«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова icon

«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова



Название«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова
Дата конвертации26.09.2012
Размер61.6 Kb.
ТипДокументы

УМК «Начальная школа XXI века»



«Начальная школа

XXI века»


Руководитель проекта

Н.Ф. Виноградова,

доктор педагогических наук,

профессор


Проект «Начальная школа XXI века» – результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО, а также ряда сотрудников Российской академии образования.

Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).

Разработчики проекта «Начальная школа XXI века» считали необходимым ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы приоритетные цели обучения в начальной школе?

  2. Что такое развитие младшего школьника?

  3. Как нужно строить процесс обучения на первой ступени образования?


Приоритетные цели обучения в начальной школе

  1. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

  2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением понимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.

  3. Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника – появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии.


^ Что такое развитие младшего школьника?

  • Развитие – это сформированное умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи.

  • Развитие – это сформированное умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески.

  • Развитие – это сформированное умение осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи.


  • Развитие – это высокий (в соответствии с возрастными возможностями) уровень психических процессов, особенно важных для учебной деятельности: воображения, мышления, связной речи и др.


Чтобы получить такой уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения, авторы проекта предлагают специальную методику изучения учебных предметов. При этом очень важным условием является учет возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста.


^ Как нужно строить процесс обучения

на первой ступени образования?

Важным принципом начального образования является интеграция

Интеграция рассматривается, в основном, как установление устойчивых связей между разными учебными предметами, при этом «изолированность» («сепаратность») каждого из них не исчезает. В этом случае основой интеграции является общее содержание разных образовательных областей. Кроме этого, использование интеграции связано с решением организационных вопросов (уменьшение общей нагрузки школьника, устранение одночасовых предметов и т.п.).

В проекте «Начальная школа XXI века» интеграция является его сущностной характеристикой, то есть ее применение связано с существенными особенностями концептуальных и методических подходов авторов:

1. Интеграция позволяет сформировать представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. В эту зону попадают и связи разных образовательных областей, изучаемых ребенком, например, естествознания и обществознания, истории и географии и др. Эта позиция стала основой разработки интегрированного предмета «Окружающий мир».

2. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника и обеспечить вклад каждого в решение этой задачи. Этой позиции удовлетворяют, например, интегрированные предметы «Грамота», «Чтение и письмо» (первый год обучения), в результате изучения которых у учащихся формируются основные компоненты учебной деятельности (желание и умения учиться).

3. Интеграция обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьника, создает условия для усиления значения разнообразной деятельности как способа познания разных сторон окружающей действительности. Такую возможность предоставляют разные интегрированные предметы, например, «Окружающий мир», «Искусство и художественный труд».

Использование дифференцированного подхода

Авторы комплекта уделили особое внимание отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, то есть строили процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. «Субъектный» характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создается возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

Одним из путей решения этой задачи является дифференциация обучения, рассматривающаяся как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса.

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» обеспечивает два типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу «больше – меньше», а по принципу «труднее – легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.

В учебно-методический комплект входят специальные рабочие тетради по родному языку и математике (для каждого класса), которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые.

^ На каких психических процессах необходимо строить обучение?

Авторы комплекта исходили из положения о том, что в основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие творческого потенциала человека и формирование новых социальных ролей «я – ученик», «я – школьник».

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинает занимать роль творца (организатора) своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Авторы предусмотрели организацию деятельности моделирования и специальные творческие задания, игры, развивающие логическое мышление и воображение. В соответствии со спецификой конкретного учебного предмета логические и творческие задачи имеют различное содержание.


Итак, в учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI века» реализованы следующие идеи:

  • обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

  • методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

  • обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.




Похожие:

«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова iconРабочая программа по русскому языку во 2 классе Гуреевой Ольги Николаевны, учителя начальных классов Принято на заседании
Мбоу-сош с. Новосельское. Преподавание русского языка во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века». Руководитель...
«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова iconРабочая программа по окружающему миру во 2 классе Гуреевой Ольги Николаевны, учителя начальных классов Принято на заседании
Мбоу-сош с. Новосельское. Преподавание предмета «Окружающий мир» во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века»....
«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова iconУмк «Начальная школа XXI века» Виноградовой Н. Ф. используемые в моу «Начальная школа – детский сад» с. Ножкино
РомановаВ. Ю., Петленко Л. В. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. М.: Вентана-Граф,2008
«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова iconУрок окружающего мира в 1 классе по умк "Начальная школа XXI века" по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №2
«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова iconУчебный план начальной школы моу «Начальная школа – детский сад» с. Ножкино, реализующий основную образовательную программу по умк «Начальная школа XXI века» Учебный план образовательного учреждения
Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства рф)
«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова icon«Начальная школа 21 века»
Заседание творческой группы «Начальная школа 21 века» (тема:«Технология развития критического мышления учащихся в процессе изучения...
«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова iconМоу «Основная общеобразовательная школа с. Степное» Энгельсского района
Рабочая программа составлена на основе примерной (авторская) учебной программы по окружающему миру «Начальная школа XXI века»
«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова iconМоу «Основная общеобразовательная школа с. Степное» Энгельсского района
Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего...
«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова iconУрок по математике во 2 классе «Начальная школа XXI века» 29. 01. 09г. Тема: Закрепление табличных случаев умножения и деления
Сохранение у детей желание учиться дальше, формирование самостоятельного, думающего человека
«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова iconУрок математики (1 класс) по умк «Начальная школа XXI века» Учитель начальных классов: Федотова Г. Н. Тема: Вычитание числа 4
Цели: Научить учащихся выполнять математические действия с вычитанием числа 4 в
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов