Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки icon

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки



НазваниеУчебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки
страница1/5
Дата конвертации17.12.2012
Размер0.55 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5


Д.Л. Белоусов


ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ

ОРГАНОВ


Учебное пособие по общей биологии

для учащихся 11 класса

естественнонаучного лицея





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №13»


Д.Л. Белоусов


ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ

ОРГАНОВ


Учебное пособие по общей биологии

для учащихся 11 класса

естественнонаучного лицея


Троицк, 2009 г.


ББК 28.0 я7

УДК 373.167.1:57

Б 47


Белоусов Д.Л. Эволюция систем органов. Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея. - Троицк, 2009. – 40 с.: ил.


В пособии содержатся фактические материалы, необходимые для изучения сложного раздела «Общей биологии» - эволюции животного мира. Все темы пособия нацелены на развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках. Контрольно-обобщающий тест, представленный в конце пособия, позволит качественно проконтролировать усвоение учебного материала.


Одобрено и рекомендовано к изданию методической комиссией естественнонаучной кафедры МОУ «Лицей №13»


Рецензент: Бурков П.В., кандидат ветеринарных наук, доцент УГАВМ

Введение.

В данной работе дается краткий сравнительный обзор основных систем органов животных, так как способность живых существ к жизни в различных условиях внешней среды является результатом эволюции их систем органов.

Сравнительное изучение систем органов помогает раскрыть конкретные пути эволюции органического мира и объяснить особенности строения тела основных типов животных. Данные сравнительной анатомии выявляют родственные связи между различными группами организмов и основные направления эволюции.

^
Работа рассчитана на самостоятельную работу учащихся на уроке.

Методические указания.

Пособие состоит из 9 параграфов, каждый из которых содержит сравнительный обзор одной из систем органов у различных типов животных. В конце параграфа приводятся задания для самостоятельной работы, которые предусматривают изучение текста и рисунков параграфа, заполнение таблиц сравнительной характеристики систем органов, выполнение рисунков. После задания приведены вопросы для самоконтроля, на которые необходимо давать письменные ответы в тетради. В качестве дополнительного учебного пособия рекомендуется использовать учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.- §36 – 45.


Контроль за степенью усвоения учебного материала осуществляется в виде устного опроса и регулярных проверок тетрадей.

В конце изучения раздела «Эволюция систем органов» приводится зачетный тестовый контроль, содержащий 20 вопросов (см. приложение).
^

§1. Сравнительный обзор покровов тела.


Покрову тела выполняют роль защиты от вредных воздействий, функцию восприятия раздражений, а также принимают участие в обмене веществ, нередко являясь дополнительным органом дыхания и выделения. Они образованы эпидермисом эктодермального происхождения и соединительной тканью, являющейся производным мезодермы.

У беспозвоночных покровы тела образованны преимущественно эктодермой и ее производными. Эволюция шла от мерцательного эпителия (как у турбеллярий, у которых он выполняет функцию примитивных органов движения) к плоскому, лишенному мерцательных выростов (сосальщики, ленточные, круглые, кольчатые черви).

У некоторых беспозвоночных поверхностный слой эпителия приобретает строение более или менее плотной кутикулы. У членистоногих тело покрыто толстым слоем хитинизированной кутикулы. Пропитывание хитина известью привело к образованию плотного панциря (ракообразные).

В эпидермисе обычно рассеяны железы (одно - и многоклеточные), которые при раздражении могут погружаться в подлежащую массу ткани, сохраняя в эпидермисе суженный выводной канал.

Соединительно-тканный слой кожи у беспозвоночных не очень развит. Исключение составляют иглокожие.

Характерная черта хордовых - наличие в коже двух слоев: верхнего (эктодермального) эпидермиса и нижнего (мезодермального) - кориума. Эволюция кожных покровов у хордовых шла по пути перехода от однослойного эпителия к многослойному.

У ланцетника тело покрыто однослойным эктодермальным цилиндрическим эпителием и кутикулой. Под эпидермисом лежит тонкая опорная пластинка, а под ней слабовыраженный слой студенистой соединительной ткани.

Эпидермис, в свою очередь, делится на два слоя. Нижний, камбиальный, служит для воспроизведения новых слоев клеток, верхний выполняет защитную функцию. Верхний слой, у большинства наземных форм, за счет ороговевших клеток образует роговые щитки, чешуйки, перья, волосы, ногти, когти, копыта и полые рога.

Задание:

1) Прочитайте параграф (§36 учебника). 2) Заполните соответствующую графу таблицы №1: «Сравнительная характеристика строения систем органов основных типов животных» (сводная таблица)

Таблица №1

Основные типы и классы животных

Системы органов

Покровы тела

Скелет

Кровеносная

Дыхательная

Пищеварительная

Выделительная

Нервная

Эндокринная




























Таблицу сделайте на развороте двух страниц.

^ Подумайте и ответьте (ответы записать тетрадь): 1) Что характерно для покрова хордовых? 2) Чем покрыто тело членистоногих? 3) Какова причина развития в коже земноводных многочисленных желез? 4) Назовите производные эпидермиса: а) у птиц; б) у млекопитающих. 5) Чем отличается эпидермис млекопитающих от птиц? 6) Назовите основные черты эволюции покровов тела?

  1   2   3   4   5




Похожие:

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки iconУчебник для 6 класса естественнонаучного лицея. Челябинск, 2009. 254 с
Учебник рекомендован для общеобразовательных учреждений вида лицей. Содержание представлено в логике «Новой концепции биологического...
Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки iconУчебное пособие Москва 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет»
К46 Киященко Л. П., Гребенщикова Е. Г. Современная философия науки: трансдисциплинарные аспекты. Учебное пособие
Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов
Учебное пособие предназначено для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ. Содержание пособия разработано с учетом последних...
Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Плюснина Т. А., Моргун Д. В
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Плюснина Т. А., Моргун Д. В
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки iconУчебное пособие по чтению корана редактор имам Арслан Садриев москва 2005 Одобрено и рекомендовано в качестве пособия для исламских учебных заведений, находящихся под духовным попечительством Совета муфтиев России
Данное учебное пособие предназначено для использования в учебных заведениях начального и среднего религиозного образования по дисциплине...
Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки iconУрок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса
Цели урока: углубить знания учащихся о представителях морской фауны, используя научно – популярную литературу; продолжить формирование...
Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки iconКалендарно-тематический план по дисциплине «Общая биология»
Учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Основы общей биологии. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов