Роль учения живой этики в культурной эволюции социума icon

Роль учения живой этики в культурной эволюции социума



НазваниеРоль учения живой этики в культурной эволюции социума
Дата конвертации27.10.2012
Размер144.56 Kb.
ТипЗадача

Н.Е.Самохина,


кандидат философских наук,

старший научный сотрудник МЦР

Москва

РОЛЬ УЧЕНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ В КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИУМА


Задача культурно-духовной эволюции социума представляет собой одну из самых судьбоносных задач в истории существования человечества. Мыслители и просветители всех веков и народов пытались решать эту задачу всеми доступными им способами. Самым распространенным и доступным из них стал метод непосредственного обращения к общественным массам, то есть фактически просветительская работа в общественной среде. Однако основа подобной просветительской работы была разной. Она имела прямое отношение к различным формам общественного сознания и видам мировоззрения, каждый из которых сыграл свою роль в процессе исторического развития человечества. Долгое время религиозное сознание было доминирующей формой сознания, основным мировоззрением в обществе. Однако стать подлинным (истинным) путем культурно-духовной эволюции общества в прежние века религия так и не смогла. Инквизиция и анафемы, религиозные войны, крайний догматизм и нетерпимость к инакомыслию сделали религию не столько формой просветительской работы, сколько сугубо политической, классово-ориентированной силой, ставшей частью государственного аппарата. Кроме того, как исторический вид мировоззрения религия оказалась уязвимой в догматическом, не аргументированном характере своих морально-этических положений и принципов. Если человек прежних эпох мог основывать свои представления о мире на слепой вере, то человек современной эпохи со свойственным ей научным мировоззрением не может довольствоваться недоказанными религиозными догмами и установками, сознавая к тому же, что сама церковь давно уже представляет собой не столько духовную, сколько политическую силу и организацию.

Таким образом, задача культурно-духовного просветительства в обществе может быть решена лишь при переносе ее в сферу научного, а не религиозного мировоззрения. Сила научного мировоззрения состоит в его убедительности, аргументированности его положений и выводов. Никакие идеологические предпосылки и религиозные догматы не могут сравниться по убедительности своего воздействия на общественное сознание с научно доказанными фактами. Кроме того, науку труднее сделать частью государственной идеологии именно и силу объективной наглядности ее положений и выводов. Все эти обстоятельства обусловливают приоритетную роль науки в формировании мировоззрения современного социума. Это же обстоятельство накладывает на науку особую социальную ответственность за то, насколько правомерным будет формирование в массовом сознании представления о Космосе, человеке и законах его бытия, и какой вклад внесет наука в процесс культурно-духовного развития социума.

Современная наука имеет в своей системе не только специфические, доступные ограниченному кругу специалистов области знания типа астрофизики, биохимии, квантовой механики.
В систему науки входят и такие области знаний, которые издавна были предметами самого широкого общественного интереса. Речь идет о таких социально значимых науках, как медицина, педагогика, экология, психология, культурология, социология, политология. На данных областях науки лежит особая социальная ответственность, и, следовательно, особая роль в общей проблеме культурного развития общества. Культурное и духовное возрождение социума может начаться лишь при условии, что ему будет дан мощный импульс мировоззренческого и социально-практического характера. Главной областью, из которой должен исходить этот импульс, несомненно, должны стать социально ориентированные области науки. К сожалению, до настоящего времени ни медицина, ни педагогика, ни психология и социология, не говоря уже о политологии и культурологии, не смогли кардинально изменить состояние культурного уровня общества. Виной этому было, прежде всего, господство изначально неверного, вульгарно-материалистического мировоззрения, загнавшего современную науку в тупик и ставшего тормозом в развитии не только самой науки, но и общественного мировоззрения, а следовательно, культурного уровня общественного бытия. Идеологизированная, подогнанная под пресс государственной идеологии наука не может стать истинным ориентиром в области выбора настоящих духовных ценностей. Пример вульгарно-материалистической идеологии, господствовавшей в нашей науке целую эпоху, является убедительным свидетельством того, что случается, когда истинные факты и объективные явления подменяются тенденциозными идеологическими установками.

Наука будущего, по мнению, выраженному в Живой Этике, — это наука, прежде всего, объективная, следовательно, не отрицающая непонятных ей до определенного времени явлений, а изучающая их. Таким непонятным для всей современной науки явлением была до определенного времени огромная область космического бытия — Миры Высших измерений. Если раньше эта область была прерогативой религии, то теперь миры тонких высших энергий изучаются чисто научными, экспериментальными методами.

Наша эпоха характеризуется постепенным отходом от узкоматериалистического мировоззрения и поворотом передовой части науки, а вместе с ней и наиболее просвещенной части общества к иному мировоззрению, ориентированному на изучение высшего духовного бытия Космоса и на поиск подлинных духовных ценностей. Роль науки в процессе смены общественного мировоззрения невозможно переоценить, так как в итоге научное исследование тонкоматериальных явлений и факторов бытия космической Среды неизменно сопровождается сменой общественных идеалов, влечет за собой создание принципиально иной системы духовных ценностей в обществе и в конечном итоге изменение образа жизни прогрессивной части социума. В этой связи встает проблема поиска истинных знаний о высшей духовной реальности Космоса, которые были бы способны дать импульс дальнейшему развитию науки в правильном направлении. Уникальные древние знания о природе человека и Космоса были привнесены в жизнь современного социума новым научно-мировоззренческим учением — Живой Этикой, или Агни Йогой. Принципиальное отличие Живой Этики от всех других духовно-нравственных учений состоит в научной основе ее мировоззрения. Живая Этика открывает современной науке не только целые области совершенно новых знаний о духовной, тонкоэнергетической природе человека и Космоса, — это учение содержит в себе целую программу развития науки будущего и столь же конкретную, практически ориентированную программу социального переустройства на основе нового научного мировоззрения. Представляется, что современной науке уже в ближайшем будущем предстоит оценить принципиально иной уровень научного познания, положенный в основу мировоззрения Живой Этики, В этой связи хотелось бы остановиться на основных принципах развития социально-ориентированных отраслей науки, упоминаемых в Живой Этике.

В книгах Учения немало говорится о будущей реорганизации и развитии медицины. Эта актуальнейшая для всего человечества сфера науки особо выделяется Живой Этикой еще и потому, что наглядный пример состояния здоровья человечества показывает, что происходит с обществом, нарушающим моральные законы Космоса.

Учение Живой Этики содержит основы древней медицинской науки Востока, рассматривающей человека в неразрывном единстве с Космосом. Древнее учение о связи психического и физического здоровья человека, об энергетическом потенциале его сознания и его изначальной связи с Космосом утрачено современной медициной. Именно поэтому в нашей медицине, здравоохранении и медико-просветительской работе отсутствует важнейший аспект — аспект философско-этический. По учению Живой Этики, истинная причина неуклонно увеличивающегося числа заболеваний на земном шаре состоит в низком моральном и духовном уровне человеческого сознания и мышления, представляющих собой особые виды энергии. Наука о тонкоматериальной природе человека и его невидимых тонких телах, определяющих состояние физического здоровья, практически неведома современной медицине. Между тем, отдельные врачи и физиологи еще в прошлые столетия высказывали мысли, схожие с концепцией Живой Этики. Так, выдающийся русский хирург Н.И.Пирогов был убежден в том, что у человека существует тело не только физическое, но и духовное.

В Живой Этике отдельные гениальные догадки лучших врачей мира объединены в стройное учение о тонкоматериальной природе человеческого организма и основном условии его гармоничного здорового существования, — а именно, его постоянном энергообмене с космической средой.

Медицина может решить глобальные задачи, стоящие перед ней, только тогда, когда обратится к изучению основных космических законов, имеющих ярко выраженную этическую природу, пока практически неизвестных официальной науке.

В Живой Этике неоднократно говорится о том, что основные задачи медицинской науки будущего должны состоять в изучении психической энергии, как основы жизнедеятельности индивида и социума в целом. Изучение качественного уровня психической энергии, ее воздействия на тонкоматериальную природу человека и социума даст в руки медицины будущего настоящий ключ, при помощи которого можно будет решить нерешаемые в настоящее время задачи.

Следует сказать, что современная наука вплотную приблизилась к указанным в Живой Этике путям развития медицины. Появилось большое число медицинских исследований о тонкоматериальной природе человека, микрокосмической сущности его сознания. Характерной особенностью этих работ является их ярко выраженная философская, мировоззренческая направленность. Недаром автор в свое время сенсационной работы «Жизнь после жизни» Р.Моуди являлся не только врачом, но и философом по своему образованию. В данном случае мы акцентируем внимание на теснейшей взаимосвязи между собственно медицинской и философской науками, — той связи, которая была неотъемлемой, принципиальной чертой древне-восточной медицины и которая была совершенно утрачена современной медициной. Наше время заставляет по-новому взглянуть на философские и этические категории и по-новому оценить их значение в обычной земной реальности.

Характерной особенностью медицинской науки будущего, как указывается в Живой Этике, должно стать именно сочетание практической медицинской науки с этической и философской основами, без осознания которых ни одна подлинная наука вообще невозможна, т.к. этический аспект является основой самого космического бытия. Одной из важнейших задач здравоохранения в этой связи Живая Этика называет просветительскую работу, направленную на то, чтобы донести до общественного сознания неотъемлемую связь между моральным уровнем и состоянием здоровья.

Не менее конкретно и научно обоснованно рассмотрены в Живой Этике перспективы обновления и развития педагогики, как одной из наиболее социально значимых наук. Система образования, бывшая ранее в Советском Союзе и существующая сейчас в России, по праву считается одной из сильнейших в мире. Но этого нельзя сказать о системе воспитания. Состояние современной педагогики является следствием не только многолетнего господства вульгарно-материалистической идеологии в нашем обществе. Прагматический уклон, свойственный современной цивилизации, наложил свой отпечаток на всю мировую педагогику, вследствие чего педагогическое наследие Живой Этики является актуальным для всего мира, а не только для России. Передовые педагоги и просветители всех стран мира столетия тому назад пытались преодолеть влияние ханжеской морали общества на его педагогическую систему, что вызвало создание многочисленных альтернативных и нетрадиционных педагогических школ и методик, в основу которых были положены принципы духовного, а не светского воспитания человека.

Конкретная система именно духовно-нравственного, а не только светского воспитания является непреходящей ценностью педагогического учения Живой Этики. Естественно, что духовное воспитание Живой Этики не имеет ничего общего с традиционным религиозным воспитанием, так как сама Живая Этика основана на принципиально научном, а не религиозном мировоззрении. Официальная педагогика, к сожалению, часто не видит разницы между собственно духовным и религиозным воспитанием. Во многих современных школах России школьники изучают Закон Божий практически в той форме, в какой он изучался до революции, а педагоги уверены, что традиционное религиозное воспитание способно восполнить все пробелы в области духовного воспитания. Однако еще отлученный от церкви Толстой и многие другие просветители поняли, религиозное и духовное воспитание — это не одно и то же, результатом чего явились созданные ими альтернативные педагогические системы.

Педагогическое наследие Живой Этики включает в себя два основных аспекта: во-первых, учение о духовной и психической природе человека, и во-вторых, разработанную на его основе практическую систему духовно-нравственного воспитания и образования.

Почему столь важно для педагогики учение о духовной и психической природе человека? Традиционная педагогика основывает свои знания о человеке и, в частности, ребенке, на разработанных современной психологией и социологией знаниях. Но ни психология, ни социология, как об этом говорит Живая Этика, не дают истинных знаний о природе человека, о светлых и темных ее сторонах и об их кармическом происхождении. Поэтому и методы воспитания человека, развития положительных сторон его натуры и перевоспитания отрицательных ее черт, предлагаемые современной психологией, не являются достаточно оправданными и эффективными. Сила педагогической и психологической системы Живой Этики состоит в объективном и всестороннем знании многомерной природы человека и многих конкретных аспектов ее проявления.

Некоторые течения современной науки пытаются подойти к проблеме воспитания человека с нетрадиционной стороны. Появление новых наук, таких, как, например, психогенетика, является свидетельством того, что отдельные научные круги стали обращать внимание на практически неизученный пласт древней культуры, которую сейчас принято называть эзотерической. Наследие Живой Этики тем более актуально в настоящее время, т.к. оно представляет собой научно обоснованную, аргументированную и системную концепцию природы человека и методов ее совершенствования.

Следовательно, первой и важной задачей передовой нетрадиционной педагогики должно стать освоение культурно-философского наследия Живой Этики в области психоэнергетической природы человека. Не зная психоэнергетической природы сознания, не имея представления о карме, о психической энергии, о перевоплощениях как циклах жизненного пути индивида, не владея системой астрологического анализа психологических проблем, ни педагогика, ни психология не смогут решить стоящих перед ними задач и стать опорой обществу в проблемных вопросах его бытия.

Задача культурного возрождения социума в своем конкретном практическом приложении всегда приводила к проблеме культурного и духовного воспитания будущего поколения.

С педагогикой тесно связаны еще две области социально ориентированных наук — психологии и социологии. Так же, как и педагогику, истинную психологию невозможно изучать, не имея знаний о тонкоматериальной, психоэнергетической природе человека.

Истинная природа человеческой души космична по своему происхождению, и именно неразрывная связь человеческого сознания с Космосом должна стать первостепенным предметом изучения подлинной, новой психологии. Живая Этика располагает масштабным и многоаспектным психологическим учением. Учение о психической энергии, ее качественном уровне и ее творческом потенциале, учение о карме и перевоплощении как космических предпосылках духовной эволюции индивида; учение об энергетической природе человека, о семи началах, составляющих структуру его существа, учение о природе души и энергетической сути сознания, учение о посмертном бытии сознания и об измененных состояниях сознания — это далеко не полный перечень научных проблем, всесторонне освещенных в учении Живой Этики. Среди этих интереснейших проблем наиболее актуальной является проблема путей и методов духовного самосовершенствования индивида. Культурное возрождение социума может начаться лишь тогда, когда каждый индивид задумается о своем собственном духовном совершенствовании. В наше время проблема путей и методов духовного совершенствования является предметом широкого общественного интереса, но ситуация в современном обществе и особенно в нашей стране такова, что человек, интересующийся восточными методами духовного совершенствования, может быть совершенно дезориентирован в своих поисках обилием псевдошкол и псевдоучителей самого разного толка. Крупные общественные скандалы, вызванные деятельностью религиозных сект типа Аум Синрике, Белого Братства на Украине и подобных им объединений, убедительно показывают, что происходит в обществе, в котором официальная наука не имеет критерия анализа деятельности религиозных сект и школ с точки зрения их общественной безопасности, где государство не имеет ни желания, ни средств, чтобы заниматься хоть какой-то просветительской и социально-реабилитационной деятельностью, связанной с психологическими проблемами духовного самосовершенствования. Церковь же, вместо посильной просветительской работы, широко практикуемой в западных странах, предает анафеме всех предполагаемых конкурентов в вопросах духовной сферы, при этом не делая различия между религиозными сектами типа Аум Синрике и общественно-культурными организациями, примером которых являются Рериховские общества. Представляется, что подлинное развитие психологической науки должно заключаться не в спонтанном использовании отдельных элементов духовной практики Востока, типа аутотренинга, голотропного дыхания и т.п., а в принципиально новом подходе психологии вообще. Новый подход должен заключаться, прежде всего, в переосмыслении социального назначения самой психологии и ее роли в процессе духовной и культурной эволюции социума. Понимание социальной значимости психологии должно привести к освоению научно-культурного наследия Живой Этики в этой области и к созданию научно обоснованных служб социально-психологической реабилитации, не говоря уже о культурно-духовных центрах, ведущих просветительскую работу в вопросах духовного самосовершенствования.

С проблемой культурного возрождения социума тесно связана и еще одна отрасль науки — культурология. Не имея возможности осветить эту тему подробно, хотелось бы подчеркнуть один особенно важный социальный аспект, связанный с принципиальными различиями между подлинной культурой духа и так называемой массовой культурой, которая навязывается обществу современными средствами массовой информации. В печати уже неоднократно высказывались мысли о том, что современная массовая культура подобна настоящей психологической войне против общественного сознания. В последние годы все особенности массовой культуры Запада в виде культов насилия, агрессии, порнографии — все это обрушилось на Россию и СНГ. Социально-психологические последствия подобной поп-культуры могут быть сравнимы с настоящей психологической диверсией против современного общества. Особенно примечателен тот факт, что разлагающему воздействию подобной массовой культуры подвергается прежде всего сознание детей.

Культурологическая концепция Живой Этики содержит в себе ряд научно аргументированных выводов о качественном воздействии произведений искусства на человеческое сознание и об их роли в его морально-духовной эволюции или деградации. Изучение психологии творчества и философии культуры, изложенных в Живой Этике, могут привести современное общество к весьма неожиданным для него, но как нельзя более актуальным выводам относительно роли и значения искусства и культуры в области психологического и психического здоровья социума.

Наконец, одной из самых актуальных сейчас в России социально ориентированных наук стала политология.

Политология Живой Этики, естественно, имеет мало сходства с традиционной политологией. В Живой Этике эта наука имеет глобальный характер, связанный прежде всего с проблемой духовной эволюции человечества. Вопрос войны и мира имеет в Живой Этике особую трактовку. Агни Йога рассматривает последствия войны не только с точки зрения их земных, видимых следствий. В книгах Учения неоднократно говорится о том, что политическая ситуация в отдельных регионах во многом определяет экологическую ситуацию на земном шаре в целом. Любой район военного конфликта становится зоной энергетического дисбаланса, настоящей воронкой отрицательной психоэнергетики, нарушающей энергетическое равновесие природных стихий и в конечном итоге вызывающей различные природные катаклизмы. С точки зрения Живой Этики, основная причина глобального экологического кризиса, происходящего сейчас на планете, заключается даже не столько в исчерпанности природных ресурсов и загрязнении окружающей среды, сколько в психоэнергетическом отравлении ауры планеты. Именно последнее обстоятельство является в настоящее время наиболее опасным фактором, реально угрожающим человечеству глобальным катаклизмом.

Непредвиденную роль могут играть в данном случае не только непосредственные военные конфликты, но и практикуемые рядом стран военные испытания, особенно испытания ядерного оружия.

В Живой Этике говорится о том, что применение ядерного оружия даже в испытательных целях разрушает слои астрального плана, лишая планету ее естественной защитной сети. Через образовавшиеся проломы астрального плана на землю устремляются негативные тонкоматериальные образования параллельного мира. Все это оказывает на предельно хрупкое экологическое равновесие на планете самое пагубное воздействие. Еще большую социальную опасность несут в себе попытки создания и применения психотропного оружия — проблема, которая реально существует, но которая официально нигде не обсуждается.

Современные политики не имеют представления о тонкоэнергетических следствиях производимых ими действий. Не задумываются они и о своей персональной кармической ответственности за санкционируемые ими мероприятия. Задача исследователей Живой Этики в области политологии состоит в том, чтобы раскрыть тонкоэнергетический аспект политологической науки и политики как таковой, и более того — сделать тот аспект доступным общественному сознанию.

В заключение хотелось бы кратко остановиться на роли рериховского движения в вопросе изучения Живой Этики и культурно-просветительской работы в этой области. Естественно, что любая серьезная наука должна быть объектом внимания прежде всего профессиональных ученых. Попытки пропагандировать идеи Живой Этики в научной области без соответствующего академического уровня приведут лишь к профанации Учения и дискредитации его идей. Это ставит перед рериховским движением проблему изучения Живой Этики на более серьезных основах. Разумеется, все это не означает, что абсолютно все формы работы рериховского движения должны быть максимально приближены к науке — рериховское движение имеет в основе своей общественно-культурную, а не научную направленность. И тем не менее изучение научных основ Живой Этики и ведение общественно-культурной работы именно с позиций нового научного мировоззрения является наиболее актуальной задачей рериховского движения, так как в конечном итоге именно эта задача способна помочь осуществлению глобальной цели, которой служит учение Живой Этики — цели духовной эволюции всего социума.

Защитим Культуру. Материалы международной общественно-научной конференции 1995. М.: МЦР, 1996. С. 95-105.



Похожие:

Роль учения живой этики в культурной эволюции социума iconМеждународная научная конференция 2003 года о новом космическом мышлении
Живой Этики. Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять космическую всеобъемлемостъ Учения,...
Роль учения живой этики в культурной эволюции социума iconИстория одной диссертации*
Учения Живой Этики. Передаю диссертацию в дар Международному Центру Рерихов. Желаю высокого полета мысли ученым, посвятившим жизнь...
Роль учения живой этики в культурной эволюции социума iconИнформология и идеи живой этики
Эти учения провозглашали существование некой высшей организации, благодаря которой планета Земля, человеческое общество, а также...
Роль учения живой этики в культурной эволюции социума iconДоклад сделан на семинаре «Моделирование популяционных процессов»
Предлагается гипотеза, рассматривающая эволюции живой природы с точки зрения гармонизации планетарного окислительно-восстановительного...
Роль учения живой этики в культурной эволюции социума iconРитм и гармония: идеи учения живой этики и современная научная картина мира
Именно критерии красоты и гармонии доминировали в доньютоновой науке, начиная с Пифагора и кончая Кеплером, что позволило, обходясь...
Роль учения живой этики в культурной эволюции социума iconI. экономика домашнего хозяйства и окружающего социума концепции экономики домашнего хозяйства и окружающего социума
Первые экономические учения, возникшие в аграрной экономике в рамках «домостроевской» традиции, рассматривали вопросы экономики домашнего...
Роль учения живой этики в культурной эволюции социума iconО. В. Кудряшова
Вселенной неразрывно связаны друг с другом. Идея единства пространства Вселенной всесторонне развита в Живой Этике. Кроме этого,...
Роль учения живой этики в культурной эволюции социума iconМатериалы Международных научно-общественных конференций
Космическая эволюция человечества в свете энергетического мировоззрения Живой Этики
Роль учения живой этики в культурной эволюции социума iconРазработка «стратегического пакета» документов организации
Организацию, ведущую бизнес, как открытую социальную систему, которая борется за обладание ресурсами в экономической, социальной...
Роль учения живой этики в культурной эволюции социума iconЕ. В. Волков белое движение в культурной памяти советского общества: эволюция «образа врага» в игровом кино
Исследования в области коллективной памяти актуальны с той точки зрения, что позволяют подойти к объяснению перемен в общественном...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы