Формирование цены icon

Формирование цены



НазваниеФормирование цены
Дата конвертации23.09.2012
Размер93.77 Kb.
ТипДокументы

Глава 12

Формирование цены






Глава 11. ФОРМИРОВАНИЕ СООТНОШЕНИЙ ОБМЕНА


Если в рамках натурального хозяй­ства потребность имеет про­стое, ясное и убедительное натурально-вещное выражение, то в меновом хозяй­стве, от примитивно-натурально-менового до развитого денежно-ме­но­во­го, производителя товаров, сред­ством выражения потребно­сти является не само жизненное сред­ство, а его эквивалент, про­изводимый, но потреблению в рамках производящего хозяй­ства не подлежащий. Следовательно, обмену, как уже было отмечено в пре­дыдущей главе (с. Error: Reference source not found), подвергаются не жизненные сред­ства, не продукты, а сред­ства выражения потребно­стей.

Товар многолик. В конечном итоге нас интересуют закономерно­сти обмена именно товаров, а для этого мы должны точно определить, в каче­стве чего он подвергается обмену. Что он жизненное сред­ство, ресурс — это понятно. Что он продукт — результат труда — это тоже по­нятно. И что он — объект отношений соб­ственно­сти — это менее, но в общем-то тоже понятно (первые две стороны сущно­сти товара — и осо­бенно вторая — очень детально разработаны; с третьей дело об­стоит не­сколько хуже, но речь сейчас не об этом). Но что товар является сред­ством выражения потребно­стей — и именно в этом каче­стве подвергается обмену — вот это экономиче­ская наука уяснить до сих пор не удосужилась (хоть когда это сказано, следует банальная реакция: „Так это же и так понятно“; однако одно дело — „понятно“ на бытовом уров­не, и совсем другое — понятно на уровне серьезной гносеологиче­ской концепции).

Итак, экономиче­ская наука имеет дело с обменом — обменом средств выражения потребно­стей (в на­стоящее время этот обмен, как правило, является единичным актом процесса обращения, однако от этого он не пере­стает по своей сути быть обменом). Количе­ственные их соотношения в процессах обмена явно подчинены определенной закономерно­сти, и именно ее мы сейчас по­стараемся уловить, точнее, выве­сти на основе того понимания природы стоимо­сти, которое предложено в предше­ствующем изложении.

Проанализируем с сугубо формальных позиций количе­ственный аспект единичного акта си­стематиче­ского товарообмена.


Обозначим производимый эквивалент, отчуждаемый в обмен на приобретаемое жизненное сред­ство, через ^ D, это последнее — через S, а их количе­ственное соотношение — через P (почему именно через эти символы — об этом в следующей главе):




(1)

Пусть в некий исходный момент оно выражается в виде:





(2)

Тогда в какой-то другой момент (в следующем акте такого же обмена) это соотношение выразится через Pn:





(3)

По­скольку конкретные количе­ственные соотношения бывают идентичными скорее как исключение, чем как правило, то соотношение между Dn и D0 можно выразить через индекс динамики отчуждаемого эквива­лен­та Id:

,

(4)

а соотношение между Sn и S0 — через аналогичный индекс динамики приобретаемого сред­ства потребления Is:




(5)

Путем элементарной под­становки соответ­ствующих значений в (3) из (4) и (5) получим:




(6)

или




(7)


По­скольку




(2а)

то выражение (7) примет вид:




(8)

Это означает, что количе­ство единиц отчуждаемого эквивален­та, приходящихся на единицу приобретаемого посред­ством обмена сред­ства потребления, пропорционально предложению этого эквива­лента и обратно пропорционально встречному предложению приобре­таемого сред­ства потребления, или что соотношения обмена относи­тельны. Другими словами, чем более на­стоятельна ваша потребность, тем боль­шее количе­ство средств ее выражения вы обязаны предложить своему меновому контрагенту. И наоборот, чем больше предлагают для приобретения вам, т.е. чем более на­стоятельна встречная потребность вашего контрагента, тем меньше этих средств обязаны предложить вы.


^ Глава 12.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ

Теперь рассмотрим совокупность таких единичных актов обмена, происходящих, как хорошо изве­стно, на рынке.

Е­сте­ственно, в условиях современного весьма развитого товарно-де­­неж­­ного рынка роль эквивалента, как правило, играет всеобщий эквивалент — деньги, — являющиеся, как уже было отмечено, специфиче­ским товаром.

Выходя на рынок, многочисленные субъекты различных обособленных сфер владения (хозяйств) выражают все многообразие своих специфиче­ских потребно­стей предложением определенных количеств универсальных средств их выражения — денег. Складываясь, однородные потребно­сти субъектов различных сфер владения формируют совокупную рыночную потребность, которую принято обозначать бытовым термином экономиче­ского порядка спрос.

Обычно под этим термином подразумевается некоторая обобщенная потребность совокупного покупателя, причем предполагается некоторая количе­ственная ее определенность:

„…пред­ставленная на рынке потребность в товарах — спрос…” (К. Маркс. Капитал, Т. III, Ч. 1, с. 207.)

Однако при более внимательном рассмотрении выясняется, что определенность эта ввиду эла­стично­сти потребно­сти до­статочно иллюзорна — потребность эта сама зависит от цены (которую бытовое сознание увязывает с ней в соотношении с предложением; вопрос о сто­имо­сти оставим пока в стороне) — при повышении цен она уменьшается, при уменьшении — увеличивается.

Это, между прочим, мимоходом отметил (однако не смог в силу вполне понятных причин адекватно расценить) К. Маркс (см. цитату на с. 55Error: Reference source not found).

Таким образом, бытовой термин спрос для серьезного экономиче­ского анализа непригоден — он не имеет до­статочной количе­ственной определенно­сти и к тому же неадекватен принципиально. Можно сказать, что именно его применение и привело если не ко всем, то во всяком случае очень многим ошибкам и заблуждениям, которыми на протяжении всей своей истории столь изобилует экономиче­ская наука.

Самое прямое и примитивное пред­ставление о влиянии спроса (в со­от­ношении с предложением) на стоимость принадлежит Ж. Б. Сэю:

„Стоимость каждого товара всегда возра­стает прямо пропорционально спросу и обратно пропорционально предложению.” (Цит. по Д. Рикардо, Соч., Т. I, с. 315.)

Возражая Сэю, Д. Рикардо (там же, с. 314-315) пишет:

„Нельзя говорить о возра­стании спроса на товар, если не покупается или не потребляется добавочное количе­ство его, и, однако, его денежная стоимость может возра­стать при этих условиях. Так, если бы сто­имость денег упала, поднялась бы цена всякого товара, так как каждый из конкурентов согласен был бы истратить на покупку товара боль­ше денег, чем прежде. Хотя цена последнего возросла бы на 10 или 2О%, однако при условии, что он покупается не в большем количе­стве, чем прежде, было бы, по моему мнению, недопу­стимо утверждать, что такое изменение в цене вызвано возросшим спросом на данный товар.”

Однако Д. Рикардо не замечает, что из приведенного пассажа логиче­ски следует: на стороне спроса (точнее, покупателя) вы­ступает обще­ст­венная потребность, выражаемая в деньгах, т.е. предложением денег, т.е. это не спрос, а предложение денег.

„Если бы стоимость денег упала“ (ну, положим, что такое „сто­имость денег“, не так ясно, но надо полагать, это означает падение по­купательной их способно­сти вслед­ствие, скажем, их неумеренной эмис­сии либо применения какого-нибудь иного способа их фальсификации), то тот же спрос (т.е. запрашивание того же количе­ства того же приобретаемого товара) выражался бы уже большим количе­ством денег. И в лю­бом случае стоимость определяется соотношением обще­ст­венной потребно­сти (выражаемой предложением денег) с предложением соот­вет­ст­ву­ющих ресурсов. Ведь, повторюсь еще раз, взаимодей­ствуют на рынке не потребно­сти (а под спросом подразумевается имен­но обоб­щенная потребность — до „голых“ потребно­стей, как хорошо всем из­ве­стно, на рынке никому никакого дела нет), не продукты — результаты труда (эко­но­миче­ская сторона их происхождения потенциального поку­пателя, как правило, не интересует), не сред­ства удо­влетворения по­требно­стей, а сред­­ства их выражения. Конечно, все они являются сред­ствами удовлетворения потребно­стей — жизненными сред­ст­ва­ми, по­давляющее большин­ство — продуктами — результатами труда (по­давля­ющее боль­шин­ство, а не все — потому что некоторые из продаваемых вещей могут и сегодня не являться товарами, подвергаясь продаже бо­лее или менее случайно; наиболее ярким выражением такого случая являются аукционы — уникальные вещи, продаваемые на них, товарами в современном понимании этого термина не являются), но обмену (в данном случае купле-продаже) они подвергаются именно как сред­ства выражения потребно­стей. В данном случае такими сред­ствами являют­ся деньги.

Поэтому вме­сто него необходимо пользоваться гораздо более определенным и адекватным термином — контрпредложение денег.

В противовес специфиче­ским потребно­стям покупателей продавцы (такие же субъекты своих сфер владения, хозяйств!) выносят на рынок свои обобщенные потребно­сти, потребно­сти вообще, запрашивая (разу­ме­ется, столь же экономиче­ски детерминированно) сред­ства их выражения — деньги (специфиче­ский универсальный товар) — и предлагая товары — конкретные сред­ства потребления для удовлетворения всего многообразия соответ­ствующих потребно­стей.

Более или менее равномерное распределение общерыночной потреб­но­сти, выражаемой совокупным предложением денег, на всю совокупность товара, со­ставляющую рыночное предложение, формирует ры­ноч­ную цену, выражающую в деньгах рыночную стоимость единицы товара. Несмотря на не столь уж редкое нарушение равномерно­сти распределения совокупной рыночной потребно­сти (резкое перепредложение, монополия продавца либо покупателя, грубое вмешатель­ство государ­ственной вла­сти с волевым „регулированием“ цен и т.д., когда она распределяется лишь на часть предлагаемого товара или в со­стоянии распределиться лишь ча­стично на всю предлагаемую массу товара), общее правило остается в силе: цена и выражаемая ею рыночная сто­имость определяются той долей общерыночной потребно­сти, которая приходится на каждую данную единицу реализуемого товара.

Выразим это математиче­ски, воспользовавшись той же символикой, что и в предыдущей главе:




(9)

Здесь P — цена, D — совокупная общерыночная потребность (контр­предложение денег), ^ S — совокупное рыночное предложение (от первых букв англий­ских слов prise цена, demand спрос и supply предложение).

Как и в случае единичного акта обмена, для некоего исходного момента это выражение конкретизируется в виде:





(10)

Совершенно аналогично для некоторого последующего момента получим выражение:




(11)

Здесь Id — индекс (точнее, коэффициент) динамики совокупного контрпредложения денег, Is — аналогичный индекс динамики совокупного предложения (предложения однородных товаров).

По­скольку




(10а)

то




(12)

Как видим1, и анализ динамики единичного акта обмена, и анализ такой же динамики рыночной совокупно­сти однородных актов обмена дают одно и то же хорошо всем интуитивно понятное выражение колебаний цены в зависимо­сти от колебаний соотношения контрпредложения денег (не спроса, а именно контрпредложения денег!), за которым, как мы видели, стоит обще­ст­венная потребность, и предложения.

Таким образом, старые споры о том, определяют ли колебания (если принять соответ­ствующие терминологиче­ские уточнения и вме­сто понятия спрос пользоваться понятием контрпредложение денег) спро­са и предложения стоимость или только отклоняют цену от стоимо­сти, теряют смысл. Становится понятно, что эти колебания отра­жают колебания стоимо­сти (если под нею понимать потребность) и формируют колебания цены.

Плодотворность изложенной концепции пред­ставляется до­ста­точно очевидной: изучение реальной динамики цен позволит получить соответ­ствующие индексы (а, может быть, на их основе и более слож­ные математиче­ские параметры — автор отдает себе отчет в том, что в реальном анализе экономиче­ских явлений вряд ли уда­стся обойтись столь элементарным математиче­ском аппаратом, да и „прямая пропор­циональность“ Ж. Б. Сэя может оказаться не столь уж и прямой), при­ме­нение последних к анализу экономиче­ской реально­сти открывает перспективу прогнозирования уровня цен, покупательной способно­сти, предложения, рационального планирования производ­ства и т.д. То есть она дает методологиче­ский ин­струмент для реального изучения эконо­миче­ских процессов и явлений. А главное — она дает адекватное понимание сути экономиче­ских процессов, позволяя покончить с ныне­шней „ло­скутно­стью“ наших пред­ставлений в этой обла­сти.

Для иллю­страции в каче­стве не­сколько курьезного примера (пра­вильная концепция должна быть применима и к крайним случаям) подсчитаем… стоимость воздуха.

Конечно, и без всяких выкладок и вычислений ясно, что она равна нулю, ибо воздух, являясь объектом пользования, не является „объек­том владения“ (хотя и в этом вопросе, увы, наметились сдвиги). Но все-таки.

Средняя потребность человека в воздухе для дыхания со­ставляет около 5—6 литров в минуту, около 300—400 л в час и так далее.

По­скольку в сферу пользования каждого человека входит по­стоянно обновляемый (пока еще!) воздух всей земной атмосферы, ресурс воздуха можно считать бе­сконечным. Распределение конечной, сколь бы велика она ни была, потребно­сти на бе­сконечный ресурс в итоге, есте­ственно, дает ноль:









1 Получив эту формулу (12), я вдруг понял эмоции Архимеда и его знаменитое „Эврика!“

Глава 12

Формирование цены







Похожие:

Формирование цены iconOverview тс цены тс инвестиции тс показатели Sheet 1: тс цены
Информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам)
Формирование цены iconОткрытое акционерное общество «кашинский завод электроаппаратуры»
Цены действительны только на территории РФ. Для потребителей из ближнего и дальнего зарубежья цены договорные
Формирование цены iconВнимание: цены для конкретного учебного заведения формируются в зависимости от обьема,срока сотрудничества с нашей фирмой. Данные цены даны для ориентировки и могут использоваться для планирования котировок

Формирование цены icon"Формирование школы "Формирование школы
«Дифференцированное обучение, формирование познавательного интереса учащихся к предмету в условиях модернизации образования и экологического...
Формирование цены iconТекстовые задачи на егэ
Магазин выставил на продажу товар с наценкой 50 от закупочной цены. После продажи 0,75 всего товара магазин снизил назначенную цену...
Формирование цены icon«Загляните в мамины глаза»
...
Формирование цены iconУрок по географии и математике в 8 классе Тема: «Природные зоны России»
...
Формирование цены iconВикторина по окружающему миру «От земли до неба». Результаты предметной недели
Цель проведения: формирование экологических знаний, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование экологического...
Формирование цены iconЦены на товар 21. 01. 2011

Формирование цены iconПримерные цены на вышивку

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов