Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии icon

Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии



НазваниеТребования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии
Дата конвертации14.10.2012
Размер175.83 Kb.
ТипДокументы

Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии

(ж. Х/ш № 2 2005 г)


А. Требования безопасности при размещении и хране­нии химреактивов и оборудования.


1. Приобретение реактивов сверх нормативов, преду­смотренных типовыми перечнями, запрещается. Излишки реактивов кабинета химии разрешается передавать в преде­лах данной школы в кабинеты биологии, физики и другие в соответствии с Типовыми перечнями для этих кабинетов. Передача реактивов сторонним организациям, а также унич­тожение излишков реактивов осуществляются в зависимости от массы вещества и местных условий в соответствии с ин­струкцией Минпроса СССР.

2. Распределение реактивов по группам хранения при­ведено в приложении 7.

Не допускается совместное хранение реактивов, отличаю­щихся по химической природе (приложение 8).

3. Все реактивы в первичной таре должны храниться в лаборантской. Разрешается размещать первичную тару во вто­ричной. В кабинете допускается содержать реактивы 8-й груп­пы хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или практических работ, при условии, что шка­фы запираются, а ключи от них находятся у заведующего кабинетом или учителя.

4. При наличии у реактива или раствора огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре должна быть в случае утраты дополнительная (ниже основной) этикетка с надписью: «Огнеопасно» (красная), «Яд» (желтая), «Взрывоопас­но» (голубая), «Беречь от воды» (зеленая). Допускается вместо этой символики пользоваться знаками, установленным ГОСТом 12.4.026-76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности».

5. Хранить реактивы и растворы в таре без этикеток или с надписями на ней, сделан­ными карандашом по стеклу, запрещается; если этикетка утеряна, а идентифицировать содержимое не представляется возможным, оно подлежит уничтожению в соответствии с рекомендациями приложения 9.

6. Слабые растворы кислот и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжно­го шкафа или в специальном шкафу с есте­ственной вентиляцией на химически стой­ких поддонах.

Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, ЛВЖ и ГЖ — в сосудах из полимерных материалов.

Сосуды с ЛВЖ и ГЖ размещаются в пе­реносном металлическом ящике с верхним расположением крышки. На дно насыпает­ся песок слоем не менее 0,05 м или уклады­вается листовой асбест слоем 0,01 м. В крышке должно быть 6 отверстий диамет­ром 0,01 м. Ящик должен иметь сбоку метал­лические ручки. Он окрашивается светлой краской, на крышку снаружи наносится знак 2.1 по ГОСТу 12.4.026-76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности». Устанав­ливается ящик не ближе двух метров от на­гревательных устройств. Разрешается вме­сто этого ящика использовать любые проч­ные переносные металлические сосуды типа бачка, контейнера для транспортировки ки­нопленки и другие объемом около 10 л.
В их крышке должны быть такие же отвер­стия, а стенки и дно изнутри изолированы асбестом.

Весь спирт, выдаваемый школе, должен размещаться вместе с ЛВЖ в кабинете химии. Диэтиловый эфир не должен храниться бо­лее 1 года с момента выпуска. Если этот срок прошел, следует подвергнуть эфир обработ­ке в соответствии с рекомендациями прило­жения 10.

7. Реактивы групп 2-6 следует хранить в соответствии с приложением 7, т. е. нельзя
хранить реактивы одной группы рядом с реактивами другой группы. Реактивы 8-й группы разрешается размещать рядом с ре­активами любой из групп 2-6.

8. Реактивы 7-й группы, перечисленные ниже, хранятся отдельно в сейфе (надежно запирающемся металлическом ящике), клю­чи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внутренней сто­роне дверцы сейфа приводится утвержден­ная приказом опись реактивов с указанием
разрешенных для хранения максимальных масс или объемов.

Примечание. Здесь хранят: а) верхняя полка: бром, аммония дихромат, бария гидроксид, нит­рат, оксид и хлорид, кали едкое, калия дихромат, роданид и хромат, кобальта сульфат, натрия суль­фид девятиводный, натрия фторид, натр едкий, никеля сульфат, хрома(Ш) хлорид, свинца аце­тат, серебра нитрат, цинка сульфат и хлорид, иод кристаллический; б) нижняя полка: хлорметан, хлороформ, дихлорэтан, гексахлорбензол, тетрахлоруглерод, фенол, анилин, анилин сернокис­лый, спирт изоамиловый.

9. Запрещается менять расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из заводской тары реактивы и материа­лы, обозначенные в приложении 8 значками Х и ХХ.

10. Реактивы 5-й группы хранения не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера).

11. Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5 % необходимо хра­нить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

12. Щелочные металлы (2-я группа хра­нения) допускается размещать вместе с ЛВЖ и ГЖ. Слой консерванта над металлом должен быть не менее 0,01 м. Ампулы со щелочными металлами и кальцием хранятся во вторичной таре в запирающихся шкафах или сейфе.

13. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов — концентраци­ей не выше 5 %. На рабочих местах для по­стоянного размещения допускаются только реактивы и растворы набора типа НПР, согласованного с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных уч­реждений и утвержденного Министерством просвещения СССР.

14. Запрещается выбрасывать в канализа­цию реактивы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ. Их собирают для последующего обезвре­живания в соответствии с приложением 11.

15. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи следует засыпать сухим песком или сухой измельченной глиной, перемес­тить совком адсорбент от краев разлива к се­редине, собрать в полиэтиленовый мешочек, плотно завязать и выбросить с твердыми от­ходами кабинета. Место разлива надо обра­ботать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

16. При разливе ЛВЖ и других органи­ческих реактивов действовать в соответствии с рекомендациями приложения 12.

17. Обрезки щелочных металлов и каль­ция необходимо ликвидировать в тот же день, когда они получены, в соответствии с рекомендациями приложения 13.

18. Отработанные ЛВЖ и ГЖ разреша­ется хранить вместе с исходными реактива­ми до последующего сжигания в соответст­вии с рекомендациями приложения 11.

19. Приборы кабинета химии, в частно­сти все электроприборы, следует размещать в кабинете в шкафах под замком и защищать чехлами из полимерных материалов. Запре­щается хранить любое оборудование на шка­фах и в непосредственной близости от реак­тивов и растворов.


^ Б. Меры безопасности при работе с ла­бораторной посудой.


20. При сборке приборов из стекла за­прещается применять повышенные усилия.

21. Стеклянную трубку разрешается встав­лять в отверстие пробки, смазанное глицери­ном или смоченное водой. Пробку следует дер­жать в левой руке, а правой вставлять в нее трубку. При этом стекло следует проворачи­вать, а его конец не должен упираться в ладонь.

22. Обработка стекла проводится в за­щитных очках. Разламывать трубки после надпила можно, только защитив руки какой-либо тканью. Использовать для этой цели полотенце запрещается. После разлома ост­рые концы следует оплавить или обработать наждачной бумагой.

23. Осколки, образовавшиеся при резке или случайном повреждении стеклянного сосуда, необходимо немедленно убрать с помощью щетки и совка.

24. При мытье посуды щетками (ерши­ками) разрешается направлять дно сосуда только от себя или вниз.

25. Тонкостенную посуду следует укреп­лять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

26. Для нагревания жидкостей разреша­ется использовать только тонкостенные со­суды. Запрещается наполнять жидкостью пробирки перед нагреванием более чем натреть, горло сосудов следует направлять в сторону от работающих. В течение всего процесса нагревания запрещается накло­няться над сосудами и заглядывать в них.

Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые, с каплями влаги внутри.

27. При нагревании стеклянных пласти­нок необходимо сначала равномерно прогреть весь предмет, а затем вести местный нагрев.


^ В. Требования безопасности при прове­дении химических опытов.


28. Учащимся, которым по состоянию здоровья запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обяза­на обеспечить работу по индивидуальной программе.

29. Опыты, при которых возможно за­грязнение атмосферы учебных помещений токсичными веществами (хлор, сероводо­род, фосфин, оксид углерода(И), бром, бен­зол, дихлорэтан, диэтиловый эфир, форма­лин, уксусная кислота, аммиак), необходи­мо проводить в исправном вытяжном шка­фу или в приборах — замкнутых системах с адсорбцией или аспирацией выделяющих­ся веществ. В системы с аспирацией следу­ет вводить устройство для контроля за на­личием разрежения.

30. В качестве адсорбентов для газов и паров разрешается применять активирован­ный уголь (кроме смеси хлора и водорода, которая на активированном угле реагирует со взрывом), водные растворы кислот и ще­лочей, натронную известь.

31. В системах с аспирацией без адсорб­ции собранные газы по окончании экспери­мента вытесняют из аспиратора с помощью напорной склянки в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Во время этой операции поджигать газ запрещается.

32. Приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрированных кислот разре­шается только учителю, используя фарфоро­вую лабораторную посуду (стаканы 5, 6 или 7, кружки 2 и 3, ГОСТ 9147-73 «Посуда лабо­раторная фарфоровая»). Сосуд следует напо­ловину заполнить холодной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещество. Перед внесением очередной порции жидкость необ­ходимо перемешать до растворения всего ве­щества. После остывания раствора добавле­нием воды его доводят до нужного объема.

33. Взятие навески твердой щелочи раз­решается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металли­ческие ложечки и насыпать щелочи из склянок через край. На весы необходимо поместить фарфоровую выпарительную чашу № 1. Бума­гой для этой цели пользоваться запрещается.

34. Работа со щелочными металлами, кальцием, концентрированными кислотами и щелочами при подготовке и проведении опы­тов должна проводиться с применением спец­одежды и средств индивидуальной защиты.

35. Резка лития и натрия и очистка ме­таллов от оксидной пленки должны прово­диться под слоем керосина в широком стеклянном сосуде типа кристаллизацион­ной чаши.

36. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необ­ходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более чем на 0,05 м. В этом случае допускается демонстрация опыта без защитных экранов.

37. Переливание концентрированных кислот (уксусная, соляная, азотная, муравь­иная), а также водного раствора аммиака и приготовление из них растворов должно проводиться в вытяжном шкафу или на от­крытом воздухе. При этом обязательно использование воронки, а также применение спецодежды и средств индивидуальной за­щиты. При пользовании пипеткой запреща­ется засасывать жидкость ртом.

38. Во время приготовления растворов жидкость большей плотности следует вли­вать в жидкость меньшей плотности.

39. Твердые сыпучие реактивы разреша­ется брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

40. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливают жидкость.

41. Разборка приборов после экспери­мента с использованием или образованием веществ 1, 2 и 3-го классов опасности про­водится в соответствии с указаниями по де­монтажу (приложение 14).


^ Г. Средства индивидуальной защиты при работе в кабинете (лаборатории) химии.


42. При работе с токсичными и агрес­сивными веществами следует пользоваться средствами индивидуальной защиты. Адми­нистрация школы обязана обеспечить учите­ля химии и лаборанта спецодеждой и сред­ствами индивидуальной защиты (халат, очки, перчатки, фартук).

43. Учитель и лаборант для защиты глаз от брызг жидкостей и твердых частиц обяза­ны пользоваться очками типа ЗН или Г (ГОСТ 12.4.013-85 «ССБТ. Очки защитные»), полно­стью закрытыми, с непрямой вентиляцией.

44. По ГОСТу 12.4.029-76 «ССБТ. Одежда специальная. Фартуки» для учителя химии, лаборанта и учащихся при работе с реакти­вами обязателен халат из хлопчатобумажной ткани. Он должен застегиваться только спе­реди, манжеты рукавов должны быть на пу­говицах. Длина халата — несколько ниже ко­лен. Фартук должен быть изготовлен из хи­мически стойкого материала.

45. По ГОСТу 12.4.020-75 «ССБТ. Средст­ва защиты рук. Номенклатура показателей качества» в школьных условиях допускают­ся перчатки, защищающие от кислот и щелочей средней концентрации и органиче­ских растворителей.

46. При проведении лабораторных и практических работ, связанных с нагреванием жидкостей до температуры кипения, ис­пользованием разъедающих растворов, учи­тель обязан заставить учащихся пользовать­ся защитными очками

Приложение 7

Группы хранения реактивов



№ группы

Общие свойства веществ данной группы

Примеры веществ из Типового перечня для средней школы

Условия хранения в школе

1

Взрывчатые вещества

В Типовых перечнях не значатся

Вносить в здание школы запрещено

2

Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы

Литий, натрий, кальций металлический, карбид кальция

В лаборантской в шкафу под зам­ком или вместе с ЛВЖ

3

Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении

В Типовых перечнях не значатся




4

Легковоспламеняющиеся жидкости

Диэтиловый эфир, ацетон, бензол, спирт эти­ловый, толуол, циклогексан, изобутиловый спирт и т. д.

В лаборантской в металлическом ящике или в специальной укладке

5

Легковоспламеняющиеся твердые вещества

Сера черенковая, фосфор красный

В лаборантской в шкафу под замком

6

Воспламеняющиеся (окисляющиеся) реактивы

Калия перманганат, азотная кислота (плот­ность 1,42), нитраты калия, натрия

В лаборантской в шкафу, отдельно от 4-й и 5-й групп

7

Повышенная физиологическая активность

Бром, иод, бария оксид, кали едкое, кальция оксид, кальция гидроксид, натр едкий, свинца оксид, аммония дихромат, бария нитрат и хло­рид и другие, поименованные в п. 3.8

Азотная , серная, соляная, муравьиная, уксусная кислоты.

В лаборантской в сейфе (надежно запирающемся металлическом ящике)


В надежно запирающемся металлическом ящике, желательно под тягой

8

Малоопасные вещества и практиче­ски безопасные

Натрия хлорид, сахароза, мел, борная кисло­та, магния сульфат, кальция сульфат и др.

В классе в запирающихся шкафах или в лаборантской в шкафах

Приложение 8

Сведения об особых свойствах и группах хранения веществ из Типового перечня для средних школ.


Для всех веществ и части материалов из Типового перечня 1986 г. ниже даются следующие ха­рактеристики:

1. Особая отметка (графа 2). Если здесь стоит знак X, то в формах, предусмотренных Ти­повым перечнем, вещество использует только учитель. Учащимся можно выдавать ве­
щества в виде разбавленных растворов, но не в виде исходных форм.

Если в этой графе поставлен знак XX, то вещество требует особого обращения из-за того, что у него высока физиологическая активность в относительно малых дозах, повышен­ная пожароопасность или возможные тяжелые отдаленные последствия воздействия на организм. Учащимся вещество в исходных формах не выдается*. (* Вещество может быть использовано в лабораторном эксперименте в приборах, исключающих непо­средственный контакт учащихся с реактивом).

Если особой отметки нет, то вещество при соблюдении правил безопасности использу­ют все без ограничения.

2. Группы хранения веществ определяются в первую очередь их химической совместимо­стью: при случайном смешении веществ одной и той же группы между ними не должно быть взаимодействия или, если таковое произойдет, продукты реакции и тепловой эф­фект не должны представлять опасности (графа 3).

3. Действие на организм дается в графе 4. Если вещество не представляет опасности ни при кратковременном, ни при хроническом действии, в графе ставится прочерк.




m,,b





Знаком «+» возле названия обозначены вещества, проникающие в организм, кроме иных путей, и через кожу в капельно-жидком состоянии.

Учитель химии (зав. кабинетом) обязан проставить арабской цифрой на этикетке номер группы хранения вещества (исходной формы). На этикетках растворов номер группы не указывается.

Приложение 9

Уничтожение реактивов и растворов, находящихся в сосудах без этикеток

  1. Растворы испытать добавлением сульфат-иона на наличие высокотоксичных ионов Ва2+ и РЬ2+. Если осадок выпадает, добавлять сульфат-ион до прекращения выпадения осадка.
    Осадок отделить декантацией и выбросить с твердыми отходами, жидкость слить в кана­лизацию. Если при добавлении сульфат-иона осадок не выпадает, слить раствор в сосуд
    для хранения отработанных растворов.

  2. Пробу твердого реактива на кончике ножа растворить в воде и испытать на наличие ионов
    бария и свинца (см. п. 1). Если реактив не дает реакции на эти ионы и хорошо растворим в воде, перевести его в раствор полностью и слить в сосуд для отработанных растворов. Если реактив в воде практически нерастворим, его можно выбросить с твердыми отходами. Плохо растворимые в воде реактивы обрабатывают избытком теплой воды, переводят пол­ностью в раствор и сливают его в канализацию.

Из реактивов Типового перечня только карбид кальция после помещения в воду дает ха­рактерное вскипание и запах.

3. Жидкости органического происхождения обладают характерным запахом (в отличие от вод­ных растворов солей, кислот или щелочей). Их сливают в сосуд для хранения отработан­ных ЛВЖ и уничтожают, как рекомендовано в приложении 11.


Приложение 10

Рекомендации по освобождению диэтилового эфира от пероксидов

В хранящемся более года диэтиловом эфире могут образоваться в результате контакта с воз­духом пероксиды, устойчивость которых чрезвычайно мала. Разлитый эфир, содержащий пер-оксиды, способен воспламеняться и без внешнего источника зажигания в результате экзотер­мических реакций разложения пероксидов.

Поэтому следует смешать в делительной воронке эфир и водный раствор сульфата железа(II) в соотношении 1 : 1 по объему, встряхнуть содержимое несколько раз, удерживая ворон­ку вертикально краном вверх и открывая кран после каждого встряхивания. Воронку перевер­нуть, установить в штатив, дать отстояться 2 мин, вынуть пробку из горлышка и разделить слои. Так как частично эфир растворим в воде, перед тем как слить раствор сульфата железа в склянку для отработанных водных растворов, следует налить его в широкий сосуд и поджечь. До тех пор пока горение не прекратится, нельзя оставлять сосуд без присмотра.

Для приготовления раствора сульфата железа(II) необходимо взять 100 мл дистиллирован­ной воды, добавить в нее 2-3 капли разбавленной серной кислоты и 2-3 г вещества. После полного его растворения раствор можно использовать по назначению.

Приложение 11

Рекомендации по уничтожению отработанных ЛВЖ и обезвреживанию водных растворов

Отходы ЛВЖ и ГЖ объемом не более 0,5 л сжигают на воздухе 1 раз в месяц или чаще в месте, согласованном с органами пожарной охраны. Жидкость наливают в металлический или фар­форовый сосуд вместимостью не менее 1 л, помещенный в ямку глубиной не менее 3/4 высо­ты сосуда или зафиксированный от падения иным образом. Располагаются относительно со­суда таким образом, чтобы ветер дул в спину, и металлическим прутом длиной не менее 1,5 м с факелом на конце поджигают содержимое сосуда. Работать в перчатках и защитных очках.

Отработанные водные растворы собирают, независимо от их происхождения, в закрываю­щийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. После того как он наполнится на 4/5, проверяют рН и нейтрализуют при необходимости жидкость до рН = 7-7,5 твердыми карбона­тами или гидроксидами натрия или калия. Жидкость выливают в канализацию с одновремен­ной подачей свежей воды. Упомянутые выше операции проводит лаборант или учитель химии.

Приложение 12

Рекомендации по уборке разлитых ЛВЖ и органических реактивов

При разливе ЛВЖ или органических реактивов объемом до 0,05 л погасить открытый огонь (спиртовки, газовые горелки) во всем помещении и проветрить его. Если разлито более 0,1 л, следует предварительно удалить учащихся из помещения, погасить открытый огонь и отклю­чить систему электроснабжения устройством вне комнаты. Жидкость засыпают сухим песком или опилками, влажный адсорбент перемещают деревянным совком или с помощью двух до­щечек в закрывающуюся тару и обезвреживают в тот же день.

До полного исчезновения запаха разлитой жидкости работу в помещении возобновлять за­прещается.


Приложение 13

Рекомендации по утилизации отходов лития, натрия и кальция

Обрезки лития, натрия и кальция необходимо уничтожать в тот же день, когда они получены. С этой целью:

  • обрезки лития и кальция утилизируют растворением по одному, друг за другом, в холод­
    ной воде, налитой слоем не более 0,05 м в химический тонкостенный стакан вместимо­стью 0,6 л. Образующийся по окончании реакции гидроксид лития используют с целью нейтрализации содержимого сосуда для слива отработанных растворов. Раствор гидроксида кальция — известковая вода, применяемая для обнаружения С02;

  • обрезки натрия любых размеров общей массой до 200 г помещают в круглодонную кол­бу и заливают бензином для зажигалок так, чтобы слой над верхним кусочком металла был не менее 5 см. Колбу укрепляют в штативе и снабжают обратным водяным холодиль­ником. Внутрь колбы через холодильник подают холодную воду. Объем разовой порции - до 5 мл. Следующую порцию дают тогда, когда полностью прореагирует предыдущая. Роль бензина и обратного холодильника в том, чтобы не допустить нагревания жидко­сти выше комнатной температуры. Колбу можно дополнительно охлаждать снаружи во­дяной баней. В этих условиях меняется механизм взаимодействия натрия с водой - кислород уже не принимает участия в реакции, поэтому и тепловой эффект относитель­но невелик. Добавление воды прекращают, когда растворятся последние кусочки метал­ла. Полученный водный раствор едкого натра отделяют от бензина в делительной воронке и используют для любых нужд.

Приложение 14

Указания по демонтажу приборов, в которых использовались или образовались вещества 1, 2 и 3-го классов опасности

По окончании эксперимента такие приборы немедленно выносят из кабинета в лаборантскую или помещают в работающий вытяжной шкаф.

После занятий учитель лично проводит демонтаж приборов в таком порядке:

а) если в приборах имеются остатки галогенов (например, после получения хлора и иссле­дования его отбеливающих свойств), заливают все склянки доверху нейтрализующим раство­ром. В широкий сосуд, наполненный этим же раствором, опускают соединительные шланги и стеклянные трубки. После выдержки в течение 10 мин раствор сливают в канализацию, а сосу­ды ополаскивают чистой водой.

Сосуд, в котором получали хлор взаимодействием перманганата калия или оксида марган-ца(IV) с соляной кислотой, также заполняют нейтрализующим раствором. Однако жидкость из него сливают в сосуд для отработанных растворов.

Для приготовления нейтрализующего раствора к 1 л воды прибавляют 10-12 г безводного сульфита натрия или 20-25 г гипосульфита натрия десятиводного (закрепитель (фиксаж) для фотографий).

Колокол после проведения под ним реакции иода с алюминием ополаскивают этим раство­ром до исчезновения всех кристаллов или протирают тампоном, смоченным этанолом. В по­следнем случае следует работать в перчатках;

б) сосуды, в которых проводилось сжигание фосфора и серы в кислороде, открывают в ра­ботающем вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Сосуд с оксидом серы(IV) ополаскивают содовым раствором, жидкость сливают в канализацию. Сосуд с оксидом фосфора(V) опо­ласкивают чистой водой и сливают ее в сосуд для отработанных растворов;

в) сосуд, в котором получали хлороводород действием серной кислоты на хлорид натрия, заливают холодной водой и после растворения осадка сливают жидкость в сосуд для отрабо­танных растворов (работать в очках и перчатках);

г) при получении азотной кислоты из нитратов реторту после остывания до комнатной тем­пературы заливают водой и оставляют на 20-30 мин. Получившийся раствор сливают в сосуд для отработанных растворов;

д) сосуды, в которых проводились эксперименты с ЛВЖ и другими органическими реакти­вами, после сливания из них жидкости в сосуд для отработанных ЛВЖ промывают горячим раствором карбоната натрия или калия. Отработанный раствор сливают в соответствующий сосуд.

Содержимое колбы в эксперименте по получению диэтилового и уксусно-этилового эфиров выливают в широкий фарфоровый или эмалированный сосуд и поджигают в вытяжном шкафу жгутом из бумаги. После выгорания органических соединений и остывания до комнатной тем­пературы жидкость сливают в сосуд для отработанных растворов. Операции выполнять в пер­чатках и очках.

Содержимое сосудов после экспериментов с фенолом и анилином перемещают в сосуд для хранения отработанных ЛВЖ. Перед промыванием чистой водой их ополаскивают соответст­венно содовым раствором или раствором серной кислоты с массовой долей 10-15 %. Жидкость после ополаскивания сливают в сосуд для хранения отработанных растворов.



Похожие:

Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии iconВиды инструктажа по технике безопасности в соответствии с гостом 12 0004-90 «Организация обучения безопасности труда»
Перед практической работой – правила техники безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учеником
Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии iconИнструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот-004-2004
К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр...
Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии iconИнструкция №30. 33 по пожарной безопасности при работе в кабинете информатики
К работе в кабинете информатики допускаются только лица, прошедшие инструктаж по пожарной безопасности
Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии iconИнструкция по охране труда для учащихся при работе в кабинете химии общие требования безопасности > Соблюдение требований настоящей инст­рукции обязательно для учащихся, работающих в кабинете
Отдельные части содержа­ния этой инструкции входят в инструкта­жи учащихся на различных этапах обуче­ния, находят отражение на стендах,...
Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии iconИнструкция n по технике безопасности при работе в кабинете информатики
Соблюдение требований инструкции обязательно для учащихся, занимающихся в кабинете информатики
Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии iconИнструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете информатики и вт I. Общие требования безопасности Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете
Спокойно, не торопясь, входить и выходить из кабинета, не задевая столы и аппаратуру
Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии iconИнструкция № по охране труда для учителя физики I. Общие требования безопасности к работе допускаются лица достигшие 18 лет, обоего пола, прошедшие медосмотр
Не допускать проведения в кабинете занятий по другим предметам и различных внеурочных
Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии iconИнструкция №30. 27 по охране труда в кабинете химии при работе с кислотами и щелочами
Работа с кислотами и щелочами различной концентрации требует осторожности и максимального внимания, особенно при нагревании. Попадая...
Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии iconУчебно-тематический план спецкурса "вопросы техники безопасности в кабинете химии" (12 часов)
Учебно-тематический план спецкурса “вопросы техники безопасности в кабинете химии” (12 часов)
Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии iconПравила техники безопасности при работе в кабинете вычислительной техники. Порядок подключения устройств к электрической сети
Прежде, чем включить прибор в сеть(розетку) убедитесь, что напряжение на Вашем приборе соответствует напряжению электрической сети...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов