Вожбальская Благовещенская церковь icon

Вожбальская Благовещенская церковь



НазваниеВожбальская Благовещенская церковь
Дата конвертации13.09.2012
Размер101.62 Kb.
ТипДокументы

Малая родина предков Серафимы Феодосьевны Шаровой (Воропановой) представляла собой конгломерат деревень, центром которого являлась Вожбальская Благовещенская церковь. Фактически в Вожбальском приходе были две церкви1, каждая из них обслуживала по половине деревень.

Количество деревень, дворов и жителей менялось с течением времени. Дата первого упоминания большинства деревень в сохранившихся источниках 1619 год2. Однако, сама по себе эта цифра ни о чем не говорит в плане их основания (так, например временем основания Москвы или Вологды считается 1147 год, хотя данная дата фактически является лишь первым упоминанием в летописи). Тотемский уезд (ныне район), к которому относились указанные деревни, был заселен издавна, а первое упоминание Тотьмы относится к 1137 г, то есть на 10 лет раньше, чем Москвы и Вологды3.


Жители всех деревень Вожбальской волости по социальному статусу являлись черносошными (государственными) крестьянами на всем протяжении их истории. В отличие от крепостных крестьян государственные платили подати (налоги) напрямую государству, и что более важно в плане генеалогического поиска имели фамилии уже со времен средневековья (тогда как основная масса крепостных получили фамилии только в начале XX века).

Крестьяне составляли более 98% от всего населения прихода, остальная часть населения по социальному статусу являлась священнослужителями, других категорий населения согласно источникам не наблюдается.

На момент 1790 г. (самый ранний исследованный документ) во всех деревнях Вожбальского прихода проживало около 1500 человек. В 1805 г. население составляло 1530 человек, из них 742 мужчины и 788 женщины4.

Предки С. Ф. Шаровой (Воропановой) по прямой линии происходили из нескольких деревень, о которых известно следующее5:


Название деревни

расстояние

дата первого

название селения по

по справочнику 1974 г.

до райцентра

упоминания в источниках

документам первого упоминания

д. Елташево

52

1619

Елтушева

д.
Залесье

54

1619

Залесье Большое

д. Лодыгино

49

1619

Лодыгинское

д. Пахтусово

52

1619

Пахтусова

д. Чешинское

47

1619

Чевшинская


Необходимо отметить, что деревни Елташево и Чешинское в справочниках отмечены как запустевшие на момент 1970-х гг.


По наиболее раннему источнику, сохранившемуся в Вологодском архиве – Исповедным ведомостям за 1790 год можно отметить следующие: семьи, проживавшие в Вожбальской волости (к сожалению, сохранились сведения только о половине деревень прихода):

д. Мишукова: Ворыпановы, Новогородовы.

д. Антушева: Бутаковы, Ерыкаловы, Ворыпановы, Сидоровские.

д. Телепина и Сродина: Кузнецовы, Жениховы, Дунаевсковы, Кукановы, Сапуновы (м.б. Сауновы), Щуровские, Котовы.

д. Исаева: Кукановы, Алексеевы, Мартыновы.

д. Гагариха: Жениховы, Ерыкаловы, Мараковы, Гридины.

д. Залисье: Жениховы, Дунаевские, Ерыкаловы, Мараковы.

д. Щулева: Корилины, Романовские, Тюркины, Поповы.

д. Лодыгина: Седуновы, Коточиговы, Колмогоровы, Тихановы, Ворошиловы.

д. Чешинское: Пахолковы, Коточиговы, Медведевы, Юрьзины, Ворыпановы, Жениховы.

д. Слобода: Козловы, Селивановы, Коневы.


Ниже приводится динамика изменения количества дворов в деревне Чешинская (Чевшинское) – родине Воропановых. Выборка данных по годам обусловлена наличием сохранившихся источников:


Год

количество




дворов

1623

5

1645

5

1790

13

1820

15

1825

16



К архивной справке прилагается копия карты Вожбальской волости начала XX века. Наиболее ранняя карта с описанием мест, на которой указаны деревни Вожбальской волости, – составлена в 1733 году геодезистом Акимом Клешниным и ныне хранится в Отделе рукописной книги Академии наук в Москве (ланткарта Архангелородцкой губернии Вологоцкой провинции Тотемского уезда)6.


Миграцию населения можно условно разделить на внутреннюю (переселения из одной деревни в другую внутри волости) и внешнюю (появление новых семей в Вожбальской волости и отток местных жителей в другие регионы России). Внутренняя миграция происходила на всем протяжении исследованного периода и объяснялась естественными причинами: переселением женщин, после заключения брака в деревню мужа.

Внешняя миграция в Вожбальском приходе отмечается в литературе7 - на раннем этапе, в первой половине XVII века, когда после Смутного времени, польского нашествия, «великого разорения», не в силах выплатить подати (налоги) «разбежалось 44 человека». В XVIII и первой четверти XIX века значительной внешней миграции крестьянского населения, согласно источникам, не наблюдается. Затем начинают появляться новые семьи, так, в частности в деревне Пахтусово в 1830-х гг появляется новая семья Усоловых (предки Веры Васильевны Машариной по линии матери).

^

Необходимые дополнения к архивной справке.



В справке Вологодского архива при упоминании Никифора Воропанова8, делается некорректное замечание, о том, что он являлся «главой рода» Воропановых. Утверждать подобное все равно, что заявлять о первом царе из династии Романовых – Михаиле Федоровиче как о главе рода Романовых (на самом деле из источников известны более древние представители рода).

Согласно самому раннему исследованному на сегодняшний момент источнику наиболее древний известный представитель рода Воропановых – отец Никифора – Иван Воропанов (прим. 1715-25 – ум. до 1790 г.)9, однако и его нельзя считать главой рода в случае обнаружения более ранних предков.


^ Новые семьи.

по прямой линии:

Драницыны (дер. Чешинское).

Коневы (дер. Слобода).

Токаревы (дер. Пахтусово)

Пановы (дер. Пантелеевская)

по боковым ветвям:

Ворошиловы (дер. Сергеево)

Непеины (дер. Ленино Царевской волости Тотемского уезда)


^ Источники поиска.


На данном этапе генеалогический поиск проводился по двум основным источникам: метрическим книгам и исповедным ведомостям.

В метрической книге имелось три раздела: 1.) «о родившихся»; 2.) «о бракосочетавшихся»; 3.) «о умерших».

  1. В разделе «о родившихся» фиксировалось имя новорожденного, дата его рождения, крещения; имя, отчество и фамилия отца и матери, их социальное происхождение и место рождения; имя, отчество, фамилия, социальное происхождение и место жительства восприемников (крестных) новорожденного10, в последнем столбце метрической записи сообщалось имя того священника, который совершил таинство крещения. Поскольку детская смертность была высока (а по средневековым представлениям некрещеный не мог попасть в рай и быть похоронен на кладбище), обряд крещения совершался, как правило, в день рождения, либо на следующий день. Таким образом, в метрических записях, дошедших до наших дней, зафиксированы все родившиеся в том или ином населенном пункте, вне зависимости от того, сколько они прожили – несколько дней, неделю, или несколько месяцев.

  2. В разделе «о бракосочетавшихся» производились записи о дне венчания, именах, отчествах и фамилиях вступающих в брак, об их возрасте, социальном происхождении, месте рождения (напр. крестьянин деревни такой-то), сообщалась также информация о том, который раз жених и невеста вступают в брак (напр. «первым браком», «вторым браком»), указывались имя, отчество и фамилия отца вступающих в брак. В следующем столбце данного раздела имена поручителей «по жениху» и «по невесте». Поручители отвечали за то, что жених и невеста не являлись близкими родственниками и не состояли на момент венчания в браке. Далее следовала запись о том, кто совершал таинство венчания.

  3. Раздел «о умерших» фиксировал дату смерти, имя, отчество, фамилия и место проживания скончавшегося, его социальное положение. В стандартной форме метрической книги существовал специальный раздел, в котором указывалась причина смерти. Однако, примерно до середины XIX века священнослужители Вожбальского прихода не указывали причину смерти, а в более позднее время причина смерти «зависела» от степени квалификации и иных субъективных причин, которыми руководствовался священник. В записи указывалось также место погребения – это всегда было кладбище при церкви.


Исповедные ведомости сообщали об отношении жителей прихода к соблюдению основных обрядов: причащению и исповеди. Исповедные ведомости составлялись ежегодно. До наших дней по интересующему Вожбальскому приходу сохранились ведомости за период 1790-1825 гг. По сути, исповедные ведомости фиксировали всех жителей прихода, то есть, если использовать современную терминологию, являлись переписью всего населения прихода за тот или иной год. В ведомости указывались название деревни; порядковый номер двора (в целом по приходу); имя, отчество и фамилия дворохозяина; имя, (в более поздних ведомостях и отчество) его жены; имена детей дворохозяина, их жен и детей (если таковые имелись). Указывался возраст каждого жителя на момент составления исповедной ведомости.

Исповедные ведомости имеют огромное значение для генеалогического поиска в XVIII веке, поскольку метрические книги данного периода не сохранились. К сожалению, по исповедным ведомостям можно проследить родословную только по прямой (мужской) ветви, так как в них не указывалась девичья фамилия жены того или иного крестьянина. Кроме того, сравнивая погодные записи исповедных ведомостей можно почерпнуть ценную информацию об изменении количества дворов и жителей в деревнях. Можно установить год рождения интересующего человека, и примерную дату его смерти.


^ Перспективы дальнейшего поиска (по линии С. Ф. Воропановой).


Наиболее раннее упоминание предков С. Ф. Шаровой, сохранившееся в Государственном архиве Вологодской области относится к 1790 г. Дальнейший поиск будет проводиться в Москве, в Российском Государственном Архиве Древних Актов (РГАДА).

1. ^ XVIII век – поиск по ревизским сказкам (метрические или какие-либо иные записи не сохранились). Ревизские сказки представляют собой опись податного населения. Поскольку нам уже известна информация на момент 1790 года, нас будет интересовать первые три ревизии, проводившиеся соответственно в 1719-27, 1744-47 и 1762-65 годах11. В формуляре сказки образца первой половины XVIII века указаны список двора (семьи) с перечислением имени, отчества и фамилии дворохозяина, его возраста, а также указано все мужское население (дети, внуки, братья) и их возраст, номер двора по текущей и по предыдущей ревизии. Таким образом, можно проследить родословную только по мужской линии. В случае если вся документация сохранилась12, возможен качественный переход на иную ступень, настоящий прорыв в поиске:

  1. ^ XVII и конец XVI вв. – поиск по писцовым, переписным и дозорным книгам. Для отечественной генеалогии поиск крестьянских семей допетровской эпохи сам по себе случай уникальный. В нашем случае он стал возможен потому, что предки С. Ф. Шаровой были по статусу черносошными (государственными) крестьянами, то есть, выражаясь современным языком, сами платили налоги государству. Качественно новый момент данного типа источников заключается в том, что в нем в отличие от ревизских сказок указывалось не только имя, отчество и фамилия дворохозяина, но и количество, и качество принадлежащей ему земли13 (пашни паханой и непаханой и т.п.), ссылки на документы, удостоверяющие права владельцев, в некоторых документах указаны сведения о миграции населения. В ходе работы определено, что писцовые книги по интересующему нас Вожбальскому приходу совершенно точно дошли до нас и ныне хранятся в Москве (РГАДА)14. Наиболее древняя запись по данному приходу имеется в так называемой Дозорной книге г. Тотьмы с посадом и уездом, составленной в сентябре 1619 года. Таким образом, наиболее ранние представители династий по мужской линии (тех, кого можно считать настоящими главами родов) реально проследить на момент конца XVI века.


Источники:


Государственный архив Вологодской области:


  1. Метрические книги Вожбальской Благовещенской церкви Тотемского уезда Вологодской губернии (1800-1916 гг.) (фонд 496, опись 16, 20, 29, 57).

  2. Исповедные ведомости Вожбальской Благовещенской церкви Тотемского уезда Вологодской губернии (1790-1825 гг.) (фонд 496, опись 19).


Использованная литература:


  1. Колесников П. В. Северная Русь. Вологда, 1971.

  2. Родословие Вологодской деревни (список древнейших деревень – памятников истории и культуры). Вологда, 1990.

  3. Писцовые книги Русского Севера, вып. 1. (Каталог писцовых книг Русского государства). М., 2001.

  4. Гнучева В. Ф. Географический департамент Академии наук XVIII века. М.-Л., 1946.

  5. Источниковедение. М., 1998.


12.02.2003.


Заместитель директора

Института по связям с общественностью

Гершзон М. М.

1 Колесников П. В. Северная Русь. Вологда, 1971, С. 29

2 Родословие Вологодской деревни (список древнейших деревень – памятников истории и культуры). Вологда, 1990, С.201

3 Писцовые книги Русского Севера, вып. 1. (Каталог писцовых книг Русского государства). М., 2001., С. 320

4 ГАВО, Ф. 496, ОП. 19, Д. 484, ЛЛ. 359об. и 374.

5 Родословие…, С. 201

6 см. Гнучева В. Ф. Географический департамент Академии наук XVIII века. М.-Л., 1946, С. 327

7 Колесников П. В. указ. Соч., С. 29

8 см. архивная справка № 38863/г-73 от 30.12.2002, С. 1

9 установлен по отчеству – см. ГАВО, Ф. 496, ОП. 19, Д. 469, Л. 372.

10 В большинстве случаев в качестве восприемников выступали близкие родственники новорожденного: дяди, тети, иногда даже старшие сестры и братья.

11 Источниковедение. М., 1998, С. 410

12 однако, по некоторым ветвям дальнейший поиск возможен и на основе уже имеющейся информации: по установленным уже именам дворохозяев, либо по фамилии – как, например, в случае с семьей Коневых – известно, во всем приходе бала только одна семья Коневых.

13 земля в средневековье считалась главной ценностью

14 см. Писцовые книги…







Похожие:

Вожбальская Благовещенская церковь iconПроповедь, прочитанная накануне дня Всех святых
Русской Церкви. В тот трудный момент, когда Константинопольская Церковь, Церковь-мать оказалась в таких трудных обстоятельствах,...
Вожбальская Благовещенская церковь iconУстав муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Благовещенская средняя общеобразовательная школа»
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа» (именуемое в дальнейшем – Школа) является некоммерческой организацией, созданной...
Вожбальская Благовещенская церковь iconПо берегам онежского озера
Марциальные воды (16-17). История Кондопоги (17-18). Успенская церковь в д. Кондопоге (18-27). Петропавловская церковь в Лычном Острове...
Вожбальская Благовещенская церковь iconИльмира Болотян
Церковь. Однако, с другой стороны, Церковь точно определяет своё отрицательное отношение к сектам, поскольку их деятельность нарушает...
Вожбальская Благовещенская церковь iconПоход в церковь
«Схожу с женою в церковь лично, Чтоб их там всех разоблачить, Ну и жену чтоб проучить!» Ивот пошли мы с нею вместе
Вожбальская Благовещенская церковь iconУчебники для нужд школ на 2011-2012 учебный год моу благовещенская сош заказ на учебники для нужд школ на 2011-2012 учебный год моу благовещенская сош

Вожбальская Благовещенская церковь iconМинск Церковь «Пробуждение»
Возлюбите чистое словесное молоко : пособие по гомилетике / В. С. Немцев. — Минск : Церковь Пробуждение, 2007. — 464 с
Вожбальская Благовещенская церковь icon«интерес» с. Благовещенка 2006 Пояснительная записка
Муниципальное образовательное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа»
Вожбальская Благовещенская церковь iconВысокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая
Трехпрестольная церковь построена в 1881-1886 гг. (приход существовал с конца XVI в.). Правый придел освящен во имя Святителя и Чудотворца...
Вожбальская Благовещенская церковь iconРоссийская истинно-православная церковь
Семи Вселенских Соборов как догматы, являющиеся непреложной истиной. Для регламентации внутрицерковной жизни Соборы утвердили «Правила...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов