Работа по предмету: «История Экономических Учений» icon

Работа по предмету: «История Экономических Учений»



НазваниеРабота по предмету: «История Экономических Учений»
Дата конвертации30.08.2012
Размер225.71 Kb.
ТипДокументы

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФМЭ


Работа по предмету: «История Экономических Учений»




На тему:


«Устройство общества с точки зрения Вед.»


Выполнил: студент группы Мк-181 Георги Игорь Викторович


Проверил: Полякова Юлия Ивановна


Мурманск 1999 год.

Оглавление:

Стр.

3. Что такое Веды?

5. Самое начало.

6. Четыре класса человеческого общества.

9. Некоторые тонкости взаимоотношения между варнами.

10. Варнашрама.

13. Четыре ашрама.

15. Демократия или монархия?

  1. «Ману-самхита».

  2. Заключение

19. Список литературы.


Устройство общества с точки зрения Вед.


  1. Что такое Веды.


Записанные около 5 тысяч лет назад мудрецом Вьясадевой, ведические писания включают в себя знания по всем направлениям современной науки, а зачастую выходят даже и за эти рамки, описывая трансцендентные качества, качества присущие духовному миру.

Сами по себе Веды очень обширны и разделены на 5 частей (Риг-, Атхарва-, Иаджур-, Сама-Веда и “Исторические хроники”). Они не были написаны самим Вьясадевой, - знания, содержащиеся в них передавались испокон веков по цепи ученической преемственности, первым учителем в которой был Кришна1, а первым учеником – Брахма2.

Сейчас Веды, в том виде, в котором мы их имеем, - это тысячи тысяч стихов на санскрите. Но примечательно то, что Кришна поведал всё это знание Брахме всего лишь в одном слоге «АУМ». Почему так происходит? – Потому, что сознание живых существ меняется. Сейчас, если обыватель запада откроет страницы, например, «Сама-Веды», то он просто ничего не сможет понять.

Веды очень часто говорят о принципах здорового общества, но имея эти принципы, нужно знать, как действовать в соответствии с ними, чего мы сейчас делать не умеем. Например:

«Земледелие, защита коров и торговля – естественная работа для вайшей»

Бхагавад-Гита4 18:44

Но не всякий вайшья, кто торгует. Вайшей является тот, кто имеет собственное дело. Тот же, кто просто стоит у прилавка, является шудрой по определению:

«Физический труд и служение другим – предназначение шудр»

Бхагавад-Гита 18:44


Ц

  1. Кришна – Верховная Личность Бога в Своей изначальной духовной форме. Источник всех экспансий Верховной Личности Бога.

  2. Брахма – первое сотворённое существо во вселенной, полубог, управляющий гуной3 страсти; вторичный творец вселенной.

  3. Гуна – смотри ниже.


  4. Бхагавад-Гита – беседа Верховного Господа с Его преданным, Арджуной, в которой раскрывается суть преданного служения как основного метода, позволяющего обрести духовное совершенство. Составляет часть шестой книги «Махабхараты».




елостный характер знания – ещё одна отличительная черта ^ Вед. Необходимо очень точно знать философию, чтобы не запутаться в словах и обозначениях, и не потерять суть.

Четыре изначальных Веды носят характер аксиом. По сути дела, они предназначены для людей с более высоким уровнем развития, чем настоящее население планеты. Брахма, в беседе со своим сыном, Нарадой, говорит:


«Сам Господь, воплотившись в образе сына Сатйаватий (Вьясадевы), сочтёт созданные Им ведические писания слишком сложными для людей с неразвитым интеллектом, которым отпущена короткая жизнь, и, чтобы приспособить эти писания к условиям наступившего века, разделит древо ведических знаний на отдельные ветви.»


Так Брахма предсказал появление «Шримад-Бхагаватам»1, который содержит в себе множество историй, предназначенных помочь людям понять то умонастроение, которое мы должны принять для того, чтобы действовать правильно («Шримад-Бхагаватам» относится к разделу «Исторические хроники», который упоминался выше). Поэтому далее я буду ссылаться именно на это писание для того, чтобы описать устройство здорового общества с точки зрения Вед.

Существует мнение, довольно прочно устоявшееся в современном обществе, что социально-экономический идеал Индии – это строгий кастовый уклад, основанный на принципе рождения. Но это неверно. Дело в том, что отголоски былых времён действительно остались в Индии и в настоящее время, но дошли они до нас в извращённой форме. В ведические времена положение человека в обществе определялось качествами, которые он проявлял. Так, великий мудрец, Шри Нарада Муни «…был единственным сыном у матери – простой женщины и к тому же служанки» («Шримад-Бхагаватам» 1:6:6)

Таким образом, рождение – это не главный критерий, хотя, естественно, сын врача имеет довольно большие шансы стать врачом, точно так же как и сын царя – правителем.


  1. Шримад-Бхагаватам – «безупречная Пурана2» Вьясадевы, которая целиком посвящена описанию чистого преданного служения Верховному Господу.

  2. Пураны – священные писания, в которых учение Вед объясняется на примерах из истории в форме аллегорических повествований. В ведической традиции насчитывается восемнадцать основных Пуран, к которым относится и «Шримад-Бхагаватам».




Для того, чтобы понять суть знания, необходимо получить его из авторитетного источника. Современная Индия таковым не является ибо она утратила высокие идеалы своих предков. Поэтому больше к ней мы возвращаться не будем, а начнём с самого начала.


  1. ^ Самое начало.


И с самого начала мы имеем небольшие трудности, ибо есть противоречия.


(1) «Лицо вират-пуруши – это брахманы, Его руки – кшатрии, бёдра – вайшьи, шудры же пребывают в сени Его стоп...»

Шримад-Бхагаватам 2:1:37


В Бхагавад-Гите (4:13) Кришна говорит:

(2) «В соответствии с тремя гунами материальной природы1 и деятельности, связанной с ними, Мною созданы четыре класса человеческого общества. Знай же, что хотя Я – создатель этой системы, тем не менее Я, будучи неизменен, Сам не вхожу в неё.»


С другой стороны, мудрец Майтрея в Шримад-Бхагаватам (3:12:41) утверждает следующее:

(3) «… существуют четыре уклада жизни и система каст, построенная в соответствии с деятельностью и призванием человека. Всё это по порядку было создано Брахмой.»

Сваямбхува Ману2 подтверждает это:

(4) «Желая распространить ведическое знание, Господь Брахма, который является олицетворением Вед, создал из своего лица вас, брахманов – аскетичных, обладающих знанием, владеющих мистическими силами и равнодушных к чувственным удовольствиям.»

Шримад-Бхагаватам 3:22:2



  1. Гуны – их насчитывается три: саттва-гуна (гуна благости), раджо-гуна (гуна страсти) и тамо-гуна (гуна невежества). Этот термин определяет различные виды влияния, оказываемого иллюзорной материальной энергией на живые существа. Гуны определяют образ жизни, мышления и деятельности души, которую они обуславливают. Благодаря их взаимодействию создаётся, поддерживается и уничтожается материальная вселенная.

  2. Сваямбхува Ману – один из прародителей человечества, сын Брахмы.




Таким образом, мы видим в Ведах описание процесса создания устройства общества, но появляются трудности с определением личности творца. Только в приведённых выше цитатах упоминаются три имени: вират-пуруша, Кришна и Брахма. Тут необходимо прибегнуть непосредственно к философии Вед. Дело в том, что вират-пуруша – это одна из форм Кришны:

«Саньджая1 сказал: О царь, сказав это, Высший повелитель всех мистических сил, Божественная личность (Кришна), явил Арджуне2 Свою вселенскую форму.»

Бхагавад-Гита 11:9


Так, первые две цитаты указывают на одного и того же создателя системы устройства общества – Кришну. А как дела обстоят с третьей и четвёртой, ведь Брахма и Кришна – это две разные личности? Но опять же, углубившись в философию, мы можем разрешить этот вопрос. Брахма – это вторичный творец вселенной. Всё знание о творении он получает от Верховной Личности Бога, и каждый новый день Брахма начинает творить заново (и каждый раз ему необходима помощь Кришны). Так что можно сделать вывод о том, что изначально знания об устройстве общества содержит в Себе только Абсолют. Брахма же, являясь вторичным творцом, просто проявляет их (поэтому его и называют вторичным творцом).

Итак, Кришна – это Высший Творец, разделивший общество на несколько групп, хотя в Ведах в связи с социальным устройством общества упоминаются (кроме Брахмы) также Шива3, Ману и др.


^ 3. Четыре класса человеческого общества.


По Ведам общество разделено на четыре социальных уклада жизни, которые являются системой варн4.

Кришна говорит в «Бхагавад-Гите» (18:41-44):



  1. Саньджая – великий мудрец, рассказывавший слепому царю, Дхритараштре, о том, что происходило на поле битвы Курукшетра, где принимали участие Кришна, Арджуна и сыновья Дхритараштры.

  2. Арджуна – один из пяти братьев Пандавов. Господь Кришна стал его возницей во время битвы на Курукшетре и поведал ему «Бхагавад-Гиту».

  3. Шива – полубог, отвечающий за материальную гуну невежества и уничтожение материального космоса.

  4. Варны – четыре сословия ведического общества.




«Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры отличаются качествами, порождаемыми их собственной природой, в соответствии с материальными гунами, о покоритель врагов.

Спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, честность, знание, мудрость и религиозность – вот природные качества, присущие брахманам.

^ Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить – вот природные качества, определяющие деятельность кшатрий.

Земледелие, защита коров и торговля – естественная работа для вайшей. Физический труд и служение другим – предназначение шудр.»


Такое деление общества было довольно жёстким, но оно никогда не было фанатичным и слепым. Все взаимоотношения внутри него строились на знаниях Вед.

Каждый человек занимает отведённое ему место в теле гигантской вишва-рупы1 Всевышнего. С этой точки зрения, ни к одной из каст нельзя относиться свысока, ибо все они связаны с той или иной частью тела Господа. Мы одинаково относимся ко всем частям нашего тела, не отдавая предпочтения какой-либо одной из них, скажем, рукам или ногам. Все части тела выполняют важные функции, однако самой важной его частью является рот. Лишившись любой другой части тела, человек будет продолжать жить, но, оставшись без рта, он обречён на гибель. Вот почему эту, наиболее важную часть тела Господа называют местом пребывания брахманов, которые занимаются изучением Вед. Человека, которого больше привлекают мирские занятия, нежели постижение ведической мудрости, нельзя считать брахманом, даже если он родился в семье брахманов или от отца-брахмана. Рождение в семье брахмана ещё не делает человека брахманом. Главное качество брахмана – это его склонность к изучению Вед. Местом пребывания Вед являются уста Господа, поэтому всякий, кто склонен изучать их, связан с Его устами и имеет право называться брахманом. Склонность к изучению Вед не является привилегией какой-либо определённой касты или сословия. Эту склонность может проявить любой человек, независимо от его происхождения и страны, в которой он родился, и одного этого вполне достаточно, чтобы считать его брахманом.

Кшатрию, представителю управляющего сословия, настоятельно рекомендуется делать пожертвования и не принимать их ни при каких обстоятельствах. В Бхагаватам (3:3:27)описывается следующий момент:


1. Вишва-рупа – другое название вират-пуруши



«Помимо упитанных коров, брахманы получили золото, золотые монеты, постель, одежду, шкуры, одеяла, лошадей, слонов, девушек и столько земли, сколько им было нужно, чтобы прокормить себя.»

Все эти дары предназначались брахманам, посвятившим свою жизнь заботам как о духовном, так и о материальном благополучии общества. Брахманы никогда не служили за плату, однако общество обеспечивало их всем необходимым. Тем брахманам, которые нуждались в жене, дарили девушек. Таким образом, брахманы ни в чём не знали нужды. Цари-кшатрии и богатые купцы обеспечивали их всем необходимым, брахманы же со своей стороны всё своё время посвящали заботам о благосостоянии и духовном развитии общества. Так различные классы общества сотрудничали друг с другом. Но когда брахманы перестали ответственно относиться к своим обязанностям и утратили брахманические качества, продолжая по-прежнему жить за счёт общества, они выродились в брахма-бандху, то есть превратились в брахманов, лишённых брахманических качеств, и вслед за ними всё общество сошло с пути духовного развития.

Представители управляющего сословия должны хорошо знать шастры, но не становиться профессиональными учителями. Правители никогда не должны лицемерно объявлять себя сторонниками ненасилия, так как для них это прямая дорога в ад. Когда на поле битвы Курукшетра Арджуна решил стать трусом, отвергающим насилие, Господь сурово отчитал его. Господь отнёс Арджуну к низшей категории нецивилизованных людей, за то что он открыто признал культ непричинения насилия. Каждый представитель управляющего класса должен пройти военное обучение. Трус не должен занимать царский трон только потому, что за него отдано большинство голосов. Все цари того (ведического) времени были отважными людьми, и поэтому необходимо поддерживать монархию, при условии что царь получает надлежащее образование и знает в чём состоят его обязанности как царя. Например, царь не должен возвращаться домой с поля битвы, если он не ранен врагом, царь должен вести своих подданных к совершенству жизни и др.

Как только управляющее сословие превращается в сборище торговцев и рабочих, весь механизм управления расстраивается.

Вайшьям, представителям торгового сословия, прежде всего рекомендуется охранять коров. Защита коров позволяет увеличить производство молочных продуктов: творога и масла. Занятия сельским хозяйством и раздача пищи – главные обязанности торгового сословия, получающего ведическое образование и приученного делать пожертвования. Как кшатриям доверена защита подданных, так вайшьям доверена защита животных. Животных ни в коем случае нельзя убивать. Убийство животных – признак варварского общества. Чтобы полноценно питаться, человеку необходимо и достаточно иметь продукты сельского хозяйства, фрукты и молоко. Человечеству следует уделять больше внимания защите животных. Никакая индустрия не может произвести главного, в чём нуждается человек: риса, пшеницы, злаков, молока, фруктов и овощей. Производство машин и станков увеличивает искусственные потребности людей, принадлежащих к имущим классам, и оставляет тысячи людей голодными и недовольными. Это не должно быть нормой цивилизации.

Люди сословия шудр не обладают развитым интеллектом, и им нельзя предоставлять независимости. Их назначение – искренне служить трём высшим сословиям общества. Представители класса шудр могут получить все удобства жизни, просто служа высшим классам. Особо подчёркивается, что шудра не должен накапливать деньги. Как только у шудры появляются деньги, он тут же неправильно использует их на греховную деятельность: вино, секс и азартные игры. Вино, секс и азартные игры указывают на то, что население деградировало до уровня более низкого, чем уровень шудр. Высшие касты всегда должны заботиться о шудрах и обеспечивать их своей поношенной одеждой. Шудра не должен покидать своего господина, когда тот стар и немощен, а господин должен всегда заботиться о том, чтобы его слуги были всем довольны. Перед началом жертвоприношения необходимо прежде всего удовлетворить шудр, раздав им одежду и досыта накормив их.

Как один из критериев нестабильности в обществе, с точки зрения Вед, можно назвать то, что в этот век проводится так много пышных церемоний, стоящих миллионы, но бедных рабочих на них никогда не кормят, не раздают им подаяние, одежду и т.д. Поэтому рабочие недовольны и сеют смуту.



  1. ^ Некоторые тонкости взаимоотношения между варнами.


«Увидев, что сам царь пожаловал к нему в хижину и стоит, склонившись перед ним в глубоком поклоне, мудрец поднялся ему навстречу, благословил и принял его с должными почестями.»

Шримад-Бхагаватам 3:21:48

«
1. Шри Хари – имя Верховной Личности Бога, означающее «Тот, кто устраняет все препятствия с пути духовного прогресса».

Цель предпринятого тобой путешествия, о властелин, вне всякого сомнения состоит в том, чтобы защитить праведников и уничтожить демонов, ибо ты являешься олицетворением охранительной энергии Шри Хари1


Шримад-Бхагаватам 3:21:50

Из ведических писаний, в частности из исторических хроник, какими являются «Шримад-Бхагаватам» и другие Пураны, мы узнаём, что в былые времена праведные цари время от времени объезжали свои владения, чтобы защитить благочестивых подданных и покарать или уничтожить злодеев. Порой они охотились в лесу и убивали животных, чтобы упражняться в стрельбе из лука, потому что без такой практики они не смогли бы исполнять свой долг защиты общества от злодеев и нечестивцев. Кшатриям позволено прибегать к насилию, т.к. применение насилия ради достижения благородной цели входит в их обязанности. Считается, что, защищая своих подданных, царь пользуется охранительной энергией Верховного Господа. В «Бхагавад-Гите» сказано, что Господь нисходит в этот мир, чтобы защитить праведников и уничтожить демонов. Таким образом, наделить человека могуществом, необходимым для того, чтобы защищать праведников и уничтожать демонов или нечестивцев, может только Сам Верховный Господь, и каждый царь или глава государства должен обладать этим могуществом. Однако в наше время очень трудно найти правителя, способного призвать к ответу злодеев и нечестивцев.

«Когда возникает необходимость, ты берёшь на себя роль бога Солнца, бога Луны, бога огня Агни, повелителя небес Индры, бога ветров Ваю, бога Ямы, карающего грешников, покровителя религии Дхармы и повелителя вод Варуны. Я в глубоком почтении склоняюсь перед тобой, ибо ты не кто иной, как Сам Господь Вишну!»

Шримад-Бхагаватам 3:21:51

Мудрец Кардама был брахманом, а Сваямбхува принадлежал к сословию кшатриев, поэтому мудрец не должен был кланяться царю, ибо по положению в обществе стоял выше царя. Но тем не менее Кардама склонился к стопам Сваямбхувы Ману, т.к. Ману, царь и император, явился представителем Верховного Господа. Почитать Верховного Господа и поклоняться Ему должны все. Поскольку царь является представителем Верховного Господа, все его подданные должны выражать ему своё почтение.

5. Варнашрама1.


  1. Варнашрама – система варн и ашрамов.




В настоящее время описанная выше система устройства общества практически нигде не соблюдается. Спрашивается – почему? Ведь всё так замечательно: те, кто не имеют достаточно развитого разума, трудятся физически (ибо больше ничего делать толком не умеют); те, кто имеет слишком большое пристрастие к накоплению богатств и производству, занимаются торговлей и земледелием; управляют ими люди властные и воинственные, но не всегда объективные, т.к. находятся под влиянием гуны страсти, и, поэтому, обращающиеся всегда за советом к людям мудрым и непривязанным к материальным наслаждениям.

Ответ довольно прост и печален: «современное общество стало слишком материалистично». Большинство населения земного шара сейчас атеисты. Поэтому для них, обладающих качествами шудр, трудно признать своё реальное положение в обществе, т.к. они считают, что все живут один раз, и, следовательно, должны наслаждаться жизнью «на всю катушку». Они стремятся к власти, к деньгам (о пагубном влиянии денег (достояние вайшьи) на шудр уже говорилось выше, что же тогда говорить о влиянии власти!!!), переступая через все преграды, ибо люди со скудным разумом не видят надобности в ограничениях, единственный авторитет для них – это их необузданные чувства и ум.

Действительно, каким образом возможно существование такой идеальной социальной системы? Я не склонен думать, что современное общество не хотело бы иметь у себя рабочих, которые трудятся только за незначительное вознаграждение в натуральной форме, торговцев, которые заботятся об окружающей среде, правителей, защищающих праведников и карающих негодяев, священников, непривязанных к материальным вещам и дающим мудрые советы правителям.

Дело в том, что в ведические времена общество делилось не только на варны, но и на ашрамы, духовные уклады жизни. Такая система была единой и носила название варнашрама-дхарма. Неудивительно, что мало кто из современников (во всяком случае молодёжи) знает о существовании ашрамов, - их не проходят в программах институтов по культурологии и философии, хотя это является грубейшей ошибкой. Без рассмотрения системы ашрамов существование идеальных варн будет казаться всего лишь красивой сказочкой (какой она сейчас и преподносится современникам). Отдельное нормальное существование варн невозможно, ибо вся система называется варнашрама-дхарма. Дхарма, в переводе с санскрита означает долг. В данном случае название этой системы указывает на то, что у человека существует два долга: материальный (четыре варны) и духовный (четыре ашрама). Всё в ведическом обществе было построено на понимании долга, в то время, как сегодня о долге практически никто не вспоминает (даже о материальном, не говоря уже о духовном!). Человек с пяти лет должен был проходить обучение у духовного учителя, независимо от того, к какой варне он принадлежал. Во время этого обучения ему давались основы мирской жизни и духовной практики. В частности, очень большое внимание уделялось тому, чтобы приучить ребёнка принимать авторитеты (сначала матери и отца, потом гуру, всех старших, царя, брахманов и ведических писаний). Человек, понимал, что в соответствии с его прошлыми поступками он сейчас получил тело шудры, вайшьи… , он понимал, что Высший Авторитет – Кришна говорит в «Бхагавад-Гите» (18:45-47):

«Следуя качествам, присущим его деятельности, каждый человек имеет возможность достичь совершенства. Теперь Я расскажу тебе, каким образом.


Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, исполняя свои обязанности.


Лучше заниматься своим собственным делом, даже выполняя его несовершенно, нежели в совершенстве исполнять чужое. Обязанности, предписанные в соответствии с природой каждого, никогда не вызывают греховных реакций.»

Даже если человек не был как-то очень духовно продвинут, то он понимал, что существуют греховные реакции, и поэтому, ради своего же блага старался выполнять только свои обязанности: брахманы никогда не торговали, кшатрии не нанимались на службу, вайшьи не устраивались рабочими, а шудры никогда не стремились к власти.

Таким образом, получив хорошее образование, человек занимал положенное ему место в обществе без всяких претензий на большее или меньшее, если же нет, то он подвергался наказанию царя или брахмана, в зависимости от ситуации.


«Смерть ему! Смерть ему! – в один голос воскликнули великие мудрецы. –На свете нет никого более жестокого и порочного, чем он. Если такой человек останется в живых, очень скоро весь мир будет повержен в прах.»

Шримад-Бхагаватам 4:14:31

Это пример того, как царь Вена подвергся суровому наказанию брахманов за невыполнение своих прямых обязанностей царя-кшатрия.

Хотя святые люди обычно очень добры ко всем живым существам, смерть скорпиона или змеи никогда не огорчает их. Святым людям не подобает убивать, однако им не возбраняется уничтожать демонов, которые, в сущности, ничем не отличаются от скорпионов и змей. Поэтому великие мудрецы единодушно решили покончить со злонравным царём Веной, представлявшем огромную опасность для всего человечества. Это показывает, какой властью над царём обладали в те времена святые брахманы. Если власть в стране принадлежит демоничному царю или правительству, великие мудрецы обязаны низложить такое правительство и поставить во главе государства достойных людей, которые будут строго следовать всем наставлениям и советам благочестивых брахманов.

Брахманы не заняли пост царя Вены, они никогда так не делали, потому что они были действительно не привязаны к материальным вещам, это не были просто слова. Брахманы всегда понимали что управлять – не их природа, но их обязанности состоят в том, чтобы вести людей к совершенству.


^ 6. Четыре ашрама.


Итак, помимо социальных укладов общества, существует ещё 4 духовных уклада, - это: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяс.

Если варна человека – это его природные качества от рождения, которые сопровождают его на протяжении всей жизни, то его положение в системе ашрамов может меняться. Чаще всего переход из одного ашрама в другой обуславливается возрастом человека, хотя основная причина – это уровень сознания (просто полагается, что, с возрастом, сознание человека постепенно возвышается, и он может переходить на следующую ступень).

По классической схеме жизнь человека делится на 4 части, где

¼ своей жизни он проводит в ашраме брахмачарьи;

¼ - в ашраме грихастхи;

¼ - ванапрастхи;

¼ - санньяси.

Жизнь брахмачарьи – это первая ступень духовной жизни, на которой человек живёт в целомудрии и воздержании и проходит обучение у истинного духовного учителя.

Грихастха - вторая ступень духовной жизни, на которой человек живёт семейной и общественной жизнью в соответствии с предписаниями шастр (священных писаний).

Ванапрастха - третья ступень духовной жизни, на которой человек путешествует по святым местам, чтобы отрешиться от семейной и общественной жизни и приготовиться к санньясе.

Санньяса – четвёртая и последняя ступень духовной жизни; полный отказ от семейной и общественной жизни, с тем, чтобы совершенно овладеть своими чувствами и умом и целиком отдаться служению Кришне, Всевышнему Господу.

Нельзя сказать что варны и ашрамы – это две разных, никак не связанных системы – нет. Это одна система варнашрамы. И отношение человека к той или иной варне во многом определяет его положение в системе ашрамов. Так, шудры, автоматически, занимают положение в ашраме грихастх. Вайшьи проходят через брахмачарью, грихастху и, в редких случаях, принимали ванапрастху. Кшатрии, пройдя через брахмачарью, ашрам грихастх и ванапрастху, иногда становились санньяси. Брахманы же могли проходит всю систему ашрамов, либо же сразу после брахмачарьи принять санньяс.

Необходимо понимать, что как и в случае с варнами, ни один из ашрамов не считается более «престижным», хотя всеобщим уважением в обществе несомненно пользуется ашрам санньяси. В системе ашрамов также существует тесная взаимосвязь. Единственный ашрам, который имеет возможность зарабатывать деньги – это грихастха-ашрам (домохозяин). Поэтому он заботится о благополучном существовании других трёх. Брахмачари, будучи учениками, являются слугами всех других четырёх ашрамов. Ванапрастхи – это люди, удалившиеся от дел, которые всё ещё могут жить с женой. Главная их задача – это развить в себе качества, которые бы позволили им принять полное отречение, т.е. санньяс. Постоянная проповедь славы Святого Имени – это основная цель санньяси. Санньяси не имеет пищи более, чем ему нужно на один день, не имеет второго комплекта одежды и не остаётся в одном месте дольше, чем на три дня.

«Чтобы увести коня, царь Индра1 облачился в одежды, которые обычно носят те, кто получил освобождение. В действительности весь этот маскарад был обманом, поскольку создавал лишь видимость религиозности. Когда Индра в этом наряде появился в небе, великий мудрец Атри, увидев его, сразу понял, что произошло.»

Шримад-Бхагаватам 4:19:12


  1. Индра – главный полубог райских планет, от которого зависит выпадение дождей на Земле.

Шафрановая одежда санньяси является символом полного отречения от материальной деятельности, поэтому её должны носить только те, кто посвятил свою жизнь преданному служению Господу. Такие преданные являются истинными санньяси, освобождёнными личностями. В «Бхагавад-Гите» (6:1) сказано:

«Истинным санньяси и мистиком является только тот, кто не привязан к плодам своего труда и действует из чувства долга, а не тот, кто не зажигает огня и пребывает в бездействии.»

Иначе говоря, человек, который жертвует плоды своего труда Верховной Личности Бога, является истинным санньяси и йогом. Мнимые санньяси и йоги существуют с тех времён, когда царь Притху совершал свои жертвоприношения. Первым, кто пошёл на такой обман, был царь Индра, что было с его стороны большой глупостью. В одни эпохи таких обманщиков очень много, а в другие – единицы. Санньяси должен быть крайне осмотрительным. Даже малейший недостаток санньяси не укроется от людей и будет предметом их пересудов. Поэтому санньсу могут принимать только те, кто очень искренен и серьёзен в своих намерениях. Санньяса ни в коем случае не должна служить средством обмана людей. На санньяси, также как и на брахмана, ложиться очень большая ответственность – если они падают или снижают свои стандарты жизни, то вслед за ними снижается стандарт жизни всего общества. Таким образом неудивительно, что санньяса – это в большинстве случаев удел брахманов, ибо все остальные сословия общества не имеют достаточно качеств, чтобы быть непривязанными к плодам своего труда и действовать только из чувства долга и сострадания.

«Великий мудрец Майтрея продолжал: после этого Прачеты много тысяч лет прожили дома и, одухотворив своё сознание, обрели совершенную мудрость. В конце жизни они вспомнили о благословениях Верховной Личности Бога и ушли из дома, оставив свою жену на попечение достойного сына.»

Шримад-Бхагаватам 4:31:1


После того, как Прачеты прожили в семье много тысяч лет по летоисчислению полубогов, они решили уйти из дома, поручив свою жену заботам сына по имени Дакша. Таков закон ведической цивилизации. В начале жизни брахмачари должен совершать аскезы, чтобы обрести духовное знание. Брахмачари, ученику, запрещено общение с женщинами: нельзя, чтобы в начале жизни он узнал вкус сексуальных отношений. Это значит, что в начале жизни юноши и девушки должны вести аскетичный, подвижнический образ жизни. Став взрослыми, они могут вступить в брак и, живя в семье, зачать детей. А когда дети вырастут, мужчина должен уйти из дома, чтобы развить в себе сознание Бога, сознание Кришны. Так он достигает цели жизни и возвращается домой, в царство Бога.


^ 7. Демократия или монархия?

«Махараджа Вена сошёл с пути праведности, и брахманы покарали его, обрушив на его голову молнию своего проклятия…»

Шримад-Бхагаватам 2:7:9


За порядком в обществе варнашрама-дхармы следили благочестивые, высокообразованные брахманы. Они бескорыстно учили царей искусству праведного управления страной, чтобы их государство было подлинным государством всеобщего благоденствия. Цари, или правители-кшатрии, во всех своих делах советовались с образованными брахманами; их правление никогда не было авторитарным. Руководством по управлению подданными им служили такие писания, как «Ману-самхита» и другие авторитетные труды великих мудрецов. В те времена общество не нуждалось в сводах законов, которые под вывеской демократии создают недалёкие люди. Подавляющее большинство людей в обществе не отличаются особым разумом и не знает, является для них истинным благом. В этом люди похожи на детей, не ведающих, что для них хорошо, а что плохо. Умудрённый жизнью отец направляет своих несмышлёных детей на стезю добродетели, и народ, в массе своей похожий на детей, нуждается в аналогичном руководстве. Законы государства общего благоденствия уже собраны в «Ману-самхите» и других ведических писаниях. Образованные брахманы давали советы царю, опираясь на эти признанные книги знания, с учётом конкретных обстоятельств места и времени. Брахманы не находились в материальной зависимости от царя и потому не боялись давать ему указания, основанные на законах священных писаний. Эта система просуществовала вплоть до времени правления Махараджи Чандрагупты, чьим премьер-министром был брахман Чанакья, не получавший за свои труды никакой платы.


8. «Ману-Самхита».


Очень жаль, что я не нашёл самого текста «Ману-самхиты», но думаю, что той, информации, которая содержится о ней, и о самих Ману, в «Бхагаватам» будет вполне достаточно.

«В один прекрасный день саморождённый Брахма, первое живое существо во вселенной, почувствовал, что цель его жизни достигнута. Тогда из своего ума он сотворил Ману, которые призваны заботиться о благоденствии вселенной.

Наделённый самообладанием творец вселенной даровал им своё человеческое тело. Увидев Ману, сотворённые раннее живые существа – полубоги, гандхарвы и другие стали рукоплескать Брахме, повелителю вселенной, восхищаясь его мастерством.»

Шримад-Бхагаватам 3:20:49-50

«…Ману и их законы существуют для того, чтобы направлять жизнь людей в правильное русло…»

Шримад-Бхагаватам 2:10:4

Из стихов видно что Ману- это необычные личности, им дана власть творить законы человечества и оберегать их. Эпоха каждого Ману длится семьдесят две калпы, а одна калпа составляет 4 320 000 * 72 солнечных лет. За время правления одного Ману в мире происходит множество перемен, и в течении одного дня Брахмы сменяется 14 Ману. Ману создаёт свод священных законов, которые призваны помочь обусловленным душам, пришедшим в материальный мир за материальными наслаждениями, освободиться от рабства обусловленной жизни. Господь так милостив, что каждой душе, которая желает наслаждаться материальным миром, Он предоставляет все возможности для наслаждения и вместе с тем указывает ей путь, ведущий к освобождению.

«Ману-самхита» содержит в себе не только основные сведения о четырёх сословиях и духовных укладах общества, но и о таких подробностях, как, например, то, что муж ни при каких обстоятельствах не должен бросать свою жену и детей на произвол судьбы, точно также, как и царь страну. Или о том, что женщине не следует давать свободу: сначала она должна находиться под опекой отца, затем- мужа, а в конце жизни о ней должны заботиться её взрослые сыновья.

Так же в «Ману-самхите» говориться, что царь должен непременно казнить убийцу, чтобы в следующей жизни тот не страдал из-за совершённых им преступлений.

В «Бхагаватам» сказано, что мы с вами живём в эпоху Вайвасваты Ману.


9. Заключение

«Так брахманы и кшатрии защищают друг друга и самих себя, а Господь, который является одновременно причиной и следствием, но при этом остаётся вечно неизменным, защищает их, побуждая заботиться друг о друге.»

Шримад-Бхагаватам 3:22:4

Общество варнашрамы основано на сотрудничестве между представителями различных сословий. ^ Кшатрии должны защищать брахманов, а брахманы – учить кшатриев. Если брахманы и кшатрии сотрудничают друг с другом, подчинённые им сословия: вайшьи и шудры – тоже процветают и благоденствуют. Таким образом, нормальное функционирование сложного механизма ведического общества зависит прежде всего от брахманов и кшатриев.

Ведическая философия такова, что истинным защитником всех живых существ является Верховный Господь, однако это не значит, что Он лично защищает каждого. Для защиты кшатриев Господь создаёт брахманов, а для защиты брахманов творит кшатриев. При этом Сам Он остаётся непричастным к любой деятельности, и потому Его называют нирвикарой, «бездействующим». Брахманы и кшатрии, равно как и всё, что нас окружает, суть различные энергии Господа, взаимодействующие друг с другом, - такова суть ведического знания об устройстве общества.


Список литературы.

  1. «Бхагавад-Гита» Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (в русском переводе);

  2. «Очерки Ведической Литературы» Сатсварупа Дас Госвами ВВТ;

  3. «Шримад-Бхагаватам» Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (в русском переводе) 1:1;

  4. «Шримад-Бхагаватам» Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (в русском переводе) 1:2;

  5. «Шримад-Бхагаватам» Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (в русском переводе) 2;

  6. «Шримад-Бхагаватам» Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (в русском переводе) 3:1;

  7. «Шримад-Бхагаватам» Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (в русском переводе) 3:2;

  8. «Шримад-Бхагаватам» Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (в русском переводе) 3:3;

  9. «Шримад-Бхагаватам» Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (в русском переводе) 4:1;

  10. «Шримад-Бхагаватам» Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (в русском переводе) 4:2;

  11. «Шримад-Бхагаватам» Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (в русском переводе) 4:3;

  12. «Наука Самоосознания» Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (в русском переводе);







Похожие:

Работа по предмету: «История Экономических Учений» iconЭкзаменационные вопросы по иэу содержание предмета и метода дисциплины "История экономических учений". Этапы развития экономической мысли. Систематизация знаний
Предпосылки возникновения экономической мысли. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
Работа по предмету: «История Экономических Учений» iconПредмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья

Работа по предмету: «История Экономических Учений» iconДокументы
...
Работа по предмету: «История Экономических Учений» iconВопросы по истории экономических учений (2 курс в/о)
Зарождение классической политэкономии в Англии (У. Петти) Зарождение классической школы во Франции (П. Буагильбер)
Работа по предмету: «История Экономических Учений» iconДокументы
1. /История граждаскно-правовых учений.doc
Работа по предмету: «История Экономических Учений» iconПрограмма районного семинара учителей начальных классов по теме «Работа с интерактивной доской на уроках и внеклассных занятиях по предмету в начальных классах»
«Работа с интерактивной доской на уроках и внеклассных занятиях по предмету в начальных классах»
Работа по предмету: «История Экономических Учений» iconПриложение работа с презентацией
У: История вычислений уходит своими корнями в глубь веков так же, как и история развития человечества
Работа по предмету: «История Экономических Учений» iconВопросы к зачету по спецкурсу «История экономической интеграции»
Классификация международных экономических организаций и основные принципы их деятельности
Работа по предмету: «История Экономических Учений» iconСоциальная история россии 07. 00. 02 Отечественная история
Работа выполнена на кафедре социальной истории России Московского государственного социального университета
Работа по предмету: «История Экономических Учений» iconДокументы
1. /зачетная работа по элективному предмету по физике.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов