Методическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций icon

Методическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций



НазваниеМетодическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций
Дата конвертации07.12.2012
Размер110.08 Kb.
ТипМетодическая разработка



Методическая разработка урока черчения в 9 классе


Чертёж – язык техники

Г. Монж

Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования


Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций


Цели урока:

  1. обучающая: показать учащимся использование метода прямоугольного проецирования при выполнении чертежа:

    • на одной плоскости проекций;

    • необходимость применения двух плоскостей проекций;

    • создать условия для формирования умений проецировать предмет на две плоскости проекций;

  2. развивающая: развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес и творческие способности учащихся;



  1. воспитывающая: ответственное отношение к черчению, культуру графического труда.


^ Тип урока: урок формирования новых знаний.


Методы, приёмы обучения: объяснение, беседа, проблемные ситуации, исследование, упражнения, фронтальная работа с классом.


^ Материальное обеспечение: модель для повторения о методах проецирования, таблица «Прямоугольное проецирование», модели двугранного угла и демонстрационные модели деталей, таблица по проблемной ситуации, таблицы для упражнений и решения задач, таблички для словарной работы.


Литература: учебник «Черчение» под редакцией В. В. Степаковой. - М., Просвещение, 2005.


Ход урока:

^ ЧЕРТЁЖ - ЯЗЫК ТЕХНИКИ

Г. Монж

I. Организационная часть (1,5 мин).

Почему Гаспар Монж выдвигает такую версию?

  • Показ нескольких чертежей – детских работ;

  • Мнение учащихся: что такое чертёж? (изображение).

  • Как можно получить любое изображение? (Путём проецирования).

II. Повторение о проецировании и его видах (2 мин).

Используя модель, повторить о проецировании и его видах.

- Проецирование – это мыслительный процесс построения изображений предметов на плоскости.

- Виды проецирования: центральное и параллельное (косоугольное и прямоугольное).

- Значимость прямоугольного проецирования при выполнении чертежей: точная форма и размеры проецируемого предмета.

Вывод: значит, чтобы научиться выполнять чертежи, нужно уметь проецировать предметы на плоскость.


Именно этому мы сегодня будем учиться на уроке.


III. Объяснение проецирования предмета на одну плоскость проекций (6 мин).

  1. - Демонстрация проецирования предмета на фронтальную плоскость:

  • Выбираем вертикальную плоскость, расположенную перед лицом зрителя. Такую плоскость называют фронтальной плоскостью проекций (от лат. fronts - лоб, передняя сторона). Обозначается она в черчении латинской буквой V.

  • Проецируем на неё предмет (показать на модели).

  • Получаем фронтальную проекцию предмета.

- Объяснение по таблице и модели.

- Проследить: какое получилось изображение и его размеры (длина, высота).

- Обратить внимание на толщину предмета (S).

- Обратить внимание на то, что это мысленный процесс, воображаемый в уме (результат: чертёж).

- обратить внимание на проекции граней и куба (по демонстрационной модели).

  1. Решение задач на закрепление полученных знаний (исследовательский проект).




- Открыть учебник на стр. 54, рис. 58.

- Определить: наглядное изображение какой детали соответствует изображению на чертеже? (ответ обосновать и показать на таблице). Почему дет. №3?.

( 1 балл)

IV. Объяснение проецирования предмета на две плоскости проекций (8 мин).

1. Решение задачи, связанной с проблемной ситуацией (исследование).






- По таблице выдвигается перед учащимися проблемная ситуация:

какая деталь изображена на чертеже?

(1балл)

Из создавшейся ситуации делается вывод, что все 6 деталей имеют такую фронтальную проекцию.

- Каков выход из этой ситуации? (Посмотреть на деталь с дугой стороны).

Появилась потребность применения ещё одной плоскости проекций.

2. Проецирование на горизонтальную плоскость проекций

- Вторая плоскость проекций располагается перпендикулярно к фронтальной.

- Это плоскость в черчении называется горизонтальной плоскостью проекций и обозначается латинской буквой H.

- Плоскости V и H пересекаются по оси X, вокруг которой можно вращать плоскость H (показать на модели двугранного угла).

- Словарная работа - горизонтальная плоскость.


3. Показ процесса проецирования предмета на две плоскости проекций.

Использовать: - модель двугранного угла и модель детали;

- учебную таблицу «Прямоугольное проецирование».

Обратить внимание на:

- проецирующие лучи (перпендикулярные к плоскостям проекций);


- совмещение двух плоскостей в одну (показать наглядно, зачем это нужно);


- замена проецирующих перпендикуляров проецирующими линиями связи;


- размещение горизонтальной проекции (внизу под фронтальной в проекционной связи);


- простановка размеров:

  • на фронтальной проекции – длина и высота;

  • на горизонтальной проекции – длина и ширина;

  • по оси X или по прямым, параллельным ей, всегда откладывается длина детали;


- изображение невидимых элементов детали на горизонтальной проекции (штриховыми линиями);


- метод Монжа (т. к. метод прямоугольного проецирования обосновал, привел в стройную систему французский инженер, учёный Гаспар Монж, подробнее – учебник, стр. 64);

- словарная работа - эпюр Г. Монжа, комплексный чертёж.


V. Практическая работа (24 мин).


  1. Решение занимательных задач (10 мин).


Задание №1 (исследовательский проект).

- На рисунке изображён кубический ящик, Ответ

перемещаемый грузчиком.

- Как будут выглядеть горизонтальные

проекции ящика в каждом из этих случаев?

(выполнить чертежи в тетради по своим размерам,

у доски: обосновать свой ответ)

(2 балла)


Задание № 2. (исследовательский проект).

Работа по таблице:

Определить к какому чертежу, обозначенному цифрой, соответствует рисунок, обозначенный буквой.





Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ж

И

А

Д

В

Г

К

З

Б

Е


(Записать ответы в тетрадь,

сделать вывод:

чертежи 1 -5 - одинаковые фронтальные проекции;

чертежи 5 – 10 - тоже;

какие это геометрические тела?)


10 баллов


2. Творческая работа и проверка его выполнения (творческий проект) (10 мин).















  • Перечертить фронтальную проекцию в рабочую тетрадь.

  • Дочертить горизонтальную проекцию, изменив форму детали с целью

уменьшения массы её.

  • При необходимости внести изменения на фронтальной проекции.

  • Для проверки выполнения задания вызвать одного-двух учеников к доске с

целью объяснения своего варианта решения задачи.

5 баллов


VI. Подведение итога урока (2,5 мин)

1. Так почему же Гаспар Монж утверждает, что

именно чертёж является языком техники?


2. Оценивание работы на уроке.

Отметка

баллы

«5»

15-19

«4»

8 -14


3. Рассказать о телекоммуникационном проекте «Путешествие в страну «Инженерия».

Адрес сайта: http://mou099. omsk.edu. ru/dom2/


VII. Задание на дом (1 мин).

1). §13, §16.

2). В рабочей тетради выполнить задания №1 и № 2, стр. 65-66.


Если останется время:

  • раздать задания игры «Весёлое путешествие по чертежу»;

  • изучить условие игры, выяснив, знания каких предметов востребуются для выполнения заданий игры;

  • предложить ученикам выполнить это задание, а результаты сдать своему учителю черчения.



Занимательная командная игра

«Весёлое путешествие по чертежу»




^ Условие игры:

Перед вами своеобразная карта. По этой карте мы должны совершить увлекательное путешествие в один из школьных лагерей. На изображении маршрута путешествия очень много условных знаков, которые имеют вполне определенный смысл. Некоторые предметы изображены в виде проекций или заданы видами штриховки. Маршрут излагается в виде рассказа. Вы должны заменить условные обозначения и изображения на текст.


^ Текст путешествия:

«Свое путешествие мы начинаем из города, который носит загадочное название _____. Это название вы узнаете, если составите два вида (главный вид и вид слева) изображённой модели, а затем сдвинете их вплотную. В этом городе ходят (что?) ____ ____, С собой в поход мы берём (что?) ____, ____, ____, ____.

Путешествие начинаем (по чему?) ____ ____, которая идёт (как?) ___. Величина уклона (какая?) ____. Мы проезжаем (что?) ____, переезжаем (что?) ____ с интересным названием (каким?) ____ и притоком (каким?) ____. Дорога идёт по (чему?) ____. Затем мы выезжаем (куда?) ____и проезжаем (что?) ____ с названием (каким?) ____. Из окна поезда видны (что?) ____ и ____, ____ ____. Земля, по которой мы проезжаем, богата (чем?) ____ ____, ____, ____, ____ ____. Наконец, подъезжаем (к чему?) ____ с названием (каким?) ____. Мы входим на платформу, сделанную из (чего?) ____, ____ и ____.

Из (чего?) ____ доносится радостная музыка.

Прежде чем отправиться в лагерь, нам нужно было перейти железнодорожный переезд. Здесь нам пришлось помочь переездному сторожу решить одну задачу. Необходимо было узнать, сможет ли проехать машина с сеном, если шлагбаум в открытом положении спроецируется на дорогу в половину натуральной величины? Изобразим шлагбаум в открытом положении, мы заметили, что он должен составлять с плоскостью земли угол в 600 (почему?) ________. Как теперь узнать ответ, имея два этих чертежа? ___________.

«Смотрите, - сказал кто-то из ребят. – Провода соединились вместе». Прошли несколько шагов вперёд - и точка пересечения проводов переместилась, она стала двигаться к столбу. Пересекаются ли на самом деле провода? ____. (почему?) ____.

Здесь нам пришлось решить ещё одну задачу, связанную с черчением. Мы увидели, что на проводах сидели 4 птички. Однако, построив чертёж птичек в двух видах, мы заметили, что сидят только (сколько?) ____, (какие?) ____ и ____.

Наконец мы добрались до лагеря. Солнечные лучи отбрасывали от предметов длинные тени, которые можно назвать, говоря языком черчения, (чем?) ____. В лагерь мы прибыли вечером, когда большая стрелка часов проецировалась на горизонтальную плоскость проекций в точку, а малая, находилась в левой части циферблата, точно в натуральную величину. Сколько же было времени? ____ ____. Лагерь наш носил интересное название. Его можно узнать, если поставить вряд чертежи моделей в таком же порядке, в котором стоят их рисунки ____ ____.

Однако прежде чем отворить калитку лагеря, нам пришлось выяснить, какое из двух изображений является проекцией ключа, а какое – проекцией отверстия? ____, ____ ____, Нам также необходимо было выбрать нужные ключи. В связке, которую нам предложили, было два одинаковых ключа (какие?) ____ ____.

Мы быстро при помощи (чего?) ____ включили (что?), затем включили (что?) ____ (чего?) ____ (куда?) ____, погладили бельё и легли спать. Завтра рано вставать. Это произойдёт тогда, когда стрелки часов спроецируются на горизонтальную плоскость проекций в точку. Когда это будет? ____. В лагере нас ждёт много интересных дел».


Учитель ИЗО и черчения

МОУ «СОШ №99

с углубленным изучением

отдельных предметов»

Мильденбергер Анна Павловна

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Методическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций iconМетодическая разработка проведения урока написания письма в 5 классе Тема урока: «Письмо»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма, обеспечить у школьников...

Методическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»

Методическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций iconМетодическая разработка урока. Предмет алгебра и начала анализа. Класс 10. Тема урока «Формулы решений простейших тригонометрических уравнений вида соsх = а». Цели
Тема урока – «Формулы решений простейших тригонометрических уравнений вида соsх = а»

Методическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций iconУрок №7 Тема урока: Перспектива геометрия живописи
Цель урока: познакомить учащихся с основными идеями перспективы и объяснить правила построения перспективных проекций пространственных...

Методическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций iconМетодическая разработка урока. Предмет геометрия Класс Тема урока Обобщение по теме «Теорема Пифагора». Используемый умк
Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5 – 11 класс». М.: «Дрофа»,...

Методическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций iconРазработка урока информатики Тема "условный оператор" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные
Познакомиться с новым типом оператора языка Turbo Pascal – условный оператор, его особенностями исполнения

Методическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций iconВид урока: баскетбол Тема урока: совершенствование техники и тактики нападения, методом быстрого прорыва. Цель урока
Цель урока: формировать умение эффективно использовать технику и тактику нападения в игровой ситуации

Методическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций iconМетодическая разработка урока учителя истории и мхк моу «Гимназия №2» Кайдаш Ларисы Александровны Тема : «Роль личности в истории России». Тип урока: защита групповых проектов
Формировать историческое мышление способность рассматривать исторические личности с точки зрения современного человека

Методическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) Предмет: обществознание, урок повторения и систематизации знаний Тема: «Государство и его роль в жизни общества»
Методическая разработка данного урока рассчитана на проверку и закрепление изученного материала по разделу «Государство в политической...

Методическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций iconПлан-конспект урока химии с учащимися 9класса Тема урока: «Алюминий металл будущего». Цели урока: Изучить свойства металлов а группы на примере алюминия
Дать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы