Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа» icon

Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа»



НазваниеСовременная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа»
Дата конвертации23.09.2012
Размер55.61 Kb.
ТипДокументы

ПРОБЛЕМА И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА


Вахромов Е.Е.

Психологический институт РАО, evakhromov@yandex.ru


Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н.И. Моисеев, К. Поппер, В.С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа» (С. Картер, С. Хоакинг). Полагается, что Вселенная такова, что все известные и пока еще не известные законы Вселенной, в том числе и касающиеся человека, носят вероятностный характер, а эволюция Вселенной на определенном этапе предполагает появление «наблюдателей», функцию которых и выполняют сегодня люди. Мир действительности определяется как сложная открытая система, в которой непрерывно возрастает количество элементов и подсистем, увеличивается и усложняется их взаимозависимость и система связей между ними; и все эти процессы имеют тенденцию к ускорению. Сами за себя говорят названия работ, в которых выдающиеся ученые философски осмысливают результаты достижений науки: «The End of CERTAINTY» («Конец определенности»,1997), И. Пригожина, «Расставание с простотой» (1998) Н.Н. Моисеева. Наука отказывается от претензий на абсолютную истину, признает гипотетичность всего научного знания как «погрешимого» (фаллибилизм – К. Поппер, И. Лакатос), «относительного» (релятивизм – В. Куайн, Т. Кун), «эволюционирующего» (эволюционная эпистемология – К. Лоренц, К. Поппер, К. Хахлвег).

М. Эйген и И. Пригожин поэтически сравнивают «игру жизни» с симфонией, которую исполняет перед Человечеством Природа. В научное видение картины мира вводится Хаос, как реально существующий и необходимый для процесса эволюции компонент, и представление о борьбе энтропийных и негэнтропийных процессов, отражающих внутреннюю противоречивость процесса эволюции. И. Пригожин пишет, что «человечество достигло поворотного пункта – начала новой рациональности, в которой наука не отждествляется более с определенностью, а вероятность – с незнанием». Н.Н. Моисеев связывает перспективу открытия новой рациональности с решением проблемы взаимопонимания в коммуникации, разрешение которой требует описания сложных объектов и процессов на нескольких языках, практической реализации принципа Н. Бора: никакое сложное явление не может быть описано с помощью одного языка.

Эволюционный процесс любого уровня состоит из решения трех взаимосвязанных информационных проблем: 1) накопления информации, 2) ее трансляции, 3) перехода к самоорганизации. Информационное содержание жизни имеет два аспекта: вероятностный и смысловой: каждый «смысл» имеет свою «вероятность реализации» применительно к особенностям ситуации. Полагается, что эволюция сопровождается ростом ценности биологически осмысленной информации, поэтому оптимальный путь развития для любой системы это тот, который обеспечивает рост ценности информации посредством направленных на это стратегий и действий.
Исследования в области генетики показали, что хотя в генотипе человека потенциально содержится колоссальный объем информации, но реально в жизни на каждом шаге реализуется лишь одна из возможных потенций. Поэтому, хотя новорожденный ребенок богаче взрослого по потенциалу, невозможно считать, что младенец информационного богаче взрослого. Генетическая информация становится биологически осмысленной тогда, когда она «расшифровывается» в результате контакта человека с окружающей средой в его практической жизнедеятельности.

Представления о развитии человека связывается с раскрытием имеющегося потенциала и закреплением формируемых свойств; «рост» связывается с приобретением новых свойств и качеств. И развитие, и рост неразрывно связаны в эволюции человека и человеческого познания (эволюционная эпистемология). Современная наука не предается гаданиям по поводу посмертной судьбы человека или «психического» в нем и выдвигает следующую метагипотезу:

1. нельзя определенно и однозначно предсказать «конечное» состояние развития живой системы и путь к этому конечному состоянию;

2. можно очертить круг возможностей, указать на невозможное, очертить возможные стратегии и тактики и дать вероятностный прогноз применительно к их использованию.

В синергетическом подходе человек рассматривается как «открытая система» обменивающаяся энергией, веществом и информацией с окружающей средой, обладающая определенным внутренним содержанием, и множеством внутренних состояний. Жизнь человека описывается как «траектория» движения системы во времени. В качестве системы человек характеризуется «инерционностью», то есть склонностью сохранять линейное движение в отсутствии внешних воздействий. Открытость системы «человек» определяет возможность приобретения им качественно новых, «эмерджентных» свойств, в том числе сознания, активности. Приобретение этих свойств связывается со сложным комплексом внешних и внутренних воздействий и взаимодействий, а их проявление фактически в любой момент может привести к скачкообразному изменению «траектории», потере «линейности» развития, «выпадению» субъекта из границ, в которых его траектория является легко и точно предсказуемой на основании известных науке (вероятностных) законов развития. Такие свойства системы «человек» определяют тот факт, что, начиная с определенного момента, связанного с достигнутым уровнем развития, возможно лишь качественное его описание и вероятностное прогнозирование его дальнейшей траектории развития.

^ Методология комплексных междисциплинарных исследований предполагает сегодня комплексный подход к познанию целостного человека, причем не только средствами науки, «но и искусства других сфер человеческого сознания». В развитии научной методологии акцент делается на исследование истоков самодвижения материального мира, законов, лежащих в основе его жизненности, внутренней взаимосвязи и взаимодействия явлений. Конкретная реализация этого подхода в методологии психологических исследований сегодня основывается на работах Б.Г. Ананьева, Л. фон Берталанфи, Б.Ф. Ломова, Э. Фромма, К. Леви-Стросса. Отметим, что Л. фон Берталанфи одним из самых многообещающих приложением своей общей теории систем считал теорию личности человека.

В наиболее общем плане в междисциплинарном исследовании человека сегодня идет речь о разработке концепции человеческого потенциала. Этим понятием означается интегральная характеристика физических, психических, интеллектуальных, духовных способностей человека. Очевидно, что в зависимости от различных причин и обстоятельств в реальной жизни каждого человека его потенциал сохраняется или разрушается, развивается или стагнирует, реализуется или не реализуется. Поэтому разрабатываемые сегодня методики гуманитарной экспертизы направлены на оценку степени влияния на человеческий потенциал различных социально-экономических, научно-технических, экологических и прочих изменений. На уровне научной интуиции не вызывает сомнения, что, в отличие от физических систем, реализация человеком своего потенциала во многих случаях ведет не к его снижению и исчерпанию, а к созданию новых возможностей его развития и становления. Поэтому сегодня особенно важное значение придается разработке методов, позволяющих отслеживать качественные характеристики развития и саморазвития человека, динамику процесса самоактуализации его личности.

Саморазвитие человека в процессах деятельности рассматривается сегодня философами науки как процесс его саморасширения, все более полного овладения им богатством мира культуры. Именно это позволяет человеку, пор мере овладения, не замыкаться на достигнутом уровне личностного развития, а трансцендировать, то есть выходить к новым проблемам и уровням развития своего потенциала, становиться индивидуальностью. Г.П. Щедровицкий (1995) особо подчеркивает ту методологическую сложность, которая при этом возникает при исследовании личности человека, и заключается в опасности отождествления его личности как с материальным, «биологическим» в человеке, так и с простым элементом в структуре системы социальных взаимоотношений.

В человекознании и психологических исследованиях происходит осознание того факта, что «чрезмерное увлечение в гуманитарных науках и социальных исследованиях количественными методами точных наук, а особенно статистикой, иногда заслоняет понимание того, что методологической базой современных точных наук являются не столько методы измерения, сколько принципы абстрагирования. Так что отсутствие измеряемых характеристик объекта исследования не означает невозможности его обобщенного анализа, пусть даже и качественного, но предполагающего некоторое абстрагирование». В этой связи при исследовании человека традиционные методы исследования, принадлежащие экспериментальной естественнонаучной парадигме, должны дополняться методами экспериентальной гуманитарной парадигмы.




Похожие:

Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа» iconСтепин, Горохов, Розов
Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. Т-н впервые употребил Дюринг в работе «Логика...
Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа» iconДокументы
1. /Степин, Горохов, Розов - Философия науки и техники.rtf
Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа» icon«И. Лакатос»
Может так оно и есть. Философия зародилась и существует с человеком мыслящим. Соответственно, по мере появления новых людей будет...
Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа» iconВопросы к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки». История и философия науки как научная и учебная
Философия науки, её становление и развитие; объект, предмет, эмпирический материал и задачи философии науки
Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа» iconВопросы к спецкурсу «Современная философия науки: философские аспекты трансдисциплинарности»
Формы дисциплинарной интеграции знаний (меж-, мультидисциплинарность) и трансдисциплинарность
Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа» iconДокументы
1. /Redme.txt
2. /Степин В. и др. Философия...

Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа» iconСоциальная философия
Социальная философия – философское исследование жизни. Она не рассматривает конкретную действительность общественной жизни, а устанавливает...
Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа» iconМетодология истории
Методология как рефлексия предельных оснований научного познания. Философия и методология. Философия и наука. Методология науки и...
Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа» iconТ. Кун Логика и методология науки
К моему полному удивлению, это знакомство со старыми научными теориями и самой практикой научного исследования в корне подорвало...
Современная философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, Н. И. Моисеев, К. Поппер, В. С. Степин и др.) рассматривает человека с позиций «антропного принципа» iconУчебное пособие Москва 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет»
К46 Киященко Л. П., Гребенщикова Е. Г. Современная философия науки: трансдисциплинарные аспекты. Учебное пособие
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов