Работы icon

Работы



НазваниеРаботы
Дата конвертации28.10.2012
Размер115.96 Kb.
ТипДокументы
1. /blank_zadaniya.doc
2. /otchet.doc
3. /text_program.doc
4. /zametki.txt
Инструкция по эксплуатации. Заключение. Список использованных источников
Работы
Текст программы dmatr 2 на языке Pascal: Program Dmatr win

Министерство образования Российской Федерации


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)


Кафедра радиоэлектронных технологий и

экологического мониторинга (РЭТЭМ)


О Т Ч Е Т


по ознакомительной практике


Студент гр. 232-5

_______Кравченко К. В.

«____» _________ 2003 г.


Руководитель

Заведующий каф. РЭТЭМ________ Смирнов Г.В.

«____» _________ 2003 г.


2003


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

(ТУСУР)

Кафедра радиоэлектронных технологий и экологического мониторинга (РЭТЭМ)


ЗАДАНИЕ


на летнюю ознакомительно-вычислительную практику


Студенту_____________________________________________ группы____________

Дата выдачи задания______________________________________________________

Дата сдачи законченной работы____________________________________________

1.ТЕМА РАБОТЫ _______________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


2.ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ_________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


3.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ (АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ)

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


4.РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ:

  • Титульный лист. Реферат. Задание. Содержание.

  • Введение.

  • Физическая и/или математическая формулировка задачи.

  • Описание метода решения.

  • Схема алгоритма программы.
    Описание входных и выходных переменных.

  • Тестирование программы и анализ результатов контрольного примера.

  • Инструкция по эксплуатации.

  • Заключение.

  • Список использованных источников.

  • Приложения: Распечатка исходных текстов программы и контрольных примеров.



Задание выдал руководитель ______________________________________________


Задание принял к исполнению студент ______________________________________


Содержание


1. Введение……………………………………………………………………… 4

2. Математическая формулировка задачи …………………………………… 4

3. Язык программирования и его краткое описание………………………… 7

4. Схема алгоритма программы. И его описание ………………….……..….. 8

5. Инструкция по эксплуатации……………………………………………….. 10

6. Заключение …………………………………………………………………... 12

Список использованных источников.

Приложения: Распечатка исходных текстов программы и контрольных примеров.



  1. Введение


Как мы уже давно заметили, компьютер становится одним из главных источников информации для нас. Большинство организаций всего мира используют компьютеры в своей работе, сопоставляя в них различное программное обеспечение, направленное на конкретно поставленные задачи. Таких программ насчитывается очень много: для работы с текстом, с числовыми значениями, с таблицами и данными, с графикой, с музыкой, программы для работы во всемирной глобальной сети Internet и т.д. И нам как будущим инженерам следует изучать как уже существующее программное обеспечение, так и изучать методы и способы создания своих программ для облегчения работы по вычислениям каких-либо сложных математических операций, что повысит производительность труда.

В данной работе представлен пример применения компьютера для вычисления некоторых простых действий над матрицами, таких как умножение двух квадратных матриц размером: три строки на три столбца и двух согласованных матриц размерами три строки и три столбца на три строки и один столбец. Так же можно посчитать определители матриц размерами три строки на три столбца и четыре строки на четыре столбца.

Ели использовать традиционные методы подсчета, используя специальные методы вычисления для каждого из действий, не прибегая к вычислительной технике, то потребуется довольно много времени, т.к. вычисления не столько сложны, сколько громоздки.

Данная программа намного ускорит эти вычисления, т.к. требуется только ввести значения элементов матриц и выбрать нужное действие над ними и она сама все подсчитает и выведет подробный результат своих вычислений.


  1. Математическая формулировка задачи.


В данной программе реализованы два действия над матрицами, такие как умножение матриц и отыскание определителя матриц. Существуют так же и другие действия над матрицами, но они более простые и было решено не включать их в данную программу.

Рассмотрим основные математические понятия и описания методов решения, применяемых в данной программе.


Основные понятия:

Матрицей называется прямоугольная таблица чисел, содержащая m строк одинаковой длины (или n столбцов одинаковой длины). Матрица записывается в виде:



или сокращенно, А = (а ij), где i = 1,2, … m – номер строки, j = 1,2, … n – номер столбца.

Матрицу А называют матрицей размером m x n и пишут А m x n. Числа аij, составляющие матрицу, называются её элементами. Элементы, стоящие на диагонали, идущей из верхнего угла, образуют главную диагональ.

Матрицы равны между собой, если равны все соответствующие элементы этих матриц, т.е.

А = В, если аij = bij , где I = 1,2, … m , j = 1,2, … n .


Матрица, у которой число строк равно числу столбцов, называется квадратной. Квадратную матрицу размера n x n называют матрицей n - го порядка.


Действия над матрицами.


Произведение матриц:


Операция умножения двух матриц вводится только для случая, когда число столбцов первой матрицы равно числу строк второй матрицы.

Произведением матрицы А m x n = (аij ) на матрицу B b x p = (bij ) называется матрица С m x p = ( cik ) такая, что


cik = аi1 * bi1 + аi2 * bi2 + … + аin * bnk , где i = 1,2, … m , k = 1,2, … p,


т.е. элемент i – й строки и k – го столбца матрицы произведения С равен сумме произведения элементов i – строки матрицы А на соответствующие элементы k – столбца матрицы В.

Получение элемента cik схематично изображается так:



Пример:


Определители.


Квадратной матрице А порядка n можно сопоставить число det A ( или |A| ), называемое ее определителем, следующим образом:

  1. n = 1. A = (a1); det A = a1.

  2. n = 2.

  3. n = 3.



Определитель матрицы А также называется её декрементом. Правило вычисления декремента для матрицы порядка N является довольно сложным для восприятия и применения. Однако известны методы, позволяющие реализовать вычисление определителей высоких порядков на основе определителей низших порядков. Один из методов основан на свойстве разложения определителя по элементам некоторого ряда, где определитель равен сумме произведений элементов некоторого ряда на соответствующие им алгебраические дополнения:





При вычислении определителя 3 – го порядка удобно пользоваться правилом треугольников (или Саррюса), которое символически можно записать так:




Все эти приведенные методы использованы в данной программе.

Из выше сказанного можно заметить, что данная программа сильно облегчит и ускорит работу с матрицами.


  1. Язык программирования и его краткое описание.


Данная программа была написана с использованием системы программирования Турбо Паскаль 7.0.

Система программирования Турбо Паскаль, разработанная американской корпорацией Borland, остается одной из самых популярных систем программирования в мире. Этому способствует, с одной стороны, простота лежащая в её основе языка программирования Паскаль, а с другой – труд и талант сотрудников Borland во главе с идеологом и создателем Турбо Паскаля Андерсом Хейлсбергом, приложивших немало усилий к её совершенствованию. Придуманный швейцарским ученым Никласом Виртом как средство для обучения студентов программированию, язык Паскаль стараниями А. Хейлсберга превратился в мощную современную профессиональную систему программирования, которой по плечу любые задачи от создания простых программ, до разработки сложнейших реляционных систем управления базами данных. Появление Windows и инструментальных средств Borland Pascal with Objects и Delphi для разработки программ в среде Windows лишний раз показало, какие поистине неисчерпаемые возможности таит он в себе: и Borland Pascal, и используемый в Delphi язык Object Pascal основанный на Турбо Паскале и развивают его идеи.

Система программирования Турбо Паскаль представляет собой единство двух в известной степени самостоятельных начал: компилятора с языка программирования Паскаль (язык назван в честь выдающегося французского математика и философа Блеза Паскаля (1623 – 1662)) и некоторой инструментальной программной оболочки, способствующей повышению эффективности создания программ.

Среда Турбо Паскаля – это первое, с чем сталкивается любой программист, приступающий к практической работе с системой.


  1. Схема алгоритма программы. И его описание.


Данная программа работает следующим образом: при запуске выводится окно, содержащее приветствие и меню выбора действия которое будет выполнять программа – это окно называется главным меню. Следует выбрать нужную операцию и нажать клавишу “Enter”. Программа запросит ввести числовые элементы матрицы по строкам и, нажав “Enter” после набора последнего значения элемента, программа произведет расчет и выведет результат на экран, после чего она будет ждать нажатия клавиши “Enter” для того чтобы вернуться в главное меню.

Программа основана на использовании условного оператора – If. Этот оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор – это средство ветвления вычислительного процесса.

В начале работы программа ждет ввода номера действия, это значения от 0 до 4, после чего оно присваивается одной из переменных. Операторы If проверяют эту переменную на соответствие своего значения номера действия, и если для какого-либо оператора оно соответствует установленному при программировании, то выполняется это действие, описанное под этим условием. После чего с помощью оператора перехода “Goto” переходит на начало программы в главное меню. Действие оператора “Goto” состоит в передачи управления соответствующему меченому оператору. В данном случае оператору “clrscr”, который входит в модуль “crt” и служит для очистки экрана от ранее выведенных данных.

Алгоритм работы программы:

Рис. 1

Описание условных элементов структуры программы представленной на рис. 1:

  • Запуск – после запуска исполняемого файла программы происходит подключение модуля WinCRT и инициализация типов всех переменных.

  • Ввод номера действия от 0 до 4 – происходит очистка экрана, и вывод текста главного меню, после чего программа ждёт ввод номера нужного действия, которое необходимо выполнить.

  • IF если константа больше 0 или меньше – здесь проверяется соответствие введенного номера интервалу от 0 до 4. И если введенное число не соответствует этому интервалу, то через оператор “Goto” программа переходит обратно на “ Ввод номера действия от 0 до 4”.

  • IF если константа равна 0 – если введенный номер действия равен 0, то программа завершает свою работу, т.е. это команда “Выход”.

Если номер введенного действия прошел все проверки на правильность и на соответствие команде “Выход”, он поступает на серию ветвлений вычислительного процесса.

  • IF 1 – если константа введенного действия равна 1, то выполняется действие:

    • Подсчет определителя матрицы 3 на 3 - данное действие работает следующим образом: происходит запрос на ввод числовых значений элементов матрицы, после чего происходит подсчет по правилу треугольника описанного в разделе 2 и при получении результата, он выводится на экран и программа ждет нажатия клавиши “Enter” для перехода в главное меню.

  • IF 2 – если константа введённого действия равна 2, то выполняется действие:

    • Подсчет определителя матрицы размером 4 на 4 - данное действие работает следующим образом: происходит запрос на ввод числовых значений элементов матрицы, после чего происходит подсчет по правилу, приведенному в разделе 2, и при получении результата, он выводится на экран. Программа ждет нажатия клавиши “Enter” для перехода в главное меню.

  • IF 3 - если константа введённого действия равна 3, то выполняется действие:

    • Умножение двух матриц размером 3 на 3 друг на друга - данное действие работает следующим образом: происходит запрос на ввод числовых значений элементов матрицы, после чего происходит подсчет по правилу, приведенному в разделе 2, и при получении результата, он выводится на экран. Программа ждет нажатия клавиши “Enter” для перехода в главное меню.

  • IF 4 - если константа введённого действия равна 4, то выполняется действие:

    • Умножение двух матриц размером 3x3 на матрицу 3х1 - данное действие работает следующим образом: происходит запрос на ввод числовых значений элементов матрицы, после чего происходит подсчет по правилу, приведенному в разделе 2, и при получении результата, он выводится на экран. Программа ждет нажатия клавиши “Enter” для перехода в главное меню.




  1. Инструкция по эксплуатации.


Для запуска программы нужно запустить исполняемый файл с именем Dmatr.exe. После чего появится главное меню программы, где следует ввести номер действия. Это цифры, от 0 до 4 которые обозначают:

1. Определитель матрицы размером 3 на 3;

2. Определитель матрицы размером 4 на 4;

3. Умножение двух матриц размером 3 на 3;

4. Умножение двух матриц размерами 3х3 на матрицу 3х1;

0. Выход;

Затем после выбранного действия программа запросит ввести числовые значения элементов матрицы, для которых есть правила:

Основные правила ввода величин:

- в данной программе нельзя вводить никаких буквенных символах, т.к. это приведет к нарушению в работе программы и сбоях.

- при вводе числовых значений нужно учитывать, что число выводимых значений результата ограничен, следующими рамками: восемь знаков до запятой и два после неё.

После ввода всех величин программа произведет подсчет и выведет все результаты на экран. Для того чтобы вернуться в главное меню нужно нажать “Enter”.


На этом заканчивается описание программы для вычисления различных действий над матрицами сделанной для летней ознакомительно-вычислительной практики.



  1. Заключение.


В результате проделанной практической работы я получил основные навыки программирования на языке Паскаль и ознакомился с основными принципами создания программ на языке Паскаль.

Эти начальные навыки в будущем, как инженеру, пригодятся. Несомненно, потребуются более обширные знания, но с учётом уже полученных знаний, приобрести их будет намного проще.


Литература.

1. Письменный Д.Т. "Конспект лекций по высшей математике". 1 часть. - 2-е изд., испр. - М.: Айсрис-пресс, 2003. - 288 с.: ил.

- Язык программырования.

2. Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0 Начальный курс. Учебное пособие. - М.: <<Нолидж>>, 1999. - 616 с., ил.



Похожие:

Работы iconДокументы
1. /НАУЧНЫЕ РАБОТЫ/Активная гражданская позиция как ключевое звено в формировании гражданского...
Работы iconЦиклограмма работы заместителя директора по научно-методической работе
Собеседование с учителями, планирование и проведени открытых уроков, коррекция плана методической работы и работы по реализации темы...
Работы iconДиректор умц в. Л. Губанова
Школа молодого библиотекаря: Теоретические знания технологии работы библиотекаря. Ведение документации, план работы, формы и методы...
Работы iconТема: «Корректировка и утверждение плана работы мо»
Постановили: План воспитательной работы отражает основное содержание и направление воспитательной деятельности, отвечает педагогическим...
Работы iconКоллективный способ обучения на уроках биологии
У них вырабатываются навыки совместной работы. Но какие бы разнообразные варианты работы в парах учитель не использовал, такая форма...
Работы iconПлан проведения планового внутришкольного контроля учебно-воспитательной деятельности
Тематическое планирование. Планы работы мо. План воспитательной работы класса и школы. План работы библиотеки
Работы iconКаверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты
Результаты проверки позволяют учителю корректировать время на изучение отдельных вопросов программы, совершенствовать формы и методы...
Работы iconПрайс лист
Важно отметить, что на протяжении всей работы я буду постоянно информировать Вас по е-мэйл, о ходе выполняемой работы, отправляя...
Работы iconРгппу теория социальной работы
Тема Теория социальной работы как учебная дисциплина; научные основы социальной работы
Работы iconМоу нижнепоповская оош
Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Предметная неделя по математике является комплексной...
Работы iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по информатике и икт отводится 2 часа (120 минут)
Экзаменационная работа состоит из 3 частей, включающих 23 задания. К выполнению части 3 учащийся переходит, сдав бланк с выполненными...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы