Л. И. Крашкина кандидат философских наук icon

Л. И. Крашкина кандидат философских наук



НазваниеЛ. И. Крашкина кандидат философских наук
Дата конвертации27.10.2012
Размер95.94 Kb.
ТипДокументы
Л.И.Крашкина

кандидат философских наук,

Москва
ОБРАЗ РОССИИ В ФИЛОСОФИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА И В ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. и Е.И. РЕРИХОВ

Россия для русской философии — особая, часто очень болезненная тема, связанная с личным переживанием ее истории, надеждами на ее будущее, ее предназначением и исконно русскими вопросами: «Что делать?» и «Кто виноват?».

Особенно остро эти вопросы зазвучали на рубеже XIX и ХХ столетия. Россия стояла на пороге серьезных исторических изменений, назревала революционная ситуация, в интеллектуальных кругах усиливались апокалипсические настроения, связанные с предчувствием «гибели старой России». Вместе с тем это было время бурного расцвета культуры, русского ренессанса, который позднее стали называть Серебряным веком. Замечательный русский философ Н.А.Бердяев, живший в это время, впоследствии писал: «В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму»1. Культурно-духовное движение этого времени имело синкретический характер. Оно объединяло в себе различные течения религиозно-философской мысли, мистической философии и оккультизма. Общим был интерес к языческим истокам, эллинской культуре, космической философии. Интеллектуальная атмосфера этого времени была насыщена надеждами на духовное обновление России, которое, как полагали, даст возможность ей осуществить свою миссию в истории. Мысль о великом предназначении России, богоизбранности и богоносности ее народа издавна существовала в русской культуре. Начиная с идеи Москвы как третьего Рима, она красной нитью прошла через всю историю общественной мысли и достигла крайнего развития в философии Серебряного века под именем Русской идеи. Эта идея не была иллюзией будущности России. Она исходила из глубин русской духовности. Н.А.Бердяев писал по этому поводу: «Не может человек всю жизнь чувствовать какое-то особенное и великое призвание и остро осознавать его в периоды наибольшего духовного подъема, если человек этот ни к чему не предназначен. Это биологически невозможно. Невозможно это и в жизни целого народа»2. Существует несколько интерпретаций Русской идеи. Общий замысел ее принадлежит В.С.Соловьеву, философия которого оказала большое влияние на культурный подъем в России в начале XX века. Русская идея в его интерпретации носила ярко выраженный мессианский характер. Смысл ее заключался во всемирном христианском преображении, выразителем и инициатором которого должен был стать русский народ. В философии Серебряного века Русская идея получила более узкое толкование. Вяч. И.Иванов видел в Русской идее претворение христианского универсализма, поскольку она чужда национальному эгоизму и соединяет в себе «родное и вселенское». Е.Н.
Трубецкой находил суть Русской идеи не в христианском объединении мира, а в реализации особенностей национальной культуры в христианстве. В.В.Розанов выступал с критикой христианского универсализма Русской идеи и высказывался в защиту национальной культуры. Значительный вклад в разработку Русской идеи внес Н.А.Бердяев. Его книга «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века» (Париж, 1946) концептуально объединила различные интерпретации Русской идеи, существовавшие в философии Серебряного века.

Размышляя о русском самосознании, Бердяев отмечает, что «В нашем национальном сознании никогда не было меры, никогда не было спокойной уверенности и твердости, без надрыва и истерии»3. Характер русской души символически отражен в географии русской природы. Бердяев считал, что «все внешнее всегда есть лишь выражение внутреннего, лишь символ духа. И равнинность русской земли; ее безгранность, бесконечность ее далей, ее неоформленная стихийность есть лишь выражение равнинности, безгранности русской души, ее бесконечных далей, ее подвластности неоформленной национальной стихии»4. Русская душа отличается исключительной «чуткостью к мистическим и апокалипсическим токам», она «открыта всем далям, устремлена в даль конца истории». «Русская душа способна на радикальные эксперименты», она не закована религиозной и культурной дисциплиной. В ней отсутствует настоящий инстинкт самосохранения. Русский человек «легко истребляет себя, рассыпается в пространстве», может дойти до упоения гибелью. Эти национальные качества русской натуры в соединении с уникальной одаренностью народа, глубиной его духовной культуры создают неповторимый облик России. «Россия, — писал Бердяев, — страна великих контрастов по преимуществу — нигде нет таких противоположностей высоты и низости, ослепительного света и первобытной тьмы»5.

Фундаментальное противоречие России заключается в том, что высокий духовный потенциал не может проявиться в полную силу на материальном плане. Существует колоссальный разрыв между высокими устремлениями русского человека и низким гражданско-бытовым уровнем жизни. «Принцип "все или ничего" в России, — пишет Бердяев, — оставляет победу за "ничем"»6.

Для русского самосознания характерно признание ценности лишь сверхчеловеческого совершенства и недостаточная оценка совершенства человеческого. «Так средний радикальный интеллигент, — отмечает Бердяев, — обычно думает, что он призван перевернуть весь мир, или принужден остаться в довольно низком состоянии, пребывать в нравственной неряшливости и опускаться. Промышленную деятельность он целиком предоставляет той "буржуазии", которая, по его мнению, и может обладать нравственными качествами. Русского человека слишком легко "заедает среда". Он привык возлагаться не себя, не на свою активность, не на внутреннюю дисциплину личности, а на органический коллектив, на что-то внешнее что должно его подымать и спасать»7. «Когда русский человек религиозен, то он верит, что святые или сам Бог все за него сделают, когда же он атеист, то думает, что все за него должна сделать социальная среда»8.

Антиномичность русской жизни Бердяев видел в том, что в ней «столкнулись и смешались два потока мировой истории восточной и западной»9. Осуществление синтеза этих потоков культуры для России является важной задачей, решив которую она может осознать себя и свое призвание в мире. В недрах России должен родиться новый тип восточно-западной культуры, способной творчески преобразить и культурную жизнь Европы.

Но чтобы исполнить свою мировую миссию, Россия должна пережить духовное обновление, «религиозную эмансипацию личности» и прийти к идее космической общественности, то есть объединиться с мировыми космическими энергиями. Для этого русский народ и проходит ступени, поднимающие тьму к Свету.

В итоге размышления Бердяева над феноменом русского самосознания приводят его к выводу, что оно не является зрелым национальным самосознанием, оно не обладает цельностью. Дуализм русского самосознания происходит из разделенности «женственного» и «мужественного», пассивного и активного начал. В этом, по Бердяеву, и состоит «разгадка всех наших болезней и страданий». Чтобы преодолеть свою слабость, русский человек должен воспитать в себе личную ответственность и устремиться к духовному совершенствованию. Не ожидать «социального чуда», а во всем полагаться на свою собственную активность, не только созерцать, но и действовать. Только тогда, по глубокому убеждению Бердяева, в силе и в развитии раскроется истинное своеобразие России.

Эта же мысль проводится и в творчестве И.А.Ильина. России не быть, считает он, без воспитания в русском народе национального духовного характера. Это воспитание должно обращаться к духу и сердцу русского человека. «Русский человек силен тогда, когда он целен, а цельности он достигает прежде всего и больше всего через свободу — через внутреннюю свободу любви и свободу веры»10. Ильин предлагает своеобразный кодекс чести, который должен стать неотъемлемой частью нравственного сознания русского человека. Главными ценностями в этом рыцарском кодексе чести являются: любовь, вера, совесть, чувство собственного духовного достоинства, «сердечное видение», умение владеть собой, преданность Родине и «смертная готовность». Философские размышления Ильина о русском народе, его национальном достоинстве проникнуты глубокой верой в будущее России, история которой «есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами»11. Национализм и патриотизм русского народа Ильин рассматривал как духовно-культурные явления. Смысл предназначения России он видел не в ассимиляции чужих иноземных культур, а в развитии собственной самобытной культуры, в углублении собственного «духовно-национального лона» до того уровня, где «живет духовность, внятная всем векам и народам»12.

В творческом наследии семьи Рерихов тема русской культуры, размышления над национальной и мировой судьбой России, темы ее духовного наследия и будущности занимают особое место. Жизнь вдали от Родины не только не ослабила чувство любви к своей стране, но наполнила их сердца осознанием высокой ответственности за будущее России. Н.К.Рерих писал о русском народе как о великом народе, который получает огненное озарение. Этот народ обладает сильной сущностью и «ему нечего беспокоиться об угрозе подражания или обезличивания»13. «Именно этому великому народу дано и великое слово подвиг. Ни в одном ином языке нет такого понятия во всей его возвышенности и поступательности. Подвиг дан тому, кто может устремляться во имя общего блага»14. Подвиг как самопожертвование есть результат самоусовершенствования сознания не только личного, но и сознания народа. В силу сердечной одаренности и природной доброжелательности русский народ не раз оказывал помощь другим народам, «причем помощь эта не была своекорыстной. Наоборот, очень часто страдающей являлась сама Россия»15. Всемирность русского даяния происходит в планетарных пределах, однако, вместо признания его заслуг, русский народ подвергался незаслужённым оскорблениям. «Малейшая кажущаяся неудача вызывала злобное гоготание и поток лжи, не считаясь с правдоподобием»16. Тем менее тысячелетняя история России показывает, как отторгала она многих вредителей и поработителей, а русский народ продолжал движение в будущее.

«Потенциал русской души велик, — писала Е.И.Рерих, — но сейчас потенциал этот в большинстве случаев глубоко захоронен. Пока что нам приходится сталкиваться с проявлениями невежества и со страшным самоедством, этим первым доказательством низкого уровня сознания, лишенного всякого синтетического вмещения»17. Среди недостатков русского характера Н.К.Рерих отмечал нерешительность, боязливость, избегание личной ответственности. «В нашей русской жизни писал Рерих, — слишком много страха. <...> Мы легко примиряемся с тем, что нам что-то не суждено. Мы боимся заглянуть вперед. Боимся обернуться назад в беспредельную, поучительную жизнь, нужную для будущего. Пора перестать бояться темноты и призраков, в ней живущих. Все-таки я верю, что Россия, неожиданная, незнаемая Россия, готова для бодрой культурной работы»18.

В творчестве Рерихов содержится мощный призыв к воспитанию в русском человеке личной ответственности. Е.И.Рерих писала: «Пока человек не поймет всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица божественного «я», вечно меняющая свои формы, и не осознает ответственности своей, и что нет никого, кто мог бы простить ему его грехи или воздать по заслугам, и что лишь сам он есть создатель причин и следствий, сеятель и жнец всего сотворенного им, до тех пор человек будет породителем и насадителем того безумия преступности и развращенности, которое грозит планете нашей страшной гибелью. Внедренная в сознание безответственность стала уже наследственной. Чтобы спасти человека от гибели, необходимо дружными усилиями светлых умов пробуждать омраченное сознание»19. Будущее России и всего человечества Рерихи связывали с формированием нового мышления. «Самой насущной задачей, — писала Е.И.Рерих, — встающей сейчас перед человечеством, является именно синтезирование духовного с материальным. Новые достижения в науке, новые исследования и нахождения законов психической энергии потребуют нового проникновения и понимания мира субъективного или мира духовного»20.

Размышляя об особенности русской культуры, Рерихи всегда отмечали единство культурного многообразия России. Задачу национального гения Е.И.Рерих видела в том, «чтобы претворить и пропустить через свое сознание достижения всех народов страны, именно, дать свой синтез этого конгломерата творческих выявлений.

Народы и страны должны научиться охранять основу своего характера, своей индивидуальности, развивая и обогащая ее всеми цветами. ...Но всякая насильственная обособленность в наш век сотрудничества и объединения — пагубна. Но не за горами и следующая ступень, когда целые страны начнут стремиться к культурному, духовному сотрудничеству и обмену, внося каждая свой цветок достижения. Вот к этой ступени зовет и готовит нас Учение Живой Этики»21.

Рерихи передали человечеству Учение Живой Этики, которое содержит синтез древних философских знаний и современных научных воззрений. Этические принципы рассматриваются в нем как основа бытия, как проявление космических законов в человеческой жизни. Живая Этика содержит практические методы духовного совершенствования, суть которых сводится к воспитанию активной самостоятельной жизненной позиции, осознанию нравственной ответственности за свою деятельность. Н.К. и Е.И. Рерихи в своем творчестве аккумулировали идеи восточной и западной культуры. Своей жизнью они доказали не только возможность культурного синтеза Запада и Востока, но и указали на неизбежность его для будущего России.

Единство во взглядах на Россию Рерихов и философов Серебряного века очевидно. Их объединяла не только самоотверженная любовь к Родине, ко всем проявлениям ее национального гения, но и глубокое чувство озабоченности будущим России. Особенность рериховского подхода к теме будущего России в том, что они создали образ Новой России и утвердили его концепцией Живой Этики, которая может и должна стать новой идеологией будущей России.

Духовный образ России. Материалы международной общественно-научной конференции 1996. М.: МЦР, 1998. С.168-174.

1 Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. С. 140.

2 Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 8.

3 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. Т. 1. С. 105.

4 Там же. С. 106.

5 Бердяев Н.А Судьба России. М, 1990. С. 73.

6 Там же. С. 80.

7 Там же. С. 79.

8 Там же. С. 80.

9 Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 32.

10 Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Новосибирск, 1991. С. 28.

11 Там же. С. 30.

12 Ильин И.А Путь к очевидности. М., 1993. С. 245.

13 Рерих Н.К. Россия. М.,1994. С. 61.

14 Там же. С. 47.

15 Там же. С. 36.

16 Там же. С. 49.

17 Рерих Е.И. Письма. Минск, 1992. Т.II. С. 281.

18 Рерих Н.К. Россия. М., 1994. С. 25.

19 Рерих Е.И. Письма. Минск, 1992. Т.II. С. 281.

20 Там же. С. 178.

21 Там же. T.I. C. 211-212.



Похожие:

Л. И. Крашкина кандидат философских наук iconФилософское наследиε григорий сковорода
Член-корреспондент ан усср в. И. Шинкарук (председатель) Доктор философских наук В. Е. Евграфов доктор философских наук В. Е. Евдокименко...
Л. И. Крашкина кандидат философских наук iconЛ. И. Крашкина кандидат философских наук, Москва категории добра и зла в книгах
Определение этих понятий зависит не только от объективного содержании происходящего в мире или имевшего место быть в прошлом, но...
Л. И. Крашкина кандидат философских наук iconЯблочко наливное
Я с н а я е в а а р т е м ь е в н а – педагог, кандидат философских наук, 33 года
Л. И. Крашкина кандидат философских наук iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Специальность 09. 00. 04 «Эстетика» Научный руководитель доктор философских наук
Работа выполнена на кафедре общественных наук Литературного института им. М. Горького
Л. И. Крашкина кандидат философских наук iconИслам и политика
Айдын Али-заде, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований нана
Л. И. Крашкина кандидат философских наук iconИрина Владимировна Бугаева, кандидат филологических наук, доцент (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), Евгений Владимирович Плисов, кандидат филологических наук, доцент (Нижегородская Духовная семинар
Александр Мякинин, кандидат богословия, доцент, проректор по учебной работе Нижегородской Духовной семинарии
Л. И. Крашкина кандидат философских наук iconКоммунистсен партийе Чаваш республика
Чебоксарского горкома кпрф, зам директора некоммерческого благотворительного фонда "Социальная инициатива XXI век", кандидат философских...
Л. И. Крашкина кандидат философских наук iconСоцис. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда
Тюгашев евгений Александрович кандидат философских наук, доцент Новосибирского государст­венного университета
Л. И. Крашкина кандидат философских наук iconЖуравлёв Игорь Константинович кандидат философских наук, доцент
Европе, которой и следует подражать. Достоевский на протяжении всего своего творчества разоблачает это ложное утверждение, наносящее...
Л. И. Крашкина кандидат философских наук iconАркаим этот город построили русские архитекторы (В. П. Путенихин) здесь наши предки получили мощный пассионарный толчок
Петрович – доктор биологических наук, председатель Республиканской общественной организации «Новый Аркаим», автор гипотезы южно-уральского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов