приемов стимулирования деятельности учащихся. Сконструируй, сделай что-нибудь необыкновенное и это будет храниться, служить будущим ученикам.

Интересно, если учитель использует не только материал учебника, по которому занимаются ученики, но и занимательный материал, значимый для ученика. Например, алгебра 9 класс, тема «Последовательности» приобретает совершенно другое качество после лекции, в которую включен материал о завещании Франклина потомкам, о легенде о шахматах, о глупом купце и, конечно же, «о пирамидах». Которые рано или поздно рушатся.

Источником любых знаний являются наблюдения, сравнения, эксперимент. На уроках геометрии можно проводить лабораторные работы, которые можно использовать как средство открытия свойств геометрических фигур. Лабораторные работы для учащихся 7-8 классов провожу в виде демонстрации, фронтально или группами. В результате учащиеся приобретают навыки сравнения, обобщения и анализа, они учатся делать логические выводы, развивают свою интуицию. Кроме того. У них возникает потребность логического обоснования найденных путем зависимостей. Лабораторно-практические работы активизируют учебный процесс, облегчают восприятие геометрических понятий, обеспечивают доступность геометрических фактов, которые в дальнейшем постоянно применяются при решении задач.

Например:

^ 7 класс. Тема: «Смежные углы».

Цель работы: найти зависимость, связывающую величины смежных углов.

Указания к работе: 1.Нарисуйте три пары различных смежных углов. 2. Измерьте градусные меры данных смежных углов. 3.Результаты измерений занесите в таблицу. 4.Сформулируйте гипотезу.

Тема: «Вертикальные углы».

Цель работы: сформулировать свойство вертикальных углов.

Указания к работе: 1.Нарисуйте три пары пересекающихся прямых. 2. Обозначьте на каждом чертеже вертикальные углы 1,2,3,4. 3.Измерьте градусные меры этих углов. 4.Результаты измерений занесите в таблицу. Сравните углы: 1и3; 2и4. 5. Сформулируйте гипотезу.

Тема «Равнобедренный треугольник».

Цель работы: Сформулировать свойство углов при основании.

Указание к работе: 1.Постройте три равнобедренных треугольника АВС с основанием АС. 2.Измерьте градусные меры углов А и С. 3. Результаты измерений занесите в таблицу. 4.Сравните углы А и С.

5. Сформулируйте гипотезу.

Бесспорно, ученикам интересно на уроках лабораторных работ: можно рассчитать площади сложных фигур, измерить расстояние между недоступными точками, с помощью зеркала определяем высоту школы, дерева при изучении темы «Пропорция» (6 класс) или темы «Подобие треугольников» (8-й класс).

Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи. Связанные с работой родителей, так как дети постоянно помогают им. Поэтому такие понятия, урожайность, грузоподъемность, делают занятия понятными и значимыми. Очень важно, чтобы учитель мог увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к уроку, следует всегда продумать моменты, которые покажут значимость изучаемого материала. Например, при изучении темы «Масштаб» можно объявить конкурс на лучшую планировку посадок на клумбе или векторы - это метод познания физических процессов; пропорции надо знать, так как это широко применяется при изучении химических процессов; при изучении окружности материал увязать с космонавтикой и астрономией.

^ Нетрадиционные уроки - игровые и интегрированные, бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях. Особенно интересны уроки «Следствие ведут знатоки». Здесь имеется широкое поле для фантазии учителя при его подготовке. Интегрированный урок дает возможность учителю осуществить межпредметную связь.

^ Волевые методы мотивации и стимулирования.

Компоненты данных методов:

1)информирование об обязательных результатах;

2) формирование ответственного отношения;

3)познавательные затруднения;

4)самооценка и коррекция своей деятельности;

5) рефлексия поведения;

6)прогнозирование будущей жизнедеятельности.

^ Волевая мотивация является стержнем личности и к нему «стягиваются» такие ее свойства: направленность на ценные ориентации, установки, социальные переживания, притязания, эмоции, волевые качества. И все это проявляется через самостоятельную учебную деятельность. Она имеет не только учебное, но и личное, и общественное значение. Это организуемая самими школьниками в силу своих внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемая им самим в процессе и по результатам деятельности на уроке и в ходе выполнения домашней самоподготовки.

^ Методы обучения, способствующие мотивации.

Метод сравнения - наиболее эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически. Например, есть такие понятия в математике, при изучении которых учащиеся очень часто путаются или просто забывают. Если понятие «противоположных чисел» усваивается легко, то понятие «обратное число» улетучивается, не оставив следа. И вот тога на помощь приходит метод сравнения.

Число

Противоположное

Обратное

3

-3

1/3

2/5

-2/5

5/2=2 1/2

-7/10

7/10

-10/7

1 3/7

-1 3/7

7/10

-1,5

1,5

2/3

1/8

-1/8

8

0

0

нет

а



1/а при а≠0

Подобная тренировка и сопутствующая беседа при составлении такой таблицы помогают ученикам прочно усвоить тему «Обратные числа» и заодно повторить «Противоположные числа», а также учить умениям учебной деятельности – сравнивать.

^ Составление опорного конспекта.

Очень часто при решении задач на подобие треугольников ученики чертят равные фигуры. Признаки подобия изучаются одновременно с повторением равенства треугольников. Заполняется опорный конспект (приложение 1). Перед заполнением проговариваются не только актуализационные правила, но и новые правила, которые ученики находят в учебнике. Этот метод хорошо помогает при одновременном изучении арифметической и геометрической прогрессией.

При подготовке к выпускным экзаменам параллельно повторяются решения линейных неравенств и квадратичных неравенств. А также параллельно изучаются следующие темы: отрезок, луч, прямая, координатная прямая и координатная плоскость, прямые и обратные задачи на части; квадрат разности и разность квадратов; прямые и обратные теоремы; признаки и свойства параллельных прямых и параллелограмма.

При изучении темы «Свойства квадратичной функции» закрепление происходит с помощью серии заданий на сходства и различия в графиках. Неоднократное повторение подобных упражнений всегда дает положительный результат. Достоинство данного метода не только в возможности исключения наиболее характерных ошибок, но и возможности повторения многих тем. Это не только метод мотивации через значимость всего, что изучается в математике. Этот метод помогает развить умение анализировать ситуацию, мыслить логически, способствует интеллектуальному развитию личности. Ученик понимает, как важно знать одно, чтобы понимать другое. Развивая из урока в урок умение сравнивать, учитель создает предпосылки для успешного решения следующих заданий: какие числа делятся на 6 и на 15; решать уравнения с параметрами; находить наибольшее значение заданных выражений. Решая одновременно на проценты с помощью составления отношения, составляя пропорцию и решая уравнение, ученик знакомится с различными методами решения задач. В данном случае целесообразно поставить вопрос о рациональности того или иного метода.

^ Использование исторического материала позволяет усилить мотивацию учебного процесса. Ведь целью математического образования, прежде всего, является культурное развитие учащихся. Надо научить учащихся ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопроса можно поставить вопрос иначе: «Человек, не получающий достойного математического образования, не может считаться культурным». Математика не только развивает, но и служит инструментом для определения развития ребенка, это единственный инструмент в психологии. Математика не только развивает интуицию, воображение, логику, но и служит способом определения.

По моему мнению, каждый ученик за время обучения в основной школе может и должен приобрести хотя бы скромный опыт в выполнении исследовательских заданий. Увидеть значимость творческого опыта в области математики учащиеся могут на уроках – исследованиях. На таком уроке проходит анализ одной общей проблемы по готовому плану, составленному учителем.

Приведу пример урока-исследования по теме «Свойства квадратного корня» (8 класс).

Урок начинается с нацеливания учащихся на наблюдение за математическими объектами, на абстрагирование от несущественных свойств этих объектов.

1.Выполните действия и сравните полученные результаты:

 и *;  и *.

2.Запишите в буквенной форме замеченное вами свойство. Каковы допустимые значения входящих в записанное равенство переменных?

3. Выполняется ли записанное вами равенство, если входящие в него множители не являются точными квадратами?

Под руководством учителя учащиеся записывают равенство

=* (1)и устанавливают, что оно верно для a≥0, b≥0.

Наблюдения учащихся теперь должны оформиться в виде доказательств. К ним школьников подталкивают следующие вопросы учителя:

4.Докажите ваше предположение, используя определение арифметического квадратного корня. Чему равно выражение (*)2? Чему равно выражение2?

5.Как бы вы назвали доказанное свойство? Сформулируйте его в словесной форме.

6.Выполняется ли такое свойство для корня из произведения трех множителей?

7.Можно ли обобщить это свойство на случай произвольного числа сомножителей?

8.Как удобно обозначить сомножители в обобщенной форме, чтобы было понятно, о каком именно числе сомножителей идет речь?

Последним вопросом ребята выводятся на использование переменных с индексами. Сама запись равенства с произвольным числом сомножителей является для школьников нетрадиционной.

Урок продолжается традиционными заданиями на применение тождества (1) для вычисления значений выражений.

Далее следует рассмотреть с классом обобщение свойства корня из произведения путем расширения области допустимых значений переменных. В результате учащиеся должны получить тождество =* | , справедливое при ab≥0. Здесь учитель не должен подсказывать ребятам нужный вывод. Лучше всего поставить их перед трудным случаем такими, например вопросами:

9. Имеет ли смысл выражение?

10. Можно ли применить к нему свойство корня из произведения?

11. Как записать в буквенной форме равенство, позволяющее это сделать?

Работа класса продолжается исследованием свойства корня из дроби. Причем она проходит по аналогичным вопросам. После того как сформулировано свойство корня из дроби, учащиеся демонстрируют на примерах применение этого свойства.

Следующий этап урока нужно посвятить предупреждению ошибок, которые могут допустить учащиеся в этой теме. Например, по аналогии со свойствами корня из произведения учащиеся часто пишут =+ и т.п. Для предупреждения подобного рода ошибок следует подобрать контрпримеры и рассмотреть их вместе с учащимися. В ходе решения таких примеров учащиеся дают отрицательный ответ на вопрос учителя «существует ли свойство корня из суммы корня; из разности?»

Урок можно закончить заданиями повышенной сложности: доказать формулу двойного радикала и составить и доказать формулу преобразования двойного радикала.

На таких уроках происходит формирование исследовательских умений, как умение выдвинуть гипотезу на основе анализа данных и по аналогии с известным решением. Учащиеся тренируются в умении подобрать контр пример для опровержения неверного общего утверждения. Ребятам приходится проводить доказательство утверждений с опорой на определение и посредством записи закономерности в буквенной форме.

Кроме того можно использовать также мини-исследования. В них могут присутствовать лишь некоторые исследовательские элементы. Такие задания направлены на формирование познавательного интереса учащихся к различным аспектам математической деятельности.

Важным и чрезвычайно тонким моментом учебно-воспитательного процесса как для учителя, так и для ученика является контроль знаний. Контроль- составная часть процесса обучения и обеспечивает учителю получения информации о ходе познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, а ученикам- получение информации о своих успехах. Контроль знаний имеет обучающее и воспитывающее значение, способствует более глубокому изучению учащимися основ наук, совершенствованию их знаний и умений.

Математические диктанты - хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью звукозаписи задает вопросы, учащиеся записывают под номерами краткие ответы на них. Прежде чем перейти к объяснению нового материала, целесообразно убедиться, что предыдущая порция знаний учащимися усвоена. Альтернатива устного опроса и «устного счета»- математический диктант. Его место в учебном процессе: в начале урока, на котором начинается изложение новой порции знаний. Требование к его содержанию заключается в том, чтобы ответы на его вопросы показывали, усвоено ли содержание ранее изложенного материала. Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно 10-15 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой. По содержанию заданий диктанты делятся на:1)репродуктивные задания выполняются на основе известных формул, теорем, свойств и вырабатывают основные умения и навыки, необходимые для изучения математики; 2)реконструктивные задания (указывают на общий принцип решения, например, решить графически уравнение); 3)задания вариативного характера, т.е. к таким заданиям относятся задания на сообразительность (например, вставь пропущенные одночлены так, чтобы получилось тождество).

Математический диктант- это один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся. Система математических диктантов, с одной стороны, должна обеспечивать усвоение необходимых знаний и умений, с другой стороны, их проверку. Математические диктанты можно разделить на следующие виды: проверочные, обзорные, итоговые.

Проверочные диктанты предназначены для контроля усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы. Например, так можно проверить тему «Арифметическая прогрессия» в 9-м классе.

После завершения изучения раздела целесообразно проверить усвоение в целом, для этой цели можно провести обзорный диктант, который позволит учащимся повторить материал, систематизировать знания, установить связи между изученными вопросами. Завершающим моментом повторения в конце года может явиться проведение итоговых диктантов по основным содержательным линиям изученного курса.

Способы проведения диктантов: спроецирован на доску с помощью компьютера; зачитан учителем; воспроизведен с помощью звукозаписи, с графической записью ответа.

Организация проверки: проверяет сам учитель, проверяют сами учащиеся, взаимопроверка с последующим комментарием тех заданий, в которых были допущены ошибки.

^ Организация работы по устранению пробелов.

Диагностика- не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной. (Д. Добсон)

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся -неотъмлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения. Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях – одно из основных условий повышения качества обучения. Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок, фиксирование ошибок (тетрадь для учета ошибок), анализ допущенных ошибок, планирование работы по устранению пробелов ЗУН, устранение пробелов в знаниях, меры профилактики (методические приемы, например, формулы приведения: четверть, знак, название).

Процесс обучения - процесс двусторонний; для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, их желание овладеть передаваемыми учителем знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Все эти реакции у учащихся должен вызвать к действию учитель, опираясь на свой авторитет, на контакт с учащимися, на свою увлеченность предметом, профессией, любовь и благожелательное отношение к детям.



Похожие:

«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием» iconЭссе на тему: Что значит быть современным учителем. Учитель математики: Журавлёва Г. П. Яйва 2008
Любить ученика – это значит не заигрывать и не льстить ему, а понимать и уважать ребёнка как растущего человека. Как учителю математики...
«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием» icon1. Выполнить арифметические действия
В классе 38 учеников. Из них 16 увлекаются математикой 17 — физикой, 18 — историей. Увлекаются двумя предмета­ми — математикой и...
«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием» iconНайдите наименьшие основания X и y систем счисления, если известно, что
Семь уче­ников из этого класса увлекаются математикой, шесть — физикой, пять — астрономией. Четверо из учеников увлекаются и математикой...
«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием» iconЖизнь трех плетней жизнь пса; Жизнь трех псов жизнь коня

«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием» iconВетров александр Иванович
Ссср. В 1960-е годы – моринспектор Мурманского тралового флота. Награжден орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Трудового...
«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием» iconПлан-конспект урока по физкультуре для учащихся 5-х классов. Задачи урока: Обучение сочетанию технических приемов: ведения-передачи-ловли-броска
Эстафеты во встречных колоннах: 1 ведение- 2 шага- передача меча из рук в руки;2 ведение – передача двумя руками с отскоком от пола;3...
«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием» iconДокументы
1. /Жизнь происходит из жизни/LCFL00CH.rtf
2. /Жизнь...

«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием» iconДокументы
1. /Жизнь происходит из жизни/LCFL00CH.rtf
2. /Жизнь...

«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием» iconЖуков Вадим Викторович главный специалист по вопросам прочности ру типа бн. Поступил в университет в 1954 году, закончил в 1959. Учебу в ггу вадим Викторович совмещал с занятием музыкой. Был известным музыкантом
Жуков Вадим Викторович главный специалист по вопросам прочности ру типа бн. Поступил в университет в 1954 году, закончил в 1959....
«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием» iconФриц. От кайзера до фюрера. Мартин Шепард
Хотя театр и оставался его первой любовью, все же он не был занятием, достойным еврейского представителя среднего класса в поиске...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов