|
Предпрофильная и профильная подготовка учащихся ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по ХИМИИ ХИМИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Автор: Короткова Татьяна Павловна МОУ Гришино-Слободская школа Жуковский район, д. Гришина Слобода Тел.: 92-6-45(раб.) Пояснительная записка Элективный курс «Химия в промышленности» рекомендуется учащимся, которые проявляют интерес к инженерно-химическим вопросам, к химическому производству, желают получить более глубокие знания по химической технологии, чем те, которые предусмотрены программой по химии. Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса или профильных классов (10-11кл) средних школ, естественно – научного и химико – физического направления. Программа предусматривает 17 –часовой курс, включающий теоретический и практический материал. Элективный курс «Химия в промышленности» целесообразно проводить во 2-м полугодии, чтобы на весенних каникулах можно было бы организовать экскурсии для учащихся на предприятия Брянской области. В школьном курсе рассматриваются не очень подробно химические производства металлов, неорганических и органических соединений, высокомолекулярных соединений, мало внимания уделяется научным принципам химического производства, энергетике химической промышленности. Программа предусматривает достаточно подробное практическое и теоретическое изучение не только основных химических производств, но и химические производства Брянской области. В ходе изучения элективного курса желательно знакомить учащихся с производством Брянской области непосредственно путем систематических экскурсий. Принципы отбора материала курса. Проблема определения содержания данного курса сложна, и не столько потому, что необходимо учитывать специфические особенности его проведения в средней общеобразовательной школе, сколько в связи с состоянием и перспективами развития химической технологии, с которыми знакомятся учащиеся в курсе. В современном химическом производстве реализуются теоретические и тесно связанные с ними прикладные науки. Благодаря быстрым темпам развития науки в кратчайшие сроки меняется характер производства — непрерывно возникают новые технологические процессы, старые совершенствуются, а многие из них отмирают. Наряду со специализацией химических производств идет процесс их сближения на основе механизации и автоматизации, применения электроэнергии, общих принципов организации производства, контроля и планирования. Создается наука о закономерностях управления химическим производством — химическая кибернетика. Поэтому данный курс должен вооружать учащихся знанием общих закономерностей химической технологии и умением использовать эти знания для решения большого круга вопросов, и прежде всего для определения оптимальных условий управления производственными процессами. Необходимо отметить, что для изучения теоретических основ химической технологии требуются глубокие знания по физике и химии и владение более или менее сложным математическим аппаратом. Учитывая подготовку учащихся по химии, физике и математике и сформулированную выше задачу курса — развитие инженерно-технического мышления учащихся, оказывается наиболее целесообразным раскрывать общие понятия и закономерности постепенно, на конкретных примерах. Эти примеры желательно отобрать таким образом, чтобы можно было наиболее ярко и в то же время доступно подвести учащихся к выводу общих закономерностей химической технологии. При этом изучение любого производства, как бы важно оно ни было для народного хозяйства, в свете задач, стоящих перед курсом, не является самоцелью. Учащиеся должны получить представление о химической промышленности как важнейшей отрасли народного хозяйства. Она должна предстать перед ними во всем ее разнообразии, в связях с другими областями народного хозяйства. В результате изучения курса у учащихся должно сформироваться представление о целях, методах, возможностях, своеобразии химической технологии, о месте этой науки среди других наук, об ее связях с фундаментальными теоретическими науками и прикладными. Знакомя с современным состоянием технологии, нельзя пренебрегать ее историей. Учащиеся должны увидеть производственную жизнь в движении, что особенно важно для понимания перспектив развития технологии. Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) — ученик(и), ученик — учитель. Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного мышления знаний в химии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся химией. Реализация программы данного курса осуществляется на основе межпредметных связей с биологией, физикой, математикой и ставит своей целью
химии;
В работе с данным содержанием используется коммуникативно- направленная групповая работа, проектно - исследовательская деятельность, выделение проблемы, сбор информации, её обработка, обсуждение . Здесь высока роль самостоятельной работы ученика на практических занятиях, а так же в ходе экскурсий. Отследить динамику интереса к курсу, результативность помогут различные виды контроля: тематический, текущий, обобщающий, а также анкетирование. В качестве конечных продуктов деятельности учащихся могут быть рефераты, доклады, презентации и др. Главной мотивацией работы остаётся познавательный интерес. Требования к ЗУН учащихся: Курс будет считаться успешно пройденным, если учащиеся в процессе обучения приобретают следующие конкретные знания о:
аммиака, азотной кислоты, стекла, цемента в промышленности.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
Формами отчетности учащихся за данный курс могут быть:
1. Презентация проектной работы, защита рефератов. 2. Мини-сочинение «Чем мне был полезен и интересен данный курс». Учебно –тематический план курса «Химия в промышленности»
^ Общее количество часов – 17. Тема 1. Введение. Развитие химической промышленности в России. Общие научные принципы химического производства. (1ч) ^ Химизация народного хозяйства, масштаб и структура использования химических процессов. Понятие химической технологии, элементы химической технологии. Общие технологические принципы. Тема 2. Сырье, энергетика, материалы в химической промышленности.(3ч) ^ Источники энергии для осуществления химико -технологических процессов, понятие топлива и его классификация, принципы развития топливной энергетики в России. ^ Тема 3. Основные химические производства.(4ч) ^ Производство металлов( чугуна, стали, алюминия) : сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, побочные процессы, особенности технологического процесса, основной продукт, свойства, применение, утилизация побочных продуктов. Производство основных неорганических продуктов ( аммиака, азотной кислоты, стекла) : сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, побочные процессы, особенности технологического процесса, основной продукт, свойства, применение. Производство важнейших органических соединений (ацетилена, уксусной кислоты, метилового спирта, целлюлозы): сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, особенности технологического процесса, основной продукт. Производство высокомолекулярных соединений (полиэтилена, пластмасс, синтетического каучука и резины, химических волокон): сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, особенности технологического процесса, основной продукт. Тема 4. Основные химические производства Брянской области.(5ч) Экскурсии на предприятия Брянской области:
Тема 5. Решение экспериментальных задач с производственным содержанием.(2ч) Распознавание веществ: сырья, продуктов производства. Очистка сырья и продуктов химических производств и определение примесей в них. Получение веществ в промышленности и управление химическими реакциями. Тема 6. Охрана окружающей среды. (1ч) ^ Обезвреживание газообразных отходов, сточных вод. Тема 7. Заключительное занятие. (1ч) Подведение итогов. По желанию учащихся :защита проектов, написание мини-сочинения «Чем мне был полезен и интересен данный курс», тест по содержанию курса, оформление дневника по теме:»Химические технологии Брянской области». Урок 1. ^ Развитие химической промышленности в России. Общие научные принципы химического производства. Цель: -изучить схему химизации народного хозяйства, масштаб и структуру использования химических процессов; понятие химической технологии, элементы химической технологии; общие технологические принципы; - развивать логическое мышление, творческие способности у учащихся. ^ 1.Начало занятия. Сообщения задач 2.Предъявление нового материала.
Цели и задачи курса «Химия в промышленности». Учащимся дается 1.задание по группам по теме «Основные химические производства.»; список используемой литературы (на уроки 3-6) 2.темы проектных работ и презентаций.
Химизация — это внедрение достижений химии в народное хозяйство с целью ускоренного развития производительных сил, повышения эффективности общественного производства и создания условий для удовлетворения материальных и культурных потребностей социалистического общества. Проблема химизации народного хозяйства - необходимость всемерно развивать химическую промышленность как условие успешного развития экономики. Химизация народного хозяйства имеет двоякое значение. Во-первых, она усовершенствует технологию производственных процессов, заменяя механические операции химическим воздействием. Во-вторых, химия вообще и химия полимеров и керамики в частности являются важнейшим источником дешевого сырья и новых материалов. Химизация народного хозяйства включает: 1) широкое использование химических процессов во всех отраслях материального производства; 2) использование в промышленности и строительстве синтетических материалов и пластмасс вместо цветных металлов, сплавов и природных материалов; 3) развитие производства минеральных удобрений и химических средств защиты растений; 4) замену природных материалов и пищевого сырья, расходуемых химической промышленностью на синтетические продукты; 5) развитие химических производств для нужд здравоохранения; 6) использование химических продуктов и синтетических материалов в производстве товаров широкого потребления. В нашей стране принята «Комплексная программа химизации народного хозяйства», которая предусматривает: — обеспечение потребностей народного хозяйства в химической продукции, соответствующей требованиям научно-технического прогресса ; — ускоренное развитие отраслей химической индустрии; — повышение эффективности использования химической продукции за счет комплексного применения, рационального сочетания с традиционными материалами и расширение сфер ее потребления в различных отраслях народного хозяйства; — ускорение внедрения химических процессов и методов переработки природного, промышленного, сельскохозяйственного и вторичного сырья, утилизацию отходов для более полного извлечения полезных компонентов» Основу химизации народного хозяйства составляет химическая промышленность. Поэтому темпы ее развития в нашей стране опережают темпы роста промышленного производства в целом. ^ Научную основу химической промышленности составляет химическая технология. В буквальном смысле слово «технология» означает учение о мастерстве. Однако многие, и не случайно, понимают под технологией последовательность производственных операций, позволяющих сырье превратить в целевой продукт. Некоторые вкладывают в термин «технология» еще более широкий смысл, отождествляя его с последовательностью (алгоритмом) действий в любой области. Если же говорить о химической технологии, то наиболее емкое определение было дано Д. И. Менделеевым почти 100 лет назад: «Технология — учение о выгодных (т. е. поглощающих наименее труда людского и энергии природы) приемах переработки природных продуктов в продукты, потребные для применения в жизни людей… Дело, например, химии изучать получение железа из его руд, а дело технологии изучить выгоднейшие для этого способы, выбрать из возможностей наиболее приемлемую по выгодности — к данным условиям времени и места...» (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь.— С.-П., 1901.— Т. 33.— С. 132). Обратите внимание, что главным является не просто получение целевого продукта, чем мог бы довольствоваться химик-исследователь, а массовое получение продукта при минимальных затратах ресурсов труда, сырья, энергии, минимальных капитальных вложениях и минимальном ущербе для человека и окружающей природной среды. В настоящее время под химической технологией мы понимаем важнейшую область знаний в практической - деятельности, которая охватывает вопросы управления процессами химической переработки сырья в целевые продукты, выбранными на основании фундаментальных физико-химических закономерностей с учетом экономических и социальных факторов, ресурсообеспечения и необходимой безопасности производства. Длительное время считали, что основу химической технологии составляют |
![]() | Пояснительная записка Программа элективного курса «Азбука экономики» предназначена для учащихся 9 класса Программа элективного курса по экономике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки | ![]() | Программа элективного курса «Мой выбор» для учащихся 9 класса Пояснительная записка Программа элективного курса «Мой выбор» предназначена для учащихся 9 класса. Объем курса 16 часов |
![]() | Миоо рабочая программа Учебная инвариантная рабочая программа по обслуживающему труду «Народное искусство России в образовательной области «Технология»... | ![]() | Программа элективного курса по математике для учащихся 10 11 классов Программа обсуждена и принята за основу на заседании мо учителей естественно-математического цикла моу курлекской сош |
![]() | Элективный курс «Хромосомы и пол. Основы Менделизма» 10 класс (34 ч) Программа курса предназначена для профильной подготовки учащихся 10-ых классов. Рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Вид элективного... | ![]() | Программа элективного курса Пояснительная записка Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... |
![]() | Программа элективного курса по химии для учащихся 11 класса Программа разработана на основе программы учителя химии и экологии муниципальной гимназии №20 г. Донской Тульской области Гордеева... | ![]() | Программа элективного курса по химии для учащихся 10 класса Программа разработана на основе программы учителя химии и экологии муниципальной гимназии №20 г. Донской Тульской области Гордеева... |
![]() | Программа и материалы элективного курса по информатике для учащихся 10-11 классов «Язык программирования Pascal в примерах» Программа и материалы элективного курса по информатике для учащихся 10-11 классов «Язык программирования Pascal в примерах» 1 | ![]() | Пояснительная записка Программа элективного курса «Здоровье, красота и химия» предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный характер Содержание курса расширяет представление учащихся о химических веществах, используемых в медицине, дает понятие о лекарствах и механизмах... |