Информационная карта инновационного опыта учителя icon

Информационная карта инновационного опыта учителя



НазваниеИнформационная карта инновационного опыта учителя
Дата конвертации07.12.2012
Размер180.75 Kb.
ТипДокументы

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ




I. Общие сведения


Ф.И.О.

автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Логинова Людмила Геннадьевна

МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 99 с углубленным изучением отдельных предметов

учитель биологии

21 год


^ II.Сущностные характеристики опыта


1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие исследовательской деятельности у школьников

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Разработана технология включения учащихся в поисково-исследовательскую работу с целью использования полученных данных в процессе обучения биологии и в воспитательной работе. Учащимися разрабатываются проекты исследований и готовятся презентационные материалы к защите.

Новые условия образовательной деятельности, возможность использования элементов исследовательского метода обучения для мотивации и активизации учебной деятельности учащихся.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование ИКТ, поисково-исследовательских методов в развитии творческой активности учащихся в процессе обучения биологии и в воспитательной работе.

Обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения системы задач – проблем, протекающего под общим руководством учителя.

3.
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Учащиеся вовлекаются в активную творческую поисково-исследовательскую работу и создают готовые модели компьютерных презентационных материалов для использования в процессе изучения биологии и во внеурочной деятельности.

Поисково - исследоватнельская деятельность основана на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение.

4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Высокий профессионализм учителя, повышение мотивации обучающихся к проектной, поисково-исследовательской работе и через это к изучению биологии.

При организации и планировании занятий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В средних классах – любознательность, наблюдательность; интерес к природным явлениям; желание общаться с живыми объектами; предметно- образное мышление; эмоциональная возбудимость. В старших классах – стремление понять, обобщить, предпочтение активности, самостоятельным формам обучения, выбор значимых для них предметов, определение своего места в жизни.

5.Результат изменений

Учащиеся подготовлены к поисково-исследовательской и проектной деятельности по изучению родного края. Созданы творческие работы как проекты и проведена их защита. Выпускники школы – студенты вузов по данному направлению, среди которых уже имеются кандидаты наук, аспиранты и педагоги-исследователи, последователи дел своего учителя.

6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

В рамках работы областной экспериментальной площадки «Наука. Творчество. Интеллект» участвовала в педагогических чтениях с выступлением по теме «Организация исследовательской деятельности учащихся на занятиях биологического кружка». Опыт работы представлен в методическом сборнике «Организация исследовательской деятельности учащихся» 2005г.

В рамках работы областной экспериментальной площадки «Наука. Творчество. Интеллект» участвовала в педагогических чтениях с выступлением по теме «Групповая работа как способ организации исследовательской деятельности, направленной на развитие ключевых компетентностей у школьников». Опыт работы представлен в методическом сборнике «Организация исследовательской деятельности учащихся» 2006г.

В рамках Всероссийского Интернет – педсовета приняла участие в конкурсе докладов «Учитель - 2007» в номинации «Формы организации учебно-воспитательного процесса» Доклад «Формирование коммуникативных умений и навыков у школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках биологии» размещен в сети Интернета по адресу

http://pedsovet.org/mtree/task,visit/link id,4385/Itemid,118/

Рейтинг -(5 баллов)





^ III. Педагогическое эссе



Исследовательская деятельность - особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность включает в себя и анализ получаемых результатов (в данном случае имеется в виду акт аналитического мышления: анализ, синтез, классификация и др.), и оценку на их основе развития ситуации, и прогнозирование (построение гипотез). В соответствии с этим - дальнейшего ее  эволюционирования, а также моделирование своих будущих, предполагаемых действий. С понятием «исследовательская деятельность» тесно связано понятие «исследовательские способности». Исследовательские способности логично квалифицировать, как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. Они, как и все иные способности, имеют в основе своей две составляющие: биологическую (генотипическую) и средовую. Сочетание особых генотипических и средовых факторов рождает внутреннее, психическое образование, именуемое «исследовательскими способностями». Задачи и формы исследовательской деятельности должны соответствовать возрастным особенностям развития обучающихся, специфике познавательной мотивации, в противном случае учебные исследования могут оказаться неэффективными и даже вредными. Основные задачи, которые позволяет мне решать исследовательское обучение, это приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом – как одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В этом смысле освоение исследовательского метода является приобретением общей компетентности исследователя, основой которой является способность строить достоверные представления об окружающем мире. Исследовательский метод созвучен учебной деятельности В.В.Давыдова, целью которой является развитие общих способностей учащегося по постановке целей и реализации процесса собственного учения. Среди форм организации исследовательского обучения необходимо выделить главные:

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по биологии. При этом реализую проблемный подход к ведению урока – организую дискуссии, в процессе которых происходит анализ учащимися представленных первоисточников. Высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов.

2. Группы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как законченной исследовательской работы.

3. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.

4. Реализация общешкольных проектов (например, интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования, тематические интегрированные проекты по определенной проблеме) на основе исследовательской деятельности.

5. Конференция и конкурсы - формы презентации исследовательской деятельности.

Результаты исследовательского обучения разделяю на две части. Первая – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть коммуникативные умения и навыки: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции. Наиболее адекватным для оценки результата исследовательского обучения является экспертный путь оценки, так же необходимо учитывать личностные мотивы учащегося и его самооценку

В педагогической деятельности учителя активно используются ИКТ, поисково-исследовательские методы, что способствует активному включению учащихся в учебно-воспитательный процесс и развитию их творческих способностей. Педагогом разработана технология поэтапного включения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность. Этапы: организационно-подготовительный, исследовательский, технологический, презентационный. Учащиеся готовят по результатам исследовательской деятельности итоговые мультимедийные презентационные материалы, которые проходят защиту на школьном, районном и/или республиканском уровнях (Конкурсы, смотры, НПК и т.п. )

Профессионализм учителя-исследователя пример для учащихся к включению в активную творческую поисково-исследовательскую работу по изучению родного края.





^ IY. Экспертное заключение


Предполагаемый масштаб и формы распространения




Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес













^ V. Информационные характеристики опыта*

(матрица используется в дальнейшем для компьютерной обработки)

Составляющие образования, изменение которых является содержанием инновационного опыта**


Обучение***

Воспитание***

Дополнительное образование***

Ключевые слова, раскрывающие характеристики инновационного опыта****

1. Ценности и ценностные ориентации

В исследовании «ведущей… является ценность истины;

Второй ценностью исследования является его неизменно деятельностный характер;

Третья ценность, связанная со второй – ценность творческого подхода к решению проблем.

Четвертая ценность связана с коммуникацией

И, наконец, пятая ценность, заключена в продуктивности и

осознании того, что новые идеи и решения могут придти только при коллективном обсуждении.

Воспитательный аспект ценности исследовательской деятельности: понимание, внутреннее чувствование человеком беспроигрышности постоянной целесообразной деятельности в противовес пассивности, «ожидания у моря погоды», определяет активный склад личности, позволяющий человеку постоянно ставить перед собой новые цели и решать поставленные задачи; это определяет и личностный успех и реальный вклад человека в развитие общества


Основой экологического сознания учащихся является научное мировоззрение, один из важнейших компонентов которого – ценностные ориентации.

Исследовательская деятельность учащихся – одно из важнейших условий эффективности формирования экологических ценностных ориентаций


Нравственность,

патриотизм,

толерантность.

преемственность,

доступность.

научное

мировоззрение,

экологическое

сознание.



2. Цели и задачи


Сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно- исследовательской работы ( НИР

1. Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области.

2. Развить умение выделять в проблеме «объект исследования»

3. Научить находить отличительные признаки «предмета исследования»

4. Привить навыки правильного формулирования темы исследования.

5. Научить постановке цели исследования и формулировке задач.

6. Дать представления об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своей НИР.

7. Развить навык формирования исходной гипотезы.

8. Научить проводить исследования.

9.Научить методике постановке эксперимента.

10. Сформировать начальные навыки поиска и обработки информации.

11. Сформировать умения анализировать и делать выводы.

12. Научить правильно оформлять отчетность по НИР.



Создание условий для максимального развития детей, воспитания у них любви к труду; формирование физически и нравственно здоровой, творческой личности, способной решать различные жизненные проблемы

специалиста-профессионала.

Нравственное становление личности.

Развитие и укрепление школьных традиций.

Формирование уважительного отношения к своей родословной, малой и большой родине, традициям и обычаям предков, к своему языку и культуре.

Вовлечение учащихся в активную жизнь в социуме. Формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для эффективной жизнедеятельности в обществе достойного человека - гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала


Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся.

Творческая

личность,

социум,

функциональная грамотность,

жизненные

проблемы

Нравственное

становление

Личности,

творческие

способности,

школьные

традиции,

объект

исследования,

методы

исследования,

исходная

гипотеза,

поиск и

обработка

информации,

эксперимент.


3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)

Создание банка информации, на основе которого можно точно анализировать и корректировать образовательную программу.



Создание

создание комфортной психологической атмосферы;

обеспечение доступности и открытости информации, ежегодные отчеты на научно-практических конференциях.


Создание творческих групп для проведения исследовательской деятельности.


Банк

информации;

комфортная психологическая атмосфера;

творческие

группы

образовательная программа.


4. Содержание образования

основное: формирование знаний основ наук, умений исследовательской деятельности

полное среднее образование: введение профильного обучения

Основные направления:

- Семья. Ребенок. Школа. Социум.

- Трудовое воспитание.

Экологическое воспитание

Краеведение.

- Досуг.

- Здоровый образ жизни.

Основные направления:

- Семья. Ребенок. Школа. Социум.

- Трудовое воспитание.

Экологическое воспитание

- Краеведение.

- Досуг.

- Здоровый образ жизни.

Основное и полное среднее образование. Социум. Трудовое и экологическое воспитание. Досуг. Здоровый образ жизнт.

5. Технологии, в том числе ИКТ

ИКТ, дифференцированное обучение, блочно-модульное обучение, проблемное обучение, перспективно-опережающее обучение, лекционно- семинарско-зачетная система, игровые методы обучения, гуманно-личностное развивающее обучение.

Здоровьесберегающие технологии,

методы проектирования,

поисково- исследовательский метод,

технология воспитания на основе системного подхода,

технология индивидуализированного воспитания,



Здоровьесберегающие технологии,

методы проектирования,

поисково- исследовательский метод,

технология воспитания на основе системного подхода.



ИКТ. Блочно-модульное обучение. Проблемное обучение. Опережающее обучение. Здоровьесберегающие технологии.

6. Средства

Компьютеры, медиатека, диски, учебные компьютерные программы, программа «КМ – школа», видеокассеты.

Компьютеры, музыкальная техника, диски

Компьютеры, медиатека, диски, учебные компьютерные программы, программа «КМ – школа», видеокассеты.

Компьютеры.

Медиатека.

КМ-школа.

7. Методы

Для развития исследовательской

д деятельности применяются различные методы педагогической деятельности. Например:

методы формирования сознания - (диспуты, дискуссии, конференции)

методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (создание ситуаций новизны, неожиданности, актуальности, успеха),

методы организации учебно–познавательной деяте

льности

Объяснительно – иллюстративный, проблемный, коллективного воспитания, действенно – практический метод.


Свободного выбора, проблемный,

поисковый, игровой, творческий.

Монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, наглядный, проблемный, программированное обучение


Исследовательская деятельность. Метод свободного выбора. Эвристический метод. Поисковый и игровой методы.

8. Организационные формы

Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная, парная, разновозрастная

Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная, парная, разновозрастная

Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная, парная, разновозрастная

Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная, парная, разновозрастная

9. Образовательная среда

Школа, уроки, факультативы, элективные курсы


Школа, кружки


Факультативы, кружки по интересам.


Факультативы.

Кружки по интересам.

Школа.

Элективные курсы

10.Информационно-методическая среда

Библиотека, Интернет, методкабинет.


Библиотека, Интернет, методкабинет.


Библиотека, Интернет, методкабинет.


Библиотека, Интернет, методкабинет.


11.Информационные ресурсы

Пресса, литература, видео, Интернет.


Пресса, литература, видео, Интернет.


Пресса, литература, видео, Интернет.


Пресса, литература, видео, Интернет.


12.Организационные ресурсы

День открытых дверей, день творческого отчета, научно – практическая

конференция.


День открытых дверей, день творческого отчета, научно – практическая

конференция.


День открытых дверей, день творческого отчета, научно – практическая

конференция.


День открытых дверей, день творческого отчета, научно – практическая

конференция.


13.Мотивационные ресурсы

Создание комфортных условий для творческой работы учащихся

школы, участие в конкурсах, поощрение учащихся за успехи

и результаты труда.

Создание комфортных условий для творческой работы учащихся

школы, участие в конкурсах, поощрение учащихся за успехи

и результаты труда.

Создание комфортных условий для творческой работы учащихся

школы, участие в конкурсах, поощрение учащихся за успехи

и результаты труда.

Создание комфортных условий для творческой работы учащихся

школы, участие в конкурсах, поощрение учащихся за успехи

и результаты труда.

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях - ОУ)













15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

Предметные журналы, методическая литература, Интернет , медиатека,

видеотека, УМК.


Предметные журналы, методическая литература, Интернет , медиатека,

видеотека, УМК.


Предметные журналы, методическая литература, Интернет , медиатека,

видеотека, УМК.


Предметные журналы, методическая литература, Интернет , медиатека,

видеотека, УМК.


16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

Компьютеры, принтер, ксерокс, ризограф, видеотехника, интерактивная доска,

цифровой фотоаппарат, видеокамера

Компьютеры, принтер, ксерокс, ризограф, видеотехника, интерактивная доска,

цифровой фотоаппарат, видеокамера

Компьютеры, принтер, ксерокс, ризограф, видеотехника, интерактивная доска,

цифровой фотоаппарат, видеокамера

Компьютеры, принтер, ксерокс, ризограф, видеотехника, интерактивная доска,

цифровой фотоаппарат, видеокамера

17.Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)

Устав школы, правила внутреннего трудового распорядка, правила поведения

учащихся, локальные акты

Устав школы, правила внутреннего трудового распорядка, правила поведения

учащихся, локальные акты

Устав школы, правила внутреннего трудового распорядка, правила поведения

учащихся, локальные акты

Устав школы, правила внутреннего трудового распорядка, правила поведения

учащихся, локальные акты









Похожие:

Информационная карта инновационного опыта учителя iconИнформационная карта инновационного опыта учителя
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №93»
Информационная карта инновационного опыта учителя iconИнформационная карта инновационного опыта учителя победителя конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей пнпо 2008
Моу «сош №99 с углубленным изучением отдельных предметов», 644109, город Омск, ул. Молодова, №13
Информационная карта инновационного опыта учителя iconДокументы
1. /ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА.doc
Информационная карта инновационного опыта учителя iconИнформационная карта
Характеристики положительного опыта введения и реализации фгос общего образования
Информационная карта инновационного опыта учителя iconДокументы
1. /Информационная карта передового педагогического опыта.doc
Информационная карта инновационного опыта учителя iconДокументы
1. /Информационная карта учителя.doc
Информационная карта инновационного опыта учителя iconДиссертация выполнена по специальности 10. 02. 04 германские языки. Диссертация и информационная карта диссертации (2 экз.) отправлены во внтицентр, первый экземпляр диссертации,
Диссертация выполнена по специальности 10. 02. 04 – германские языки. Диссертация и информационная карта диссертации (2 экз.) отправлены...
Информационная карта инновационного опыта учителя icon5013 Информационная карта диссертации

Информационная карта инновационного опыта учителя iconПлан деятельности по распространению инновационного опыта на 2009-2012год
Выступление на ежегодной педагогической августовской конференции по теме:«Здоровьесбере-гающие технологии»
Информационная карта инновационного опыта учителя iconИнформационная карта школьного округа (образовательный аспект)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы