А. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача icon

А. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача



НазваниеА. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача
А.В.Анпилова<> <> директор МОУ «Добросельская ООШ», <> <> учител
Дата конвертации01.12.2012
Размер143.5 Kb.
ТипЗадача

А.В.Анпилова

директор МОУ «Добросельская ООШ»,

учитель изобразительного искусства


Информационные технологии в образовательном процессе.


Задача современной школы -   формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

В наши дни большинство сфер человеческой деятельности невозможно представить себе без использования компьютеров. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выбора кроме как адаптации её к информационному веку. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.

Для жизни и деятельности в информационном обществе необходимо обладать информационной культурой, т. е. знаниями и умениями в области информационных технологий.

Качественное изменение в образовании может быть достигнуто применением современных информационно-коммуникационных технологий. Информационные технологии предполагают использование новых форм образовательных технологий в учебном процессе для наиболее эффективного обучения. Эти технологии должны повысить эффективность образовательного процесса за счет:

  • индивидуализации учебного процесса;

  • обеспечения заданного «минимального» уровня.

При этом формы использования информационных технологий таковы:

  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);

  • источник учебной информации, индивидуальное информационное пространство;

  • тренажер, средства диагностики и контроля.

Формируя информационную культуру учащихся, добиваясь от них понимания того, что без системы понятий невозможно успешное освоение любого учебного курса, не возможен   переход на новое качество образования. Когда каждый обучающийся сознательно использует в своей учебной деятельности принципы информационного взаимодействия, тогда использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет расширить возможности его эффективности.

Компьютерные технологии обучения – совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.


Целесообразность применения компьютера. Решение о применении техники на каком-то уроке каждый учитель принимает сам. Из каких соображений он делает такой вывод? Компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов (всевозможные контролирующие, тестирующие программы).

Компьютер применяется для обучения. Здесь речь идет о применении всевозможных обучающих программ, к выбору которых надо подходить очень ответственно. Применять или нет обучающие программы, какие применять – принимает решение сам учитель. Сколько применять – в соответствии с санитарными нормами.

Применяется для демонстрации. Исходя из целесообразности, формируются подходы к организации уроков с использованием информационных технологий:

используется один компьютер, как правило, для демонстрации при объяснении нового материала, показа моделей, опытов, которые опасно проводить в реальной жизни.

Средства для применения на уроках:

- использование готовых мультимедийных программ;

- создание собственных разработок.

Компьютер может применяться на следующих этапах урока и учебного процесса в целом:

1) этап объяснения нового материала;

2) этап первоначального закрепления материала;

3) этап контроля и проверки знаний.

Практически все средства обучения, кроме химического эксперимента, могут заменить слайды презентации. Если целью электронной презентации является замена одного из названных средств, например, бумажного плаката слайдами, то использование мультимедийной техники в данном случае не оправдано теми затратами, которые прилагает учитель для подготовки к уроку. Если же необходимо на уроке использовать несколько перечисленных средств в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация – современное решение вопроса. Но положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не эпизодически, а систематически.

Видеофильм равнозначно может быть использован и как самостоятельное средство обучения и как часть презентации. Вместе с тем, в электронной презентации удобнее использовать небольшие видеофрагменты (не более 4-5минут). Видеофильм продолжительностью в 20-30 минут лучше включить отдельно, как основную часть сценария видеоурока.

Таблицы и схемы в виде плакатов, если используются в единичном или в небольшом количестве, могут быть и предпочтительнее, т.к. внимание учащихся сконцентрировано на данном объекте. Если необходимо показать три и более плаката, то их сменяемость и трудность вывешивания может быть отнесена к недостатку, и предпочтение можно отдать презентации.

Учителя на уроках часто раздают задания на карточках, т.е. предварительно заготовленный раздаточный материал. Здесь однозначно можно сказать, что лучше сосредоточиться, не переводить взгляд с тетради на экран можно именно с такими карточками. Проецировать условие задачи слайдом на экран нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи – весьма логично. Тестирование проецировать на экран также нерационально, как и записывать вопросы тестов на доске. Речь в данном случае не идет об индивидуальной работе учащегося с компьютером.

Основным инструментом учителя на уроке остается и, наверное останется, классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал – да, но все перенести в презентацию, упразднив доску в школе нельзя, т.к. теряется живое общение учителя с классом.

^ Несколько слов о применении информационных технологий и компьютера для разных образовательных областей.


Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранного языка.

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто мимо их сознания и не остаются в памяти. Использование компьютеров на уроках английского языка - потребность времени.

Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.

Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

^ Информационные технологии преподавания биологии.

На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте.

Использование новых информационных технологий позволяет повысить интерес детей к учебе и улучшить качество знаний учащихся.


^

Использование информационных технологий на уроках географии и географии.


Учащимся намного интереснее выполнять задания за компьютером, и это стимулирует их интерес к обучению. Школьник, выполнив задание, уже сам стремится выполнить следующее, уже более сложное. Это объясняется тем, что на начальной стадии школьнику просто интересно поработать за компьютером. Затем проявляется интерес к самим заданиям, т. к. все задания разнообразны как по содержанию, так и по оформлению. Если учащийся не в силах справится с заданием, он может воспользоваться подсказкой компьютера, что тоже неплохо, т. к. школьник уже сам ищет и находит знания.

Электронный учебник обеспечен видеоматериалами и частично озвучен, что тоже стимулирует интерес к предмету. При всем этом электронный учебник обладает и другими положительными качествами. Например, во многих заданиях нужно вводить текстовую информацию, которая будучи набрана неграмотно не воспринимается как правильный ответ. Или ответ нужно записать на фонограф, а затем прослушать вместе с классом. Отсюда следует вывод, что учащиеся должны следить за грамотностью письма и речи. А это уже межпредметные связи, не только с русским языком и литературой (развитие речи), но и с другими предметами, так как на разных уроках используются различные специфические термины (для каждого предмета свои), географические названия (это родной язык, в частности казахский и т. д.).

Интересное графическое оформление электронных учебников позволяет работать с картами, схемами, рисунками, диаграммами и т. д.

Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, решать несколько задач — наглядность, доступность, индивидуальность, контроль.


Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.


В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса.

Электронные учебники являются одним из основных инструментов для регулярных систематических занятий по предмету. Велико значение использование возможностей Интернета при подготовке и на уроках истории.

Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «История», который содержит электронную версию газеты «История» и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.


^ На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.


^ Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Наиболее эффективно использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, и организовать контрольную проверку знаний по изученной теме.

Уроки с презентациями можно использовать и на уроках литературы. Презентации по творчеству поэтов и писателей, хронологические карты, схемы для характеристики героев.

ГИА – серьезный шаг в жизни каждого выпускника основной школы, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена во многом определяется подготовкой, выбором учебного материала.

Особую роль в подготовке успешной сдачи ГИА по русскому языку могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации.

В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе можно выделить несколько аспектов, влияющих на формирование мотивации к обучению, повышение эффективности подготовки к ГИА.

Психологический аспект. Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то  полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.

Дидактический аспект. Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность. в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует у детей развитию нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.

При проведении внеклассных мероприятий (в неделе русского языка и литературы) тоже можно воспользоваться компьютерной технологией.

Цель моей педагогической деятельности в течение последних лет – выявить возможности применения компьютера на уроках изобразительного искусства.

Так как каждый урок программы Б.М.Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства, предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.

В результате я определила для себя формы применения компьютера на уроках изобразительного искусства:

  1. использование медиа-ресурсов как источника информации;

  2. компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

  3. организация проектной деятельности учащихся.

В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах. Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению. В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое . Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из предложенных); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы.

Тема информационных технологий настолько обширна и объемна, что говорить об этом можно часами. Творческий потенциал, заложенный в новых технологиях, позволяет использовать нетрадиционные формы и методы обучения. Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными.




Похожие:

А. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача iconИспользование электронных средств обучения на уроках изобразительного искусства людвига Николаевна Марат, директор, учитель изобразительного искусства уо «Новопогостская госш сад»
Людвига Николаевна Марат, директор, учитель изобразительного искусства уо «Новопогостская госш сад»
А. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача iconВыписка из протокола №1 родительского собрания моу «Добросельская основная общеобразовательная школа»
По вопросу создания Управляющего Совета выступила директор школы Анпилова Алла Вениаминовна и познакомила присутствующих с общими...
А. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача iconИнформация о претенденте: Мирошникова Екатерина Евгеньевна
Должность: учитель изобразительного искусства и черчения моу белогорьевской сош подгоренского района Воронежской области
А. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача iconРасписание работы объединений моу дод «Дом детского творчества», работающих на базе моу оош №34 2010-2011 учебный год
Директор моу оош №34 Директор моу дод «ддт» Дейнека О. А. Игнатенко С. П
А. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача iconПобедитель конкурса лучших учителей пнпо в 2009 году
«Педагогические технологии в образовательном процессе». Им подготовлен материал интегрированного урока по теме «Электромагнитные...
А. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача iconМетодические рекомендации по изучению темы на уроках изобразительного искусства в 8-ом классе, IV четверть
Основным содержанием изучения изобразительного искусства в 8-ом классе в IV четверти является архитектура и декоративное искусство...
А. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача iconДиректор моу гранской оош. /Н. И. Вакулина
Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом
А. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача iconИтоги окружного конкурса работ Фестиваля «Юные таланты Московии в жанре «Информационные технологии» юзао. 2011-2012 учебный год Окружной этап конкурса Фестиваля «Юные таланты Московии в жанре «Информационные технологии»
Окружной этап конкурса Фестиваля «Юные таланты Московии в жанре «Информационные технологии» юзао, организованный омц юзоуо, прошел...
А. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача iconПрограмма «информатика и икт (информационные и коммуникационные технологии)» (для четырёхлетней начальной школы) А. В. Горячев I. Пояснительная записка
Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии,...
А. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача iconКритерии оценки результативности профессиональной деятельности классных руководителей моу «Добросельская оош»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов