Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности icon

Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности



НазваниеРазвитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности
Дата конвертации23.09.2012
Размер49.61 Kb.
ТипЗакон

http://tsu.tmb.ru/psy/

РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ

 

Е.Е. Вахромов

Московский государственный областной университет

evakhromov@yandex.ru

 

Современная ситуация в экономике России характеризуется  постоянным возрастанием уровня напряжения и жесткости в конкурентной борьбе субъектов бизнеса (фирм, корпораций), что предопределяется нестабильностью на рынках, высокой степенью информационной, правовой, идеологической и организационной неопределенности. Высокое напряжение во внешнем пространстве взаимоотношений между субъектами бизнеса обусловливает возникновение, развитие и обострение внутренних противоречий и конфликтов внутри фирм и корпораций. Выживание и динамика развития фирмы в этих условиях зависит от соотношения между уровнем социальной и индивидуальной компетентности ее специалистов и менеджеров и уровнем сложности актуальных проблем, определяющих ее состояние как кризисное. На первый план перед руководством предприятий выходит задача управления развитием персонала, которое должно обеспечить должный уровень его социальной и индивидуальной компетентности. Наиболее остро эта проблема сегодня проявляется в компаниях и организациях, реализующих принципиально новые, инновационные проекты, возможные последствия реализации которых не являются очевидными для общества в целом, социальных групп и даже личностных интересов сотрудников, их разрабатывающих и реализующих.

Эффективный менеджер сегодня должен уметь не только своевременно вырабатывать управленческие решения, но и организовывать их реализацию силами имеющихся специалистов, обеспечивая необходимый уровень их мотивации и внедрение прогрессивных форм организации и оплаты труда. Особую важность в последнее время приобретает компетентность менеджера в управлении персоналом в конфликтных и кризисных ситуациях, которое должно осуществляться  таким образом, чтобы в результате разрешения конфликта и сама организация и ее персонал выходили на новый, более высокий уровень развития. Ключевыми в этом плане является овладение менеджером такими техниками вовлечения персонала в креативный процесс, когда управляющие воздействия на первом этапе создают управляемую конфликтную ситуацию, а само обучение специалистов происходит через продуктивное разрешение искусственно созданных проблемных ситуаций.

Основные сложности в организации процесса обучения персонала эффективным методам работы в условиях конфликта предопределяются тем обстоятельством, что в социологии и психологии долгое время считалось, что наличие противоречий и тем более конфликтов как в межчеловеческих взаимоотношениях, так и во внутреннем мире человека, – это проблема, требующая разрешения или недостаток, с которым требуется решительно и бескомпромиссно бороться.
Миссия социологии долгое время виделась в нахождении пути движения общества к бесконфликтному «гармоничному» состоянию, а миссия психологии – в  нахождении методов помощи человеку в разрешении всех внутренних конфликтов.  Если в XIX веке против таких представлений выступали лишь некоторые философы и поэты, например И.-В. Гете, то в последние 15 – 20 лет в  синергетике и теории систем было доказано, что наличие противоречий является естественным источником развития и человека и общества, которое осуществляется через возникновение и разрешение конфликтных ситуаций.

В современной психологии жизнь рассматривается как чреда проблемных ситуаций, несущих различные угрозы, в которых себя обнаруживает человек. Он всегда вынужден принимать решения и реализовывать проекты в условиях дефицита времени, неполноты информации и под внешним давлением. Организационная психология исходит из тезиса о том, что для практической реализации большинства проектов предприниматель (менеджер) должен кооперировать с другими людьми, создавая мотивы для вовлечения их в собственные проекты, использования их потенциала в интересах фирмы, корпорации. Знание менеджера о наличии у работников нерешенных проблем и неудовлетворенных амбиций является мощнейшим ресурсом для создания и управления организацией. Снижение уровня противоречий в системе ниже определенного уровня приводит не к ускорению роста, а предопределяет ее стагнацию и ослабление позиций в конкуренции с другими системами. Полное преодоление противоречий – это характеристика смерти, а не жизни.

Сегодня трудно оспаривать тезис о том, что в большинстве социальных систем коллективная деятельность и ее результаты определяются сложным сочетанием кооперативных и конфликтных отношений. Системность как качество предполагает лишь наличие некоторого множества элементов, между которыми существуют связи, отношения, безотносительно к оценке качества этих связей и отношений. В системах, созданных для достижения некоторого множества целей, к которым и относятся трудовые коллективы субъектов рынка (фирм, корпораций), качество связей и отношений между элементами (субъектами трудовой деятельности) неизбежно оценивается по критериям, связанным с оценкой руководством темпов движения к поставленным целям. При этом если достигается необходимый темп движения всей системы к поставленным целям, то системе как таковой безразлично, в какой мере оно основано на конфликтных, а не кооперативных связях между ее элементами. Более того, автор считает, что в определенных пределах, не нарушающих целостность системы, необходимо в определенные моменты времени целенаправленное создание менеджером конфликтных отношений между сотрудниками и группами сотрудников, что позволяет системе в целом генерировать качественно новые типы кооперативных отношений, без которых невозможно развитие фирмы и достижение ей успехов в конкурентной борьбе.

Отметим основной парадокс, перед которым всегда находится руководитель организации, осуществляющей инновационный проект. С одной стороны – он всегда должен обеспечивать сохранение стабильности, и устойчивости функционирования своей организации, как целостной системы; однако постановка им новых задачнеизбежно требует изменения структуры организации, должностных обязанностей (компетенции) сотрудников, то есть, вызывает нарушение сложившихся функций.  Поэтому руководитель, стремящийся к достижениям, всегда сам является мощным источником напряжения и конфликтогеном.

Ясное понимание менеджером (руководителем) того обстоятельства, что наличие противоречий и конфликтов и необходимость сотрудничества в интересах их продуктивного разрешения  - это норма жизни и человека и организации,  придает ему уверенность, позволяет сохранять присутствия духа и адекватность в оценке сложных ситуаций, без чего невозможно эффективно руководить коллективом. В свою очередь, прошедший испытание управляемым конфликтом коллектив сотрудников представляет собой качественно иное сообщество, в котором каждый сотрудник имеет позитивный опыт совместного решения проблем и оптимального взаимодействия с коллегами. Каждый сотрудник, прошедший обучение в условиях управляемой конфликтной ситуации, обретает качественно новые навыки, повышающие уровень социальной и индивидуальной компетентности, что позволяет ему спокойно воспринимать возникающие конфликтные ситуации и более эффективно решать возникающие проблемы, добиваясь необходимых результатов, несмотря на повышенных уровень напряжения, недостаточность информации и препятствия со стороны рынка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001

2.      Конфликтология/под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999

3.      Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М.: Когито-центр, 2002. – 396с.




Похожие:

Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности iconГормональная буря и психологические особенности подросткового возраста почему подростку так нелегко с самим собой?
У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков
Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности iconИ. В. Николаев Алкоголь и табак «бинарное» химическое оружие массового поражения Новосибирск 2005 Предлагаемая вниманию соратников исследование
Несмотря на трагизм ситуации, автор завершает свою работу на оптимистической ноте, показывая пути выхода из кризисной ситуации. Для...
Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности iconМ. В. Ломоносова экономический факультет вечернее отделение преподаватель профессор, доктор экономических наук, Бобров А. Л. Вопросы к экзамену
Признаки кризисной экологической ситуации. Источники, объекты и субъекты загрязнения окружающей среды
Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности iconПсихологическая подготовка к экзаменам
Учитывай в работе свои индивидуально-психологические особенности: свойства темперамента, тип нервной системы, особенности памяти...
Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности iconРефераты по юр. Психологии
Психологические особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности iconПсихологические особенности старших школьников. Ваш ребёнок –десятиклассник
Формирование абстрактного мышления. Готовность часами говорить об отвлечённых понятиях
Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности iconОсновные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения некоторые особенности научного стиля
Для написания научных текстов: статей, докладов, выступлений, тезисов, рефератов, эссе, лекций, учебников, диссертаций и т п. — используется...
Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности iconАдаптация ребенка в детском саду
Т. е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось...
Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности iconПсихологические особенности юношеского возраста. Ваш ребёнок – выпускник
Ориентация на выбор профессии самоопределение и упор в учёбе на предметы необходимые для поступления
Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности iconПсихологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением. 19. 00. 07 педагогическая психология
Научный руководитель кандидат психологических наук, профессор Степанов Владимир Григорьевич
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов