Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов icon

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов



НазваниеУчебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов
страница1/7
Дата конвертации30.09.2012
Размер1.2 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7




РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ГОЛОСА







Файл скачан с сайта Aperock.ucoz.ru

Книги о музыке и рок- музыкантах

Л.Б. Рудин

основы

ГОЛОСОВЕДЕНИЯ

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов

Издательский отдел Российской общественной академии голоса

Рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Актёрское искусство»

Москва—2009


УДК 616.2*372.016:78 ББК 56.8*85.31 Р832

Рецензенты:

М.С. Агин, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, председатель вокально-методической секции Российской общественной академии голоса, ответ­ственный секретарь Совета по вокальному искусству при Министерстве культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор кафедры сольного пения РАМ им. Гнесиных;

  1. M. Бруссер, почётный работник образования г. Москвы, председатель профессионально-ре­чевой секции Российской общественной академии голоса, кандидат педагогических наук, и.о. про­фессора кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина;

  2. П. Морозов, лауреат всероссийской национальной премии «За изучение голоса», почётный член Президиума Российской общественной академии голоса, академик Международной академии творчества, член Совета по вокальному искусству при Министерстве культуры РФ, главный науч­ный сотрудник института психологии РАН и Научно-учебного центра музыкально-компьютерных технологий Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктор биологиче­ских наук, профессор;

М.Б. Сидорова, заслуженный работник культуры РФ, член Президиума Российской обще­ственной академии голоса, профессор РАН (отдел теоретических проблем) по специальности «Тео­ретическое музыковедение», заведующая вокальным отделением института музыки и кафедрой теории музыки Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат педа­гогических наук;

Ю.Б. Степанова, член Президиума Российской общественной академии голоса, руководитель отдела патофизиологии голоса и речи Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, доктор медицинских наук, и.о. профессора кафедры высоких технологий в оториноларингологии и лого- патологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Рудин Л.Б.

Р832 Основы голосоведения. - М.: Граница, 2009. - 104 с.
ISBN 978-5-9933-0046-7

В данном учебном пособии представлены базисные сведения о голосе челове­ка (понятие о голосе как функции организма; анатомии и физиологии органов голосообразования; научные основы вокальной и речевой педагогики). Особое внимание уделено гигиене голоса и профилактике острых респираторных забо­леваний, в том числе закаливанию. Весь материал изложен языком, доступным для понимания неподготовленному контингенту, что очень важно для обучения будущих вокалистов, актёров, дирижёров. Употребляемая общепринятая тер­минология даётся с определениями и разъяснениями.


ISBN 978-5-9933-0046-7
Автор пособия — президент Российской общественной академии голоса, председатель Всероссийской коллегии фониатров и фонопедов, кандидат меди­цинских наук, и.о. доцента кафедры оперной подготовки МГУКИ, ведущий научный сотрудник Научно-клинического центра оториноларингологии Феде­рального медико-биологического агентства России Лев Борисович Рудин.

©Рудин Л.Б., 2009

© Российская общественная академия голоса, 2009 © Издательская группа «Граница», 2009


СОДЕРЖАНИЕ

Файл скачан с сайта Aperock.ucoz.ru 2

Книги о музыке и рок- музыкантах 2

основы 2

ГОЛОСОВЕДЕНИЯ 2

РАЗДЕЛ I

ПРЕДИСЛОВИЕ





Современные условия труда лиц вокальных и речевых профессий диктуют жёсткие требования к здоровью и выполнению своих обязан­ностей, в связи с чем на первый план выступают охранительно-профи­лактические мероприятия. Гигиена голоса составляет основу профи­лактики нарушений голосовой функции. Вокальная и речевая педаго­гика неразрывно связана с охранительными принципами по отноше­нию к голосовому аппарату, а их понимание, в свою очередь, невоз­можно без знаний анатомии и физиологии органов голосообразования.

Выпускники актёрских, вокальных и дирижёрско-хоровых факультетов по окончанию вуза получают квалификацию преподава­теля. Многие из молодых специалистов сами уже будут нести своим ученикам знания, без которых и их обучение, и дальнейшая творче­ская жизнь могут оказаться затруднительными. Однако в настоящее время отмечается громадный недостаток научных теоретических зна­ний у специалистов, утеряно терминологическое единство. Связано это с отсутствием во многих вузах соответствующего предмета в учеб­ном плане. Другие ограничиваются преподаванием основ гигиены голоса (а так же охраны голоса и основ фониатрии).

На основании п. 15 Резолюции Первого междисциплинарного конгресса «ГОЛОС» (Москва, 29-30 ноября 2007 года) рекомендовано вводить обязательные курсы по физиологии и гигиене голоса для сту- дентов-вокалистов, актёров и др., внося их в учебные планы творче­ских вузов страны, что является неотъемлемой частью по подготовке высококвалифицированных кадров. По решению участников II Кон­гресса Российской общественной академии голоса от 15 мая 2009 года учебным заведениям, ведущим обучение по вокальному и актёрскому искусствам, рекомендовано включать в учебные планы курс «Основы голосоведения», заменяя им такие дисциплины, как «Гигиена голо­са», «Охрана голоса», «Основы фониатрии». С целью достижения высокого образовательного уровня, данная базовая дисциплина о голосе формирует у студентов научные представления о голосовом аппарате (его анатомо-функциональной организации, физиологии, акустики, патологии), даёт на их основе подробные знания о профи­лактике расстройств голосовой функции.

Данное учебное пособие рассчитано для изучения предмета «Осно­вы голосоведения», а также «Охрана голоса» или «Гигиена голоса» основной образовательной программы по специальностям 051000 — «Вокальное искусство» и 070201 — «Актёрское искусство», 0503 — «Хоровое дирижирование».

^ ГОЛОСОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ГОЛОС КАК ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗМА

Как ни парадоксально звучит, но до настоящего времени в науке не существовало направления, которое бы занималось изу­чением такого уникального феномена, как человеческий голос. Каждая из наук, тем или иным образом связанная с ним, подроб­но изучает лишь определённые круг проблем. Так происходило много лет, пока специалисты различных специальностей стали разными терминами называть одни и те же явления, или один и тот же термин каждый понимал по своему. Обозначился рост заболеваемости голосового аппарата вследствии применения необоснованных и неприемлемых методов его педагогической обработки, профилактика голосовых расстройств стала лишь воспоминанием со страниц букинистической литературы.

Оценив ситуацию, инициативная группа специалистов в области голоса выступила с предложением о созыве Первого междисциплинарного конгресса «ГОЛОС», который состоялся 29-30 ноября 2007 года в Москве. На нём было принято реше­ние о создании Общероссийской общественной организации специалистов в области голоса — Российской общественной академии голоса. Данный конгресс положил начало новому этапу развития науки и практики в области голоса в России. По праву этот этап мы связываем с такими именами, как Миха­ил Суренович Агин, Анна Марковна Бруссер, Николай Аркадьевич Дайхес, Тамара Григорьевна Милоченко, Влади­мир Петрович Морозов, Ольга Святославна Орлова, Мария Петровна Оссовская, Светлана Георгиевна Романенко, Лев Борисович Рудин, Маргарита Борисовна Сидорова, Юлия Евгеньевна Степанова, Леонид Андреевич Тринос.

Голос человека является уникальным природным феноме­ном, который до конца не изучен. Голосом с различных пози­ций занимаются многие науки. Однако ни одна из них не фор­мирует целостного представления об этой функции организ­ма. Все они ограничиваются лишь определённым спектром проблем, затрагиваемым той или иной областью знаний. Так, например, лингвистика (языкознание, языковедение) — наука, изучающая языки, наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях; логопедия — раздел дефектологии, зани­мающийся недостатками речи и их исправлением; психолин­гвистика — дисциплина, которая находится на стыке психо­логии и лингвистики и изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания; фонетика — это раздел языкознания, изучающий звуки речи (в отличие от фонологии, фонетика изучает физический аспект речи: артикуляцию, акустиче­ские свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептив­ная фонетика); фонология — раздел лингвистики, изучаю­щий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе (основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — проти­вопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупно­сти фонологическую систему языка); фониатрия — раздел оториноларингологии, изучающий причины нарушений голо­са и разрабатывающий методы их лечения; гигиена голоса — раздел фониатрии о профилактике заболеваний голосового аппарата и продлении профессионального долголетия лиц вокальных и речевых профессий; вокальная методика — наука, занимающаяся проблемами техники пения, развитием художественно-эстетической составляющей вокального исполнения, формированием личности исполнителя в профес­сиональном аспекте; техника речи — система приёмов для улучшения качеств звучащей речи и т.д.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что все эти направления основываются на трёх базисных составляющих: анатомии органов голосообразования, их физиологии и гиги­ены. Так постановка голоса не может осуществляться без точ­ного понимания педагогом происходящих при этом процес­сов, а постановка диагноза врачом-отоларингологом, фониат- ром и дальнейшее лечение не будут компетентными без ком­плекса междисциплинарных знаний, которые зачастую помо­гают избежать ошибок и дать пациенту исчерпывающие реко­мендации.

Отсутствие единой базовой науки ведёт к значительному дефициту знаний у педагогических кадров в вопросах анато­мии, физиологии, причин возникновения патологии голосово­го аппарата, гигиены голоса, сохранения профессионального долголетия лиц вокально-речевых профессий. В большом про­центе случаев представления о фонации лишены научности, системности, носят обывательский, стереотипичный характер, основаны на личных субъективных ощущениях. Многие вра- чи-фониатры в недостаточной мере владеют знаниями о физио­логии фонации, научных основах вокальной и речевой педаго­гики, что часто приводит к лечебно-диагностическим ошиб­кам, иногда недопустимым.

Как показывает практика, изучение студентами творческих вузов, вокальными или речевыми педагогами физиологии фона­ции в объёме, предлагаемом медицинской литературой, пред­ставляется задачей не из лёгких. Большой объём информации, изобилующий медицинской терминологией, не может быть осмыслен человеком без специальной подготовки. Так же и врачу сложно сориентироваться в основах вокальной или рече­вой методики. Эти причины, отсутствие адаптированной лите­ратуры, а так же низкий уровень самосознания необходимости освоения междисциплинарных знаний привели к той критиче­ской ситуации, которая имеет место в настоящее время в сфере диагностики и лечения патологии голосового аппарата, профес­сионального вокального и речевого образования, профессио­нальной деятельности лиц вокальных и речевых профессий.




На основании изложенного следует считать целесообразным обоснование и внедрение в практику науки, дающей общие, междисциплинарные, понятные для всех специалистов знания о голосе. Для её обозначения автором предложен и обоснован термин голосов ёдение.


Голосоведение — это наука о голосе человека.

Она включает в себя следующие разделы: анатомо-функцио- нальная организация голосового аппарата; физиология и аку­стические основы фонации; методы исследования голосового аппарата; голос как средство коммуникации; анатомо-функ- циональные особенности голосового аппарата детей и подро­стков; генетика голоса; певческий и речевой голос; классифи­кация голосов, в том числе детских; гигиена голоса лиц вокаль­но-речевых профессий; гигиена голоса детей и подростков; понятие о патологии голосового аппарата, в том числе профес­сиональной на основании нормативных актов Минздравсоцра- звития; понятие о коррекционной педагогике; сущность и основные принципы вокальной методики; сущность и основ­ные принципы техники речи, сценической речи, технологии устной речи; понятие о вокальной одарённости; основы психо­логии творческого процесса.

Каждый из этих разделов должен быть доступен для пони­мания специалистам различных областей, но содержать в себе объём информации, достаточный для формирования научных представлений о голосовом аппарате. Обязательным является употребление специфических терминов, однако их трактовка (объяснение) должна быть адаптирована к широкому кругу специалистов. Это является принципиальным условием для устранения той «терминологической катастрофы», которая имеет место в настоящее время в сфере голоса. Терминологиче­ское единство должно стать профессиональной этической нор­мой и показателем профессионального уровня специалистов, работающих с голосом вне зависимости от направления этой деятельности.

Вышеописанные разделы должны нести в себе следующий объём информации.

1. Актуальность изучения основ голосоведения. Научные знания о голосовом аппарате как показатель уровня подготов­ки будущего специалиста в области голоса. Её цели и задачи. Принцип междисциплинарной интеграции специалистов по голосу. Голосовая функция в свете учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Речь как средство коммуника­ции. Понятие о второй сигнальной системе. Причины расстрой­ства коммуникации. Пение и речь. Классификация лиц вокально-речевых профессий. Классификация взрослых и дет­ских певческих голосов. Примеры оперных партий для каждо­го типа голоса.

  1. Принципы анатомо-функциональной организации голо­сового аппарата: генераторного, энергетического, резонаторно- артикуляционного отделов. Понятие об анатомии и функциях гортани. Фонационное дыхание в профессиональной речи и пении, его отличия от физиологического акта дыхания. Поня­тие о резонаторе и резонансе. Система резонаторов человека, формирование тембра. Значение резонанса в голосообразова- нии. Анатомо-функциональная уникальность полости рта.

  2. Основы физиологии фонации, основы акустики. Миоэла- стическая, мукоондуляторная и нейрохронаксическая теории голосообразования. Распространение звуковых волн в организ­ме человека. Значение ларингостробоскопического метода исследования для определения функционального состояния голосовых складок. Влияние центральной нервной системы на процесс голосообразования. Элементарная схема голосообразо­вания. Головной и грудной регистры, особенности фонации в них. Фальцет, фальцетный механизм голосообразования. Резо­нансная теория искусства пения по В.П. Морозову (семь функ­ций певческих резонаторов, психологические основы резонан­сного пения). Певческая опора, надставная труба, вибрато, тре- моляция, импеданс. Понятие о речевых и певческих форман­тах, их физиологическое значение. Акустические методы исследования.




  3. Научные основы вокальной и речевой педагогики. Вокальная методика, техника речи, сценическая речь, техно­логия устной речи, логопедия, фонопедия, психология речи. Постановка голоса как комплексный процесс. Понятие о рефлексе и динамическом стереотипе. Врождённые и приобре­тённые рефлексы. Гигиенические и физиологические принци­пы обучения вокальным и речевым профессиям (координация всех отделов голосового аппарата; единства технической и художественной составляющей; постепенности освоения вокальных трудностей; подбора вокального репертуара с учё­том технической, психологической и физической готовности и их значение для снижения уровня заболеваемости голосового аппарата). Психологические феномены при постановки голоса. Обратные связи. Певческое положение гортани. Психология творчества. Генетические основы артистической одарённости.

  4. Основные принципы гигиены голоса. Повышенная голо­совая нагрузка как вредный производственный фактор. Прин­цип освидетельствования абитуриентов на предмет пригодно­сти к вокально-речевым профессиям. Предварительные и периодические медицинские осмотры лиц вокально-речевых профессий, профотбор в фониатрической практике, пригод­ность к вокальным и речевым профессиям. Профессиональные заболевания лиц вокально-речевых профессий. Список проти­вопоказаний к профессии. Режим труда и отдыха лиц вокаль­но-речевых профессий, понятие о нормах голосовых нагрузок. Гигиена питания лиц вокальных и речевых профессий, влия­ние табачного дыма и алкоголя на голосовой аппарат. Разучи­вание новых партий. Последствия исполнения несвойственных партий. Профилактика ОРВИ, закаливание. Гигиена голоса детей и подростков. Мутационный период.

  5. Функциональные и органические заболевания гортани, причины их возникновения и профилактика. Влияние заболе­ваний различных органов и систем на голосовой аппарат.

Безусловно, в процессе развития данной специальности её разделы могут уточняться и дополняться, однако базовые поло­жения следует формировать вышеописанным образом.




Хотелось бы акцентировать внимание на том, что данная наука не претендует на замещение ни одной из ныне суще­ствующих и лишь имеет своей целью объединение междисци­плинарных знаний в области голоса для формирования у чита­теля научного представления о голосе и голосовой функции. Каждый из специалистов в области голоса, принимая для себя за основу определённый объём знаний, который даёт голосове­дение, формирует на нём теоретическую надстройку, необходи­мую для той или иной специальности.

Нынешние инициативы творческих вузов по преподаванию основ фониатрии и гигиены голоса являются чрезвычайно важными для укрепления и совершенствования системы про­фессионального образования. Однако данный предмет по сути своей является ни чем иным, как преподавание основ голо­соведения. Остаётся лишь определить объём преподаваемого материала для студентов средних специальных учебных заве­дений, вузов, а так же циклов повышения квалификации педагогических кадров в области вокального и речевого обра­зования.

На уровне министерств следует добиваться обязательного повышения квалификации практикующих вокальных и рече­вых педагогов России по голосоведению. Более того, без нали­чия удостоверения о повышении квалификации по голосоведе­нию не следует допускать к педагогической деятельности. Осо­бое внимание должно уделяться физиологии фонации, гигиене голоса, терминологии, а также научным основам постановки голоса.

Курс голосоведения должен быть обязательным и для вра- чей-фониатров, которые должны ориентироваться в вопросах вокальной методики и преподавания техники речи, а так же в основах коррекционной педагогики. Вопросам анатомии, физиологии и профилактики заболеваний (гигиены) голосового аппарата должно уделяться особое внимание. Врачебный кон­тингент должен иметь необходимые (исчерпывающие) знания по этим разделам.

В научном и педагогическом сообществе должно сформиро­ваться чёткое представление о том, что голос не является достоянием какой-либо одной науки — фониатрии, вокальной педагогики логопедии и т.п. Явление это чрезвычайно сложное и носит междисциплинарный характер. Предлагаемый базис должен быть обязательным для всех подобных специальностей, каждая из которых в рамках своей компетенции занимается теми или иными проблемами голоса (профилактикой и лечени-







ем голосовых расстройств, воспитанием, коррекцией и пр.). При этом обогащая определённую отрасль знаний, обогащается голосоведение в целом.

^ ГОЛОС КАК ФУНЦИЯ ОРГАНИЗМА

Что же такое голос? Каковы его функции? На эти, казалось бы, банальные вопросы не каждый сразу даст ответ.

С физической и физиологической точки зрения голос — это совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата.

С социальных и общекультурных позиций голос — это уни­кальный до конца не изученный природный феномен, в совер­шенстве дарованный только лишь человеку и формирующий огромное культурное пространство (музыкальный и драмати­ческий театр, народное песенное творчество и пр.).

У представителей животного мира природа сформировала эту функцию организма как важнейшее средство внутривидо­вой коммуникации и межвидовой связи. У человека коммуни­кативная роль голоса видоизменяется и усложняется: на его основе формируется такой продукт высшей нервной деятельно­сти, как речь. Речь берёт на себя главную функцию коммуни­кации людей.

Нарушения коммуникации могут возникать, например, при несовпадение кодов коммуникации (разные языки), при нарушении продукции голоса, при расстройствах речи, при нарушении восприятия речи за счёт слухового анализатора (глухота) и т.д.

Помимо формирования речи, голос служит нам для выраже­ния чувств (крик, смех, плач, пение и пр.) или является след­ствием различных рефлекторных актов (чихание, кашель и др.).

Долгое время существовало мнение, что голосовой аппарат человека, способный производить речь, является уникаль­ным и специфичным для человека. Однако гортань и вокаль­ный тракт человека не имеют фундаментальных различий от большинства других млекопитающих. Человеческая речь и







пение образуются благодаря тем же основным механизмам, которые имеются и у других животных (приматы, олени, кошачьи и др.). Корни различий и способностей, отличающие человека от других млекопитающих, кроются в головном мозге. Самое главное различие между людьми и приматами то, что человек обладает прямыми связями между моторной корой и моторными нейронами, которые управляют гортанью и вокальным трактом.

Формирование голоса происходит постепенно (иногда скач­кообразно), по мере развития организма, его центральной нер- вной и эндокринной систем. Голос новорождённых и грудных детей одинаков у всех по высоте (ля 1-й октавы) и тембру, раз­личается только по силе. С возрастом тоновый и динамический диапазон постепенно расширяется, оформляется тембр. Наибо­лее интенсивное изменение голоса происходит в период полово­го созревания и называется мутацией. Мутация — смена голо­са (в народе — «ломка») — это физиологическое явление, свя­занное с ростом организма, а вместе с ним и гортани, а также изменением физиологических функций, связанных с периодом полового созревания и появлением вторичных половых приз­наков.

С возрастом в хрящах гортани появляются участки окосте­нения, гортань испытывает возрастные изменения, касающие­ся и организма в целом. К старости происходит некоторое изме­нение тембра, сужается тоновый и динамический диапазон.

Для многих людей голос является основным орудием их трудовой деятельности (певцы, актёры, дикторы и др.). Ещё больше людей используют свой голосовой аппарат в большей степени (врачи, офицеры, руководители, менеджеры и др.) или более интенсивно (например, рабочие шумных произ­водств), нежели остальные. У всех этих категорий наблюдает­ся высокий уровень заболеваемости голосового аппарата, при этом некоторые патологические изменения в гортани наблю­даются исключительно при интенсивном использовании голо­совой функции (и что особенно важно, при неумелом её использовании). Поэтому в фониатрической практике данный

контингент объединяют под термином «лица голосо-речевых профессий».

Такие критерии, как интенсивность голосовой и психоэмо­циональной нагрузки, с которыми человек имеет дело в процес­се своей трудовой деятельности и требования, предъявляемые к качеству голоса в процессе выполнения своих служебных обязанностей, легли в основу классификации лиц данных про­фессий.

Группы лиц голосо-речевых профессий:

  1. Вокалисты — солисты; вокалисты — артисты хора; актё­ры; дикторы.

  2. Учителя; переводчики; телефонисты; руководители.

  3. Юристы; врачи; офицеры; рабочие шумных цехов; мене­джеры; риэлтеры; рекламные агенты и пр.

Многими научными трудами доказано, что правильное использование техники голосообразования является мощным средством профилактики нарушений голосовой функции. И даже если эти навыки привиты в большей или в меньшей сте­пени, это уже возымеет свой положительный эффект. Однако из всех вышеперечисленных категорий только лишь вокали­сты, актёры и дикторы оказываются обученными в плане вокально-речевой техники, что является неотъемлемой частью основной образовательной программы в соответствующих учеб­ных учреждениях. К сожалению, преподавание техники речи, как правило, не ведётся в других вузах. Данная проблема вряд ли будет решена в ближайшее время, так как сопряжена с гро­мадными организационными и финансовыми затратами, в том числе с проблемой подготовки квалифицированных педагоги­ческих кадров.

Классификация детских певческих голосов

Мальчики: дискант; альт.

Девочки: детское сопрано; альт.




Классификация академических певческих голосов




колоратурное лирико-колоратурное

лирическое лирико-драматическое драматическое


















  1   2   3   4   5   6   7



Похожие:

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов iconДокументы
1. /Кобзарь И. - ЛОГИКА. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Санкт-Петербург,...
Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов iconУчебное пособие для студентов и аспирантов отделений филологии и журналистики Новосибирск 2000
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов-филологов и журналистов Новосибирского государственного университета, изучающих...
Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов iconУчебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений, Academ a 2003
«Сборник заданий для проверки профессиональной готовности студентов к использованию тонком в учебном процессе школы»
Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов iconВладимир Тютюнник Основы психологических исследований
Т 986 Тютюнник В. И. Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений...
Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов iconСборник заданий для лабораторных и семестровых работ
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих курс «Информатика»
Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов iconУчебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб пособие для студ высш учеб...
Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов iconУчебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1982. 256 с. Антонов В. Ф., Черныш А. М., и др. Биофизика: Учебное пособие для вызов. М.: Гуманитарно-издательский центр «владос», 1999. 288 с
Анализ производительности ЭВМ методами теории массового обслуживания, М.: «Энергия», 1972. 176 с
Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов
Учебное пособие предназначено для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ. Содержание пособия разработано с учетом последних...
Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов iconДомашнее задание для практических занятий по дисциплине «Инвестиционный анализ» (для студентов дневного отделения)
Литературный источник: МаркарьянЭ. А., Герасименко Г. П., МаркарьянС. Э. Финансовый анализ: Учебное пособие.–4-е изд. – М.: Ид эбк...
Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов iconУчебно-методическое пособие для студентов исторического факультета, обучающихся по специализации "археология"
Методическое пособие предназначено для студентов, специализирующихся по археологии, может быть использовано в рамках изучения курсов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов