Н. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова icon

Н. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова



НазваниеН. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова
Дата конвертации27.10.2012
Размер69.43 Kb.
ТипДокументы
Н.В.Тютюгина

Художественный музей имени М.В.Нестерова,

Уфа
ВОПРОСЫ ЭВОЛЮЦИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ Н.К.РЕРИХА

В связи с основной темой конференции нам представляется необходимым в очередной раз обратиться к известным работам Н.К.Рериха, в которых великий художник и ученый формулирует собственную концепцию эволюции русской культуры.

Нам до сих пор приходится сталкиваться с тем, что в кругах ученых, историков, археологов, искусствоведов, этнографов, включая, конечно, исследователей, занимающихся непосредственно наследием семьи Рерихов, труды Н.К.Рериха-ученого остаются неизвестными. В лучшем случае можно найти ссылки лишь на некоторые работы Юрия Николаевича Рериха. Николай же Константинович как ученый — историк, археолог, исследователь искусства — практически долгие годы оставался вне поля зрения современной науки. А ведь он достаточно рано заявил о себе не только как художник, но и как исследователь. Более того, в результате научных изысканий им была разработана совершенно оригинальная концепция русского искусства и русской культуры в целом и развернута перспектива его дальнейшего развития. Говоря о русском искусстве, мы имеем в виду и всю русскую культуру. Дело в том, что русское искусство как часть русской культуры дает наиболее яркие и значительные примеры эволюционных процессов в сфере культуры, которые, естественно, отражают и этапы развития самой культуры. По этой причине, как нам представляется, Н.К.Рерих обращается чаще к конкретным примерам в области искусства и не только изобразительного, не говоря уж о том, что, по его мнению, искусство занимает приоритетное положение в развитии культуры. «В искусстве, в великом сердце народов, с чуткостью и прозрением отражается все!» — восклицал Н.К.Рерих.

Основные тезисы развития русского искусства были изложены Н.К.Рерихом еще в 1908 году в статье «Радость искусству», как всегда, необыкновенно поэтично, что, вероятно, является одной из причин невосприятия учеными-ортодоксами глубины научных изысканий великого художника.

Сложившись в начале века, рериховская концепция эволюции русской культуры в дальнейшем лишь подтверждала свою истинность, подкрепляясь все новыми и новыми доказательствами. Достаточно заметить, что уже в советское время на территории России были открыты памятники, существование которых предполагалось Н.К.Рерихом в 1908 году, как, например, свайные постройки на Урале (Ананьевская культура), изобразительное искусство каменного века (карельские и енисейские петроглифы, Капова пещера на Урале).

В чем же, собственно, заключается позиция Н.К.Рериха в отношении эволюции русской культуры? В статье «Радость искусству», разворачивая перспективу вглубь истории, Н.К.Рерих без ложного патриотизма утверждает процесс активного взаимодействия на территории России разнообразных культур, сформировавших, в свою очередь, ту русскую культуру, которую мы наблюдаем в 20-м столетии. Н.К.
Рерих утверждает синтетический характер русского искусства, а вслед за ним и русской культуры в целом. Им прослеживается и влияние Европы на русское искусство — «...в допетровской Руси среди драгоценностей, одежд, тканей и оружия много европейской красоты»1 и взаимодействие с Азией — «Если татары, наконец, научили князей упорству, стойкости и объединенности, то они же оставили им татарские признаки власти — шапки и пояса, и внесли в обиход Руси сокровища ковров, вышивок и всяких украшений. Не замечая, взяли татары древнейшие культуры Азии и также невольно, полные презрения ко всему побежденному, разнесли их по русской равнине»2, сотрудничество с кавказскими народами — «Из времен смутных, одиноко стоят остатки Суздаля, Владимира и сказочный храм Юрьева-Польского. Не русские руки трудились над этими храмами. Может быть, аланы Андрея Боголюбского?»3, вплелись органично в русскую культуру и скандинавские традиции — «Скандинавская стальная культура, унизанная сокровищами Византии, дала Киев...»4. Еще дальше прослеживает начала искусств на территории России Н.К.Рерих: через малоазийский культ Астарты, через шествия финно-тюркских, арийских народов обращается он к эпохе палеолита, к искусству каменного века. Концепция Н.К.Рериха, которая утверждает синтетический характер сложения русских самобытных форм, открытость русского искусства влиянию извне даже в периоды насилия и завоеваний, каковым являлось татаро-монгольское нашествие, необычайно актуальна.

Исторически объективная позиция Н.К.Рериха-ученого позволяет нам осмыслить понятие «русский человек» не с точки зрения национальности, а с точки зрения принадлежности величайшей культурной традиции. Помните, у А.Блока: «Не русский я, но россиянин...», и еще: «Да, скифы мы, да, азиаты мы...» Именно эта позиция дала право Н.К.Рериху так неординарно написать о завоевателях Руси: «О татарщине остались воспоминания только как о каких-то мрачных погромах. Забывается, что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила их богатыми дарами Китая, Тибета, всего Индостана. В блеске татарских мечей Русь вновь слушала сказку о чудесах, которые когда-то знали хитрые арабские гости Великого Пути и греки»5. Эта же позиция позволила Н.К.Рериху утверждать реальность призвания скандинавов на русский престол, согласно летописному повествованию.

Залог будущего развития русского искусства, а вместе с ним и русской культуры, видится Н.К.Рериху не в разъединении народов, а в постепенном стирании границ между национальными культурами, посредством «неонационализма», по определению исследователя. Проникая в каменный век, Н.К.Рерих прозревает будущее. «...Чувствуем, — напишет он в том же 1908 году, — что штампование жизни кончается. Национальность кончается. Условности политической экономии кончаются. Кончается толпа. Не кончается искусство. Выступает какой-то новый человек. Значит, мы подошли к векам камня»6.

В своей концепции развития русской культуры Н.К.Рерих следует принципам аналогии и спиральности эволюции. По его мнению, русское искусство приблизилось в своем развитии к эпохе, аналогичной каменному веку, но уже на ином эволюционном уровне. «Странно подумать, — пишет ученый, — что, может быть, именно заветы каменного царства стоят ближе всего к исканиям нашего времени»7.

В процессе научных изысканий Н.К.Рерих приходит к выводу, что культура на территории России формировалась аналогично тому, что наблюдается на всем Азиатском континенте, поэтому многие звенья цепи в развитии русской культуры можно восстановить, исследуя Азию.

Н.К.Рерих блестяще подтвердил эту мысль множеством примеров. Центрально-Азиатская экспедиция (1923—1928» дала уникальный материал по изучению культурных процессов происходивших и на территории России. Дневник экспедиции Н.К.Рериха изобилует аналогиями развития русской и азиатской культур. Публикация же на основе данных экспедиции небольшой работы Ю.Н.Рериха «Звериный стиль у кочевников северного Тибета» стала сочинением, по выражению Л.Н.Гумилева, «сделавшим эпоху в науке». Экспедиция подтвердила распространение от Азии до Европы и звериного стиля, и подобных наскальных изображений, и христианских изобразительных традиций, и элементов романской и древнерусской архитектуры и множество иных взаимодействий и взаимовлияний между двумя континентами, долгое время считавшимися противоположными в формировании своих культурных традиций. И именно через Россию протянул Н.К.Рерих нить связи между Азией и Европой. В этом отношении особенно важен материал, собранный индологом и последователем Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой и опубликованный в ее книге «От Алтая до Гималаев. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха» (М., 1987).

От конкретных исторических фактов, прослеживающих этапы развития русской культуры, а вслед за ней — культуры Центральной Азии, Н.К.Рерих приходит к решению глобальных философских вопросов. Поставлены они были еще тогда, в 1908 году, в уже упомянутой статье «Радость искусству». «Кроме дороги позднейших заносов и отражений, — отмечал исследователь, — у нас, как у всякого народа, есть еще один общечеловеческий путь — к древнейшему иероглифу жизни и пониманию красоты»8. Изучение процессов формирования культуры Центральной Азии окончательно утвердило Н.К.Рериха в представлении о едином источнике всех мировых культур. В дневнике экспедиции исследователь запишет: «От дальнего севера до юга одно и то же строение жизни. Удивительно!»9. Нельзя сказать, что идеи, выдвинутые Н.К.Рерихом, не были затронуты в тех или иных формах другими учеными. Здесь, прежде всего, необходимо назвать евразийское направление в этногенетических исследованиях, которые, благодаря трудам Л.Н.Гумилева, наконец-то приобретают силу в российской науке. Но дело в том, что только работы Н.К.Рериха впервые развили направление евразийства, а через него идею общности истоков эволюции человечества с точки зрения именно формирования культуры. Более того, в трудах Н.К.Рериха культуре отводится ведущая роль в эволюционных процессах на нашей планете, и русская культура занимает в них приоритетное положение. Здесь взгляды Н.К.Рериха смыкаются с целым направлением российской философии, которое возникло в начале 20 века и которое развивало так называемую «русскую идею», утверждающую особую роль России в духовном возрождении человечества. В 1935 году Н.К.Рерих писал Вс.Иванову: «Уж больно глубоко и правильно чуете Вы Россию» — и далее, буквально цитируя слова самого писателя: «Россия — полярна, Россия — мессия новых времен...»10.

Очертив границы русской культуры еще в 1908 году, Н.К.Рерих посвятил практически всю жизнь ее изучению и осмыслению ее будущего. Собрав уникальный научный материал, подтверждающий синтетический характер русской культуры, корни которой глубоко уходят как в европейский, так и в азиатский континенты, художник и ученый не претендовал на завершенность своей работы. Но и собранных им доказательств достаточно, чтобы убедиться в актуальности и верности избранного Н.К.Рерихом направления, утверждающего будущий расцвет русской культуры через осмысление народом своих истоков, которое приведет к «неонационализму» в искусстве и единению человечества не на почве условностей экономики, а на основе законов красоты и знания.

«После средневековых испытаний огнем, водой и железом, — писал Рерих, — предстоит испытание восприятием культуры, но если сила духа возносила людей против огня и железа, то та же сила вознесет их на ступени знания и красоты»11.

Духовный образ России. Материалы международной общественно-научной конференции 1996. М.: МЦР, 1998. С.285-289.

1 Рерих Н.К. Об искусстве. М.: МЦР, 1994. С. 16.

2 Рерих Н.К. Об искусстве. М.: МЦР, 1994. С. 18.

3 Там же. С. 19.

4 Там же.

5 Там же. С. 18.

6 Там же. С. 24.

7 Там же. С. 27.

8 Рерих Н.К. Об искусстве. М.: МЦР, 1994. С. 26.

9 Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Рига, 1992. С. 72.

10 Рерих Н.К. Россия. М.: МЦР, 1992. С. 33.

11 Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига, 1992. С. 92.



Похожие:

Н. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова iconСписок архитектурных памятников в стиле московского барокко церковь Покрова в Филях
Донского, Данилова, Симонова, Новоспасского и Андроникова, защищавшее Москву с юга. Монастырь закрыт в 1922 г. Сначала в нем открыли...
Н. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова iconПринято решением Совета гбоу школы №336 Невского района Санкт-Петербурга протокол №15 от 01. 11. 2011 утверждаю
Школьный музей Арктики имени Георгия Яковлевича Седова (далее по тексту – Школьный музей). Школьный музей переаттестован и ему выдан...
Н. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова iconН. В. Тютюгина искусствовед, старший научный сотрудник
Гималайские этюды Николая Константиновича Рериха уникальное явление в мировом искусстве. Ощутить их воздействие на зрителя помогли...
Н. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова iconИ. В. Цветаева Научная конференция памяти профессора Ивана Владимировича Цветаева изображение и слово в античной культуре 15 декабря 2008 москва программа
И. В. Баканова – Вступительное слово – «Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева»
Н. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова iconМузей истории Углича
Есть в городе Угличе, на одной из старых тихих улиц частный музей, расположенный в резном деревянном доме. Это Музей истории Углича...
Н. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова iconМосковский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
В 2010 году вышел первый сборник Статей об искусстве. Во второй сборник также вошли статьи (в сокращении), опубликованные ранее и...
Н. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова iconПрограмма областного семинара «Школьный музей в образовательном процессе» (18 апреля 2012 г.) 10. 00  11. 00 Регистрация участников семинара
...
Н. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова iconВыступление на открытии новой расширенной экспозиции музея имени н. К. Рериха*
Теперь можно сказать, что обещание, данное Святославу Николаевичу Рериху, когда он передавал нам наследие своих родителей, выполнено....
Н. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова iconМосковский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
Г. Рошаль справедливо обращает внимание на своеобразие Ренессанса Эйзенштейна (да и Мейерхольда) в том, что «смысл его уже был не...
Н. В. Тютюгина Художественный музей имени М. В. Нестерова iconИнформация о планируемой поездке в Санкт- петербург
Кобрино-Выра: Домик няни А. С. Пушкина Арины Родионовны и музей «Дом станционного смотрителя», обед с пирогами в трактире «у самсона...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов