Московский педагогический университет icon

Московский педагогический университет



НазваниеМосковский педагогический университет
страница1/13
Дата конвертации23.09.2012
Размер2.44 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
1. /Книга.doc
2. /Рецензия.doc
Московский педагогический университет
Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации

Московский педагогический университет


___________________________________

 

Кафедра психологии

 

 

Е.Е. Вахромов

Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации

 

 

Учебное пособие


 

 

 

 

 

 

Москва

Международная педагогическая академия

2001

 
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

 

Введение и основные определения

 

1.Гуманистическая психология в контексте эволюции психологических идей ХХ века

Предыстория = Задачи гуманистической психологии = Идейные истоки: К. Левин = К. Гольдштейн = Г. Оллпорт = Академическая психология = Бихевиоризм = Культурно-историческая школа = Психоанализ = Э. Эрикссон = К. Хорни = Г.С. Салливан = Индивидуальная психология А. Адлера = Аналитическая психология К. Юнга = Вопросы


 

2. Теория самоактуализации в контексте гуманистической психологии

Основные постулаты = Структура теории = Самоактуализированные люди = Определение самоактуализации = Самость = Самоактуализация и самореализация = К. Роджерс = Процесс самоактуализации и его описание = Теория инволюции = Пиковое переживание = Мотивация, Б-, и Д- потребности = Является ли самоактуализация конечной целью = Мета – теория = Новая социальная терапия = Вопросы

 

3. Проблемы теории и практики самоактуализации

 

Организационные проблемы = Трансперсональная психология = Теоретические проблемы = Внешние условия = Свободное воспитание = Комплекс Ионы = Десакрализация = Завершающее определение = Тест Шостром и САМОАЛ = Тест СЖО = Модель развития компетентности = Социально когнитивный подход = Выученная беспомощность = Вопросы

 

4. Самоактуализация в контексте жизненного пути человека

 

Событийно-биографический подход = Концепция Б.Г. Ананьева = Жизненный путь = Ситуация = Индивидуальная картина мира = Текст = Новые определения самоактуализации и самореализации = Акмеология = Самоактуализация и акмеология = Вопросы

 

5.
Проблема нормы и аномалии в развитии и поведении


 

Представления о норме и аномалии = Психическое и психологическое здоровье = Концепции = Акцентуации = Аномия = Стигматизация = Формирование стигмата = Психологическое консультирование = Деонтология = Вопросы

 

6. Вместо заключения и выводов. Резюме

 

Предисловие


 

Эта книга посвящена проблеме развития человека и отражает не только хорошо известные научные факты и гипотезы, но и некоторые менее известные, в том числе полученные автором в результате собственных исследований. В известной мере она является результатом осмысления автором результатов своей деятельности в сфере практической психологии, несет отпечаток его субъективного опыта, поэтому некоторым известным фактам и гипотезам дается не совсем обычная интерпретация, они рассматриваются в непривычном контексте. Она адресована не только студентам, изучающим возрастную и педагогическую психологию, психологию развития и историю психологии, но может быть полезна и профессионалам, работающим в сфере практической психологии. Автор попытался написать её таким языком, чтобы она была понятна и непрофессионалу, интересующемуся проблемой развития человека.


Книга состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность проблемы развития; помимо психологического подхода к её решению даны краткие сведения о разработке этой проблемы в других науках и понятиях, используемых в её исследовани. В первой главе прослеживается эволюция философских и психологических идей, на основе синтеза которых возникла и развивалась гуманистическая психология, выявляются её основные задачи. В этой главе с разной степенью подробности представлены идеи К. Голдштейна, Г. Оллпорта, К. Левина, К. Хорни, Э Эрикссона, А. Адлера, К. Юнга и большой группы других не менее известных ученых, в сотрудничестве и полемике с которыми формировались взгляды участников движения гуманистической психологии. Во второй главе рассматривается теория самоактуализации, являющаяся важнейшим теоретическим наследием гуманистической психологии, в том виде, в котором она актуальна и сегодня. Подробно анализируются в сопоставлении с другими понятия «самоактуализация» и «самореализация», проводятся параллели с деятельностным подходом в отечественной психологии. Рассматривается структура теории самоактуализации, характеризуются её элементы и их взаимосвязи. Дается представление о гуманистической парадигме в психотерапии. В третьей главе проанализированы теоретические и организационно-практические проблемы, возникшие при разработке теории самоактуализации. Отдельно анализируются проблемы, возникающие на пути человека, пытающегося достичь самоактуализации, и методы их преодоления. Здесь же представлены некоторые тесты, позволяющие измерять продвижение к самоактуализации и взгляд на теорию самоактуализации через призму социально-когнитивного подхода в психологии. В четвертой главе теория самоактуализации рассматривается в контексте теории жизненного пути человека, а акт самоактуализации – как одно из важнейших событий жизненного пути. Рассмотрены некоторые проблемы психологического исследования личности, возникающие при применении событийно-биографического подхода к её изучению. Дана попытка очертить некоторые граничные условия самоактуализации, в том числе возрастные. На фоне некоторых сведений об акмеологии дана попытка сопоставления подходов к изучению личности в акмеологии и в теории самоактуализации. В пятой главе рассматриваются вопросы формирования представлений о норме и аномалии в развитии человека, и некоторые принципиально важные аспекты психологической практики, оказывающие существенное влияние на развитие человека. В конце каждой главы приводятся вопросы для закрепления изложенного материала и самостоятельного изучения. В резюме кратко подводятся некоторые итоги изложения по предложенной теме, которая является одной из наиболее актуальных и перспективных в настоящее время.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Похожие:

Московский педагогический университет iconДепартамент образования города москвы московский городской педагогический университет вильнюсский педагогический университет информационное письмо уважаемые коллеги!
Московский городской педагогический университет на базе филологического факультета с 15 по 17 ноября 2007 года проводит международную...
Московский педагогический университет iconФилологический факультет
...
Московский педагогический университет iconМосковский педагогический университет
Общекультурная ситуация. Между «смертью Бога» Ф. Ницше и «смертью человека» М. Фуко 9
Московский педагогический университет iconЯрославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Волгоградский государственный педагогический университет Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая ран
«Ономастика Поволжья», которая состоится с 13 по 14 сентября 2012 года в г. Ярославле на базе факультета русской филологии и культуры...
Московский педагогический университет iconДепартамент образования г. Москвы
Научно-образовательный комплекс «Психология» (Психологический институт Российской академии образования и Московский городской психолого-педагогический...
Московский педагогический университет iconЖурнал «Практический психолог» Конференция пройдет в здании мгппу по адресу : Москва, ул. Сретенка, д. 29. (м. «Сухаревская»)
Психологический институт Российской академии образования и Московский городской психолого-педагогический университет
Московский педагогический университет iconМежрегиональная олимпиада мпгу по географии 2011 – 2012 Информационное письмо
Московский педагогический государственный университет (мпгу) проводит межрегиональную олимпиаду по географии
Московский педагогический университет iconВахромов Е. Е. – Московский педагогический университет, кафедра психологии. Проблема «свободного воспитания»
Третья сила представлена социально-когнитивной моделью, призывающей в равной степени избегать и радости и печали, акцентирующей внимание...
Московский педагогический университет iconМосковский городской психолого-педагогический университет Входное анкетирование и тестирование слушателя, проходящего обучение по программе дпо
Дорогие коллеги! Прошу Вас срочно заполнить эту анкету и выслать мне по адресу: igorvachkov@mail ru! C уважением, Игорь Викторович...
Московский педагогический университет iconМосковский городской психолого-педагогический университет Выходное анкетирование и тестирование слушателя, прошедшего обучение по программе дпо «Сказкотерапия для дошкольников и школьников»
Оцените в целом по 5-ти балльной шкале степень удовлетворения Ваших ожиданий от обучения по программе повышения квалификации (дайте...
Московский педагогический университет iconМинистерство образования и науки РФ фгбоу впо «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
Фгбоу впо «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов