«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии» icon

«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии»



Название«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии»
страница1/6
Дата конвертации30.08.2012
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6

«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии».

«Когда один инок, в течение десяти лет непрестанно моливший Бога о даре исцеления, получил его и ,придя к своему старцу, поведал об этом, последний повелел ему идти и молить Бога, чтобы забрал дар сей, а даровал бы видение грехов своих.»

I.ВВЕДЕНИЕ.


Формирование валеологического сознания в последние годы все больше и больше становится актуальной проблемой во всем мире и, конечно же, в России. Крупные ученые и мыслители видят причину катастрофического положения экологической, моральной и этической обстановки мира в том, что у людей нет … валеологических знаний. Но прежде чем обсуждать универсальные методы становления валеологического сознания, давайте разберемся в понятии валеологии, и ее важности в нашей жизни.

Валеология происходит от латинского «валео» – быть здоровым и греческого «логос» – учения, наука. Валеология должна аккумулировать в себе успехи медицины, психологии, биологии, экологии, гигиены, физической культуры, диетики, педагогики, социологии и др. наук, направив их к одной цели: физическому, психологическому и социальному благополучию человека. Новая наука поможет обществу осуществить экономически более выгодный – не через здравоохранение, не путем излечивания от болезней, – а более короткий, прямой путь к здоровью (Брехман, 1987). Резонно спросить: «Для чего нужно внедрять в общество новую науку о здоровье, если у нас и так есть министерство здравоохранения, отвечающее за здоровье нации?». Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим статистику и мысли отечественного валеолога И.И.Брехмана (отсылаю читателя к его статье в журнале “Валеология” № 2, стр. 25-26).

Теперь разберемся в структуре валеологии как науке (по В.П.Петленко). Прежде всего валеология – наука интегрированная. Ее составными частями являются:

  • адаптационная валеология, которая подразумевает «противодействие и противостояние вредоносным факторам окружающей среды…и преследует своей финальной задачей поддержание гомеостатических показателей организма в пределах таковых…достигает своих целей посредством внешних компенсирующих усилий, формирующих поведенческие установки (путем преподавания в школах)»; сразу следует указать на недостаток данного раздела в том, что та самая среда, которой нужно противостоять «…в подавляющем большинстве случаев является антропогенный и ‘рукотворной’. Другими словами человек, как производное от природы, своим технократическим цивилизованным сознанием и своими руками не менее чем на 90% формирует окружающую его (вредоносную) экологическую среду. И тогда мы обнаруживаем, что борьба за собственное здоровье у современного цивилизованного человека обращается в борьбу с ‘собственной тенью’. И при этом конечные цели такой активности (при существующем возрастании ‘о цивилизовования’ окружающего мира) представляются бессмысленными при любом подходе к их достижению. Обратившись к онтологическим выводам Р.
    Сперри, мы узнаем, «что практически все, что обеспечивает лучшую жизнь и процветание человечества на краткосрочный период, ускоряет и усугубляет его конечное падение, возможно, и исчезновение. По мере усиления этой тенденции человечество все более вовлекается в ловушку»».Отсюда становится видно, что А.В. не сможет достигнуть своих целей в полной мере. Нужна другая половина – ради чего нужно жить в здоровье.

  • Креативная валеология. Большего внимания заслуживает данный раздел. Академик Уголев А.М. ''Естественные технологии биологических систем'' противопоставляет К.В. - А.В., называя ее ''естественной технологией'', нежели А.В. (искусственная). Таким образом, постулируется и закладывается (в основу креативной валеологии) положение о принципиальной недостижимости цели гуманизации человека (как достижение состояния его экологической гармонии с окружающей средой) посредством оздоровительного воздействия «извне». Напротив, возводится в ранг принципа положение, что гуманистические убеждения (гармонизация эко отношения с окружающим миром) формируются лишь «изнутри» и посредством создания психологических условий, в которых человек сам приходит к этим убеждениям, гарантирует ему эко гармонию, а следовательно — естественное состояние здоровья. Известный психолог Карл Роджерс также заключает, что «убеждения не формируются извне, но выбираются и выстраиваются изнутри». Материалом для их построения может стать лишь внутренний опыт самого человека.

Если мы обратимся к суждениям Нобелевского лауреата Р. Сперри, то найдем нечто похожее. Он говорит, что «текущие глобальные принципы являются в большей мере результатом неадекватных социальных воззрений и ценностей». Р. Сперри требует утверждения нового гуманистического взгляда, «согласно которому мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными материальными силами, но также, и в более решающей степени, - человеческими ценностями. Человеческие ценности становятся основным ключом к решению дилеммы, стоящей перед человечеством, и к желанному изменению мира. Борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за этические ценности более высокого порядка».

Итак, мы уже выяснили, что адаптационная валеология играет роль «несущего слоя» по отношению к креативной валеологии, но, в то же время, при условии недостижения цели «выживания» - все остальные устремления автоматически теряют свой смысл, и столь же бессмысленным является и самодостаточное развитие «искусственной» валеологии в объективной неизбежности определяет и направляет всю ее деятельность к движению по «нисходящей спирали» с конечным «вовлечением в ловушку» экологической катастрофы. Только цель обретения «Нового Высшего Смысла» существования и человека-инвалида, и человечества в целом позволит разрешить проблемы деструкции человеческого здоровья. Поэтому основное значение современной интегративной валеологии может быть заключено в формуле: «Выжить, чтобы образумиться» — пишет научно-практический журнал «Валеология» (№2 1997г.). Возьмем эти мысли на заметку, и прежде чем я попробую раскрыть и описать важность влияния концепций, стереотипов и ценностей человека на его деятельность (я буду это делать с помощью ведической философии), чтобы неповседневность методов не показалась странной, мы вернемся к рассуждениям Р. У. Сперри, выдающегося ученого, лауреата Нобелевской премии за исследования в области межполушарной функциональной асимметрии головного мозга, оформившего новую

парадигму «холистской макроментальной эмерджентной причинности». Он пишет, что «за последние 20 лет подход к сознанию и к ментально-физическим состояниям вообще изменился диаметрально... Субъективные ментальные состояния ... рассматриваются как необходимые и неустранимые в объяснении сознательного поведения и его развития: им отдается приоритет при определении того, что представляет собой личность и ее деятельность ... Широкие импликации, не только научные, но и гуманистические, идеологические потенциально воздействуют на нашу точку зрения, касающуюся сотворения и самого смысла жизни. Упомянутый новый принцип эмерджентной «нисходящей» причинности применим по отношению ко всей природе. Он изменяет традиционные научные описания не только мозга и самого сознания, но и эволюции и вообще физического мира. Более не считается, что природа и всякая действительность контролируется только снизу вверх». Тогда, пишет он далее, «складываются основы для возникновения натуралистической «глобальной этики» для всех наций и культур, лежащей в основе нейтральной универсальности и достоверной науки, — биоцентристской этики» и так далее.

Звучит очень сильно. А теперь давайте зададимся вопросом, который мы себе задаем, попадая в, казалось бы, безвыходные ситуации: «Не все ли новое — это хорошо забытое старое?»

В ведических писаниях, которые были записаны около 5000 лет назад, очень глубоко рассмотрены идеи, которые для нас с вами на данный день являются открытиями, например:

  1. наглядно показан и обоснован логически процесс влияния ценностей и типа сознания на наши мысли (ментальную) и грубоматериальную (физическую) деятельность — так называемый принцип «эмерджентной причинности» Сперри;

  2. разбирается, каким образом передать ученикам знания «извне» таким образом, чтобы это стало достоянием их сознания (то есть, чтобы человек затем сам пришел к этим убеждениям изнутри) — мысли Уголева;

  3. даются методы повышения уровня сознания, подробно объясняется квалификация учителя, его роль в этом процессе и прочее;

  4. указываются «корни» экологических, социальных и прочих бедствий, решение проблем через смену идеологии (то есть, изнутри, как предлагает К.В., а не снаружи — принцип А.В.) — так называемая, «борьба с собственной тенью» — Р. Сперри;

  5. даются естественные принципы единства всех живых существ.

Самое главное — это то, что веды не являются творением несовершенного человеческого разума (как это принято считать в современной науке), а исходят непосредственно от Абсолютной Истины (так в писаниях говорится об Источнике всего) — «Вишну пурана». Попробуем разобраться в вышесказанном.

Веды говорят, что человеку присущи четыре вида недостатков:

  1. Наши чувства несовершенны.

  2. Мы склонны ошибаться.

  3. Мы склонны впадать в иллюзию (принимать за истину то, чего нет).

  4. Мы склонны обманывать других.

Результат познания окружающего мира, полученный личностью, обладающей вышеперечисленными недостатками, будет несовершенен. В соответствии с полученными знаниями мы устраиваем нашу жизнь, строим общество, воспитываем идеологию и, разумеется, если мы изначально ошибаемся, то потом испытываем большие проблемы.

Если же мы получаем знания от личности, которая не обусловлена рамками этого мира и соответственно недостатками или же от изначальной Личности, которая является источником всего, то нам гарантирована их достоверность и, следовательно, от последствий своей деятельности мы не будем испытывать проблем. Изначальная Личность описывается в ведах как апаурушейа, то есть находящийся вне законов материи. Есть специальное санскритское слово пурнам — полный, всесовершенный, исходя из этого, пурнам не может попасть под иллюзию или закон своей же энергии. В этом преимущество Вед. Так тысячелетия жило Ведическое общество.

Напрашивается вопрос — зачем придумывать «новые» идеологии, если нужно просто возродить старые, давно забытые ценности, зачем разрабатывать новые теории образования, если были и есть таковые, обеспечивающие человеку физическое, нравственное и психологическое здоровье; зачем придумывать искусственные аргументы по защите окружающей Среды, основанные на грубой эгоистическо-телесной основе (когда эгоцентризм и завел нас в тупик экологической катастрофы) и так далее и тому подобное?

Итак, давайте попытаемся изучить эти проблемы с точки зрения вед. Поставим перед собой задачу — с помощью Ведического мировоззрения развить в человеке сознание до такой степени, чтобы он сам видел необходимость здоровья физического, психического, духовного в себе и других людях. При этом мы будем опираться на три категории (с учетом степени применимости методов на сегодняшний день):

- интерес лиц к практике (всех возрастов);

- универсальность метода для всех, независимо от нации и вероисповеданий;

при поддержке государства (интеллигенции общества).
  1   2   3   4   5   6




Похожие:

«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии» iconИсследовательская работа учащихся
Цели: Формирование экологического сознания школьников, активной гражданской позиции, нравственного отношения к окружающему миру....
«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии» iconРасширение сознания учёного и использование идей живой этики в научных исследованиях
Способность к расширению сознания и её реализация ― это сущностное качество человека, проявляющееся в процессе развития и интеграции...
«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии» iconВикторина по окружающему миру «От земли до неба». Результаты предметной недели
Цель проведения: формирование экологических знаний, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование экологического...
«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии» icon100 экзаменационных ответов. 3-е издание. Москва-Ростов-на-Дону: МарТ, 2007 Раздел I. Формирование системы экономических знаний
Эти представления выступали в качестве элементов коллективного сознания первобытных общин, отражали практику хозяйственных процессов,...
«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии» iconАртур Шопенгауэр
Лекции Фихте и Шлейермахера мало удовлетворяли его; у первого он слушал о “фактах сознания”, у второго – историю средневековой философии;...
«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии» iconФормирование патриотического сознания учащихся через систему классных часов
В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование...
«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии» iconКоличественная классификация сознания
Вводится понятие информационного спектра сознания и предлагается классификация этого спектра. Вводится диаграмма «спектр – мощность...
«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии» iconАнализ воспитательной работы моу сош №17 за 1 полугод
Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России
«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17
Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России
«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии» iconКлассы
Формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов