Учитель начальных классов плиско дина Михайловна icon

Учитель начальных классов плиско дина Михайловна



НазваниеУчитель начальных классов плиско дина Михайловна
страница1/9
Дата конвертации13.09.2012
Размер0.55 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Учреждение образования « Миорская государственная

общеобразовательная средняя школа №3»








Учитель начальных классов ПЛИСКО Дина Михайловна



Миоры 2010

Введение



Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для вос­питания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.

Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школь­ников, выработки у них первичных навыков гражданского поведе­ния. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.

Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории сво­его народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.

Работая над темой гражданско-патриотического воспитания, я определила особенности патриотического воспитания младших школьников, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания; формы и методы; составила план мероприятий по воспитанию патриотизма, разработала тематику классных часов, тематику бесед и лекций с родителями учащихся; разработала и провела ряд мероприятий.




^










Взгляд на патриотическое воспитание



Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье.
Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабуш­кам, братьям и сестрам. Именно родители первыми закладывают ос­новы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Воспоминания детства: колыбельная песня матери, силь­ные руки отца, подбрасывающие малыша к потолку, мудрая сказка ба­бушки — западают глубоко в душу и надолго определяют самочувствие человека. По мнению многих, счастливые воспоминания детства часто спа­сали в самых страшных жизненных испытаниях, уберегая от последнего, непоправимого шага.

Любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Недаром поэты и музы­канты столько стихов и песен сложили о родном доме. Домашнее тепло — одно из условий счастливого детства. Счастливое детство способствует формированию доброго и здорового человека. Душевно здоровые, крепкие, развитые люди образуют здоровое общество. Следовательно, создание до­машнего очага для ребенка — дело не только самих родителей, оно лежит в интересах общества.

Почему дом (как ценностное понятие) так важен для ребенка? Во-пер­вых, с точки зрения психологии, это та среда обитания, где ребенок чув­ствует себя в безопасности, где он защищен от неизвестности и опасностей окружающего мира. Во-вторых, дом — это то место, где ребенок учится, по­знает, радуется, где исполняются его явные и тайные мечты, где любят друг друга просто так, ни за что. В-третьих, дом там, где у ребенка есть место, не только место для учебы, игр, отдыха, но и место в семейных отношени­ях, где с ним считаются, принимают, ждут. Здесь формируется сознание своего «Я», своей общественной ценности. Здесь формируются и чувства стыда, боли, а в конечном итоге — чувство совести, которое в дальнейшем будет сопровождать человека на жизненном пути и подсказывать, что хо­рошо, а что плохо.

Начиная с 4-летнего возраста, ребенок тянется к сверстникам. В школе для него важно признание детского коллектива. Психологи считают, что возраст от 9 до 12 лет характеризуется самым высоким интересом к кол­лективу. Это поистине период коллективизма, групповых подвижных игр и всевозможных соревнований. Ребенок утверждает себя в группе сверстни­ков. Теперь это главная среда его обитания. Оценки и мнение сверстников становятся весьма значимыми. Воспитывая патриотизм, мы формируем отношение к сверстникам как к товарищам по совместным играм, общей деятельности, общим интересам, общему отношению к миру, стараясь при этом воздействовать на группу таким образом, чтобы ее влияние было положительным в социальном плане.

Придя в школу, ребенок становится членом классного и школьного со­общества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. Здесь он видит прообраз общественных отношений, окунается в жизнь, построенную по определенным правилам, имеющую определенную иерар­хию. Для ребенка школа олицетворяет общество. Именно в ней закладыва­ются ценностные установки, приходит понимание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Отношение к классу, школе является кирпичиком большого дома — отношения к Отечеству, ведь шко­ла — это «кусочек» той страны, где живет ребенок. Отношение к классу, школе зависит, в свою очередь, от того, как ребенок учится (успешно или неуспешно), как к нему относятся учителя и сверстники, каков психологический климат в классе и школе и т. д. Создавая ситуации успеха в учении, повышая статус ребенка в группе, гармонизируя отноше­ния в коллективе, проявляя заботу о благоприятном психологическом кли­мате, в котором все чувствовали бы себя комфортно и защищённо, мы тем самым закладываем основы ценностного отношения к школе.

Родина для ребенка — это то, что его окружает: двор, в котором он иг­рает с товарищами, трудится во время субботников; улица, на которой стоит его дом; город, в котором он живет, с которым связаны воспоминания о праздниках, событиях, путешествиях, поездках. Отноше­ние к своему двору, своей улице, своему городу (поселку, деревне), обогаща­ясь и расширяясь, перерастает в отношение к своей стране.

Важнейшим компонентом патриотического воспитания является отношение к природе как дому человечества. Работа в этом на­правлении ведется исходя из постулатов: «Природа — наш дом» и «Беречь природу — значит беречь Отечество». Младший школьный возраст — наиболее благоприятный для воспита­ния ценностного отношения к природе. Дети очень эмоционально отно­сятся к объектам природы, с готовностью и желанием участвуют в обще­ственно полезном труде в природе, проявляют интерес к природным явле­ниям. Важно не упустить этот момент, формируя экологическую готовность к правильному взаимодействию с природой.

Любовь к своей семье, своему жилищу, своей школе, окружающей при­роде, постепенно расширяясь, переходит в любовь к родной стране, ее ис­тории, прошлому и настоящему. Ребенок узнает, представителем какого народа он является; в какой стране живет, что в ней происходит, как это связано с ним самим и его семьей. Он начинает изучать свою страну: ее историю, географическое положение, знакомится с выда­ющимися людьми, оставившими след в истории и культуре. Начинает формироваться его гражданская позиция.

История страны неразрывно связана с историей и настоящей жизнью народа. Поэтому педагог формирует у детей отношение к своему народу, его языку, культуре, искусству, традициям и обычаям, приобщает к ду­ховным ценностям народа. Это происходит в учебной деятельности и во внеклассной работе.

Патриотизм — категория нравственная и в то же время гражданственная, действенная. Любовь к Родине немыслима без активного участия в жизни страны, без труда на благо и процветание Отечества. Поэтому, воспитывая патриотизм, мы формируем у детей отношение к труду как ценности, при­учаем к физическим и духовным усилиям, воспитываем ценные трудовые мотивы (заботы, долга, ответственности). Именно в труде материализуются отношения детей к близким, дому, природе, людям, Родине.

Последовательное, поэтапное формирование всех названных отношений составляет содержание патриотического воспитания. Все эти отношения фокусируются в понятии, которое называется патриотизмом.


^ Особенности патриотического воспитания

младших школьников


Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлени­ям, для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью. Через изучение курса «Че­ловек и мир», более активное общение со сверстниками, взрослыми, учас­тие в общественной жизни (общественные акции, общественно полезный труд, школьные и государственные праздники, коллективные творческие дела, забота о природе и т. д.), совместный труд, чтение детских периоди­ческих изданий, просмотр теле- и прослушивание радиопередач дети при­общаются к жизни своей страны, познают ту реальную социальную действительность, которая их окружает.

Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на психологические особенности младших школьников.

Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными катего­риями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на дос­тупных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою ро­дословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и по­нятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Роди­на сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребе­нок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодей­ствие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, род­ная, наполненная звуками и запахами.

Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводи­мые в классе, должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказы­вает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделан­ное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захо­чется повторить.

Следует учесть и такую особенность младших школьников, как актив­ность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удоволь­ствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и обще­ственно оцениваемая, очень нравится детям.

Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Это могут быть познавательные, экологические, под­вижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, деви­зы — все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.

Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлени­ям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каж­дого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направ­ленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возмож­ность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполне­ния, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.


^ Мэты грамадзянска-патрыятычнага выхавання

малодшых школьнiкаў:


• знаёмства з нацыянальнымi традыцыямi, звычаямi, абрадамi;

• знаёмства з беларускiмi народнымi святамi, гульнямi, народнай творчасцю;

• далучэнне да традыцый выхавання дзяцей у беларускай сям'i;

• знаёмства з гiсторыяй i культурай сваей краiны;

• развiццё нацыянальнай самасвядомасцi.


^ Задачы грамадзянска-патрыятычнага выхавання

малодшых школьнiкаў:


I клас

• фармiраванне першапачатковых паняццяў i ўяўленняў аб сваiм родным краi;

• абуджэнне любовi да сваей Радзiмы, павагi да яе гiсторыi i традыцый;

• выхаванне любовi да роднай прыроды i жадання клапацiцца аб ей;

• выхаванне працавiтасцi, дабрынi, чуласцi, сяброўскiх адносiн да аднакласнiкаў, умення дружна працаваць у калектыве;

• выхаванне цiкавасцi да навакольнага свету.


II клас

• выхаванне любвi i павагi да сваiх бацькоў, да сваiх родных i блiзкiх;

• выхаванне павагi i цiкавасцi да працы сваiх бацькоў, жадання iм дапамагаць;

• фармiраванне ўяўленняў аб паходжаннi сваiх продкаў;

• выхаванне пачуцця абавязку перад сям'ёй;

• выхаванне пачуццяў таварыскасцi, узаемадапамогi, працавiтасцi, сцiпласцi, справядлiвасцi, гасцiннасцi, праўдзiвасцi;

• выхаванне павагi да сямейных святаў i традыцый.

III клас

• фармiраванне паняццяў i ўяўленняў аб Радзiме, аб сваiм родным горадзе;

• выхаванне любовi да роднага краю, роднага горада, павагi да традыцый i звычаяў;

• выхаванне любовi да роднай прыроды, беражлiвых адносiн да скарбаў прыроды, да раслiннага i жывёльнага свету;

• выхаванне павагi да людзей працы, беражлiвых адносiн да вынiкаў працы, жадання працаваць;

• паглыбленне ўяўленняў аб клапатлiвасцi, дабрынi, узаемападтрымцы;

• выхаванне пачуцця сяброўства, жадання прыйсцi на дапамогу другому;

• выхаванне цiкавасцi да вучобы, бескарыслiвасцi, сумленнасцi, чуласцi, спагады;

• фармiраванне навыкаў культурных паводзiн.


IV клас

• знаёмства з гiсторыяй нашай дзяржавы; выхаванне любовi да беларускага народа, сваёй Айчыны;

• выхаванне павагi да звычаяў i традыцый беларускага народа;

• выхаванне любовi да роднай прыроды, беражлiвых, клапатлiвых адносiн да прыроды i ўсяго жывога;

• выхаванне добразычлiвасцi, справядлiвасцi, гаспадарлiвасцi, гасцiннасцi, спагадлiвасцi, сардэчнасцi, чалавекалюбства, уважлiвасцi;

• выхаванне таварыскасцi, умення працаваць у калектыве, лiчыцца з членамi калектыву.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Похожие:

Учитель начальных классов плиско дина Михайловна iconУчитель начальных классов плиско дина Михайловна
Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как...
Учитель начальных классов плиско дина Михайловна iconПетрова Светлана Михайловна
В 1971г закончила Нижнетагильское педагогическое училище. Учитель начальных классов
Учитель начальных классов плиско дина Михайловна iconЧередникова Лидия Алексеевна
Образование: Павловское педагогическое училище, учитель начальных классов, 1985 год, Борисоглебский государственный педагогический...
Учитель начальных классов плиско дина Михайловна iconКостина Лариса Викторовна, Учитель начальных классов Штыркова Вера Васильевна, учитель начальных классов Лукоянов, 2012 пояснительная записка Актуальность программа
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, основана на психологических...
Учитель начальных классов плиско дина Михайловна iconДолжностная инструкция учителя начальных классов Учитель начальных классов должен знать
Конституцию рф, законы рф, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах...
Учитель начальных классов плиско дина Михайловна iconПлан-конспект урока математики в 4 классе Автор: Логвинова Наталья Михайловна, учитель начальных классов моу «Лицей №3» г. Прохладный, 2008 год
Именно под таким девизом я предлагаю провести наш урок по теме: «Измерение углов. Вертикальные углы» (Слайд №2)
Учитель начальных классов плиско дина Михайловна iconКлассный час в 1 классе «Откуда берутся грязнули?» Вельчева Ольга Григорьевна учитель начальных классов высшей категории мбоу гимназия №88 Карасунский округ
Учитель начальных классов высшей категории мбоу гимназии №88 г. Краснодара : Вельчева О. Г
Учитель начальных классов плиско дина Михайловна iconШелкоплясова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов моу «сош №1»
Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной...
Учитель начальных классов плиско дина Михайловна iconУрок русского языка в 3 классе Учитель: Хрусталева Елена Владимировна, учитель начальных классов моу сош №3, г. Петровска Саратовской области, высшая категория
Учитель: Хрусталева Елена Владимировна, учитель начальных классов моу сош №3, г. Петровска Саратовской области, высшая категория
Учитель начальных классов плиско дина Михайловна iconИспользование икт в учебно-воспитательном процессе в начальных классах елена Владимировна Белевич, учитель начальных классов уо «Дисненская госш-сад»
Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учителя и обучаемого и их взаимоотношения. Учитель...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов